Историческая судьба Европы к настоящему времени оформилась как «совокупность государств Европы», принявших руководство над собой «структурами» Евросоюза, имеющими общеевропейский парламент и «набор инструкций» для регламентации социальной, общественной, политической, военной и т.д. видов государственной деятельности в сторону их унификации. Мечта о «Соединенных Штатах Европы», лелеемая в свое время младогегельянцем Лениным В.И., осуществилась, м.б., потомками тех, кто шел нога в ногу по его следам.
Совершенно естественно, что основной целью такой унификации является денационализация стран, находящихся под эгидой Евросоюза; и в этом направлении Евросоюзом достигнут определенный «прогресс», не в последнюю очередь связанный с принудительным притоком мигрантов с Ближнего Востока за последние пять – десять лет.
Где-то «с удовольствием», где-то с определенным «скрипом», но процесс размывания национальной однородности многих государств Европы приобрел нежелательные характеристики «вырождения» (потери «цветущей сложности» по выражению Леонтьева К.), все-таки, пока еще, «компенсируемые» экономическими и иными преференциями социального комфорта и «удобного» государственного жизнеустроения.
Такая же унификация – вслед за денационализацией – грядет и в части духовной. И здесь она приобрела такой размах, что появившаяся сейчас (конец декабря 2020 года) в публичном пространстве информация о том, что, например, в Германии ширится «движение» о выходе мирян из церковных и храмовых приходов с целью не платить налогов в пользу церквей, находящихся на содержании государства – в отличие от России, где в большинстве своем церкви существуют на деньги верующих прихожан - свидетельствует о том, что траектория духовной эволюции – скорее деградации – Европы, сохраняет направление своего движения. Движения, начало которому было положено в 1517 году и которое называлось Реформацией. Реформация товарища Мартина Лютера – виттенбергского монаха – августинца, когда последний в канун праздника всех святых прибил к дверям местной церкви свои «знаменитые 95 тезисов» против торговли индульгенциями.
Повторим, это было в 1517 году.
В России же, соизмеримое по значимости, точнее по катастрофичности, событие произошло ровно четыреста лет спустя – в феврале 1917 года.
К счастью, несмотря на старания тов. Ленина В.И. и Троцкого Л.Д., «Реформации» в России, подобной той, которая произошла в Европе, не случилось.
В 1517 году Реформация преследовала цели: выйти из-под власти Папы Римского, освободиться от поборов и налогов в «пользу церкви», улучшить условия для внутренней и межгосударственной торговли за счет облегчения «движения финансового капитала» и т.д.
«Призрак» протестантизма – обратите внимание на корень «протест» в этом слове — навис над Европой.
Современное духовное состояние стран Европы, за редким исключением, сейчас таково, что облегчает задачу Евросоюзу по – как мы говорили выше – унификации населения этих стран, движения в сторону «демократизации», влекущей за собой власть меньшинства над большинством – конечной цели «демократии» в отдельно взятой стране. Власть вырождающегося меньшинства над всё еще существующим в большинстве «национальным остатком» страны. Количество партий в этих европейских странах и кризисные ситуации с формированием большинства в парламентах показывают степень растерянности, тупиковости и неумолимой инерционности заданного вектора движения.
Нынешнее руководство России, чьи разнонациональные (мы же страна многонациональная) предки, заразившиеся «европейским вирусом» (не путать с вирусом Covid_19) и впитавшие в себя эту заразу чуть ли не со времен французской революции 1789 года, до сих пор не могут или не хотят? – освободиться от постигшего их морока - наваждения. Наваждения, как миража-власти или денег; или и денег, и власти; естественно, целей, как показала историческая практика, прикрытых лозунгами «Свободы, равенства и братства».
«Кадры решают все». Вождь народов в свое время говорил вопрошающему: - «У меня нет других писателей». То же он мог сказать и относительно кадров. Однако, воленс-ноленс, во время Великой Отечественной Войны необходимая «сортировка кадров» расставила все по своим местам. И, если мы видим, что в настоящее время кадры «расставлены» по «магнитным силовым линиям» власти и денег, то что же делать? Не гнать же их всех в шею – «ну, нет у нас других кадров!» Не забудем, что «государственный корабль не терпит резких движений», из-за которых он может перевернуться.
Таким образом, мы имеем то руководство, которое имеем. И вопрос, например, введения в школах основ Православия, или «введения в Православие», завис в воздухе на неопределенное время.
И здесь необходимо сказать следующее.
Человек в быту, в своей деятельности совершает добрые дела, мертвящие дела и мертвые дела. Вот что говорит по этому поводу святитель Феофан Затворник (1815 – 1894 гг.): «Живые дела это те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие те, которые совершаются в противоположность заповедям, с богозабвением в угоду себе и своим страстям. Мертвые дела – все те, которые хотя по форме и не противоположны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении, из соображений себялюбия. Бог – жизнь; только то и живо, в чем есть часть Его».
Припомним, российская госдума первых созывов, начиная от 1905 г., очевидно, предпринимала те действия, которые были эквивалентны мертвящим делам, почему все и закончилось февральской революцией 1917 года; сможет ли она (госдума) реабилитировать себя и оправдать свое существование в России добрыми делами в соответствии с вышесказанным?
Большой вопрос!
Так почему же европейцы (иже с ними и американцы – потомки выходцев из Европы) завидуют русским (не «российским»)?
Потому что заданный вектор эволюции русской (православной) цивилизации остался в Божественном (выражаясь по-современному) Проекте, несмотря на тяжкие последствия февральской революции. Европа же – по большому счету – в большинстве своих стран из этого Проекта выпадает с соответствующими для них (этих стран) последствиями.
Подсознательно граждане европейской «демократии» чувствуют это «выпадение», чувствуют свою «богооставленность», что и порождает в них подсознательную зависть к русским, суть – к православным - жителям России. К тому же европейцы понимают, что миролюбие русских не грозит им (какой-либо) агрессией. Но существование НАТО подпитывает эту «зависть» потенциально возможной, но практически неосуществимой мечтой – «наказать того, кому завидуешь». Дальше читай Фрейда.
Но, что это мы все о грустном, да о грустном.
Не все так плохо. Каждый сам выбирает пути, по которым ходить. И те, кто просит: «Господи, научи нас ходить путями Твоими…», получит желаемое.
Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.
Юрий Герасимович Уткин, православный публицист