В 2020 году белорусский философ и политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси А.В. Дзермант выпустил книгу «Беларусь-Евразия: пограничье России и Европы», в которой предпринимает попытку осмыслить прошлое и будущее Беларуси в контексте евразийской интеграции.
Один из важнейших пунктов, который затрагивает белорусский философ в своей книге, касается идентичности белорусского народа, которая рассматривается как часть единства всего народа русского и восточнославянского мира в целом.
Вызов, с которым сталкивается древнерусское государство еще на заре своего существования – это проблема дуализма, которая, как пишет Алексей Валерьевич, превращается в проблему выбора веры, когда «само понятие веры связывается с правильным выбором между добром и злом». Приняв крещение от православной Византии в Херсонесе Таврическом как истока «того грандиозного культурного синтеза, сделавшего Русь могущественной глобальной силой», русский народ сталкивается с вечной для себя проблемой ценностного и цивилизационного выбора: дихотомии между Востоком и Западом, духовным и бездуховным, православием и католицизмом, противостоянием между низами и верхами, элитами и простыми людьми, властью и народом, в конце концов, грехом и добродетелью. По словам философа, эту возможность выбора хорошо проиллюстрировали два князя Даниил Галицкий и Александр Невский. Один чуть не привел Русь к пленению католицизмом и «даже получил от папы римского титул короля Руси», другой в нужный момент защитил и уберег от этого пленения, за что и был прославлен в лике святых. Так Александр Невский, как пишет А. В. Дзермант, «оказался прозорливее».
От себя добавим, что это также показали два великих русских писателя – Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский: один пошел по пути непротивления злу насилием и привел русский народ к Октябрьской революции 1917 года, другой сам взошел на Голгофу и привел народ ко Христу.
Своевременность книги Алексея Валерьевича, на наш взгляд, в том, что она выходит в период, когда Беларусь наряду с другими странами постсоветского блока переживает ценностный, общественно-политический и даже экзистенциальный кризис. Тем самым книга поднимает фундаментальную проблему экзистенциального, ценностного, исторического и геополитического выбора, с чем сталкивался многострадальный белорусский народ на протяжении всей своей истории.
Алексей Валерьевич считает, что будущее современной Беларуси заключается в тесной союзной интеграции с Россией. Отсюда следует, что выбор этот должен быть выражен в создании некого нового конструктивного проекта позитивного будущего белорусского народа, выраженного в союзе с Россией, но на новых началах. А.Г. Лукашенко не вечен, а жить белорусам сегодня и завтра, поэтому этот выбор предстоит делать уже сейчас. А каким этот выбор будет на самом деле, должно показать волеизъявление народа.
Александр Церковный, публицист