«Сострадание есть высшая форма человеческого существования». Ф.М.Достоевский
1.Куда мы идем, куда движется род человеческий, те в нем, кто еще движется?
Либералы, глобалисты, интернационалисты разного рода мастей, коммунисты, троцкисты…нигилисты. И все со своим пониманием нового человека. И все спорят между собой. Но все это уже прошлое и нет смысла бороться с ними, это ветряные мельницы Дон-Кихота.
На очереди врага рода человеческого новый человек, предтеча человека-робота. Он столь ужасен и бесчеловечен, что даже не описан в антиутопиях, разве что намечен у Н.В.Гоголя (Вий).
2. Что характеризует человека-робота? Он по своему одинок, он как бы в постоянной «удалёнке» ото всех. Но главное человек-робот начисто лишен сострадания, это своего рода анти-Достоевский, у которого страдание перевыполняет все его книги. И он даже возвел его в ранг закона: «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
При этом они и не скитальцы и изгнанники, о которых говорится в Священном Писании. У этих еще сохраняется воспоминание и тоска по Родине.
Не тождественно сострадание и жалости. Тот, кто жалеет в душе сохраняет превосходство над униженным, и униженный (правда не всякий) чувствует это, и не любит когда его жалеют. Но это еще по-человечески, хотя и греховно. А вот человек-робот абсолютно безразличен к людям, он чужой всем и всякому.
Невольно в памяти возникает Агасфер, вечный скиталец, который отказал предоставить Христу, идущему под тяжестью Креста, минуту отдыха возле забора своего дома. И потому это не просто скиталец, а вечный скиталец, лишенный не только Родины, но и покоя, даже покоя могилы.
Не меток на лбу или руке, не цифрового объемлющего документа, заменяющего нашу личность, а вируса безразличия к людям, должны мы опасаться в наступившем мире. А он будет искушать всех.
3. Надо ли не смотреть в глаза новому человеку-роботу, как Вию у Гоголя, то есть не говорить об этом, тем более писать? Нет! Мы должны принять вызов и увидеть агасферов в жизни, да даже в себе, и бороться с ними.
«COVID-19» - последняя попытка вернуть человека на Родину, к своему Народу. И вместе с ним пережить это испытание Времени.
А для нас это значит мыслить по-русски, воображать по-русски, фантазировать в искусстве по-русски, строить и сохранять Державу по-русски. И, конечно, верить по-русски, то есть быть православными людьми, сохраняя верность Русской Православной Церкви.
И другого пути нет.
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, главный редактор журнала «Русское самосознание»