Мне особенно приятно было участвовать в этом форуме, и я всё еще нахожусь под большим впечатлением от недавней поездки в Россию и участия в «Аксаковском празднике» в Уфе в конце сентября этого года. Благодарен Богу за знакомство с великим русским писателем Михаилом Андреевичем Чвановым и за прекрасную книгу «Пора домой», которую он мне подарил, и которую прочитал с большим удовольствием.
После этой поездки во мне выросло и прочно укрепилось чувство, что это моя миссия, необходимость и нравственный долг — лучше знакомить сербскую общественность с творчеством великих Аксаковых (особенно Ивана, который много доброго сделал для нашего сербского православного народа). Про моё участие в Аксаковском празднике уже писал для РНЛ (смотрите здесь), так что не буду повторяться.
Как сильно любил славянство И.С. Аксаков можно увидеть невооруженным глазом, просто названия его текстов говорят сами за себя: Пора вступить в бой с публицистикою Европы за себя и за наших братьев славян; Борьба славян с Австро-Венгрией; Торжество австрийской кривды на Балканском полуострове; Духовное лакейство либеральной печати перед Западом в Славянском вопросе; Австрия — враг мира между сербами и болгарами, братьями по крови, вере и турецкой неволе; Отрекаясь от славян, Россия перестанет быть Русскою державою; Пожертвования в пользу бедствующих греков и славян могут быть всенародными; Славяне в Турции поставлены перед выбором: свобода от ига ценой окатоличивания; Славянский вопрос стал животрепещущим вопросом политики; Идти на буксире европейской дипломатии несовместимо с нравственным достоинством России.
Мне особенно нравится текст Ивана Аксакова «Если славяне хотят остаться славянами, они должны отречься Рима и всех дел его». А также, текст «Пагубность конституций по западноевропейскому образцу для освободившихся славян».
Читая эти тексты с позиций сегодняшнего дня, думаю о том, скольких страданий сербы могли бы избежать, насколько больше их было бы сегодня и насколько лучше было бы их геополитическое положение, если бы они прислушались к советам великого Ивана Аксакова и приняли их.
В указанном выше тексте о необходимости отречения славян от Рима, Иван Аксаков свидетельствует о том, что римский католицизм никогда не имел материнских, а скорее мачехинских отношений для славянских народов:
«Нет ничего пагубнее для истинного возрождения славянской народности от той ложной мысли, что народность стоит выше веры, что вероисповедание есть дело только совести личной и что славянские патриоты должны относиться к нему безразлично. Таким образом, по их понятиям, «народность» выходит каким то понятием внешним без внутреннего, духовного содержания, — между тем как именно в содержании вся суть и сила. Пусть обратятся к истории: латинство и православие, как мы уже не раз говорили, это те исторические и духовные начала, под воздействием которых двинулись различными историческими путями, сложились и образовались различно народности в Западной и Восточной Европе. Быть латинянином — значит принадлежать к Латинской церкви, иметь своим духовным отечеством Рим, состоять в духовном соединении со всем латинским западным миром, примыкать в известной степени к его нравственным и историческим судьбам. Быть православным — значит состоять в духовном союзе с Восточною церковью, с миром грекославянским. В силу этого глубокого духовного различия делится европейский мир на две половины, на два мира — на Восток и Запад: это не географические термины, а термины качественные, означающие различие просветительных начал, ставших действенными силами в истории человечества. Мир восточный есть мир православнославянский, которого представительницей является Россия, к которому примыкают и влекутся неодолимым влечением все, даже иноверные, славянские племена, в ком не успело запустить глубоких корней латинство, — мир самобытный, с несомненным залогом великой исторической будущности, ненавидимый Западною Европою.
Мерой ненависти европейской измеряется, как мы уже говорили однажды, в каждом славянском племени внутренняя прочность славянского элемента. Не могут не причислить себя славяне, хотя бы и католики, к миру восточному: что бы они ни делали — Запад их не признает своими, пока не отреклись они от славянской народности. Если православные ему ненавистны, то и католики славяне не сыны, а только пасынки Западной Европы, и для них она все же не мать, а мачеха. Из всех славянских племен только одно усыновлено Западом вполне — это именно то племя, которое приняло латинство себе в плоть, кровь и душу, которое отреклось от братства славянского и стало передовым войском латинского Запада против православно славянского мира, — это племя польское. Его похитил из славянского мира католицизм; он изгубил, он заел его славянскую душу.
Если прочие католические славянские племена еще сохранили в себе славянскую душу, так именно благодаря тому, что они чужды латинского фанатизма, что католицизм не отожествился с их народною сущностью, что в той или другой форме, сознательно или бессознательно, еще живут в них предания православия и сказывается протест их духовной славянской природы».
Это высказывание Ивана Аксакова не потеряло своей актуальности и сегодня — польская русофобия граничит с неразумностью, а словацкий премьер Фицо показывает, что католические славянские племена еще сохранили в себе славянскую душу.
Как же актуальны многие тексты Ивана Аксакова в наше время! Этот великий русский мыслитель ещё до Первой и Второй мировых войн, распада СССР и нынешнего СВО, практически ПРОРОЧЕСКИ пишет и предупреждает, что на Западе для России нет «партнёров», а есть только заклятые враги. 26 января 1868 г. Иван Аксаков пишет:
«...Но можно ли было когда-либо ожидать от Европы признательности за наши искренние услуги европейскому миру?..
Разве в первый раз наше прямодушие и даже простодушное усердие к её интересам оплачивается наглой неблагодарностью? Наши добрые поступки не благодарятся, а мстятся; добро, оказанное нами Европе, нам же вымещается злом: справьтесь с историей. В таком отношении Запада к России нет ничего удивительного, ни неожиданного, по крайней мере для нас, пишущих эти строки…
Если мы будем принимать во внимание все клеветы.., если мы будем смущаться и оправдываться в том сочувствии, которое питают и изъявляют к России славянские племена Австрийской империи, — сочувствии, которое мы со своей стороны ничем существенным не поддерживаем, то кончится тем, что России придётся оправдываться в самом своём существовании! Сам факт её существования — есть вина, грех, преступление против Европы».
Если бы мы не знали, когда и кем были написаны эти слова, мы бы подумали, что их написал наш современник.
Признаюсь, как православный серб, я стыжусь того, как мало известно об Иване Сергеевиче Аксакове в современной Сербии. Как уже сказал, считаю своим моральным и патриотическим долгом, насколько это в моих силах, восполнить этот пробел и лучше познакомить сербскую общественность с этим великим человеком, который так многим обязан нам своим делами и своим творчеством.
Особо хочу отметить, что Иван Сергеевич Аксаков делал всё возможное для оказания помощи участникам антитурецкого движения на Балканах и был напрямую связан с легендарным генералом М.Г. Черняевым.
М.Г. Черняев и И.С. Аксаков были знакомы не понаслышке, их объединяла общность взглядов и рода деятельности: Черняев начал издавать в Санкт-Петербурге газету «Русский мир» и был солидарен с московскими славянофилами, группировавшихся вокруг И.С. Аксакова.
В сентябре 1875 г. «Русский мир» открыл подписку в пользу герцеговинцев, что получило громкое одобрения Аксакова, присоединившегося к сбору. В ноябре 1875 г. Черняев обратился к Аксакову с просьбой помочь прапорщику Мостичу отправиться в Черногорию.
В феврале 1876 г. М.Г. Черняев решился ехать к месту боевых действий, хотя III Отделением были приняты меры, чтобы этого не допустить: ему было отказано в выдаче загранпаспорта, и он дал слово императору не ездить к герцеговинцам.
Тогда генерал вступил в переговоры со славянофилами И.С. Аксаковым, П.Н. Батюшковым и Н.А. Поповым. Фактически именно Славянским комитетом была организована поездка Черняева в Сербию: по свидетельству Н.Н. Дурново, Аксаков лично обратился к сербскому митрополиту Михаилу и получил согласие сербского правительства на прибытие Черняева в Сербию. Кроме того, лично от Аксакова Черняев получил и деньги на поездку – 5 тыс. рублей.
Кстати, во время выше упомянутого путешествия в Уфу, я подарил Михаилу Чванову для Музея Аксакова в Надеждине второй том Сборника документов «Москва-Сербия / Белград-Россия. 1804-1878» с многочисленными письмами, адресованными Ивану Аксакову известными сербами того времени, его перепиской с митрополитом Михаилом и другими значимыми архивными документами.
Сербии отчаянно не хватало денег, чтобы окончательно отправить турок в Малую Азию. Попытки получить заём в Европе ожидаемо оказались неудачными, так что Россия оставалась единственной надеждой. Черняев просит Аксакова похлопотать об успехе этого займа: «Москва оказала бы большую помощь Сербии, помощь, которую страна никогда бы не забыла, так как этим займом она приобретает средства для борьбы за свое существование».
И.С. Аксаков сделал всё от него зависящее, чтобы помочь Сербии с займом, подключив к этому личные связи: директор Государственного банка Е.И. Ламанский приходился братом известному слависту В.И. Ламанскому, с которым Аксаков был дружен. В итоге, они составили план, согласно которому под прикрытием частных банков финансировать Сербию взялось фактически русское правительство.
На протяжении мая–июня 1876 г. в Сербии шла интенсивная подготовка к выступлению, и 18 июня (ныне 1 июля) война была объявлена. Еще ранее М.Г. Черняев принял предложение князя Милана и вступил в сербское подданство, став генералом сербской армии.
Официальная позиция России оставалась прежней: дипломаты и военные были против войны. В этой ситуации Черняеву, чьё пребывание в Сербии не было санкционировано российским правительством, приходилось рассчитывать только на ту поддержку, которую ему мог обеспечить Славянский комитет.
Его материальное содержание легло на плечи комитета, о чем прямо говорится в письмах Черняева и Аксакова, датированных июнем 1876 г. В письме И.С. Аксакова В.А. Черкасскому от 24 июня 1876 г. автор сообщает, что Черняев известил его об отказе от сербского содержания, объявив, что оно прислано Московским славянским комитетом. «Это правда, — продолжает Аксаков, — мы содержим и его, и Измайлова».
Письмо самого Черняева от 26 июня 1876 г. содержит аналогичную информацию: генерал упоминает о полковнике А.П. Измайлове, ставшем его помощником в Сербии, и благодарит Аксакова за «присланные вновь 600 червонцев» (шесть тысяч рублей).
Славянский комитет взял на себя обеспечение и семьи генерала: после того как Черняев прислал телеграмму о возможности отослать 500 рублей семье, Аксаков отправил его жене 3 тыс. рублей и известил, что будет посылать ей тысячу рублей каждый месяц, пока ее муж служит в Сербии.
Вечная память великим русским рыцарям и великим сербским друзьям Ивану Сергеевичу Аксакову и генералу Михаилу Григорьевичу Черняеву.
(Примечание: Кроме вышеупомянутого Сборника документов «Москва-Сербия / Белград-Россия. 1804-1878», при писании этого доклада мне очень помогла вышеупомянутая книга Михаила Чванова «Пора домой!», а также замечательный текст сестры Инны Царёвой об Иване Аксакове на ее канале в соцсети Telegram).
Ранко Гойкович, православный публицист, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения»

