Четырёхдневка — шаг куда?

Четырёхдневная рабочая неделя может стать возможностью сделать шаг к своему духовному оздоровлению

0
1393
Время на чтение 4 минуты

Многие патриотические силы парадоксально ополчились против инициативы о четырёхдневной рабочей неделе, рассматривая её едва ли не как шаг к погибели России и мотивируя это тем, что от современных либералов нельзя ждать доброго. Между тем, в обороте патриотически-ориентированных СМИ совсем не встречается мнение, что четырёхдневка с рассудительностью, очевидно, может стать шагом к спасению за счёт упрощения жизни.

Чтобы правильно посмотреть на инициативу ex-Президента Дмитрия Медведева, надо вспомнить о барщине — даровом труде зависимого крестьянина, принужденного работать в хозяйстве земельного собственника. В некоторых районах России барщина достигала шести дней в неделю, то есть крестьянину оставался свободным лишь один день на неделе, который он, скорее всего, посвящал Церкви. Император Павел I в день Святой Пасхи 5 апреля 1797 года подписал Манифест о трехдневной барщине, который хотя и носил рекомендательный характер, но не ухудшал, а, наоборот, улучшал положение крестьян (так писали в известных мне учебных пособиях историки В.Ю. Захаров и В.И. Моряков). Но было и обязательное условие: Император Павел I полностью запретил помещикам заставлять крестьян работать в воскресный день, объясняя это тем, что «Закон Божий в Десятословии нам преподанный научает нас седмый день посвящать ему». Остальные шесть дней Павел предписал разделить для выполнения работ крестьянами в пользу себя и в пользу помещика, по возможности, поровну.

Сегодня каждому из нас надо честно признаться, хватает ли ему при пяти- и даже шестидневной рабочей неделе оставшегося времени на выходных и для Церкви, и для забот по дому, и на молитвенно-созерцательный отдых, и на добрые дела? Или после сумасшедшей рабочей недели я/мы приходим вечером, как упоротые, и не успеваем ничего за выходные, даже просто успокоиться и перестроиться на мирный лад? Наша мысль о таком положении дел и будет именно тем сочувствием к труждающимся и обремененным ныне, в котором они нуждаются, а не дискуссия о том, упадёт или не упадёт тогда зарплата (в большинстве случаев юридически нет никакой проблемы перераспределить часы на оставшиеся рабочие дни так, чтобы зарплата не снизилась).

Можно приводить тот довод против четырёхдневки, что большинство истратит её на служение страстям и порокам: на пьянки, гулянки, компьютерные игры, лень и сон — и получится, как с амфитеатром на Хохловке в Москве: делали для красоты, а стал магнитом для шумливых ватаг. Однако это не должно закрывать тем же самым людям возможность высвободить дополнительный день, чтобы прожить его весьма благочестиво или учиться такому житью. Ведь кто-то рано или поздно насытится от непотребств, и обратится к Небу. Поляризация общества, как бы внутреннее стремление разъединиться на овец и козлищ, когда праведный становится праведнее, а грешный ещё грешнее, продолжится до конца мира, но на историческом пути ещё произойдут многие чудесные и непостижимые обращения кающихся грешников.

Дополнительный выходной создаст более благоприятные условия человеку, чтобы уйти в себя и задаться вопросами: кто я по своему образу жизни? к чему я стремлюсь? какую ценность имеют мои нынешние заботы? что я дал другим и что я оставлю после себя? Суета в недавнем обозримом прошлом вторглась в нашу жизнь, совпав (по крайней мере, персонально для меня) с эпохой цифры и интернета, которые были призваны упростить жизнь. И осталось не так много времени, а главное, внутреннего настроя, на подготовку к вечности и размышление над «запрещенными» вопросами. Кому-то выходной страшен мыслью о том, чем он будет заниматься?

Как раз недавно на Страстную субботу протоиерей Андрей Ткачёв говорил, что современному человеку трудно оставаться в тишине и наедине с собой из-за хаоса внутри. «Потом, когда праздники пройдут, — говорит он, — нам нужно будет субботствовать: нам нужно будет успокаиваться от страстей, нам нужно будет уменьшать, по возможности, суетную деятельность, нам нужно будет связывать себя насильным покоем, для того чтобы побороться внутри с торжествующим там внутри хаосом. Человек субботствующий чрезвычайно внутренне деятелен. И нам всем нужно учиться этой внутренней борьбе, при которой ты сидишь на лавочке, смеживши очи, и никуда не движешься. Это наша исихастская стезя. Это наша борьба, наше схождение во ад, если хотите, потому что внутренний мир человека — это есть некое предверие, предбанник ада».

Однако как бы ни было противно и мучительно, это надо делать: надо сходить внутрь себя, прибираться в аду своей души, учиться покаянию, вспоминать свои грехи и долги, мысленно просить прощения, готовиться к исповеди. Чтобы привести в себя настрой к такому духовному деланию и борьбе, святой Паисий Святогорец призывал каждого упростить свою жизнь. Современному человеку критически необходимо разгородить свою жизнь, очистить пространство души для удобного вхождения Бога.

Четырёхдневная рабочая неделя может и должна стать возможностью для каждого сделать шаг к своему духовному оздоровлению. Но выбор надо предоставить каждому работнику в отдельности: нужен ему дополнительный выходной, или не нужен. А также дать возможность перевыбора в дальнейшем, если режим не устроит.

Дмитрий Николаевич Габышев, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, г. Тюмень

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. не будьте наивными!

Всё делается по американскому трафарету. Это всё для чиновников и госработников, как и выходные с 1 по 10 мая и прочие бенефиты, а простых смертных это не коснётся, так что будьте спокойны!
Vladislav / 04.05.2021, 13:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40