Повестка дня сегодня такова: или мы все вместе идём по дороге в ад (это как приговор нынешнему курсу, которым следует страна), или пойдём по дороге к христианскому социализму. Судя по всему, для нашей страны и для русского народа другого выбора больше нет.
Почему именно в ад? Если коротко – потому, что суть нынешнего курса пожалуй лучше всего проявляется в формировании такого «нового общества» где уже не планируется место для свободного и творческого развития личности, а человек превращается или в некий «электорат», или просто в некий «экономический персонаж». В котором действительно не остаётся места ни христианину, ни мусульманину, ни русскому, ни татарину, ни мужчине, ни женщине, ни таланту, ни бездарю. Каждый будет иметь только свой денежный эквивалент, а в скором будущем будет иметь и свой персональный номер «чип».
Раскрывать подробно происходящее мы не будем, и это не входит в мою задачу. Об этом довольно много и хорошо рассказывают виднейшие ученые специалисты по различным направлениям общественной жизни.
Еще около шести лет назад в прокат вышел посмертный фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Самый лучший подзаголовок ему придумал итальянский философ Умберто Эко: «Добро пожаловать в ад». Режиссёр как бы выносит смертный приговор истории и человеку. Ему нечего предложить людям, кроме смерти. И мы все сейчас в полной мере начали на себе ощущать, куда движется наша история.
В нашей стране в 1980-1990 годах произошла буржуазная революция. Правда, в отличии от классических буржуазных революций, она отняла собственность и власть не у феодалов, а у народа и государства. И сегодня фактическая власть в России принадлежит капиталу. Не какие-то партии, не какие-то националисты, христиане, и даже не чиновники, а деньги, точнее люди денег, сформировавшие кланового олигархическую систему, – те, кому принадлежит власть. Капитализм – это власть денег на всех уровнях, тем более в условиях капитализма периферийного типа. И неважно, работает человек за станком или за компьютером, он (рабочий, крестьянин, писатель) всё равно вынужден работать прежде всего для получения прибыли своему хозяину. Так устроен капитализм – деньги идут к деньгам. Рынок съест всё! И если ему нечто мешает, это нечто будет устранено – мораль, границы, национальные интересы государства (церкви тоже рынку не нужны).
И теперь, как бы ни было печально, надо признать, что главной опасностью, которая губительна для нашей страны, является не столько внешние угрозы, сколько сама внутренняя политика и чуть ли не полное расстройство государственной власти, всех её институтов в самой России. Настоящая вакханалия безнравственности и бесстыдства, насилия и коррупции, запредельный уровень социального неравенства захлестывают страну. Они красноречивее любых слов свидетельствует о настоящем содержании и целях, которые преследуют нынешняя власть.
«Ужели не давит тяжкий груз ответственности на нашу совесть? Опомнимся – безмерно велика доля вины нашей в нынешнем разорении и позоре! Словно в насмешку, мы живём сегодня ценой крушения величайшей державы мира – не нами созданной – проедая, разворовывая и пропивая остатки исторического наследия, оставленного народу русскому его славными предками», – так обращался к людям еще в 90-е годы митрополит Иоанн (Снычев).
И в этих словах содержится горькая правда. Увы, как часто мы ищем оправданий, усматривая причины произошедшего где угодно: в неблагоприятных исторических условиях, в предательстве вождей, в недостатках и пассивности народа, во внешнем влиянии – но только не в самих себе!
Всё это не будет правдой – Бог поругаем не бывает! Мы все сами своими пороками и страстями, тщеславием и завистью, лицемерием и высокоумием, превозношением и маловерием – причина всех бед! Каяться практически надо всем, нет невиновных. Нет таких, кто мог бы оправдаться и сказать, что не во мне причина нынешнего позора, такого падения и упадка. И как бы это пафосно ни звучало, всё так и есть, такова реальность.
Какой же мерой бесстыдства и цинизма надо обладать, чтобы этот позор, эти преступления, эту просто вселенскую трагедию для русского мира, называть какой-то демократией или движением по пути прогресса к цивилизованному миру. Знать должны все, что да, можно избежать человеческого суда, но Божий суд неотвратим.
«Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!» – услышал Каин, пытавшийся скрыть свое преступление братоубийства. Видимо, многим из нас придётся услышать подобное и в свой судный час.
Пора понять, что именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать наш народ, завлекая его хитростью и ложью на путь безвозвратного самоуничтожения или – ценой многих жертв и страданий – мы всё же прозреем, очнёмся и одумаемся.
Что же делать в этих условиях? Сегодня выживание России и русского народа зависит, прежде всего, от того, как скоро смогут национально-патриотические силы сформулировать и представить обществу чёткую, ясную идеологию возрождения страны, включающую в себя все важнейшие области человеческой жизни (от религии до экономики), опирающуюся на большой исторический опыт народа.
Наш недавний исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что так называемая «Перестройка» середины 80-х годов прошлого века стала возможной лишь благодаря отсутствию в стране здоровой, национально осмысленной идеологии и целостного, понятного и не противоречивого государственного мировоззрения. Из-за этого весь гигантский аппарат управления СССР (и партийный, и советский) оказался беззащитным перед кучкой руководителей-ренегатов и «пятой колонной» агентов влияния, управляемых из-за рубежа. Более того – отсутствие ясно выраженной собственной позиции не позволило (и до сих пор многим не позволяет) даже увидеть реального противника, не говоря уже о том, чтобы распознать его истинные намерения.
Да, в последние годы советской власти немалая часть советской элиты стали патриотами США, а не СССР, т.е. стали перерожденцами. Многие перешли в стан противника, попав в сферу иллюзий, но главное, чего не было, так это нового осмысления советской действительности. И можно даже специально посмотреть, как это проявилось среди учёных и академиков.
4 мая 1992 г. Совет по гуманитарным и общественным наукам РАН провёл заседание о прогнозе будущего устройства России. В дискуссии приняли участие ведущие философы, экономисты, социологи и историки. В обзоре сказано: «Участники "круглого стола" исходили из неизбежности перехода России к рыночной экономике... Под "особым путем России" понималась необходимость сочетать достоинство и исключать недостатки капитализма и социализма. Нужно поработать над тем, как идею конвергенции облечь в приемлемые для всех народов и наций страны одежды. Переходная, опирающаяся на смешанную социально-ориентированную экономику, модель была поддержана участниками обсуждения».
Что это? Это провал знания и культуры нашей интеллектуальной элиты. Необходимо понять другое, что финансы, промышленность, сельское хозяйство, в целом экономика или социальная сфера, безусловно, важные проблемы жизни. Но, тем не менее, основой основ жизни любого общества, любого народа является мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные и морально-этические. Именно они определяют понимание добра и зла, говорят «что можно» и «что нельзя» и формируют стереотипы поведения и мышления. Необходимо вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, смысла жизни, а не развивать в людях звериный индивидуализм и не воспитывать (как это делают, к примеру, наши СМИ) у населения России – и детей, и молодёжи, и среднего поколения – в духе западных ценностей, стремления к «личному» успеху за счёт своих ближних.
Кто думает, что это мало? Попробуйте начать! Вот, к примеру, известный писатель Юрий Поляков первым выступил против школьного «Архипелага Гулага» Солженицына и сразу крупно поплатился – был удалён из президентского Совета по культуре и искусству. Или возьмём пример теперь уже известного учёного и общественного деятеля Н. Платошкина. Стоило ему начать ярко и убедительно разоблачать разрушительный и опасный курс нынешних властей, причём, он особенно глубоко раскрывал при этом положительный советский опыт государственного строительства, так тут же сразу поплатился – был арестован по совершенно вздорному обвинению. И таких примеров много.
Пожалуй, именно в сфере идеологии кроется корень всего, и надо всеми силами очищать нашу жизнь от всякой гадости и нечисти.
Так и зададимся для этого очень серьёзными вопросами. По сути, для того, чтобы найти выход из нынешнего тупикового состояния, предстоит осмыслить глубинное содержание исторического процесса вообще и русской истории в частности. Необходимо определить, так сказать, метафизические основы истории – только тогда будет возможно здраво и непредвзято оценить происходящее вокруг. Следуя этим путём, мы увидим, что нет ничего странного в том, что исторический путь России оказался таким драматическим, запутанным и сложным. Две тысячи лет назад Христос сказал своим ученикам, что человечество не сумеет удержать в чистоте учение, которое Он принёс в мир. Тяготы и сложности борьбы со злом заставят людей мало-помалу отступиться от веры и вступить в гибельное согласие с лукавым и богоборческим духом мира. Измена Спасителю приведёт, в конце концов, к тому, что большая часть человечества окажется объединённой государственными и религиозными началами, прямо враждебными христианству.
Те же, кто не пожелает отречься, кто – пусть слабо и несовершенно, но искренне – постараются следовать Закону Божьему, столкнутся с гонениями, злобой и травлей. Вот здесь и кроется загадка русской истории. В исторической практике Богу угодно было вверять истины веры для хранения и сбережения различным народам. Сперва они были вверены народу израильскому, но он не удержал этих истин, оказался не соответствующим своему высокому призванию и после страшного преступления – богоубийства был отвержен от святого служения. Затем это служение перешло к другому народу, «народу Божию» – христианам, первоначально сосредоточенным в государственном теле Римской империи. Но когда в XII веке Рим ввёл недопустимые догматические новшества и отпал от вселенской полноты Православия, служение у него было отнято и передано Византии (Второй Рим). Но когда в XV веке в результате мощнейшего военно-политического давления и накопившихся тяжелейших внутренних проблем Византия оказалась неспособной удержать должную чистоту и пошла на Унию с католиками (то есть допустила искажение Божественного вероучения), тогда преемство хранителя Истины перешло к Русскому православному государству, к русскому народу-богоносцу, понимаемому как соборная духовная общность. Я подчеркну это последнее – как соборная духовная общность, т.к. к этому придётся возвращаться не раз.
Если попытаться разобраться и понять, что же такое – «быть русским», нельзя пройти мимо того факта, что первоначальное единство крови, общность происхождения славянских племён при всей своей значимости не могли придать этому собранию необходимую живучесть и крепость. Лишь только когда душа народа – Церковь собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождающее различного рода вражду, расколы и усобицы, когда, сбросив с себя татаро-монгольское иго, Россия объединилась под правлением Русского Государя – тогда на исторической сцене поднялся русский народ.
Именно Церковь сообщила нашему народу свойства соборности, это бесценное нравственное качество, так бездумно и почти полностью утрачиваемое сегодня. Русская соборность – это сознание духовной общности народа, коренящееся в общем служении, общем долге и смысл этой общности в служении вечной правде, той истине, которая содержится в Евангелии. Нелишне будет напомнить, что первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви, Иларион, в своей знаменитой работе «Слово о законе и благодати» середины XI века, едва ли не первый кто употребил в ней словосочетание «Русский народ», а не обычное для того времени понятие «Русская земля». Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ.
И именно поэтому мы и можем зафиксировать, что Россия как государство и сложилось именно как государство народа русского, которому свыше было дано служение как народу богоносному, народу – хранителю и защитнику святынь веры. Эта вера и формировала религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра.
Мы сегодняшние часто забываем, а то и вовсе не знаем или не понимаем, как жили наши предки, какими высокими идеалами они руководствовались в своей жизни, и пытаемся их, как бы, подверстать под нынешнее убожество, делячество и срамоту. Это, пожалуй, особенно касается советского периода истории. Уж сколько грязи было вылито за последнее время, сколько лжи нагромождено, и всё равно это недавнее прошлое не даёт покоя нынешним правителям. Так, видя, к примеру, что они не в силах побороть и вытравить у людей добрую память о Сталине, стремятся тогда выхолостить из его мировоззрения всё самое главное, что определяло смысл его жизни. То говорят о нём, как об эффективном менеджере, то как о сильном правителе и т.п., но ни слова не говорят о том, что этот человек всю жизнь посвятил служению своему народу, то есть всего того, что напрочь отсутствует у нынешних властителей.
Почему я привёл пример именно Сталина – это будет ясно далее. А теперь надо зафиксировать, что все народы, как и люди, неповторимы. Каждому из них определяется какая-то своя особая роль и место в истории человечества. Русскому народу было определено особенное служение, которое заключается в обязанности хранить в чистоте и в неповреждённости вероучение, принесенное Господом Иисусом Христом. И здесь сразу надо подчеркнуть, что понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения. Как оно и получилось в истории нашего Отечества, и это очень большой и важный, на самом деле, разговор. В простой констатации того очевидного факта, что Россия есть государство русского народа, ни для кого и ничего обидного быть не может. Именно русские, составляющие большинство населения страны, являются тем цементом, который стягивал и продолжает стягивать государственное строение России: общность якута и лезгина, татарина и вепса и т.д. поддерживается лишь тем, что они на равных включены в державное тело страны.
Именно поэтому, кстати, сегодня необходимо принимать срочные меры, чтобы приостановить страшный процесс «естественного» вымирания русского народа. Не делая этого, можно и за всё остальное не браться – всё равно через два поколения некому будет оценивать результаты. Ещё раз повторяю: надо наконец понять, что все мы, все народы нашей страны, оказались перед лицом беспрецедентного исторического вызова, грозящего России скатыванием в пропасть исторического небытия.
Что же касается понимания идеологической платформы, пригодной для возрождения России, то, пожалуй, здесь не надо специально что-то искусственно конструировать. Сейчас надо стремиться к тому, чтобы воспользоваться тем гигантским опытом, который русский народ накопил за всё время своей истории.
Надо отметить, что на протяжении нескольких столетий основные содержательные принципы российского государства и русского народа определялись знаменитым лозунгом – «Православие, Самодержавие, Народность». Формально в таком виде он был предложен графом Уваровым в первой трети XIX века, но фактически этим принципом определялась вся русская жизнь примерно с эпохи царствования Иоанна Третьего, т.е. с того момента, как оформилось централизованное русское государство.
Нужно сразу подчеркнуть, что такая формула (лозунг) не есть результат произвольного человеческого конструирования, а констатация объективного факта, как обустраивается общественная жизнь, которая всегда сочетает в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный и национальный. Для российского государства это обозначало следующую формулу общественного устройства: православный духовный фундамент, державная (монархическая) государственная форма и народ как соборный носитель нравственного идеала.
Можно с этим не соглашаться, можно объявить эту формулу сегодня устаревшей и неосуществимой, но фактически, если подходить непредвзято, то явно увидим, что любое общество, начиная с самых древних и кончая самыми современными жили и живут по этим трём законам.
Весь вопрос в том, конечно, какие духовные и религиозные начала положены в их основание.
А теперь попробуем взглянуть критически на то, как этот лозунг реализовывался в России в то время, когда он был выдвинут.
Реально оценивая ситуацию, надо признать, что серьезные и глубокие проблемы, которые накопились уже в то время в государстве, свидетельствовали о том, что эта формула (триада) соответствовала больше прошлому и меньше всего настоящему, если не сказать, вообще не соответствовала настоящему. Подъём общественной и политической жизни в стране, перемены в настроениях людей, вызванные прежде всего Отечественной войной 1812 года, высветили необходимость глубоких изменений. И это хорошо показало тогда восстание декабристов. Это восстание одновременно показало и необходимость назревших перемен, и, в то же время, неспособность правящих сословий и всего общества в целом их осуществлять, я бы сказал, более решительно отвечать на вызовы времени.
Поэтому само выдвижение знаменитого лозунга скорее свидетельствовало о том, что определённая часть правящей элиты осознавала назревающие кризисные явления и хотела направить вновь двигаться страну в этом направлении, но это было уже больше похоже на стремление выдать желаемое за действительное.
И, конечно, подавляющая часть элиты (аристократия, дворянство, помещики) уже в то время этим лозунгом просто дурачила народ и прикрывала им своё паразитическое существование. У нас есть миф о дворянстве, как о замечательных людях. Среди них действительно были такие – это был образованный слой, хотя уровень его не стоит преувеличивать. Несколько ниже мы об этом скажем. Главное, однако, в том, что в массе своей этот слой социально не был ориентирован на какую-либо производительную деятельность. Давайте вспомним какую глубокую характеристику дал декабристам В.И.Ленин, говоря о том, что они были страшно далеки от народа, что, соответственно, и обусловило их поражение, хотя реально они, что называется, могли бы взять тогда власть. Также страшно далеко от народа уже в то время оказалось и российское дворянство. Да, в какой-то, опять-таки небольшой, части его сохранились понятия о чести и совести, о его ответственности за свою страну и за свой народ, что в дальнейшем и направило их энергию на просветительскую деятельность или развитие революционных процессов.
Давайте ещё вспомним и какой отклик в душах правящей элиты страны должно было вызвать участие крепостного крестьянства в освободительной войне 1812 года. Ведь, казалось бы, они, как огромная страдающая часть общества, не должны бы были вместе со своими хозяевами воевать за них. Тем не менее это произошло. В дополнение к этому и зрелые идеи европейского просвещения всё больше и больше стали проникать в страну, и они с особой силой стали высвечивать застарелый кризис и русской государственности, и русской церковности.
Поздняя отмена крепостного права, которая, по меткому выражению Ивана Солоневича, искалечила всю историю России и превратила дворян в настоящих рабовладельцев, падение авторитета Церкви в обществе, её включенность в систему государственного аппарата, всё это уже фактически говорило о том, что выдвинутый в то время графом Уваровым лозунг в действительности перестал работать. Если кто-то в этом сомневается, то давайте для справки посмотрим, какой печальный итог церковно-государственных компромиссов и неспособности и Церкви, и власти адекватно реагировать на складывающееся положение мы увидим уже в 1917 году. Именно тогда, в одном только обращении Святейшего Синода к народу по поводу Февральской революции сразу были обнаружены, я подчеркиваю – сразу, (хотя конечно же процессы эти копились не одно десятилетие) все последующие события и смуты, и Октябрьской революции в т.ч.
Беззаконная «революционная февральская» власть в обращении Святейшего Синода к народу, была признана «властью от Бога», на неё призывалось «благословение Божие» (вместо анафематствования, согласно чину Торжества Православия, как «дерзнувшей противу помазанника на бунт и крамолу). Народ призвали подчиниться этой власти «не за страх, а за Совесть», потом разрешили войска от присяги Государю, приносимой на Кресте и Евангелии перед Самим Господом Богом, и благословили новую присягу и благодарственные молебны за масонов – «благоверных временных правителей»!
Знаменательно, что под этим обращением стоят подписи всех будущих «глав юрисдикций» Русской Церкви – высокопреосвятейших Тихона (Белавина), Сергия (Страгородского), Антония (Храповицкого) и других. Это надо знать не для того, чтобы их как-то осудить, а для того, чтобы по-настоящему, лучше понять произошедшее и сообща искать выход из сложившегося положения сегодня.
Или еще вот такой факт. Был 1913 год. Устраиваются торжества по случаю трехсотлетия династии Романовых, которыми, по-видимому, хотели поднять монархические чувства у народа. Но, судя по откликам современников, почти ничего из этого не получилось. И вся затея оказалась искусственной. Все торжества не были торжественны: люди на них, включая самых богатых и влиятельных, просто отбывали временную повинность, а народ и вовсе не праздновал никак. Митрополит Вениамин (Федченков), будучи ректором семинарии в г. Симферополе, так их прокомментировал: «Не знаю, как проходили торжества в других местах. Но если бы я был в то время на месте царя, то меня бы охватил страх: это было не торжество, а поминки. И, следовательно, нужно было делать из них соответствующие государственные выводы».
Надо ли дальше продолжать, чтобы понять, сколько всего кризисного и разрушительного накопилось к тому времени? Несколько ниже об этом еще будет говориться.
А теперь, что касается новой идеологии, которая может быть положена в основу возрождения России. В свое время, в начале 90-х годов прошлого века, митрополит Иоанн (Снычев), уже упоминаемый мной, анализируя причины, по которым Россия преодолевала смуты и настроения, порой носившие катастрофический характер, указал на то, что в первую очередь этому способствовали уникальные духовные качества русского национально-религиозного самосознания. Оно опирается, писал он, на три фундаментальных мировоззренческих архетипа. Первый из них – архетип державности, который в массовом сознании формировался как идеология русского империализма. Только в отличии от своего западноевропейского аналога, русский империализм никогда не носил агрессивного и тем более милитаристского характера. Его основополагающий лозунг «Москва – Третий Рим» определял понимание Империи, как оптимальной государственной формы для развития общества в соответствии с нравственными основами христианского вероучения.
Второй архетип русского самосознания – архетип соборности, имеет форму идеологии русского национализма. И опять же, в противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология носила консервативно-охранительный характер, миротворческий, отечески-покровительственный по отношению к другим малым народам, проживающим в России.
И третий, глубокий и древний, архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески понимается как идеология русского религиозного мессианизма. В основе такого мировоззрения лежит убеждение в том, что высший, промыслительный долг русского человека (народа) – «народа-богоносца» – хранить догматические и нравственные идеалы христианства.
Именно эти мировоззренческие архетипы были и сведены воедино в русском лозунге «Православие, Самодержавие, Народность». «Они же», считал митрополит Иоанн, «в обновлённой, современной форме – должны быть положены в основание новой России, которая соединит в себе то лучшее, что выработала русская жизнь как в древние времена, так и в недавнем прошлом...».
Мы очень долго переживали крах Советского Союза, крах нашего мира, не хотели даже хорошо рассматривать дорогу, по которой мы идём, где-то в глубине души всем почти было страшно. Но сейчас мы обязаны сделать выбор.
Сейчас мы обязаны осознать, что история XX века – это единая история. Всякие попытки разделить её на русскую и советскую – бессмысленны и, более того, вредны и опасны. У нас есть опыт СССР и многие созданные тогда системы могут быть обновлены и развиты – в новых условиях и в новом обществе. Поэтому, чем глубже и полнее мы осознаем советское как русское, тем скорее встанем на путь национального возрождения. Антисоветизм во всех его проявлениях является здесь главным препятствием. Более того, у нас есть теперь опыт капитализма – и своего, и западного. Теперь, что называется, на эмпирическом уровне есть что и с чем сравнивать. В качестве такого ответа на стоящие перед Россией вызовы и можно сегодня предложить идею Православного (Христианского) социализма. И тот самый знаменитый русский лозунг, предложенный графом Уваровым, в своей обновлённой форме будет звучать так: «Православие, Социализм, Национализм». И чем скорее, по крайней мере, наиболее сознательная часть нашего народа, представители различных политических партий и движений, осознает это, тем быстрее наша страна вернётся на свой путь самобытного развития, в котором будет утверждаться новая справедливость, новые высокие нормы морали и нравственности без эксплуатации человека человеком, без коррупции, войн и насилия. А теперь надо разобраться с этими предложениями поподробнее.
Виктор Михайлович Окатов, православный публицист, Москва
1. Хорошо, но есть ошибки