Еще несколько лет был проведен подробный анализ того, как польско-католический Костел в Беларуси проводит активную деятельность по возвышению своего политического и идеологического влияния в стране с замашкой на восстановление в перспективе своего господства на землях Белой Руси, начиная с поддержки раскручивавшегося «мифа о многоконфессиональности Белоруссии». Тогда подчеркивалась и «революционно-подрывная и экспансионистская деятельность католического Костела и его посягновения на особый статус на Белой Руси», которую ему удалось подкрепить активным «самоубийственным коллаборационизмом государственной власти» (той самой, «недемократической», которую особенно клянет тот же самый Костел). Тогда к «иезуитским тучам над Белой Русью» добавился еще и «внутрицерковный экуменический коллаборационизм», вызвав в итоге вкупе с «церковным попустительством и экуменизмом» «межконфессиональный морок и заблуждения в религиозной политике белорусского государства».
Как и на протяжении предыдущих 1000 лет попытка выстроить канонически порочные для Церкви и мнимо «выгодные» для государственной власти отношения с Костелом лишь еще раз напомнила о простонародных мудростях про «козла и огород», «палец и руку». Вслед за судьбой Византийской Империи и ее Церкви, Галицко-Волынского княжества и его Церкви, Великим княжеством Литовским и его Церкви. Совершенно закономерно, что, как мы проследили в статье «Тень Гапона: “церковный” вклад в белорусский Майдан», польско-католический Костел в Беларуси еще задолго до БЧБ-майдана стал разворачивать вначале идеологически опосредованную (чего только стоили торжества в честь юбилея «БНР» и истерия вокруг Куропат!), а потом и полуоткрытую революционную пропаганду. Прежде всего, настоятельно требуя отказа от силового противодействия и, напротив, обеспечения максимальной «свободы слова и собраний» революционным литвинско-пропольским силам.
По мере приближения выборов лично руководитель Костела в Беларуси Тадеуш Кондрусевич переходил от все менее тонких намеков к прямым «религиозным санкциям на Майдан». За месяц до голосования «белорусские католики начали кампанию против фальсификаций на выборах», а в социальных сетях ксендзы, «почти все поголовно являющиеся активными сторонниками Майдана и прихода к власти вместо Александра Лукашенко прозападной русофобско-литвинской оппозиции», развернули там настоящую революционную вакханалию, притом «самые радикально-революционные из ксендзов, буквально дышащие Майданом, типа Александра Гелогаева, Игоря Лашука (публикующих данные чиновников и силовиков для расправы над ними) и Вячеслава Барока с Владиславом Белодедом, лепили государственной власти образ фашистских карателей».
Ну а «с самого начала послевыборных волнений католический Костел в Беларуси, видя устойчивый характер набирающих силу протестов, ожидаемо перешел в наступление. Естественно, делали это они по-иезуитски тонко и постепенно, прикрываясь “псевдонейтральным миротворчеством”, с одной стороны, желая подстраховаться на случай вероятного сохранения власти в руках А.Лукашенко, с другой стороны, явно желая постепенно оседлать протестные настроения став, как и на Украине, религиозными лидерами не только одних католиков, но и (небезуспешно) части “православной массы” (особенно молодежи), разочарованной во власти и не находящей поддержку от Церкви в “борьбе за свободу”, – в том числе даже в случае провала Майдана.
Поэтому-то в “Обращении Председателя Конференции Католических Епископов в Беларуси Митрополита Минско-Могилёвского архиепископа Тадеуша Кондрусевича в связи со сложной общественно-политической ситуацией в Беларуси” говорится о якобы неожиданном в “нашем миролюбивом и терпимом Отечестве” гражданском взрыве, о “забвении о любви к ближнему и присущей нам с незапамятных времён толерантности по отношению к инакомыслящим” с явным односторонним намеком на правоохранителей-силовиков. При этом польский пан Тадеуш призывал к “безотлагательному созыву экстренного круглого стола» для ни много ни мало «решения дальнейшей судьбы нашего Отечества”». Призыв лидера был подхвачен всеми остальными католическими клириками, самые отчаянные из которых начали занимать места на площадях и в «цепочках солидарности». Очень хорошо заметно и по сáмому крупному за революционный период межконфессиональному политическому воззванию в поддержку прозападной оппозиции, что католики составляют в нем непропорционально высокую долю (каждый четвертый), а вместе с протестантами тотально доминируют.
На революционную деятельность польско-католического Костела в Беларуси почти сразу обратили внимание авторитетные эксперты, в частности, Владислав Гулевич в статье «Белорусская католическая церковь против Лукашенко. Мобилизация католиков под знамёна оппозиции». Здесь же обращается внимание, что эта деятельность выходит далеко за пределы текущей политической вспышки и происходит на идеологическом, культурном, историческом фронтах, и делается вывод: «БКЦ добровольно превратилась в инициатора политического и конфессионального раскола белорусского общества, и в её сегодняшнем положении никто не виноват, кроме неё самой». Еще более отчетливая картина в перспективе уже нескольких революционных месяцев рисуется в статье «Католики и польская подоплека беломайдана. Католичество – это совсем не то, чем определяется культурно-исторический выбор Белоруссии».
В это самое времени о совместном революционном маневрировании в Беларуси США и Ватикана публично объявил (чего без железных оснований сложно себе даже представить) глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин: «Пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, американцы ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. До клира Римско-католической церкви доводятся призывы открыто выступить с критикой белорусских властей и использовать религиозные мероприятия, в том числе проповеди, молебны, крестные ходы, для ведения оппозиционной политической пропаганды среди верующих… По имеющимся данным, среди укрывающихся сейчас за рубежом экстремистски настроенных противников нынешних властей Белоруссии вынашивается план резонансной провокации, в ходе которой был бы арестован или даже ранен или убит один из авторитетных священнослужителей РКЦ. Расчет на то, что это позволит существенно повысить антиправительственные настроения среди католиков и подстегнуть их к более активному участию в уличных протестах». Наивность мысли главы российской СВР о том, что США «пытаются использовать» Ватикан для «нежеланных» для него целей (как и подобные соображения о «конфликте в католическом Костеле Беларуси интересов Ватикана и польских националистов» уважаемого главного представителя Госдумы по делам религий от КПРФ и президента Православной межпарламентской ассамблеи С.Гаврилова), следует списать на пережитки советских представлений о соотношении, с одной стороны, религий (в частности, католической) и, с другой стороны, духа и интересов наций-носителей данных религий. На русско-православном направлении у Рима-Ватикана и Польши многовековой и неизменный симбиоз.
Покряхтев в ответ на следующий день показным недоумением своего белорусского филиала, еще через день «высшие иерархи Ватикана обсудили с Помпео Белоруссию». Одновременно официальный представитель Церкви, первый замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков заявил, что «Нарышкин прав», «напомнив, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из православия в греко-католическую (униатскую) церковь, что сопровождалось большим притеснением народа в Речи Посполитой… Народная религиозная память намного глубже, чем политическая память и поэтому в белорусском народе хранится память о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство. Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата Кунцевича (1580-1623)… В связи с этим он также обратил внимание на тот факт, что белорусские власти планировали провести в 2023 году официальные торжества, посвященные 400-летию смерти Кунцевича, что многие православные воспринимали как оскорбление… При этом в 2023 году исполняется 225 лет со дня рождения выдающегося сына белорусского народа, православного митрополита Иосифа Семашко (1798-1868), добившегося отмены духовной оккупации и возращения белорусов в лоно православия. Это было событие цивилизационного масштаба, и праздновать даты, связанные с именем Семашко, необходимо на государственном уровне… Собеседник агентства рассказал, что его знакомые белорусские католики, рядовые прихожане костёлов, говорят, что испытывают давление, что их пытаются втягивать в политическое действие».
Между тем, польско-католический Костел в Беларуси уверенно продолжил свою революционную деятельность, стратегически направленную на политический, идеологический и религиозно-культурный захват Белой Руси под власть Запада с его антихристианскими глобальными элитами, а также Польши и Ватикана (там бы они уже эту власть как-нибудь поделили, как и на Украине). Деятельность эта осуществляется непрямыми или прямыми средствами, но в нынешних условиях – вынужденно сдержанно.
Прежде всего, речь идет о непосредственном нагнетании мрака вокруг белорусского государства и одновременно религиозно-революционных настроений у католиков, а также подвластных католической идеологии (через «национальную» культурно-историческую матрицу) светских и даже «православных» белорусских граждан, не понимающих сущности ни данной идеологии и матрицы, ни происходящих политических событий. Помимо пропаганды «за кулисами» осуществляются в данном ключе и публичные акции. Примером таковых можно считать «Молитву об освобождении Беларуси от власти зла в праздник Архангела Михаила» в завершении «пилигримства фигуры небесного опекуна Костела в Беларуси по кафедрам всех четырех белорусских диацезов в стремлении мирного решения общественно-политического кризиса и [якобы] прекращения преследования Костела в нашей стране». В рамках данной акции лидер Костела в Беларуси Тадеуш Кондрусевич назначил его инициатора и одного из самых радикальных ксендзов-революционеров и давних участников БЧБ-националистического движения Игоря Лашука почетным каноником Минско-Могилевского кафедрального капитула (то есть, крупным идеологом Костела).
Ничуть не стала для государства облегчением и прямолинейная изоляция от Костела в Беларуси и самого его лидера. Занявший на долгие месяцы его место в качестве наместника бискуп Юрий Косабуцкий уже вообще не считал необходимым себя как-то сдерживать (его страница в Фейсбуке – образец католического участия в БЧБ-революции). Его официальное возмущение словами президента Лукашенко (на самом деле, весьма мирными), сказанными им о Костеле на встрече с митрополитом Минским Вениамином, более походило на истерику:
«Гэта не толькі і не столькі словы аднаго чалавека, колькі словы, падрыхтаваныя і ўкладзеныя ў яго вусны пэўнымі “ідэолагамі” і “паліттэхнолагамі”, якія рыхтавалі гэту сустрэчу.
Каментаваць штосьці пра словы абразы і паклёпу ў адрас паважанага Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча не мае сэнсу, бо на гэту тэму я неаднаразова выказваўся публічна і афіцыйна. Гэты фэйк уяўляе сабой абсалютна нічым не абгрунтаваную хлусню, якая не вытрымала ніякай крытыкі.
Гэта палітычная гульня і не больш… Каталіцкі Касцёл сёння выступае супраць насілля, гвалту, здзекаў і катавання людзей, асаблівым чынам моліцца за палітвязняў, выступае супраць рэпрэсій і пераследу…
Касцёл моліцца і за тых, хто дае і выконвае злачынныя загады супраць народа…
Касцёл заклікае да адзінства, салідарнасці, падтрымкі адно аднаго, да быцця адным народам, нацыяй.
А ўсё гэта ў нашай краіне сёння лічыцца чымсьці дрэнным.
Таму трэба было плюнуць у Каталіцкі Касцёл і абліць яго брудам. Запалохаць, анансаваць чарговы крок па пераследу (тэма замежных святароў).
У сувязі з гэтым мы і пачулі тое, што пачулі».
Позже, когда католические ксендзы даже к зиме не прекратили личного участия в БЧБ-манифестациях и несколько из них получили по 10 суток административного ареста, бискуп Косабуцкий назвал это «активизацией репрессий в отношении католического Костела в нашей стране»: «Мы открыто выступаем против каждого греха, против беззакония и насилия, против вранья и фальши, против репрессий, против давления и запугивания, против унижения человеческого достоинства, так как каждый человек создан по образу и подобию Божьему. Мы особым образом молимся о спокойствии, согласии, солидарности и единстве белорусского народа. Однако все это кто-то считает проявлением экстремизма, разжиганием вражды».
Любой желающий может зайти на страницу задержанного уже знаменитого россонского ксендза Барока, чтобы легко убедиться в подлинности его «радения о спокойствии, согласии и единстве белорусского народа». Особенно красноречивым является его воззвание к папе Римскому с обвинением того («непогрешимого» для католиков!) в «предательском коллаборационизме с Лукашенко»:
«У нас улада краіны распачала вайну са сваім народам…
У нас скралі галасы. Забралі права рабіць вольны выбар – нават Бог не забірае свабоду выбара, а ў нас забралі…
Рамана Бандарэнку выкралі бандыты з Плошчы Пераменаў у Мінску. Звычайна так і здзейсняюць свае злачынствы беларускія сілавікі: без формы, але са зброяй у руках і з балаклавамі на тварах. Рамана забілі за праяўленне людзкой годнасці, за салідарнасць, за беларускі сцяг, за сімвал Хрыста, за веру ў перамогу дабра над злом… Я губляю веру, што тыя хто пасмакаваў людзкой крыві, могуць апамятацца і распачнуць дыялог… я размесціў у сацыяльных сетках ягоную працу “стоп Лукашызм“, якая наглядна дэманструе зло аўтарытарнага сучаснага рэжыма ў Беларусі і ягоныя карані ў неразлічыўшыхся злачынствах камунізму».
Вскоре «умиротворяющий» ксендз Барок с поддержкой от революционно настроенных «православных» кругов уже грозил Генеральной прокуратуре за мягкое «предупреждение католическому епископу Юрию Кособуцкому и православному священнику Сергию Лепину» в ответ на их попытку использования трагической смерти защитника БЧБ-символики для распаления революционных страстей: «Вам, Генеральная прокуратура, и каждому прокурору по отдельности я, священник Католической Церкви, выношу предупреждение… У нас же в стране мало того, что забыли о том, что воля Бога и моральные принципы должны иметь верховенство в системе правосудия, но еще и нарушили принцип, согласно которому государственная власть должна основываться на воле большинства, а не какой-то сомнительной группы людей». Это в Костеле Беларуси называется «неполитизированностью». А также «царящим в стране террором, особенно по отношению к католическому Костелу» и, очевидно, лично ксендзу Бороку, спокойно заявляющему подобные декларации и продолжающему свое служение.
Смерть Романа Бондаренко католический Костел максимально использовал для создания необходимой для революции сакральной жертвы типа «национально-освободительной» «небесной сотни». Хотя Роман и был православным в крещении, его готовность отстаивать католическое БЧБ-знамя лишь подстегнула польский Костел в Беларуси к ритуальным восторгам вплоть до попирающего сами католические каноны служения «Имши о вечной жизни для Романа Бондаренко» как ни много ни мало «очередной жертвы террора»! По словам руководившего бесчинным ритуалом бискупа Кособуцкого, «быть человеком, особенно сегодня, – это нелегкое, сложное дело. С ужасом мы и весь мир наблюдаем за тем, что происходит в нашей стране. Мы очень много ежедневно молимся об остановке насилия, но видим, что оно еще больше увеличивается». При этом «сегодняшнюю ситуацию в стране и проявления необычайной солидарности [революционной] между людьми иерарх сравнил с тем, как во время войны многие проявляли героизм и спасали других от карателей, рискуя своей жизнью», а «Роман и другие жертвы погибли за свои взгляды, за счастье всего народа, за лучшее будущее для всех нас».
Погибшего в чужом дворе за знамя коллаборационистов и прозападный бунт католический бискуп приравнивает к героям Великой Отечественной, а белорусских служителей правопорядка (которые к данной трагедии вообще не имели отношения), при всех к ним нареканиях, – к карателям (которые тогда как раз все и носили БЧБ-шевроны)! Точно в таком же духе демагогического лукавства, в духе масонского Бафомета, переворачивающего всё с ног на голову, Костел приводит память «Руперта Майера – немецкого иезуита, который мужественно выступал против нацизма и диктатуры бешеного фюрера», озаглавливая ее как «Диктаторы умирают, а Костел стоит вечно». Теперь уже сложно и сказать, кто придумал технологию отождествления БЧБ-активистов с партизанами, а правоохранителей с фашистскими карателями – ЦРУ или польско-католический Костел в Беларуси.
И уж точно все эти надрывные прокламации никак не служат ни достижению гражданского мира, ни успокоению страстей, ни даже способствованию предотвращения возможных злоупотреблений силой правоохранителями в будущем. И направлены они, разумеется, на противоположное, ибо Костелу в Беларуси нужен не мир, а власть. И только путем революции либо политических манипуляций возможно привести к власти прокатолические силы в стране, где отношение католиков с протестантами к православным равно примерно 1 к 10. Именно поэтому уже в конце ноября, когда пусть и внешняя часть волнений сводилась к немногочисленным шествиям в выходные дни с их отнюдь не грубыми разгонами (вполне в традициях последних десятилетий), «католические бискупы Беларуси направляют своё обращение к католикам и всем людям доброй воли в связи с углублением общественно-политического кризиса в стране»:
«Наше отечество Беларусь уже четвёртый месяц находится в невиданном доселе общественно-политическом кризисе, который, к сожалению, усугубляется. Насилие не прекращается, продолжает проливаться кровь [!], общество разделено. Это не предвещает ему счастливого будущего, поскольку, как говорил Христос, дом, разделившийся сам в себе, не устоит (ср. Мф. 12:25). Трудно поверить, что такое происходит в нашей миролюбивой стране, известной своей терпимостью и согласием между людьми разных вероисповеданий и национальностей… Мы, католические епископы Беларуси, присоединяемся к обращению Папы Франциска…, в котором Понтифик призвал прислушаться к голосу сограждан и пойти навстречу их законным стремлениям, обеспечив полное соблюдение прав человека и гражданских свобод… Добро да победит зло».
Лукавство в данном обращении выглядывает буквально из-за каждого тезиса: многовековая история Белой Руси – как раз история внедрения в нее польско-католического Костела в Беларуси со стремлением установить, укоренить или возвратить свое господство. И за нынешними политическими событиями стоит главным образом пленение Западом белорусского народа – как цель и как средство. И нет иных способов восстановить давно подорванное единство народа, соединить «разделенный дом», кроме как вокруг Православия, правой христианской веры: уж точно не путем «торжества демократии» и «компромиссного» прихода к власти прозападных сил, захвативших (не без содействия самой власти) умы значительного числа белорусов.
Но католический Костел, как и ведомая им западная цивилизация в целом, обещает каждому народу и человеку счастье через «демократические свободы» и их революционное завоевание. Под «демократическими свободами», само собой, разумеется власть подконтрольных или хотя бы дружественных Костелу политических сил, но никак не «потомков холопов». И вот уже директор католического катехизаторского колледжа ксендз Дрозд и с ним весь Костел внушает белорусам способ, «как построить свободную Беларусь?». В основание рецепта он кладет свою «докторскую диссертацию по теологии, написанную в институте теологических наук Люблинского католического университета им. Яна Павла II». Само за себя говорит название диссертации: «Белорусская конфессиональная и национальная идентичность в теологических взглядах ксендза Адама Станкевича» (п.п. XX века), который «провел фундаментальный анализ проблемы формирования конфессиональной и национальной идентичности белорусского народа…, а также предложил оригинальный способ достижения единства белорусских христиан. Ксендз Адам Станкевич связал проблему христианского единства в Беларуси с необходимостью стремления к национальной консолидации самих белорусов… Согласно ему, строительство свободной и независимой Беларуси – это одновременно и путь к всестороннему взаимопониманию между белорусскими христианами и исполнению призыва Христа, “чтобы все были единым”».
Переводя на русский язык: ксендз Станкевич – один из идейных архитекторов постреволюционной криптокатолической «беларускай национальной идентичности», БЧБ-идеологии, восприемниками которой являются не только нынешний польско-католический Костел в Беларуси, БЧБ-националисты, но и националистически настроенное «православное» священство. И которую в последние 7-10 лет взяла на вооружение идеологическая вертикаль Александра Лукашенко под видом «суверенной и независимой (от России) национальной идентичности». В такой «беларускай нации, консолидирующей христиан всех конфессий», само «Православие» возможно только в форме «прогрессивно мыслящей автокефалии», плавно переходящей в униатство. Собственно, ксендзовский план Станкевича-Дрозда (а с ними и всего польского Костела в Беларуси) – новый извод Люблинской и Брестской уний. Таковому следовал все эти годы и ряд высокопоставленных и рядовых белорусских «православных» клириков, активно и задолго до выборов поддержавших БЧБ-майдан.
В действительности, «заслуги» ксендза Станкевича еще более выдающиеся: активно участвуя в «беларуских национальных» кружках и изданиях еще в студенческие годы, он был главным инициатором «беларусизации» католических проповедей и сооснователем в 1917 году партии «Белорусская христианская демократия» – той самой БХД, из которой вышел ряд ярких ксендзов-коллаборационистов с гитлеровскими оккупантами под теми самыми БЧБ-знаменами; которая ныне стоит под руководством Павла Северинца (бывшего вождя местного гитлерюгенда «Малады фронт БНФ») в авангарде БЧБ-оппозиции и, соответственно, БЧБ-революции (лишь прячась за демократическими куклами «новой оппозиции»); наконец, костяк которой составляют католики и протестанты и которую активно поддерживает то самое гапонское «православное» священство, для которого Павел Северинец – безусловный «мученик и исповедник». Вся картина маслом!
Дмитрий Куницкий