К вопросу о русской национальной идее, или Проект будущего России

Часть первая

Виктор Окатов 
Православный социализм: pro et contra 
1 Русский Сталинист 
12.04.2021 741

Повестка дня сегодня такова: или мы все вместе идём по дороге в ад (это как приговор нынешнему курсу, которым следует страна), или пойдём по дороге к христианскому социализму. Судя по всему, для нашей страны и для русского народа другого выбора больше нет.

Почему именно в ад? Если коротко – потому, что суть нынешнего курса пожалуй лучше всего проявляется в формировании такого «нового общества» где уже не планируется место для свободного и творческого развития личности, а человек превращается или в некий «электорат», или просто в некий «экономический персонаж». В котором действительно не остаётся места ни христианину, ни мусульманину, ни русскому, ни татарину, ни мужчине, ни женщине, ни таланту, ни бездарю. Каждый будет иметь только свой денежный эквивалент, а в скором будущем будет иметь и свой персональный номер «чип».

Раскрывать подробно происходящее мы не будем, и это не входит в мою задачу. Об этом довольно много и хорошо рассказывают виднейшие ученые специалисты по различным направлениям общественной жизни.

Еще около шести лет назад в прокат вышел посмертный фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Самый лучший подзаголовок ему придумал итальянский философ Умберто Эко: «Добро пожаловать в ад». Режиссёр как бы выносит смертный приговор истории и человеку. Ему нечего предложить людям, кроме смерти. И мы все сейчас в полной мере начали на себе ощущать, куда движется наша история.

В нашей стране в 1980-1990 годах произошла буржуазная революция. Правда, в отличии от классических буржуазных революций, она отняла собственность и власть не у феодалов, а у народа и государства. И сегодня фактическая власть в России принадлежит капиталу. Не какие-то партии, не какие-то националисты, христиане, и даже не чиновники, а деньги, точнее люди денег, сформировавшие кланового олигархическую систему, те, кому принадлежит власть. Капитализм это власть денег на всех уровнях, тем более в условиях капитализма периферийного типа. И неважно, работает человек за станком или за компьютером, он (рабочий, крестьянин, писатель) всё равно вынужден работать прежде всего для получения прибыли своему хозяину. Так устроен капитализм деньги идут к деньгам. Рынок съест всё! И если ему нечто мешает, это нечто будет устранено мораль, границы, национальные интересы государства (церкви тоже рынку не нужны).

И теперь, как бы ни было печально, надо признать, что главной опасностью, которая губительна для нашей страны, является не столько внешние угрозы, сколько сама внутренняя политика и чуть ли не полное расстройство государственной власти, всех её институтов в самой России. Настоящая вакханалия безнравственности и бесстыдства, насилия и коррупции, запредельный уровень социального неравенства захлестывают страну. Они красноречивее любых слов свидетельствует о настоящем содержании и целях, которые преследуют нынешняя власть.

«Ужели не давит тяжкий груз ответственности на нашу совесть? Опомнимся – безмерно велика доля вины нашей в нынешнем разорении и позоре! Словно в насмешку, мы живём сегодня ценой крушения величайшей державы мира – не нами созданной – проедая, разворовывая и пропивая остатки исторического наследия, оставленного народу русскому его славными предками», – так обращался к людям еще в 90-е годы митрополит Иоанн (Снычев).

И в этих словах содержится горькая правда. Увы, как часто мы ищем оправданий, усматривая причины произошедшего где угодно: в неблагоприятных исторических условиях, в предательстве вождей, в недостатках и пассивности народа, во внешнем влиянии – но только не в самих себе!

Всё это не будет правдой – Бог поругаем не бывает! Мы все сами своими пороками и страстями, тщеславием и завистью, лицемерием и высокоумием, превозношением и маловерием – причина всех бед! Каяться практически надо всем, нет невиновных. Нет таких, кто мог бы оправдаться и сказать, что не во мне причина нынешнего позора, такого падения и упадка. И как бы это пафосно ни звучало, всё так и есть, такова реальность.

Какой же мерой бесстыдства и цинизма надо обладать, чтобы этот позор, эти преступления, эту просто вселенскую трагедию для русского мира, называть какой-то демократией или движением по пути прогресса к цивилизованному миру. Знать должны все, что да, можно избежать человеческого суда, но Божий суд неотвратим.

«Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!» – услышал Каин, пытавшийся скрыть свое преступление братоубийства. Видимо, многим из нас придётся услышать подобное и в свой судный час.

Пора понять, что именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать наш народ, завлекая его хитростью и ложью на путь безвозвратного самоуничтожения или – ценой многих жертв и страданий – мы всё же прозреем, очнёмся и одумаемся.

Что же делать в этих условиях? Сегодня выживание России и русского народа зависит, прежде всего, от того, как скоро смогут национально-патриотические силы сформулировать и представить обществу чёткую, ясную идеологию возрождения страны, включающую в себя все важнейшие области человеческой жизни (от религии до экономики), опирающуюся на большой исторический опыт народа.

Наш недавний исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что так называемая «Перестройка» середины 80-х годов прошлого века стала возможной лишь благодаря отсутствию в стране здоровой, национально осмысленной идеологии и целостного, понятного и не противоречивого государственного мировоззрения. Из-за этого весь гигантский аппарат управления СССР (и партийный, и советский) оказался беззащитным перед кучкой руководителей-ренегатов и «пятой колонной» агентов влияния, управляемых из-за рубежа. Более того – отсутствие ясно выраженной собственной позиции не позволило (и до сих пор многим не позволяет) даже увидеть реального противника, не говоря уже о том, чтобы распознать его истинные намерения.

Да, в последние годы советской власти немалая часть советской элиты стали патриотами США, а не СССР, т.е. стали перерожденцами. Многие перешли в стан противника, попав в сферу иллюзий, но главное, чего не было, так это нового осмысления советской действительности. И можно даже специально посмотреть, как это проявилось среди учёных и академиков.

4 мая 1992 г. Совет по гуманитарным и общественным наукам РАН провёл заседание о прогнозе будущего устройства России. В дискуссии приняли участие ведущие философы, экономисты, социологи и историки. В обзоре сказано: «Участники "круглого стола" исходили из неизбежности перехода России к рыночной экономике... Под "особым путем России" понималась необходимость сочетать достоинство и исключать недостатки капитализма и социализма. Нужно поработать над тем, как идею конвергенции облечь в приемлемые для всех народов и наций страны одежды. Переходная, опирающаяся на смешанную социально-ориентированную экономику, модель была поддержана участниками обсуждения».

Что это? Это провал знания и культуры нашей интеллектуальной элиты. Необходимо понять другое, что финансы, промышленность, сельское хозяйство, в целом экономика или социальная сфера, безусловно, важные проблемы жизни. Но, тем не менее, основой основ жизни любого общества, любого народа является мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные и морально-этические. Именно они определяют понимание добра и зла, говорят «что можно» и «что нельзя» и формируют стереотипы поведения и мышления. Необходимо вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, смысла жизни, а не развивать в людях звериный индивидуализм и не воспитывать (как это делают, к примеру, наши СМИ) у населения России и детей, и молодёжи, и среднего поколения в духе западных ценностей, стремления к «личному» успеху за счёт своих ближних.

Кто думает, что это мало? Попробуйте начать! Вот, к примеру, известный писатель Юрий Поляков первым выступил против школьного «Архипелага Гулага» Солженицына и сразу крупно поплатился был удалён из президентского Совета по культуре и искусству. Или возьмём пример теперь уже известного учёного и общественного деятеля Н. Платошкина. Стоило ему начать ярко и убедительно разоблачать разрушительный и опасный курс нынешних властей, причём, он особенно глубоко раскрывал при этом положительный советский опыт государственного строительства, так тут же сразу поплатился был арестован по совершенно вздорному обвинению. И таких примеров много.

Пожалуй, именно в сфере идеологии кроется корень всего, и надо всеми силами очищать нашу жизнь от всякой гадости и нечисти.

Так и зададимся для этого очень серьёзными вопросами. По сути, для того, чтобы найти выход из нынешнего тупикового состояния, предстоит осмыслить глубинное содержание исторического процесса вообще и русской истории в частности. Необходимо определить, так сказать, метафизические основы истории только тогда будет возможно здраво и непредвзято оценить происходящее вокруг. Следуя этим путём, мы увидим, что нет ничего странного в том, что исторический путь России оказался таким драматическим, запутанным и сложным. Две тысячи лет назад Христос сказал своим ученикам, что человечество не сумеет удержать в чистоте учение, которое Он принёс в мир. Тяготы и сложности борьбы со злом заставят людей мало-помалу отступиться от веры и вступить в гибельное согласие с лукавым и богоборческим духом мира. Измена Спасителю приведёт, в конце концов, к тому, что большая часть человечества окажется объединённой государственными и религиозными началами, прямо враждебными христианству.

Те же, кто не пожелает отречься, кто пусть слабо и несовершенно, но искренне постараются следовать Закону Божьему, столкнутся с гонениями, злобой и травлей. Вот здесь и кроется загадка русской истории. В исторической практике Богу угодно было вверять истины веры для хранения и сбережения различным народам. Сперва они были вверены народу израильскому, но он не удержал этих истин, оказался не соответствующим своему высокому призванию и после страшного преступления богоубийства был отвержен от святого служения. Затем это служение перешло к другому народу, «народу Божию» христианам, первоначально сосредоточенным в государственном теле Римской империи. Но когда в XII веке Рим ввёл недопустимые догматические новшества и отпал от вселенской полноты Православия, служение у него было отнято и передано Византии (Второй Рим). Но когда в XV веке в результате мощнейшего военно-политического давления и накопившихся тяжелейших внутренних проблем Византия оказалась неспособной удержать должную чистоту и пошла на Унию с католиками (то есть допустила искажение Божественного вероучения), тогда преемство хранителя Истины перешло к Русскому православному государству, к русскому народу-богоносцу, понимаемому как соборная духовная общность. Я подчеркну это последнее как соборная духовная общность, т.к. к этому придётся возвращаться не раз.

Если попытаться разобраться и понять, что же такое «быть русским», нельзя пройти мимо того факта, что первоначальное единство крови, общность происхождения славянских племён при всей своей значимости не могли придать этому собранию необходимую живучесть и крепость. Лишь только когда душа народа Церковь собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождающее различного рода вражду, расколы и усобицы, когда, сбросив с себя татаро-монгольское иго, Россия объединилась под правлением Русского Государя тогда на исторической сцене поднялся русский народ.

Именно Церковь сообщила нашему народу свойства соборности, это бесценное нравственное качество, так бездумно и почти полностью утрачиваемое сегодня. Русская соборность это сознание духовной общности народа, коренящееся в общем служении, общем долге и смысл этой общности в служении вечной правде, той истине, которая содержится в Евангелии. Нелишне будет напомнить, что первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви, Иларион, в своей знаменитой работе «Слово о законе и благодати» середины XI века, едва ли не первый кто употребил в ней словосочетание «Русский народ», а не обычное для того времени понятие «Русская земля». Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ.

И именно поэтому мы и можем зафиксировать, что Россия как государство и сложилось именно как государство народа русского, которому свыше было дано служение как народу богоносному, народу хранителю и защитнику святынь веры. Эта вера и формировала религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра.

Мы сегодняшние часто забываем, а то и вовсе не знаем или не понимаем, как жили наши предки, какими высокими идеалами они руководствовались в своей жизни, и пытаемся их, как бы, подверстать под нынешнее убожество, делячество и срамоту. Это, пожалуй, особенно касается советского периода истории. Уж сколько грязи было вылито за последнее время, сколько лжи нагромождено, и всё равно это недавнее прошлое не даёт покоя нынешним правителям. Так, видя, к примеру, что они не в силах побороть и вытравить у людей добрую память о Сталине, стремятся тогда выхолостить из его мировоззрения всё самое главное, что определяло смысл его жизни. То говорят о нём, как об эффективном менеджере, то как о сильном правителе и т.п., но ни слова не говорят о том, что этот человек всю жизнь посвятил служению своему народу, то есть всего того, что напрочь отсутствует у нынешних властителей.

Почему я привёл пример именно Сталина это будет ясно далее. А теперь надо зафиксировать, что все народы, как и люди, неповторимы. Каждому из них определяется какая-то своя особая роль и место в истории человечества. Русскому народу было определено особенное служение, которое заключается в обязанности хранить в чистоте и в неповреждённости вероучение, принесенное Господом Иисусом Христом. И здесь сразу надо подчеркнуть, что понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения. Как оно и получилось в истории нашего Отечества, и это очень большой и важный, на самом деле, разговор. В простой констатации того очевидного факта, что Россия есть государство русского народа, ни для кого и ничего обидного быть не может. Именно русские, составляющие большинство населения страны, являются тем цементом, который стягивал и продолжает стягивать государственное строение России: общность якута и лезгина, татарина и вепса и т.д. поддерживается лишь тем, что они на равных включены в державное тело страны.

Именно поэтому, кстати, сегодня необходимо принимать срочные меры, чтобы приостановить страшный процесс «естественного» вымирания русского народа. Не делая этого, можно и за всё остальное не браться всё равно через два поколения некому будет оценивать результаты. Ещё раз повторяю: надо наконец понять, что все мы, все народы нашей страны, оказались перед лицом беспрецедентного исторического вызова, грозящего России скатыванием в пропасть исторического небытия.

Что же касается понимания идеологической платформы, пригодной для возрождения России, то, пожалуй, здесь не надо специально что-то искусственно конструировать. Сейчас надо стремиться к тому, чтобы воспользоваться тем гигантским опытом, который русский народ накопил за всё время своей истории.

Надо отметить, что на протяжении нескольких столетий основные содержательные принципы российского государства и русского народа определялись знаменитым лозунгом «Православие, Самодержавие, Народность». Формально в таком виде он был предложен графом Уваровым в первой трети XIX века, но фактически этим принципом определялась вся русская жизнь примерно с эпохи царствования Иоанна Третьего, т.е. с того момента, как оформилось централизованное русское государство.

Нужно сразу подчеркнуть, что такая формула (лозунг) не есть результат произвольного человеческого конструирования, а констатация объективного факта, как обустраивается общественная жизнь, которая всегда сочетает в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный и национальный. Для российского государства это обозначало следующую формулу общественного устройства: православный духовный фундамент, державная (монархическая) государственная форма и народ как соборный носитель нравственного идеала.

Можно с этим не соглашаться, можно объявить эту формулу сегодня устаревшей и неосуществимой, но фактически, если подходить непредвзято, то явно увидим, что любое общество, начиная с самых древних и кончая самыми современными жили и живут по этим трём законам.

Весь вопрос в том, конечно, какие духовные и религиозные начала положены в их основание.

А теперь попробуем взглянуть критически на то, как этот лозунг реализовывался в России в то время, когда он был выдвинут.

Реально оценивая ситуацию, надо признать, что серьезные и глубокие проблемы, которые накопились уже в то время в государстве, свидетельствовали о том, что эта формула (триада) соответствовала больше прошлому и меньше всего настоящему, если не сказать, вообще не соответствовала настоящему. Подъём общественной и политической жизни в стране, перемены в настроениях людей, вызванные прежде всего Отечественной войной 1812 года, высветили необходимость глубоких изменений. И это хорошо показало тогда восстание декабристов. Это восстание одновременно показало и необходимость назревших перемен, и, в то же время, неспособность правящих сословий и всего общества в целом их осуществлять, я бы сказал, более решительно отвечать на вызовы времени.

Поэтому само выдвижение знаменитого лозунга скорее свидетельствовало о том, что определённая часть правящей элиты осознавала назревающие кризисные явления и хотела направить вновь двигаться страну в этом направлении, но это было уже больше похоже на стремление выдать желаемое за действительное.

И, конечно, подавляющая часть элиты (аристократия, дворянство, помещики) уже в то время этим лозунгом просто дурачила народ и прикрывала им своё паразитическое существование. У нас есть миф о дворянстве, как о замечательных людях. Среди них действительно были такие это был образованный слой, хотя уровень его не стоит преувеличивать. Несколько ниже мы об этом скажем. Главное, однако, в том, что в массе своей этот слой социально не был ориентирован на какую-либо производительную деятельность. Давайте вспомним какую глубокую характеристику дал декабристам В.И.Ленин, говоря о том, что они были страшно далеки от народа, что, соответственно, и обусловило их поражение, хотя реально они, что называется, могли бы взять тогда власть. Также страшно далеко от народа уже в то время оказалось и российское дворянство. Да, в какой-то, опять-таки небольшой, части его сохранились понятия о чести и совести, о его ответственности за свою страну и за свой народ, что в дальнейшем и направило их энергию на просветительскую деятельность или развитие революционных процессов.

Давайте ещё вспомним и какой отклик в душах правящей элиты страны должно было вызвать участие крепостного крестьянства в освободительной войне 1812 года. Ведь, казалось бы, они, как огромная страдающая часть общества, не должны бы были вместе со своими хозяевами воевать за них. Тем не менее это произошло. В дополнение к этому и зрелые идеи европейского просвещения всё больше и больше стали проникать в страну, и они с особой силой стали высвечивать застарелый кризис и русской государственности, и русской церковности.

Поздняя отмена крепостного права, которая, по меткому выражению Ивана Солоневича, искалечила всю историю России и превратила дворян в настоящих рабовладельцев, падение авторитета Церкви в обществе, её включенность в систему государственного аппарата, всё это уже фактически говорило о том, что выдвинутый в то время графом Уваровым лозунг в действительности перестал работать. Если кто-то в этом сомневается, то давайте для справки посмотрим, какой печальный итог церковно-государственных компромиссов и неспособности и Церкви, и власти адекватно реагировать на складывающееся положение мы увидим уже в 1917 году. Именно тогда, в одном только обращении Святейшего Синода к народу по поводу Февральской революции сразу были обнаружены, я подчеркиваю сразу, (хотя конечно же процессы эти копились не одно десятилетие) все последующие события и смуты, и Октябрьской революции в т.ч.

Беззаконная «революционная февральская» власть в обращении Святейшего Синода к народу, была признана «властью от Бога», на неё призывалось «благословение Божие» (вместо анафематствования, согласно чину Торжества Православия, как «дерзнувшей противу помазанника на бунт и крамолу). Народ призвали подчиниться этой власти «не за страх, а за Совесть», потом разрешили войска от присяги Государю, приносимой на Кресте и Евангелии перед Самим Господом Богом, и благословили новую присягу и благодарственные молебны за масонов «благоверных временных правителей»!

Знаменательно, что под этим обращением стоят подписи всех будущих «глав юрисдикций» Русской Церкви высокопреосвятейших Тихона (Белавина), Сергия (Страгородского), Антония (Храповицкого) и других. Это надо знать не для того, чтобы их как-то осудить, а для того, чтобы по-настоящему, лучше понять произошедшее и сообща искать выход из сложившегося положения сегодня.

Или еще вот такой факт. Был 1913 год. Устраиваются торжества по случаю трехсотлетия династии Романовых, которыми, по-видимому, хотели поднять монархические чувства у народа. Но, судя по откликам современников, почти ничего из этого не получилось. И вся затея оказалась искусственной. Все торжества не были торжественны: люди на них, включая самых богатых и влиятельных, просто отбывали временную повинность, а народ и вовсе не праздновал никак. Митрополит Вениамин (Федченков), будучи ректором семинарии в г. Симферополе, так их прокомментировал: «Не знаю, как проходили торжества в других местах. Но если бы я был в то время на месте царя, то меня бы охватил страх: это было не торжество, а поминки. И, следовательно, нужно было делать из них соответствующие государственные выводы».

Надо ли дальше продолжать, чтобы понять, сколько всего кризисного и разрушительного накопилось к тому времени? Несколько ниже об этом еще будет говориться.

А теперь, что касается новой идеологии, которая может быть положена в основу возрождения России. В свое время, в начале 90-х годов прошлого века, митрополит Иоанн (Снычев), уже упоминаемый мной, анализируя причины, по которым Россия преодолевала смуты и настроения, порой носившие катастрофический характер, указал на то, что в первую очередь этому способствовали уникальные духовные качества русского национально-религиозного самосознания. Оно опирается, писал он, на три фундаментальных мировоззренческих архетипа. Первый из них архетип державности, который в массовом сознании формировался как идеология русского империализма. Только в отличии от своего западноевропейского аналога, русский империализм никогда не носил агрессивного и тем более милитаристского характера. Его основополагающий лозунг «Москва Третий Рим» определял понимание Империи, как оптимальной государственной формы для развития общества в соответствии с нравственными основами христианского вероучения.

Второй архетип русского самосознания архетип соборности, имеет форму идеологии русского национализма. И опять же, в противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология носила консервативно-охранительный характер, миротворческий, отечески-покровительственный по отношению к другим малым народам, проживающим в России.

И третий, глубокий и древний, архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески понимается как идеология русского религиозного мессианизма. В основе такого мировоззрения лежит убеждение в том, что высший, промыслительный долг русского человека (народа) «народа-богоносца» хранить догматические и нравственные идеалы христианства.

Именно эти мировоззренческие архетипы были и сведены воедино в русском лозунге «Православие, Самодержавие, Народность». «Они же», считал митрополит Иоанн, «в обновлённой, современной форме должны быть положены в основание новой России, которая соединит в себе то лучшее, что выработала русская жизнь как в древние времена, так и в недавнем прошлом...».

Мы очень долго переживали крах Советского Союза, крах нашего мира, не хотели даже хорошо рассматривать дорогу, по которой мы идём, где-то в глубине души всем почти было страшно. Но сейчас мы обязаны сделать выбор.

Сейчас мы обязаны осознать, что история XX века это единая история. Всякие попытки разделить её на русскую и советскую бессмысленны и, более того, вредны и опасны. У нас есть опыт СССР и многие созданные тогда системы могут быть обновлены и развиты в новых условиях и в новом обществе. Поэтому, чем глубже и полнее мы осознаем советское как русское, тем скорее встанем на путь национального возрождения. Антисоветизм во всех его проявлениях является здесь главным препятствием. Более того, у нас есть теперь опыт капитализма и своего, и западного. Теперь, что называется, на эмпирическом уровне есть что и с чем сравнивать. В качестве такого ответа на стоящие перед Россией вызовы и можно сегодня предложить идею Православного (Христианского) социализма. И тот самый знаменитый русский лозунг, предложенный графом Уваровым, в своей обновлённой форме будет звучать так: «Православие, Социализм, Национализм». И чем скорее, по крайней мере, наиболее сознательная часть нашего народа, представители различных политических партий и движений, осознает это, тем быстрее наша страна вернётся на свой путь самобытного развития, в котором будет утверждаться новая справедливость, новые высокие нормы морали и нравственности без эксплуатации человека человеком, без коррупции, войн и насилия. А теперь надо разобраться с этими предложениями поподробнее.

Виктор Михайлович Окатов, православный публицист, Москва

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Хорошо, но есть ошибки

Статья хорошая, но в выводах есть принципиальная ошибка. "Народность" - это историческая общность людей. Но при чем же здесь тогда национализм, если в Империи и в СССР в основе этой общности никогда не лежал национализм? Явная ошибка, из которой следует и другая: коль место "народности" оказалось занято "национализмом", а еще хотелось в Уваровскую триаду вставить "социализм", то его пришлось вставлять на место "самодержавия", в результате такое важно понятие как "государственность" вообще пропало из формулы. И возникла опять неопределенность или двойственность в понимании предлагаемого "социализма": какой именно - общинный (утопичный) или государственный (вполне реальный)? Поэтому нужно выводы исправить: "Православие, государственность, социальность". Социальность (от социум, общность) - это и есть народность. А "государственность" и "социальность" - это и есть "государственный социализм", который был в СССР и которому не хватало только "православия" в необходимом объеме.

Наблюдатель / 12.04.2021 10:07

2.

Всё хорошо за исключением окончания: "В качестве такого ответа на стоящие перед Россией вызовы и можно сегодня предложить идею Православного (Христианского) социализма. И тот самый знаменитый русский лозунг, предложенный графом Уваровым, в своей обновлённой форме будет звучать так: «Православие, Социализм, Национализм»".

Это уже - элементы ереси. Насчет "святого святотатства". А первоначально, кстати, уваровская триада звучала "Православие. Самодержавие. Национализм". Так что, насчет национализма - ничего нового.

Калужанин / 12.04.2021 07:52

1.

))) Оно всё хорошо. ))) Но, что в открытую дверь ломиться, "зачем же стулья ломать"?

http://www.rv.ru/content.php3?id=12807

Калужанин / 12.04.2021 07:46
Виктор Окатов
Все статьи Виктор Окатов
Православный социализм: pro et contra
Возможна ли альтернатива современному обществу?
Прорыв к православному монархическому социализму возможен только в чрезвычайных обстоятельствах
05.05.2021
О социализме из первых уст
Сейчас, когда Россия испытывает прессинг со всех сторон, есть такие «товарищи», которые пытаются посеять в народе «семя раздора»
22.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Олег В.
15.05.2021 12:31
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Константин В.
15.05.2021 12:05
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Hyuga
15.05.2021 11:41
«Нас заставили забыть свой бытийный статус-пол»
Новый комментарий от Сант
15.05.2021 09:15