Возможна ли альтернатива современному обществу?

Прорыв к православному монархическому социализму возможен только в чрезвычайных обстоятельствах

Священник Виктор Максимов 
Православный социализм: pro et contra 
0
05.05.2021 734

«А вы, друзья, как ни садитесь,

всё в музыканты не годитесь»

И.А.Крылов. Квартет

Можно ли устроить общество, в котором жить безопасно, справедливо и достаточно обеспеченно? Ну если не рай, то хотя бы спокойное существование, пусть в труде, но без войн, без убийств, без воровства, без мордобития…

Человечество всю свою историю ищет способ так устроить жизнь. Начиная с Каина и Авеля. Казалось бы: уж если они, два брата, не смогли ужиться на большой и незаселенной Земле, то куда уж нам! Однако поиски продолжаются. Как говорил профессор Казанской духовной академии В.И. Несмелов в публичной лекции 1898 года: «В грандиозном развитии этих самых процессов культуры и цивилизации человек постепенно преобразовал весь земной мир и сделался наконец царем его. Но гордое владычество над миром не дало ему даже и капли того счастия, в содержании которого действительность совпала бы с мечтой человека и в мятежную душу его возвратился бы утерянный рай. Для достижения своего счастья в течение многовековой истории своей он потратил безмерную массу труда и пролил целое море крови и слез, а между тем резкое противоречие между злом действительной жизни и благом желанной не только не изгладилось в нем, но и с каждым шагом в его развитии раскрывается все шире и шире».

О попытках древних цивилизаций пусть судят историки, для нас маловато информации. А от более близких времен сохранились многочисленные документы.

Первые христиане тоже пытались создать новое общество, их коммуны стали прообразом для социалистов всех времен и народов и по сей день. Христианские коммуны не сохранились просто потому, что в коммунах христиан было легко отлавливать и казнить. Христиане вынуждены были скрываться, рассеяться в человечестве и выполнять роль, которую им предназначил Христос: соль земли, закваска.

Христианство оказало огромное влияние на европейскую цивилизацию, а через нее – на весь мир. Христианские идеалы долго жили в сознании людей несмотря на то, что логика товарно-денежных отношений, установившихся в глубокой древности, вела по другому пути – к служению маммоне, а не Богу.

Так, еще в начале существования капитализма, были люди, которые предвидели большие проблемы, которые он принесет. Они не только размышляли, но и пробовали практически создать другую модель общества.

Речь идет о французских социалистах. Были созданы даже общины, подобные коммунам. Но психология людей, собравшихся в коммуны Оуэна и Сен-Симона, оставалась прежней, рыночной. И при общем (ничейном) имуществе мотивация к труду снижалась, а с нею и благополучие общины. Стало понятно, что в окружении большого рыночного мира общины не могут выжить, не могут конкурировать с миром. Они распались.

Спустя век был поставлен эксперимент в гораздо больших масштабах. Идеи социалистов взяли на вооружение русские марксисты, социал-демократы, которые выработали проект для целой страны. И казалось, им удалось. Советский Союз стремительно развивался, набирал мощь и богатство, добился первенства в космосе и равенства в ядерном вооружении. Равенства с конкурирующим обществом, основанном на прежних, рыночных отношениях между людьми. Однако и Советский Союз не выдержал испытания временем.

Главной причиной стало опять же внутреннее недовольство граждан. Мышление граждан хоть и сохраняло нравственные идеалы православия, однако вера в Бога, Который установил нравственные законы, последовательно изгонялась из сознания людей. А если нет Бога, то кто сказал, что воровать, мошенничать нельзя? Кто сказал, что надо трудиться, а не жить за счет других? Государство? Но оно тоже не от Бога, оно состоит из людей, которые показывают пример совсем другой жизни. И наоборот, лучше всех живут те, кто не трудится, а паразитирует.

И Советский Союз распался, как и коммуны Р. Оуэна.

Сейчас набирают популярность идеи христианского, православного социализма. Многие отечественные мыслители вполне резонно рассудили, что общественное, коллективное владение средствами производства может быть эффективным только при диктатуре совести. А она немыслима без веры в Бога, в Господа нашего Иисуса Христа. Только неуклонное исполнение Его заповедей может обеспечить существование такого строя.

Но для этого надо, чтобы глубокая вера была у большинства народа, в особенности русского народа, который исторически является устроителем цивилизации Русь, Святая Русь. А цивилизация, как и всякая система, существует до тех пор, пока существует ее системообразующий признак. В Святой Руси таковым является власть совести. В нашей цивилизации никогда не было такого правового общества, такой правовой культуры, какая была на Западе. Просто в ней не было такой острой необходимости. Ведь еще первый западный политолог Н. Макиавелли писал: «Как доказывают все, рассуждающие об общественной жизни, и как то подтверждается множеством примеров из истории, учредителю республики и создателю ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай. Если же чья-нибудь злобность некоторое время не обнаруживается, то происходит это вследствие каких-то неясных причин, пониманию которых мешает отсутствие опыта; однако ее все равно обнаружит время, называемое отцом всякой истины» (Рассуждение о первой декаде Тита Ливия).

Макиавелли безусловно прав: все западные республики основаны на убеждении в том, что люди по природе злы, лживы и своекорыстны. Это и породило богатую правовую культуру, предназначенную сдерживать порочные стремления людей, регулировать их отношения.

Но историческая практика показала, что издержки на поддержание порядка в правовой системе, непомерно растут. Так, известный философ Ф. Фукуяма писал: «Все эти правовые приемы, заменяющие доверие, приводят к росту того, что экономисты называют «трансакционными издержками». Иначе говоря, преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем доверия» (Фрэнсис Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния.//Новая индустриальная волна на Западе. Антология. /Под ред. В.Л. Иноземцева. М. 1999. с. 134).

Теперь эти издержки таковы, что при открытом еще Марксом законе падения прибыли они ставят под вопрос само существование капитализма. О надвигающемся экономическом кризисе предупреждают уже все экономисты.

Однако и цивилизация Святая Русь, в основе которой лежала вера в закон Бога и в совесть людей, не выдержала испытание временем, ей тоже понадобилась правовая культура.

Итак, возможен ли православный социализм? С помощью Божией возможен, но лишь на время. Сын Божий открыл нам, что рай на Земле невозможен просто потому, что семя ада, семя зла, сатанинское семя находится внутри человека. Поэтому, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Гармония на Земле невозможна, пока плевелы не выполоты из земли сердца человеческого. А они будут исторгнуты и отправлены в печь только во время жатвы, то есть во время конца истории и Страшного Суда (Мф. 13: 25-43).

Рай на Земле невозможен, но можно замедлить наступление ада. Наш великий дипломат и философ К.Н. Леонтьев молил Бога, чтобы Он «подморозил» Россию. И православный социализм может на какое-то время задержать «мировой прогресс» к аду. Но тот же К.Н. Леонтьев предсказал, что социализм на Руси возможен только при монархической форме правления (Сталин фактически был монарх).

Справедливости ради надо сказать, что Русь всегда возвращалась к монархической форме, как бы ни назывался монарх – царь, император, вождь, генеральный секретарь, президент. Иначе просто беспорядок в стране, власть вооруженных бандитских группировок. У нас нет глубоких традиций правового общества. Они слишком экономически затратны для нас.

Сейчас у нас работают чуждые нам, заимствованные социальные институты – разделение и равновесие властей, партии, группы влияния… Прорыв к православному монархическому социализму возможен только в чрезвычайных обстоятельствах, ибо такой прорыв – это нарушение законов (хоть и навязанных нам), это стремление к высокой цели, не предусмотренной ни законами, ни системой власти.

Стало быть, опять революция? Ведь все революции провозглашают высокие цели и начинаются как праздник. Но семя-то сатанинское никуда не делось…

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1862-1863) Достоевский писал о невозможности призвать людей к братству, если в человеческой натуре органически нет братского чувства. На практике социалисты сначала «уговаривают на братство», но когда эти уговоры не действуют, в ход идет насилие. «И пойдут братья откалывать головы братьям, чтобы получить через гражданское учреждение братство, – добавлял писатель. – Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь всесветным единением во имя Христово».

Мария Мономенова цитирует Достоевского в своей статье и добавляет от себя: «В одной этой цитате и Русский христианский «глобализм» (идея всесветности) и Русский христианский социализм. Всё то, что у нас торжественно выкрали и выкрали уже дважды».

Во-первых, хочется сказать: слава Богу, что выкрали! Слава Богу, что Русь Святая обогатила мир этими идеями и идеалами!

А что касается новой веры в православный социализм, в котором ячейкой общества станет церковный приход, то назовите, пожалуйста, примеры, в каком из городов-миллионников при каком храме образовалась церковная община? Именно община. У нас в селах и поселках – да, такие встречаются, и то не в каждом приходе. А в городах? Трудно поверить, что есть общины-семьи. А если нет опыта жизни в такой общине, одной большой семьей, то всякая надежда на православный социализм утопична. Всё кончится развалом, как и Советский Союз.

Ведь и Союз держался на памяти о дореволюционном общинном образе жизни, на совестливости старых досоветских людей. А когда под руководством коммунистической партии выросла «новая социальная общность – советский человек», она с радостью развалила Союз во имя капитализма.

Что мы имеет сейчас? Поколение советских людей в 1990-х годах ринулось в церкви, заменить веру в коммунизм на веру предков. А где сейчас большинство из крестившихся тогда? Они не ходят в церкви и равнодушны к вере, которая оказалась для них непонятна и трудна. Выросли их дети, которые поголовно крестят своих детей и не водят их в церкви ко причастию, потому что сами не ходят, не исповедуются и не причащаются Тела и Крови Христовых.

Настоящих верующих мало, православный социализм строить просто некому. Увлечь-то социализмом, может быть, и получится, а дальше будет по Достоевскому.

Политики любого рода, в том числе и православные, обречены повторять то, что описал И.А. Крылов в своей басне «Квартет».

Нет, эта революция должна быть не восстанием, а Крестным ходом к богоданному царю, как шли в 1613 к юному Михаилу Феодоровичу Романову. Ясно, что такое возможно лишь при глубокой искренней вере большинства народа. Может ли такая вера возродиться? Невозможное человекам возможно Богу. В окопах под артобстрелом атеистов не было.

Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово Челябинской области

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Священник Виктор Максимов
Возможна ли альтернатива современному обществу?
Прорыв к православному монархическому социализму возможен только в чрезвычайных обстоятельствах
05.05.2021
Кризис цивилизации «золотого миллиарда» и глобализм
Углубляющийся разрыв с реальностью ведет западную цивилизацию к неизбежной гибели
19.04.2021
Обыкновенный сатанизм
В противоположность любви всеми средствами теперь насаждается, культивируется гордость
20.10.2020
Ошибка Бжезинского
К счастью, хозяева денег ошибаются в самом основном – в понимании природы человека
17.06.2020
Манипулирование и управление
К вопросу о поправках в Конституцию РФ
01.06.2020
Все статьи Священник Виктор Максимов
Православный социализм: pro et contra
Карл Баллод и его «Государство будущего»
О невыученных уроках истории
18.06.2021
Возможна ли альтернатива современному обществу?
Прорыв к православному монархическому социализму возможен только в чрезвычайных обстоятельствах
05.05.2021
О социализме из первых уст
Сейчас, когда Россия испытывает прессинг со всех сторон, есть такие «товарищи», которые пытаются посеять в народе «семя раздора»
22.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
19.06.2021 19:58
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20