Многие патриотические силы парадоксально ополчились против инициативы о четырёхдневной рабочей неделе, рассматривая её едва ли не как шаг к погибели России и мотивируя это тем, что от современных либералов нельзя ждать доброго. Между тем, в обороте патриотически-ориентированных СМИ совсем не встречается мнение, что четырёхдневка с рассудительностью, очевидно, может стать шагом к спасению за счёт упрощения жизни.
Чтобы правильно посмотреть на инициативу ex-Президента Дмитрия Медведева, надо вспомнить о барщине — даровом труде зависимого крестьянина, принужденного работать в хозяйстве земельного собственника. В некоторых районах России барщина достигала шести дней в неделю, то есть крестьянину оставался свободным лишь один день на неделе, который он, скорее всего, посвящал Церкви. Император Павел I в день Святой Пасхи 5 апреля 1797 года подписал Манифест о трехдневной барщине, который хотя и носил рекомендательный характер, но не ухудшал, а, наоборот, улучшал положение крестьян (так писали в известных мне учебных пособиях историки В.Ю. Захаров и В.И. Моряков). Но было и обязательное условие: Император Павел I полностью запретил помещикам заставлять крестьян работать в воскресный день, объясняя это тем, что «Закон Божий в Десятословии нам преподанный научает нас седмый день посвящать ему». Остальные шесть дней Павел предписал разделить для выполнения работ крестьянами в пользу себя и в пользу помещика, по возможности, поровну.
Сегодня каждому из нас надо честно признаться, хватает ли ему при пяти- и даже шестидневной рабочей неделе оставшегося времени на выходных и для Церкви, и для забот по дому, и на молитвенно-созерцательный отдых, и на добрые дела? Или после сумасшедшей рабочей недели я/мы приходим вечером, как упоротые, и не успеваем ничего за выходные, даже просто успокоиться и перестроиться на мирный лад? Наша мысль о таком положении дел и будет именно тем сочувствием к труждающимся и обремененным ныне, в котором они нуждаются, а не дискуссия о том, упадёт или не упадёт тогда зарплата (в большинстве случаев юридически нет никакой проблемы перераспределить часы на оставшиеся рабочие дни так, чтобы зарплата не снизилась).
Можно приводить тот довод против четырёхдневки, что большинство истратит её на служение страстям и порокам: на пьянки, гулянки, компьютерные игры, лень и сон — и получится, как с амфитеатром на Хохловке в Москве: делали для красоты, а стал магнитом для шумливых ватаг. Однако это не должно закрывать тем же самым людям возможность высвободить дополнительный день, чтобы прожить его весьма благочестиво или учиться такому житью. Ведь кто-то рано или поздно насытится от непотребств, и обратится к Небу. Поляризация общества, как бы внутреннее стремление разъединиться на овец и козлищ, когда праведный становится праведнее, а грешный ещё грешнее, продолжится до конца мира, но на историческом пути ещё произойдут многие чудесные и непостижимые обращения кающихся грешников.
Дополнительный выходной создаст более благоприятные условия человеку, чтобы уйти в себя и задаться вопросами: кто я по своему образу жизни? к чему я стремлюсь? какую ценность имеют мои нынешние заботы? что я дал другим и что я оставлю после себя? Суета в недавнем обозримом прошлом вторглась в нашу жизнь, совпав (по крайней мере, персонально для меня) с эпохой цифры и интернета, которые были призваны упростить жизнь. И осталось не так много времени, а главное, внутреннего настроя, на подготовку к вечности и размышление над «запрещенными» вопросами. Кому-то выходной страшен мыслью о том, чем он будет заниматься?
Как раз недавно на Страстную субботу протоиерей Андрей Ткачёв говорил, что современному человеку трудно оставаться в тишине и наедине с собой из-за хаоса внутри. «Потом, когда праздники пройдут, — говорит он, — нам нужно будет субботствовать: нам нужно будет успокаиваться от страстей, нам нужно будет уменьшать, по возможности, суетную деятельность, нам нужно будет связывать себя насильным покоем, для того чтобы побороться внутри с торжествующим там внутри хаосом. Человек субботствующий чрезвычайно внутренне деятелен. И нам всем нужно учиться этой внутренней борьбе, при которой ты сидишь на лавочке, смеживши очи, и никуда не движешься. Это наша исихастская стезя. Это наша борьба, наше схождение во ад, если хотите, потому что внутренний мир человека — это есть некое предверие, предбанник ада».
Однако как бы ни было противно и мучительно, это надо делать: надо сходить внутрь себя, прибираться в аду своей души, учиться покаянию, вспоминать свои грехи и долги, мысленно просить прощения, готовиться к исповеди. Чтобы привести в себя настрой к такому духовному деланию и борьбе, святой Паисий Святогорец призывал каждого упростить свою жизнь. Современному человеку критически необходимо разгородить свою жизнь, очистить пространство души для удобного вхождения Бога.
Четырёхдневная рабочая неделя может и должна стать возможностью для каждого сделать шаг к своему духовному оздоровлению. Но выбор надо предоставить каждому работнику в отдельности: нужен ему дополнительный выходной, или не нужен. А также дать возможность перевыбора в дальнейшем, если режим не устроит.
Дмитрий Николаевич Габышев, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, г. Тюмень
1. не будьте наивными!