Господь заранее выбрал Крест как орудие казни Своего Тела «…как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15).
Почему именно Крест? Что значит умереть на Кресте? Как человек умирает на Кресте? В годы Второй мировой войны фашистские врачи установили на опытах, как умирает человек на кресте. Во-первых, гвозди, кованые, квадратные, вбивались не в ладони, ибо ладонь порвется и тело упадет. Гвозди вбивались в запястья, в средоточие жил и нервов. Чтобы сделать вдох, человек должен был подтянуться на гвоздях руками и оттолкнуться от гвоздей ногами, причиняя себе неимоверную боль. Каждым вздохом казня себя. И когда кончались силы, человек переставал дышать.
Неслучайно воины Понтия Пилата, прежде чем отдать тела для захоронения, перебили разбойникам голени, чтобы те перестали дышать. А Иисус уже не дышал, ему голени не перебили, но для контроля один из воинов проткнул Его грудь копьем, из раны вытекла кровь и вода.
Итак, Господь выбрал самую мучительную казнь. И орудие казни имеет форму пересечения вертикали и горизонтали. Господь не делал и не говорил ничего случайного. Всё имеет смысл.
Он говорил юноше, пожелавшему стать совершенным: «Раздай всё имение и иди за Мной». А куда шел Иисус? На Голгофу. Стало быть, и каждый из нас может войти в Царство Божие только через свою Голгофу, через мучительное избавление от грехов. Форма Креста, простая и заметная издалека, есть знамение Любви к Богу (вертикаль) и любви к ближнему (горизонталь). В этих двух заповедях, говорил Спаситель, сконцентрировано всё Священное Писание (Мф. 22:40).
Накладывая на себя Крестное Знамение мы как бы говорим: «О безмерная Божественная Любовь к нам, живущим во грехах! Даруй мне распять на Кресте Любви все животные страсти мои и все бесовские наваждения! Даруй мне силы претерпеть ту малую долю страданий, которые неизбежны, чтобы вырваться из-под власти греха!». Мы знаем, например, как трудно простить обиду. Уязвленная гордость – вот наша Голгофа! А не простишь – отправляйся в ад (Мф. 18:32-34).
Преподобный Силуан Афонский записал в дневнике: «Один монах рассказал мне, что когда он (в детстве) был тяжело болен, то мать его сказала отцу: "Как страдает наш мальчик. Я с радостью дала бы изрезать себя на куски, если бы можно было этим облегчить его страдания"».
И преподобный Силуан, прозревая в этом человеческом нечто сверхчеловеческое, добавляет:
«Такова любовь Господа к людям. Он так сильно жалел людей, что захотел пострадать за них, как родная мать, и даже более. Но понять эту великую любовь без благодати Святого Духа никто не может».
Господь Сам объяснил смысл Своей Жертвы во время Тайной Вечери, взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28)
Во оставление грехов! Чтобы дать нам веру и силу вырваться из-под власти грехов, из-под власти сатаны! Вот цель и смысл Его Жертвы!
Любовь складывается всегда из жертвенности и доверия, веры. Смерть на Кресте – это не только выражение высочайшей жертвенности со стороны Богочеловека, но и знак Его веры в нас, веры в человека, веры в то, что человек выберет Добро, Любовь и Красоту, а не сытость, славу и удовольствия, которые всегда кончаются разочарованием и злобой на весь мир. Именно так встречают смерть безбожники.
А для нас смерть тела – это возвращение домой, к Любящему Отцу.
Вот почему поклонение Кресту Господню – для эллинов (язычников) безумие, для иудеев (ждущих другого Мессию) соблазн, а для нас – сила Божия и Божия Премудрость, писал апостол Павел.
Господь распялся, чтобы воскреснуть и воскресить нас для жизни вечной, для жизни с Богом. И если мы не жалея распинаем себя из любви к Богу и к людям, то мы получаем залог нашего воскресения.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово