Как сообщалось, 5 февраля секретариат Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви опубликовал проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения», сообщает Церковно-общественный совет по биоэтике.
На сегодняшний день по поводу ЭКО имеется одно единственное соборно утверждённое (то есть имеющее обязывающий характер для членов Церкви) церковное суждение: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются <…> все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4).
Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 29 марта 2021 года.
О проекте документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» рассуждает в интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев:
Некоторые люди из либерального крыла православных пытаются лоббировать ЭКО. Однако я вижу в этом нечто большее, чем просто смену подхода к локальной проблеме экстракорпорального оплодотворения. По крайней мере, для меня, как православного верующего человека, важна нравственная составляющая происходящего, связанного с новыми технологиями. У отдельных наших братьев во Христе есть стремление продвигаться в направлении всего нового: одобрять, одобрять и одобрять.
Некоторые из их числа подходят к проблеме ЭКО, не имея глубокого духовного опыта и думая, что противники экстракорпорального оплодотворения недостаточно современны, прогрессивны и развиты. Но сторонники ЭКО не знают глубины вопроса, ведь, как правило, это люди ещё не возрастные и не имеющие богатый опыт.
Что показывает история? У нас есть предшественник в лице Католической церкви, и мы можем взглянуть на плоды его пути. Католики и протестанты безоговорочно пошли по пути того, что нравится и удобно людям. Начиная с того, что храмы превратили в полуцерковное помещение, разрешив проводить там мероприятия, не сочетающиеся с Богослужением. По их мнению, в этом нет ничего страшного: а почему б не устроить в храме танцульки? Казалось бы, они пошли навстречу человеку, который говорит: «Да, бросьте, ребята, не усложняйте!»
И к чему они пришли! Мы знаем, что сейчас Ватикан и некоторые течения протестантизма начали одобрять однополые «браки» и прочие безумные крайности. Это шаги одного и того же пути, который начинается с признания чего-то незначительного. Достаточно один грех назвать не грехом, и мы откроем ворота ада настежь. Меня поражает в людях одна черта: перекладывать ответственность на других!
На форуме «Русской народной линии» Владимир Николаев пишет о церковном благословении на ЭКО «только в исключительных, особых, простительных случаях».
Но надо понимать, что ЭКО не запрещено – мы же никому руки не связываем, а просто говорим: метод экстракорпорального оплодотворения – путь неправильный и греховный. И объясняем причины. И человек не должен пытаться возложить свой грех на священников и архиереев. Если человек идёт на совершение греха, то он потом пытается его искупить. Сделав ЭКО, он имеет возможность вырастить ребенка, который посвятит свою жизнь Богу или как-то себя проявит с наилучшей стороны. И это будет частичным искуплением греха. Но ЭКО — это выбор самого человека, поэтому не надо пытаться втянуть сюда Церковь, влияя на неё в угоду своим интересам. Человеку не хочется осознавать, что согрешать или не согрешать — это его выбор.
А он хочет обязательно остаться чистеньким – де, сделал ЭКО по благословению. Но как можно совершить греховное дело по благословлению? Никто не будет благословлять!
Я вижу главную опасность в том, что, уступая в отдельных вопросах, мы потом не сможем не уступить в других вопросах, иначе нас будут упрекать в непоследовательности. Допустив ЭКО, мы сделаем полшага в сторону ада! Нас будет ожидать сильный напор, страшный своей логичностью – если вы признаёте ЭКО даже с оговорками, (которые потом начнут таять, как снежный ком после дождя), то и признайте суррогатное материнство. Начнутся те же разговоры, что и сейчас про ЭКО. Закончив с суррогатным материнством, продолжится эскалация процесса.
Мне кажется, существует две группы: те, кто умышленно продвигает ЭКО и идеологию, что вера ничем не ограничивает человека, и те, кто за ними идут неосознанно.
Всегда можно найти всему объяснение и простить. Но люди не желают как такового прощения – они хотят грешить на законных основаниях. У каждого человека есть свобода выбора, но одно дело, когда человек возлагает всю ответственность на себя за совершения своего поступка, а другое дело, когда пытается переложить всю вину и ответственность на других. Дескать, сделал хорошее дело, хотя он сам понимает всю отвратительность ЭКО. И в этом виновато либеральное крыло – немногочисленное, но очень влиятельное. Мне приходилось сталкиваться с людьми, одобряющими ЭКО. А выступления в публичном пространстве с идеями, допускающими возможность использования ЭКО православными, – весьма губительны.
Православие сильно традицией, несгибаемой духовной целостностью. Православие – цельный чистый сосуд. Его можно признавать, но не надо пытаться его замусорить, перенести и отодвинуть. Почему у некоторых руки чешутся? Мне очень важно молиться, как когда-то молились мои деды и прадеды. Меня связывает с моими предками общность главной идеи, неразрывная связь и единство. Поэтому я выступаю категорически против попыток оправдать и ввести крайне сомнительные вещи в категорию нравственно оправданных явлений.
2. К вопросу о рождаемости.
1.