24 апреля в Москве состоялась конференция общественного движения «Сорок Сороков» под названием «Россия будущего» (совестливое государство), которая была представлена как конференция российских традиционалистов и патриотических сил.
В ходе работы форума Движение заявило о своём решении участвовать в выборах в Государственную Думу в союзе с Российским общенародным союзом Сергея Бабурина (партия имеет право участвовать в выборах).
Правда, пока нет достоверной информации о том, как на это решение отреагировала Администрация Президента России, занимающаяся выборными процессами. Хотя на конференции Движения присутствовали политики и церковные деятели.
Движение «Сорок Сороков» предлагает обществу право-консервативную повестку. Но сможет ли Движение так сформулировать эту повестку, что она заинтересует общественность? Возможности такие есть, поскольку сегодня широкие массы утратили доверие к идеалам либеральной демократии, а лево-консервативная повестка в исполнении соединившихся партий «Справедливая Россия» Сергея Миронова и «За Правду» Захара Прилепина пока не выглядит убедительной.
Согласно итоговой Резолюции конференции Движения «Сорок Сороков», «обсуждение важнейших проблем общественного развития показало не только общность взглядов, но и готовность к тесному взаимодействию, в том числе организационному, в процессе подготовки к выборам в ГД ФС РФ в сентябре 2021 года».
И «Сорок Сороков» призывает «всех патриотов и традиционалистов России, отбросив тактические разногласия, выступить единым фронтом и выставить своих кандидатов во всех одномандатных округах».
Движение выразило готовность «немедленно приступить к переговорам со всеми ответственными политическими партиями и общественными движениями, которые разделяют данную позицию».
«Сегодня сделан первый шаг на этом пути. Мы готовы пройти его до конца. Мы идем побеждать!» – бодро заявляют авторы резолюции конференции Движения.
Как свидетельствуют телеграм-каналы и соцсети, конференция вызвала резонанс, раздаются слова поддержки инициативы «Сорока Сороков» со стороны правых деятелей и структур.
Впрочем, некоторые отклики демонстрируют, что разногласий в нашей среде довольно много.
Я обратил внимание на реакцию телеграм-канала «Сыны Монархии», в которой отмечается, что на конференцию «пришли именно те неравнодушные люди, которые будут защищать нашу Отчизну от леваков и либералов. Как внутренних, так и внешних. Люди, которые не боятся слова национализм, подразумевая под этим термином любовь к своему народу, приумножение его достижений и защиту русских национальных интересов. Люди, которые сочетают Веру в Бога с прогрессом и технологиями. Но теми технологиями, что не направлены против человечества в целом и России в частности. Было сказано много правильных слов про демографию, политику, бизнес и молодежь».
Текст, подготовленный «Сынами Монархии», и републикованный на канале «Движения Сорок Сороков», написан в традиционном для правых телеграм-каналов бодром боевом духе, что, несомненно, может и должно привносить заряд оптимизма в несколько приунывшие сердца политически активной части православно-патриотической общественности.
Пользуясь случаем, позволю себе высказать несколько слов касательно не очень, быть может, удачных выражений, прозвучавших в этом тексте, поскольку для успеха правого дела позарез необходима точность формулировок.
«Правый путь – это путь к сверхчеловеку, но не ницшеанским путем без Бога через материю, что может закончиться нацизмом. А христианский путь сверхчеловека через оБожение».
Мы видим, что автор обозначает дистанцию между человекобожием Ницше и обожением Христианства. Всякому христианину, имеющему минимальный аскетический опыт и, главное, – желание следовать по пути обожения своей души, ясно, о чём идёт речь в тексте.
Однако же когда нам предлагают перенести эту схему на общество, то получается вот что: «Поэтому в основе правого традиционализма стоит иерархия. Наверху пирамиды находятся те, кому хватило воли стать самыми сильными, умными, благородными».
Вроде бы и не поспоришь, но как-то неуловимо начинает напоминать то самое ницшеанство, от которого в начале текста авторы манифеста ритуально открестились. Дело даже не в Новой Заре. Хотя, как тут не вспомнить «Золотую Зарю»…
Понятно, что авторы далеки от того, чтобы просто воспроизвести некие вещи, вдохновлявшие сто лет назад европейских правых на борьбу с левачествами – как в либеральном, так и в марксистском варианте. Однако, не стоит забывать, что путь не туда, куда нужно, вымощен исключительно благими намерениями.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»