5 февраля секретариат Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви опубликовал проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения», сообщает Церковно-общественный совет по биоэтике.
На сегодняшний день по поводу ЭКО имеется одно единственное соборно утверждённое (то есть имеющее обязывающий характер для членов Церкви) церковное суждение: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются <…> все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4).
Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 29 марта 2021 года.
О проекте документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» рассуждает в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
Ещё при жизни протоиерея Димитрия Смирнова собирался Церковно-общественный совет по биоэтике, в состав которого входили авторитетные специалисты – священники и миряне с профильным образованием. На Совете было выражено единогласное мнение о том, что не нужно благословлять ЭКО при соблюдении трёх-четырёх условий. Вокруг чего спорят? Мы считаем, что должно остаться всё так, как было. Или хотя бы продолжить внутреннюю церковную дискуссию об ЭКО, не создавая конфликтных ситуаций, ибо появились некоторые разногласия, например, массовое движение в защиту жизни «За Жизнь!», насчитывающее несколько тысяч активистов, выступает категорически против благословения на ЭКО. Защитники жизни убеждены, что благословение на ЭКО создаёт лазейку для отмены принципов защиты жизни до рождения.
Есть не только богословская оценка и определенные теоретические схемы, а есть простой биологический, медицинский факт, который является общепризнанным, что при ЭКО всегда запланирована массовая гибель эмбрионов. Сегодня и в ближайшем будущем не появятся технологии, способные обойти эту проблему.
Конечно, есть мнение, что раз в естественных условиях бывают выкидыши, дети погибают, то такое возможно и при ЭКО. Но в чём разница? Во-первых, в количестве. Из открытых источников известно, что при процедуре ЭКО более половины детей погибают, даже ближе к 90%, потому что для пар, имеющих проблемы со здоровьем, цифра выживаемости может доходить и до 10%. А порой и 0%! Когда все попытки – неудачны и все дети погибают. Во-вторых, при ЭКО гибель детей заранее известна и даже запланирована и обойти это мы не можем.
Приведу пример: человек идёт на операцию по сердцу. Он подписывает информированное согласие, что ознакомлен с тем, что вероятность его смерти при операции составляет 2% или, скажем, 5%. Пациент подписывает добровольное информированное согласие и ради спасения жизни идёт на этот риск. Но в чём здесь разница? Одно дело, вероятность гибели 2%, 3%,10%, а другое – 80%-90%. И речь уже идёт о запланированном убийстве нерожденного ребенка. Кроме того, человек сам решает: идти на операцию или не рисковать, а в случае процедуры ЭКО детей целенаправленно убивают без их, естественно, согласия.
Сейчас идёт сложная дискуссия: высказываются различные мнения и предлагаются разнообразные подходы, но нужно очно встретиться и продолжить обсуждение вопроса, так как поспешное принятие документа разделит Церковь.
Другие конфессии осторожны в отношении процедуры ЭКО. Среди православных нет общего мнения. Элладская Православная Церковь приняла документ в поддержку ЭКО, который сейчас хотят принять и у нас. Другие Поместные Православные Церкви не спешат. Римско-католическая церковь имеет мощный аналитический аппарат и научную базу. После долгого изучения вопроса Ватикан пришёл к выводу, что не должно быть благословения на ЭКО по двум причинам: первая: условие состоит в том, что зачатие ребенка только при акте любви между родителями. Вторая: должна быть исключена запланированная гибель эмбрионов.
Мы не можем сказать: «Да, гибнут 60-80% детей. Ну и что? Ведь рыбы икринки мечут на дно. И сколько из них погибает?»
Но мы не можем так говорить о человеческих эмбрионах, потому что наша базовая позиция тверда: жизнь начинается с момента зачатия. И не должно быть возможности унижения и уничтожения жизни ребёнка до рождения. Им трудно понять, почему одна клетка обладает свойствами личности. Но ведь и новорожденный тоже не может говорить, самостоятельно добывать еду и защищаться. Свойства личности уже заложены в нерожденном ребенке. После зачатия как начала жизни не приходит что-то извне, а развивается геном, сохраняющийся на протяжении всей жизни. Наш приоритет – защита жизни с момента зачатия.
1. Кто это сказал, что в любом случае , в любом отменить суррогтаное материнство ? Нет. в Любом случае --это не правильнно !