4 марта скончался епископ Афанасий (Евтич), один из легендарных «Трёх А», любимых учеников прп. Иустина (Поповича), которые, наряду с ныне здравствующим епископом Иринеем (Буловичем), определяли лицо Сербской Православной Церкви конца ХХ – начала ХХI века. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, руководителем Русского Собрания в Сербии Ранко Гойковичем.
Павел Тихомиров: Как воспринимали этих владык в 90-е годы, в годы церковного возрождения? Ведь каждый из них был воплощением определённого культурно-психологического типа. Митрополит Амфилохий воспринимался как утончённый философ и поэт, епископ Артемий – как бескомпромиссный ревнитель, а епископ Афанасий – как воплощение «народного владыки». На чём основывалось такое восприятие? Насколько верно оно отражало и характеры владык, и отношение к ним паствы?
Ранко Гойкович: Да, у святого Иустина Челийского было 4 ученика, позже известных епископов СПЦ – упокоившиеся Амфилохий, Артемий и теперь Афанасий, а также ныне здравствующий владыка Ириней (Булович). Должен сказать, что из-за своей энергичности, и, вероятно, из-за дара слова, в обществе начиная с 80-х – и вплоть до своей кончины особенно выделялись владыки Амфилохий и Афанасий. И многие сербы в те годы, после смерти сербофобного коммунистического председателя Тито, приняли крещение благодаря этим – тогда ещё молодым – епископам. Благодаря своей несомненной харизме оба стали и оставались до своей кончины одними из самых любимых владык в сербском народе.
К сожалению, в Сербии достаточно лжецерковных аналитиков и «ревнителей не по разуму», которые в сущности не обладают целостным церковным сознанием и понятия не имеют о конструктивной критике. Отдельные «ревнительские сайты» в своей критике священноначалия СПЦ опустились на уровень таблоидов и жёлтой прессы. Не разбирая средств, дабы «очернить» неугодных им владык, не гнушаются публиковать письма откровенных раскольников, которые и блаженнопочившего Патриарха Павла называют «иезуитом». Своё несмирение проявили и во время выбора нового Патриарха.
Попытаюсь кратко и беспристрастно озвучить некоторые характерные причины, по которым критикуют действия этих владык, как и основные причины их похвал.
Владыку Афанасия многие критиковали из-за изменений векового порядка служения Святой Литургии. Должен сказать, что я лично не сторонник этого, и не отказывался об этом несколько раз публично заявлять (в т.числе и на РНЛ). Также, достаточно оправдана критика на его счёт и из-за его духовных чад, епископов Григория и Максима, которые в обновленчестве пошли ещё дальше своего учителя. И тут речь не только об отношении к церковно разрушительной деятельности главы Фанара. Эти епископы известны по множеству скандалов, неприемлемых для сербских православных консерваторов.
С другой стороны, как Герцеговинец, который не понаслышке знает обо всём, что происходило в 90-е годы прошлого века, могу сказать, что владыка Афанасий, тогдашний епископ Герцеговинский, очень много значил для защитников Республики Сербской, для героической армии, которой командовал легендарный Ратко Младич. Не было позиции на герцеговинском фронте, которую бы епископ Афанасий не обошёл и не ободрил бы сербских бойцов. Был неутомим в сборе помощи бойцам, особенно заботился о семьях погибших бойцов. Также нужно не забывать, что именно в герцеговинских школах – первых во всех сербских землях – начали изучать Закон Божий. И именно благодаря владыке Афанасию. Позже эта практика распространилась на школы других краёв Республики Сербской, а потом и самой Сербии. Хочу верить, что на Суде Господнем его добрые дела перевесят...
Владыку Амфилохия многие критиковали прежде всего из-за поддержки Мило Джукановича. Справедливости ради нужно иметь в виду, что в то время Джуканович был сторонником добрых отношений с Сербией, считал Черногорию вторым сербским государством.
В конце концов, если считается, что именно благодаря поддержке митрополита Амфилохия Джуканович более двадцати лет назад вошёл во власть, то ведь несомненно и то, что этот режим, ставший на путь богоборчества, сошёл с исторической сцены тоже именно благодаря митрополиту Амфилохию.
А крестоходческое движение в Черногории переродило сотни тысяч сердец граждан страны, ведь эти Крестные ходы проходили не только через города и веси Черногории, но и через сердца их жителей. Так что с уверенностью можно сказать, что «Литијски покрет» («Крестоходческое движение») останется вечным памятником митрополиту Амфилохию…
Владыку Иринея (Буловича) многие обвиняли в «папофильстве», экуменизме, чрезмерной «близости со светскими властями». Однозначно, для сербских «ревнителей» владыка Ириней чаще всего был «дежурным виновником» за всё и вся.
Должен сказать, что и «Ваш покорный слуга» десять лет назад, защищая братьев-русских казаков, свершил нечто вроде публичного столкновения в прессе с владыкой Иринеем. Между тем, с временной дистанцией, учитывая полученный опыт и знания, не могу сказать, что был полностью прав в том споре, хотя и продолжаю считать, что тогдашняя реакция владыки по отношению к русским братьям могла быть и более благожелательной.
Многие шаги епископа Иринея последних лет говорят в пользу того, что он исповедует высокое сознание о значении почтения канонического единства в межцерковных отношениях Поместных Православных Церквей.
Памятна его острая лекция (изложенная на прекрасном греческом языке) на Критском т.н. «Всеправославном» Соборе, которую он высказал в лицо изумлённому патриарху Варфоломею и его приспешникам. Был одним из ключевых помощников патриарха Иринея по вопросу непринятия разрушительных антицерковных поступков патриарха Варфоломея. Годами считается самым образованным епископом СПЦ, и тот факт, что большинство сербских архиереев отдали голоса его духовному чаду, свидетельствует о том большом авторитете, которым пользуется в среде епископата владыка Ириней.
Владыку Артемия как борца против экуменизма особенно почитают, условно говоря, «консервативная» часть верующих и клира СПЦ. Между тем, в Церкви не может быть два алтаря. Характерен совет великого сербского патриотического мыслителя и деятеля Предрага Драгича Киюка, который отговаривал владыку Артемия от совершения непоправимых действий. Ведь перед тем, как совершить роковую попытку вернуться на кафедру Косова и Метохии, владыка уже согласился было с решением об уходе на пенсию. Предраг Драгич Киюк тогда убеждал владыку Артемия в том, что «сербский народ любит страдальцев, но не любит бунтовщиков», и лучше ему остаться в монастыре как епископу на покое. К сожалению, владыка Артемий не последовал этому совету. Результат – болезненный раскол в СПЦ.
Пусть милосердный Господь будет милостив и простит грехи троих усопших учеников аввы Иустина, которые грешили, но которые несомненно своим служением принесли много добра Сербской Православной Церкви...
П.Т.: Эти владыки придерживались различных позиций по отношению как к режиму Слободана Милошевича, так и к режимам, пришедшим к власти в Сербии и Черногории после 5 октября 2000. Как проявлялось разномыслие и неединодушие этих, некогда воспринимавшихся в качестве «единого целого» святителей? К каким последствиям привело это неединомыслие?
Р.Г.: В отличие от других двух учеников, владыки Амфилохий и Афанасий без колебаний критиковали правительство во все периоды – не только во времена Милошевича, но и до поздней старости. Благодаря своей харизме эти владыки остались любимыми в народе вплоть до своей кончины.
Владыка Артемий в критике власти был умеренным, а епископ Ириней от такой критики державной власти в основном воздерживался...
Что касается неединомыслия, то оно проявилось в «деле Артемия». Тёмным пятном в Сербской Православной Церкви остаётся это «дело». Несомненно, косвенным виновником этого дела является нынешний президент США Джозеф Байден, а затем президент Сербии Борис Тадич. Епископ Артемий не пожелал благословить приезд Джозефа Байдена в монастырь Високе Дечаны. Представители правительства отвели Байдена к великой святыне без епископского благословения, и, вероятно, давление государства также повлияло на решение Синода об отставке епископа Артемия на покой.
Несомненно, что в отношении епископа Артемия была совершена несправедливость как со стороны светских, так и со стороны церковных властей. Для многих верующих особенно болезненно то, что они практически прервали общение «иустиновцев» с епископом Артемием. Однако нет никаких сомнений в том, что в Церкви не может быть двух алтарей и что епископ Артемий, увы, - не первый епископ, по отношению к которому поступили несправедливо.
Нельзя сказать, чтобы Святые Отцы Церкви действовали в таких случаях, как епископ Артемий. Ходили слухи, что накануне смерти владыки Амфилохия и Артемия предпринимались попытки примирения. Было бы ладно, если бы они предстали пред Господом, простив друг друга ...
П.Т.: Можно ли сказать, что на сегодняшний день «эпоха духовных чад прп. Иустина (Поповича)» подошла к логическому завершению?
Р.Г.: За краткий период времени скончались три ученика аввы Иустина, три «А» нашей церкви Святого Саввы (владыки Амфилохий, Артемий, Афанасий). Их кончина вместе с упокоением Патриарха Иринея, безусловно, представляет собой огромную потерю для Сербской Православной Церкви. Это были три самобытных личности исключительной энергии, три сильных характера, три епископа, которые действительно представляли целую эпоху в истории Сербской Православной Церкви.
Однако мы не должны забывать, что епископ Ириней (Булович) ещё жив, и что Святейший Патриарх Порфирий — его духовное чадо.
Так что полная картина вклада четырёх учеников аввы Иустина в жизни Сербской Православной Церкви еще не завершена.