«Как и предупреждал отец Димитрий Смирнов, что как только он умрёт, тут же поднимется волна. И вот в церковном сообществе вновь активно обсуждается возможность благословения верующим людям на ЭКО. Есть масса удивительно убедительных аргументов за ЭКО», - пишет на своей странице в ВКонтакте известный актёр, кинорежиссёр и писатель, священник Иоанн Охлобыстин.
Так он отреагировал на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию.
«Уверен, что если Церковь допустит ЭКО, очень скоро такая же масса убедительных аргументов появятся у гомосексуальных браков. Удивляет обстоятельство, что это вообще обсуждается. Кто-то усиленно двигает эту тему. Хотя почему кто-то?! Конкретно – дьявол», - уверен священник.
Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» вызвал критику не только у известного священника-актёра.
26 марта Церковно-Общественный совет по биомедицинской этике заявил, что «позиция Церкви о репродуктивных технологиях, выраженная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 г., и её понимание, должны быть оставлены без изменений».
О недопустимости принятия проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» говорил в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов. «Есть не только богословская оценка и определённые теоретические схемы, а есть простой биологический, медицинский факт, который является общепризнанным, что при ЭКО всегда запланирована массовая гибель эмбрионов. Сегодня и в ближайшем будущем не появятся технологии, способные обойти эту проблему», - подчеркнул отец Максим.
Пастырь заявил, что «защитники жизни убеждены, что благословение на ЭКО создаёт лазейку для отмены принципов защиты жизни до рождения».
Документ также раскритиковал в интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев.
Доктор видит главную опасность в том, что, «уступая в отдельных вопросах, мы потом не сможем не уступить в других вопросах, иначе нас будут упрекать в непоследовательности. Допустив ЭКО, мы сделаем полшага в сторону ада! Нас будет ожидать сильный напор, страшный своей логичностью – если вы признаёте ЭКО даже с оговорками, (которые потом начнут таять, как снежный ком после дождя), то и признайте суррогатное материнство. Начнутся те же разговоры, что и сейчас про ЭКО. Закончив с суррогатным материнством, продолжится эскалация процесса».По его мнению, существует две группы: те, кто умышленно продвигает ЭКО и идеологию, что вера ничем не ограничивает человека, и те, кто за ними идут неосознанно.
Однако голос критиков опасного проекта, похоже, не был услышан.
13 апреля на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение предварительных результатов дискуссии относительно этого проекта.
По результатам обсуждения синодалы отметили, что некоторые вопросы, выдвинутые в ходе дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» и касающиеся возможных условий применения данного метода, требуют дальнейшего обсуждения на высоком богословском и научном уровне.
Принято решение учредить с этой целью Синодальную комиссию по биоэтике, председателем которой назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Архипастырю поручено сформировать на базе СПбДА центр исследований в области биоэтики, в том числе для развития взаимодействия в этой области со светским научным миром. Владыка Силуан должен представить на утверждение Синода к следующему его заседанию предложения по составу Комиссии, а также проект Положения о ней.
В связи с учреждением Синодальной комиссии по биоэтике упраздняется Церковно-общественный совет по биомедицинской этике с выражением благодарности его председателю и членам за понесенные труды.
«Означает ли синодальное решение о расформировании Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике и учреждение новой Синодальной комиссии по биоэтике уступку Церкви сторонникам легализации ЭКО? Об этом пока трудно судить. Понятно одно: это решение смещает акценты в обсуждении проблематики ЭКО из сферы конкретной - биомедицинской в сферу абстрактную - философскую.
Символом этого является и назначение руководителя синодальной структуры: митрополит Константин (Горянов) является медиком по базовому образованию, кандидатом медицинских наук, а епископ Силуан (Никитин) по базовому образованию философ.
Остаётся надеяться, что дальнейшее церковное обсуждение проблемы ЭКО не пойдёт по пути приспособления позиции Церкви к требованиям мира и бизнеса биомедицинских технологий», - говорилось в редакционном комментарии РНЛ.
Ответы на поставленные вопросы до сих пор не получены. Одновременно, как видим, растёт возмущение православной общественности. Непонятно, с чем связана глухота авторов проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения», возможно, с тем, что за ним стоят какие-то могущественные силы. Хотелось бы думать, что священник Иоанн Охлобыстин ошибается, считая продвижение этого опасного документа проделками диавола...
Редакция «Русской народной линии»
2.
1.