На перекрёстке цивилизаций

Святая София и её судьба

Бывший СССР 
0
786
Время на чтение 7 минут

10 июля Государственным советом Турции было принято решение о смене музейного статуса святой Софии – памятника византийского зодчества, исключительно значимого для сохранения наследия мировой культуры и цивилизации. На основании этого решения президент Эрдоган подписал указ о переводе музея Айя-София под руководство Управления по делам религий. В соответствии с ним Айя-София в конце июля открывается для мусульманских богослужений.

Никто не остался в стороне от этого решения, – оно сразу же вызвало во всех концах мира политические оценки, эмоциональные реакции и целый спектр культурных реакций. Вместе с тем МИД России, в лице заместителя министра иностранных дел России Сергея Вершинина, 13 июля 2020 года официально заявил, что решение о смене статуса собора Святой Софии с музея на мечеть является внутренним делом Турции.

Купол собора Святой Софии

Официальную позицию МИД Российской Федерации нужно признать взвешенной и исходящей из оценки юридически закрепленного права Турции распоряжаться объектами, расположенными на её территории. Скрытые нюансы ситуации свидетельствуют, что собор святой Софии, оставаясь памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, экстерриториальностью не обладал, и его музейный статус турецкими властями только лишь поддерживался, учитывая намерение Турции стать членом Евросоюза, по некоторым сообщениям, указом министра культуры Турции мусульманские богослужения в Айя-Софии формально были разрешены еще в 1991 году. Что, конечно, многое объясняет и говорит о характере политического лавирования Турции на протяжении многих лет в ситуации распада СССР и образования Евросоюза.

В связи с этим размышления о судьбах мировой культуры и цивилизации, историко-культурная составляющая которых касается наследия христианского мира, оказались в центре внимания в контексте решения турецких властей переформатировать музейный статус святой Софии. Комментарий МИД России поэтому не мог не включить в себя значимость Айя-Софии как объекта мировой культуры и цивилизации, что и было подчеркнуто Сергеем Вершининым в беседе с журналистами. В этом нельзя не видеть заинтересованного стремления обозначить потенциал и основные приоритеты исторического видения будущих судеб человеческой цивилизации.

Широкий резонанс, который получило это решение, говорит о потребности в сохранении и отстаивании истин христианской веры. Византия, её государственный опыт, богословская и философская культура, художественный и эстетический мир до сих пор остаётся достоянием православной цивилизации. Не случайно даже внешний облик святой Софии знаменует собой широту христианской ойкумены, что нашло отражение в архитектуре домонгольской Руси, православных Балкан и Восточной Европы.

В известном смысле святая София символизирует историческую память православных христиан, их веру и мировоззрение, а также связанные с ними обетования будущего обновления и спасения христианского мiра. Поэтому музейный статус святой Софии создавал эффект объёмности и целостности восприятия памятника истории и соотносился не только с любопытствующим интересом туристов. Хотя журналисты констатируют, что в 2019 году наблюдалось рекордное число посещений музея, а именно более чем в три с половиной миллиона человек. Нельзя оспорить и высокий уровень его доходности для турецкой казны.

В свете культурной истории музейный статус Айя-Софии олицетворял прошлое и позволял не отрекаться от настоящего. Предлагая каждому наглядные измерения путей и судеб мировой цивилизации, он повествовал о перекрёстке культур и сложных путях христианской истории. Нет необходимости много говорить и о художественных сокровищах Айя-Софии, которые сохранялись и оберегались музейным статусом храма.

Гарантии музейного статуса были достаточно надёжны, теперь же актуальным и открытым стал вопрос, насколько обещания политиков смогут заменить их, чтобы сохранить художественные сокровища Айя-Софии как памятника культурного наследия, относящегося к мировой цивилизации и сохраняющего человечеству его целостность и историческую идентичность.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем Заявлении, сделанном ранее принятого решения, выразил глубокую обеспокоенность в связи с возможной утратой святой Софией своего музейного статуса, который в глазах международного сообщества поддерживал политический образ Турции как светского государства. «Долг всякого цивилизованного государства, предостерёг Предстоятель Русской Православной Церкви, сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их; способствовать объединению людей, а не разделению».

Но решение, которое было принято Госсоветом Турции, – высшим административным судом страны, не приняло во внимание резкую реакцию мирового сообщества, а также те политические и критические оценки, которые прозвучали в его адрес. Между тем, среди того круга мнений, который сложился в процессе обсуждения уже принятого турецким руководством решения – в России и за её пределами: в Греции, Европе и США, можно точно указать на оценки политической мотивации турецкого президента и проследить прогнозы дальнейшего развития ситуации.

Многие эксперты оценивают не только политические и геополитические, но и социальные аспекты, которые повлияли на порядок принятия решения об изменении музейного статуса святой Софии, вопрос об этом обсуждается уже довольно давно и, по оценкам экспертов, изначально у населения страны не было единого мнения по этому вопросу.

Указывая на проблемы турецкой экономики, эксперты обращают внимание, что смена статуса Айя-Софии не только говорит об отказе от светской модели государственного развития, но стимулирует тенденциозные идеологические установки турецкого общества в сторону переоценки итогов модернизации Турции в ХХ веке. В свете этого Айя-София – уже не музей, который символизирует перекресток культур и цивилизаций, но «наследие султана Мехмеда Завоевателя, и это наследие должно использоваться в такой форме, в какой оно было оставлено» (см. обсуждение на портале Haber 7 решения превращения Айя-Софии в мечеть).

Таким образом, решение Госсовета Турции вполне можно оценивать как отступление от светского либерализма, крайности которого, как мы видим, почти совпадают с фундаментализмом религиозного толка и по прошествии времени возвращают идеологию и политику к противостоянию цивилизаций. А тот резонанс, который оно вызвало в мире, только оттеняет популистский характер этого решения.

Византия и её бытие в череде исторических эпох христианского мира задавала иные этические смыслы и иные образцы религиозного и национального самосознания. Поэтому её историческое наследие, её высокое культурное пространство для христиан всего мира остаются особым опытом исторической жизни. Опытом и образцом, заслуживающим научного внимания и исторического интереса, требующего своей политической и информационной поддержки. Память о Византии становится для христианского мира и его самосознания неким общим ориентиром. Показательно, например, что в столице Польши Варшаве впервые за последние сто лет совсем недавно был возведен православный храм в честь Софии Премудрости Божией, построенный по образцу константинопольского собора.

В России же это политическое решение только углубит восприятие того исторического пути, которое выпало на долю славянского православного мира в ХХ веке, заставит всех нас более серьёзно оценивать чреду революций и войн этого столетия, их политических мотивов и целей, которые были тесно связаны с богоборческими идеями большевизма и либерализма. Жестокий радикализм их богоборчества был выразим не только в физических репрессиях, но и в практически полном истреблении тех направлений исторического знания, которые были тесно связаны с корневой системой русской государственной культуры, и первыми среди них оказались славяноведение и византинистика. Если в конце XIX века западное научное сообщество в попытках оценить исторический опыт Византии и ее влияния на судьбы русского и других славянских народов ориентировалось на достижения русской науки, то уже к середине 30-х годов ХХ века инициатива таких оценок полностью перешла к западноевропейским ученым, а политики в этой ситуации делали свои выводы.

Политические и социальные итоги такого положения вещей мы пожинаем до сих пор, наблюдая радикальные изменения всего облика информационной культуры и самосознания русской жизни в пользу западных идеалов и ценностей. Тем не менее для русских православных людей святая София останется вечным символом и зримым свидетельством полноты исторического опыта христианского мира.

Ирина Александровна Николаева, философ, член Общества русско-сербской дружбы

Мозаика Патриарших покоев храма Святой Софии. Богоматерь с Императорами Константином и Юстинианом. Редкое фото 1930 - 1960 гг.

Уильям Генри Бартлет. Святая София - вид со стороны ворот дворца Топкала. Акварель с белилами. 1836 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Александровна Николаева
Проявление неоязыческой западной глобалистской системы ценностей
Обращение Общества русско-сербской дружбы в поддержку сербов, выступающих против «Европрайда-2022»
29.08.2022
А дальше – тишина…
Об итогах одной литературной полемики
17.12.2021
Закат Евровидения?
Песня Манижи «Russian Woman» – эрзац революционного интернационализма; сам же конкурс опрокидывает христианскую традицию
17.05.2021
«Вечерний Ургант»: технология провокации против разума и культуры
Судебное разбирательство могло бы расставить соответствующие акценты в возникшей ситуации «креатива» Урганта и Депардье
22.01.2020
Законотворчество и смена вех
О проекте ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»
18.12.2019
Все статьи Ирина Александровна Николаева
Бывший СССР
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2024
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Он спал на берегу моря...
Об Абхазии и её народном поэте Мушни Ласуриа
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30