Ситуация вокруг скандальной передачи «Вечерний Ургант» (ВУ), продемонстрированной на телеэкране Первым каналом рождественским вечером 7 января 2020 года, развивается довольно бурно и в целом – практически бескомпромиссно. Это сопротивление откровенному глумлению над святынями чуждой участникам телешоу традиции весьма показательно и, будем надеяться, достаточно последовательно. Мы начинаем понимать, что мировоззренческие компромиссы оставляют рубцы в душе народа и только ускоряют материальные разрушения его жизнедеятельности.
Провокационная стилистика «юмора и шуток» в телепередаче, показ которой совпал с временем, символически значимым для верующих людей, зашкаливала за все допустимые пределы. Но обращена была к максимально широкой аудитории. Разумеется, это не могло не обратить на себя внимание, поскольку в ситуациях социально приличных – имею в виду сейчас не формальный, а изначальный смысл слова, восходящий к лику и образу, – оскорбление святых человеческих чувств и отношений, связанных с религией, считается недопустимым и строго наказуется. Особенно если это оскорбление транслируется телекартинкой и может неоднократно воспроизводиться.
Поэтому оценки в кощунственности содержания этого телешоу, незамедлительно последовавшие за выходками ведущего и его гостя, были абсолютно справедливы. И отсылки к исключительно светской и атеистической позиции создателей и участников телешоу не могут быть приняты в качестве оправданий. В том числе и потому, что светскость и атеизм далеко не одно и то же. Обсуждаемое телешоу не имеет к ним никакого отношения и прославляет, скорее, идеи революционно-анархической власти. А они, как мы хорошо знаем, могут подменять светскость - партийностью, противоречить веротерпимости и диктовать атеистическое воспитание как догму. Всё это, по сути, прямой дорогой ведет к диктату идеологии, которая устанавливает свой порядок, - главным образом за счёт разрушения традиционных принципов разума и стереотипов культуры.
Технология провокации в этом процессе играет не последнюю роль, но в деле создания обсуждаемой авторской передачи оказывает ей «медвежью услугу», превращая её в жанровые «вургантовские» скетчи, оскорбительные и неприемлемые в свете принципов уважения человеческой личности, которую законодательство светского государства защищает. Поэтому указание на то, что вся эта медийная реклама вседозволенности, скрывающаяся под маской «вечернего урганта», не только претит элементарной порядочности, но и противоречит законодательству РФ, имеет под собой все основания. Судебное разбирательство, по всей видимости, действительно могло бы расставить соответствующие акценты в возникшей ситуации «креатива», реализованного в этом телешоу, активно провокационного, но одобряемого общей редакционной политикой телеканала. Хотя нового в ней мало, ибо она банально работает на то, чтобы реализовать заявление небезызвестного советского лидера «показать по телевизору последнего попа».
В этом отношении телешоу, транслировавшееся на Первом канале 7.01.2020, имеет все основания рассматриваться как современная адаптация идеологии и политики «безбожных пятилеток», объявленных в свое время необходимыми ради искоренения религии и религиозных чувств русских людей как основного населения России. Да и отсылка к животным тоже не нова, ведь говорил же ещё в тридцатые годы один известный политик, что «крестьянин – это курица, которая должна стать человеком». Поэтому все это оскорбительное вургантовское лицедейство на деле оказывается простым и технологически самоуверенным применением старых политических канонов революции. И преследует оно чисто идеологические цели агрессивной деконструкции традиционной православной религии, рождественского праздника, его радости и смысла. Телезрителя все это заставляет «расслабляться», «отрываться по полной» и «балдеть», что и позволяет участникам шоу транслировать и, – под видом внецензурных издевательств, – распространять отрицание христианской традиции, превращая это отрицание в образно и социально допустимую норму. Нового и в этом ничего нет, разве что самоуверенность медийных персон и их технологическая выучка.
Однако, прислушиваясь к известному выражению «дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно», следует признать, что такой вариант телешоу уже никак нельзя оценить как юмористическую телепередачу. И не только потому, что это скучное и холодное блюдо. Его политическая подоплека указывает, что само по себе оно является частной идеологической продукцией, противоборствующей исторической России и ее людям, их языку, православной религии, социальному опыту и множеству факторов, которые удерживают самосознание современного русского человека в относительно нормальном состоянии. При всех социальных издержках, тянущихся от непрерывных экономических тягот и реформ образования и культуры.
Даже если не вспоминать о методах, которыми добивались своих целей первые советские идеологи безбожия, результаты проведения в жизнь такой политики были настолько плачевны, что формально от нее пришлось отказаться. Но в наше время медийные персоны буквально стремятся перещеголять своих политических и идеологических наставников и учителей. Они создают идеологическую продукцию, цель которой не переосмыслить факты, а убить смыслы национальной русской истории, её религиозной и культурной традиции, пресечь способность человека к нормальному общению, разрушить его мировоззрение, т.д. Признаем, что выделка такой виртуальной «овчинки» сейчас в цене, а время – деньги: нет ни прошлого, ни будущего, и медийные киллер-методы направлены против жизни, против роста её разума и культуры, они отвлекают от них внимание человека и извращают его совесть, а значит, мотивируют любого к потере своей идентичности, как культурной, так и социобиологической.
Всё это противоречит не только разуму и культуре, но и общепринятой морали, основанной на христианской традиции. Нельзя не отметить, что и запрет государственной идеологии, – а это суть воплощение принципа «непротивления злу силою» – обезоруживает государство и его граждан перед этими особо агрессивными случаями частной идеологической продукции, в данном случае олицетворяющей циничное пренебрежение нормами светской морали и транслирующей самые вульгарные формы противостояния нормам культуры.
Ирина Александровна Николаева, публицист