Вчера, 17 декабря 2020 г., прошла очередная встреча Путина с народом, за 20-летний период его правления ставшая традиционной. Во время пресс-конференции, длившейся четыре с половиной часа, глава государства ответил на 60 вопросов от журналистов из разных регионов. Из-за пандемии пресс-конференция прошла в онлайн-режиме. Информационные ленты и ток-шоу наперебой комментируют «главное событие года» (именно так в репортерском запале выпалил один журналист). Но для нас это повод поразмыслить, случайно ли возник и закрепился такой формат связи?
Российский историк и социолог А.И.Фурсов однажды дал строгую формулировку русской власти: «Самодержавие – это особый строй власти (и собственности), при котором господствующий класс консолидируется вокруг центральной власти, причём консолидируется до такой степени, что само функционирование его в качестве господствующего класса возможно лишь через посредство автосубъектной власти, как её функция» («Опричнина в русской истории – воспоминание о будущем, или кто создаст Четвёртый Рим?»). Самодержавие принципиально отличается от европейской «плоской» оппозиции «народ vs элита»; в самодержавии появляется третье, высшее звено («царь»), надстоящее над элитой. Принцип самодержавной власти в полной мере реализуется, когда «царь» вступает в союз с народом, оппонируя элите («боярам»). Если же «царь» смыкается с «боярами», противостоя народу, – самодержавие вырождается в олигархическую модель.
В самодержавии А.И.Фурсов выделяет два периода: московский и петербургский. Московский стиль характеризуется патриархальностью, нерасчлененностью субъекта и объекта управления: «в ней сохранялась связь власти и господствующих групп, с одной стороны, и населения, – с другой: одна религия, одна культура, одна традиция, один быт» («Русская власть, Россия и Евразия»). Петербургское самодержавие – это обретение автосубъектности (надзаконности) царской власти, колеблющейся от олигархии («бироновщина») до моносубъектной тирании (Петр I).
Российская власть 90-х – это установлении олигархии в ее самом беспримесном и незамутненном виде: власть капитала, освобождение бюрократии от ответственности снизу (только ответственность от вышестоящего начальства), полное отключение обратных связей. Противостояние власти и народа достигло невиданного в русской истории градуса. Очень быстро стало ясно, что такой тип власти гибелен для России, и с приходом Путина власть стала эволюционировать в поисках утраченного самодержавия. Эти поиски были стихийны, непоследовательны, зачастую активируемы не внутренней логикой, а под давлением обстоятельств. К таковым можно отнести пресловутое «ручное управление» – эффектная, но малоэффективная форма реконструкции самодержавной власти.
Но одна из форм, возможно, замышлявшаяся как политтехнологический популистский ход, оказалась настоящей находкой, пускай, еле слышным, но живым каналом связи народа с «царем-батюшкой», прямой обратной связью, минующей бюрократические заглушки и фильтры.
Указывая на смешанный характер всякой человеческой власти, русский философ-неогегельянец Александр Кожев в своем трактате «Понятие власти» выделяет четыре элементарных, чистых типа власти, комбинации и пропорции которых образуют любую власть – от родительской до политической («ромб Кожева»). Реальная власть разложима на базисные единицы: власть отца (О), власть Господина (Г), власть Вождя (В), власть Судьи (С); каждая единица имеет свои аспекты и оттенки. Элементарным типам власти последовательно соответствуют философские теории власти: схоластическая, суммированная Фомой Аквинским (О); теория Гегеля (Г); теория Аристотеля (В); теория Платона (С).
По Кожеву, во всякой реальной власти один из чистых типов преобладает, доминирует над остальными, составляя центр тяжести в общей структуре власти. Фигура путинской власти, по мнению политолога Александра Гловели, сложилась как основанная на власти господина, точнее – ГОСВ (Господин-Отец-Судья-Вождь). Многозначительно, что в характеристике путинской власти политолог поставил власть Отца на второе место, и этот аспект регулярно манифестирует себя в ежегодных «посиделках» с народом.
Путин на пресс-конференциях выступает именно «отцом нации», «царем-батюшкой», терпеливо выслушивая, ласково утешая, великодушно журя, грозно хмуря брови, клятвенно заверяя… И весь неповоротливый механизм российской власти вдруг оживает на несколько часов, шестеренки крутятся, приводные ремни перестают пробуксовывать – царь демонстрирует свою «настоящесть».
В этом, особенно тяжелом году и пресс-конференция прошла в особом ключе. Путин с порога сказал: «Не хочу утыкаться в цифры, это тоска и скучно». Ну правильно, хвалиться нечем: его полный тезка – ВВП – упал ниже плинтуса и отжиматься не торопится. Вообще, весь блок вопросов-мольб об ухудшившемся положении соотечественников прошел под знаком психотерапевтической эвфемизации катастрофы. Как отец гладит горько рыдающего малыша и дует на разбитую коленку, так и Путин всю конференцию «дул на коленку». Например, Путин занял жесткую позицию о форсайт-образовании, закрепляющем дистанционный формат обучения, попенял на повышение цен, посетовал на отсутствие бесплатных лекарств в Рязани, возмутился задержкой ковидных выплат медикам… И вот уже плачущий малыш перестал горько рыдать, а лишь успокоительно всхлипывал под испуганные скороговорки рапортующих чиновников: в Рязани лекарства раздаются бесплатно, как новогодние подарки, в ярославской деревне построили мост через овраг, Крым залили пресной водой по самый Аю-Даг… Казалось, продлись «прессуха» еще два часа, – и в России ковид бы отступил, а парадиз наступил.
Однако более всего Путину удалась внешнеполитическая часть. Обстановка «осажденной крепости» как нельзя своевременно объясняла кризис, переносила недовольство на плетущих козни внешнеполитических врагов, побуждала к единению Путина и народа в едином патриотическом порыве. Путин даже проявил великодушие к «врагам»: похвалил Эрдогана за «мужество», а Байдена – за «богатый жизненный опыт». Этим Путин как бы намекал, что с такими сильными врагами победа придет нескоро и потребует героических сверхусилий.
Путин в очередной раз продемонстрировал, что он – царь, он – в отличной физической и интеллектуальной форме, может посмеяться над Навальным, подколоть Дзюбу, попикироваться со Шнуром. Но – доказал ли вчера Путин, что он «настоящий царь»? Может ли «воскресный папа» быть настоящим папой в режиме 24/7? А способны ли новогодние подарки Деда Мороза радовать и кормить в течение всего года?
Самодержавие – это не только мудрый «царь-батюшка», «отец народу». Самодержавие – это еще опричнина, «гроза боярам». С этим у Путина пока большие проблемы. А значит, самодержавие в России возможно пока только в режиме онлайн и только один сеанс в году.
А.Г.Дугин по-философски загадочно подвел итоги пресс-конференции: «В России при Путине гусеницы больше не превращаются в бабочек... Что-то пошло не так...» И мы догадываемся, что именно пошло не так…
Андрей Борисович Костерин, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир