Дистанционное образование — мина замедленного действия

Открытое обращение Президенту России

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

На фоне пандемии COVID-19 происходит трагедия национального масштаба, которая не так бросается в глаза, как заполненные палаты инфекционных больниц, но, вероятно, несущая значительно более существенную угрозу для будущего России, чем прямые последствия инфекционной болезни. Речь идёт о ситуации в образовании.

Одной из реакций на пандемию весной стало прекращение очного обучения и перевод детей на дистанционные коммуникации в образовании. Но тогда была остановлена любая активность (включая бизнес). Осенью общество адаптировалось к угрозе инфекции и по возможности сохраняет нормальную жизнедеятельность. В то же время основная функция, необходимая для адекватного воспроизводства социума, – то есть образование – почему-то «пошла под нож».

Что бы ни говорили идеологи дистанционного обучения, ни сегодня, ни когда-либо в будущем не будет возможным обеспечить минимально требуемый уровень качества образования с помощью дистанционной коммуникации. Это Вам скажет любой родитель и любой учитель. Эффективность уроков резко снизилась, посещаемость занятий упала, вовлечённость детей в учебный процесс (везде, кроме высокоуровневых спецшкол) почти нулевая. Оценки, которые выставляются за дистанционную работу, поневоле завышаются, а практически всё свободное время родителей уходит на организацию процесса «обучения». Дети сидят за экранами с утра до вечера, что губительно сказывается на их здоровье, или манкируют занятиями при утрате мотивации к учёбе. Отсутствие общности, визуального контакта, неформального общения полностью уничтожает воспитательную составляющую. У детей тормозятся процессы социализации, накапливается стресс, развивается депрессия. Эти наблюдения подтверждаются как отечественными, так и международными медицинскими исследованиями и, к сожалению, всё чаще приводят к самому страшному исходу - подростковым суицидам.

Продолжая порочную практику дистанционного обучения, мы рискуем получить поколение детей, у которых не будет необходимого образования, но зато поголовно будут наблюдаться серьёзные проблемы личного и социального характера. Это – мина замедленного действия под будущим нашей страны.

Возможно, осознав это, многие регионы вернулись от дистанционного формата к очному обучению. На текущий момент основной площадкой, где продолжается эксперимент по всеобщему принудительному дистанционному образованию старшеклассников, является Москва. Дистанционно учатся не только школьники с 6 по 11-й класс, но и студенты, и вне зависимости от возраста дети, проходящие обучение в учреждениях дополнительного образования (например, в музыкальных школах).

В оправдание такой практики говорится, что среди учащихся 6-11 классов наполовину сократилось число случаев заболевания. Но ведь и до того заболевших школьников было немного. Так что высокий процент – это, как говорят статистики, «эффект низкой базы». Нет никаких научных исследований, доказывающих эффективность школьных карантинов, и московские власти в данном случае действуют незаконно и своевольно.

Если говорить о музыкальных школах, то там главным элементом обучения являются уроки игры на каком-либо инструменте. Эти уроки проходят индивидуально. При таком режиме вряд ли музыкальные школы могут иметь хоть какое-то значение с точки зрения общей статистики заболеваемости. Музыкальные школы, которые учат детей дистанционно, это нонсенс, оксюморон. При этом среди учителей музыкальных школ распространяется информация, что дистанционный режим введён до 2024 года. Четыре года на таком режиме означает полное уничтожение государственного музыкального образования в Москве. Возникает подозрение, а не является ли это целью происходящего? Сократятся бюджетные траты, а школьные здания можно будет продать. То, что в стране больше никогда не появятся ни Рахманинов, ни Мусоргский, ни Прокофьев, ни Чайковский, интересует московских чиновников в самую последнюю очередь.

И в целом, наблюдаемые в Москве антиковидные действия оставляют ощущение стремления к нечистоплотной экономической выгоде. В частности, прекращена оплата проезда за счёт государства школьникам и пенсионерам. При этом ездить могут и те, и другие. Только теперь им приходится платить самим. Как это сказывается на статистике заболеваемости, никому не известно, но вот бюджетная экономия и рост доходов транспортных компаний очевидны.

Последовательное внедрение дистанционного образования в качестве базового формата, которое проглядывает за действиями городской администрации, также может иметь экономическую подоплёку. Экономятся средства на обслуживание школ; в идеале можно будет сократить учителей и перевести обучение в режим трансляции учебных курсов и сдачи тестов. Похоже, что качество образования детей московские власти также не волнует. Частные школы, где учатся дети элиты, продолжают учиться очно, и проблема касается только детей из простых семей.

Действия московской мэрии выглядят как самовластное хозяйничество в регионе, когда можно делать, что угодно, и не оглядываться ни на чьё мнение. При этом речь идёт о самом большом городе и столице страны. То, что происходит в Москве, обязательно отзовётся по всей России. В частности, московские вузы до сих пор считались у нас самыми сильными и привлекали студентов со всей страны. Теперь уже два семестра потеряны практически полностью. Падение качества образования пока откладывается из расчёта, что потом можно будет догнать упущенное – например, работу в лабораториях. Но догонять даже за два семестра – большая проблема. Если ситуация затянется, то будущие выпускники просто будут никому не нужны: они не будут знать и уметь то, что должны.

А то, что потеряно в средней и музыкальных школах, вообще уже никогда не восполнится. Очень хотелось бы, чтобы эта образовательная яма перестала расползаться. Если столица будет наполнена необразованными, асоциальными и психически проблемными людьми, то что можно будет сказать о государстве?

Прошу лично вмешаться в ситуацию и вернуть столичные власти к соблюдению прогосударственной и социально ориентированной политики.

Алексей Владимирович Савватеев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, популяризатор математики среди детей и взрослых

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Ответ на 1, Андрей Карпов:

точнее, власть сама знает, что лучше для народа и для каждого отдельно взятого человека.

NNNN / 22.12.2020 10:04

6. Ответ на 1, Андрей Карпов:

На самом деле, хотя дистанционкой недовольны многие, большинство просто терпят неудобства, публично против высказываются немногие. Образование уходит в дыру...

А какой смысл высказываться? Вы же слушали "прямую линию" с Путиным. Ему говорят о сложностях, которые создали людям из-за "эпидемии", а он - про то, что после всеобщей вакцинации всё будет хорошо. Ему говорят о мучениях детей и родителей в связи с дистанционкой, а он - отвечает, что по стране в школах будет мощный интернет и дистанционка прекрасно совместится с обычным образованием. Короче, что не говори - получается, что власть сама лучше знает, как управлять народом.

NNNN / 22.12.2020 10:01

5. Ответ на 2, наталья чистякова:

Не стоит переоценивать степень протеста. Я подписывал листы, которые у нас собирали в районе - на полмиллиона жителей было порядка 100 подписей. В нашей школе, похоже, только мы дёргаемся. Правда, соседняя школа более инициативна. Мы опросили два класса, в которых учатся наши дети (6-й и 9-й), да, против дистанционки было большинство, но не очень уверенное - порядка 60%, за - штучно, остальные - не имели суждения. А в музыкальной школе и того хуже, там половина класса не возражает против дистанционки (поскольку боятся заразы). Все эти пикеты - капля в море. Даже петиция Павла Парфентьева набрала всего 37 с чем-то тысяч... Это - крайне мало. чтобы заставить власть скорректировать курс.

Андрей Карпов / 22.12.2020 07:48

4.

Возникает подозрение, а не является ли это целью происходящего?

Не подозрение, а убеждение.

Коротков А. В. / 22.12.2020 07:39

3. ...

Написать в "спортлото" и то будет,наверное,действеннее... Писать тому кто всё это учинил,ну это или глупость,или зомбированность.

monarhist / 22.12.2020 06:21

2. Ответ на 1, Андрей Карпов:

На самом деле, хотя дистанционкой недовольны многие, большинство просто терпят неудобства, публично против высказываются немногие. Образование уходит в дыру...

По всей стране прошли пикеты (по необходимости одиночные, на расстоянии друг от друга метров за 5-10) и продолжают идти, в инете полно видео. а у вас высказываются немногие. Родители по всей стране объединяются в протестные организации.

1. Будет ли результат?

На самом деле, хотя дистанционкой недовольны многие, большинство просто терпят неудобства, публично против высказываются немногие. Образование уходит в дыру...

Андрей Карпов / 14.12.2020 06:12
Алексей Савватеев
Дистанционное образование — мина замедленного действия
Открытое обращение Президенту России
14.12.2020
Верните детям школу!
Доктор физико-математических наук Алексей Савватеев призывает подписать обращение против дистанционного обучения, калечащего детские души
27.11.2020
Это похоронит общество и страну
Против дистанционного образования в школе
09.09.2020
После ликвидации Российской Академии Наук следующий удар будет нанесен по Русской Православной Церкви
Открытое письмо Президенту России Владимиру Владимировичу Путину от верноподданного гражданина Алексея Савватеева
17.07.2013
Все статьи Алексей Савватеев
Обсуждаем закон об образовании
Дистанционное образование — мина замедленного действия
Открытое обращение Президенту России
14.12.2020
Запреты — вещь обоюдоострая
Размышления над законопроектом «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»
07.12.2020
Все статьи темы
Электронный концлагерь
Кто стремится к мировому господству?
Рецензия на книгу В.И. Можегова «Мировая гражданская война»
12.01.2021
Начинается опустошение крупных городов
«Пандемия» ускоряет тектонические социальные процессы
09.01.2021
«Валерию Павловичу будут прощены грехи, ибо он возлюбил много!»
К сороковинам Валерия Павловича Филимонова
06.01.2021
Административная реформа – банки вместо государства
Государственное управление передаётся банкам, которые встроены в единую мировую финансово-кредитную сеть?
06.01.2021
Все статьи темы
Цифровая экономика
Начинается опустошение крупных городов
«Пандемия» ускоряет тектонические социальные процессы
09.01.2021
«Валерию Павловичу будут прощены грехи, ибо он возлюбил много!»
К сороковинам Валерия Павловича Филимонова
06.01.2021
Административная реформа – банки вместо государства
Государственное управление передаётся банкам, которые встроены в единую мировую финансово-кредитную сеть?
06.01.2021
Биткойн как инструмент глобальной пирамиды
Можно предположить, что электронная валюта рухнет одновременно с долларом, которые вместе с коронавирусом вставляют в фундамент будущей вавилонской башни
05.01.2021
Все статьи темы
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
Пойти и привиться от коронавируса
В этом состоит сегодня обязанность православного христианина
12.01.2021
Все статьи темы
Дистанционное образование – дорога на кладбище
Планета в маске
О причинах и последствиях пандемии ковид-19
02.01.2021
«Людей вогнали в шок, парализовали страхом»
Об итогах уходящего 2020 года
26.12.2020
Путин объявил 2021 год Годом науки и технологий
Под председательством Президента состоялось заседание попечительского совета МГУ
25.12.2020
«Новая нормальность» требует самого пристального внимания
Эксперты предостерегают от бездумного копирования стратегий, чуждых национальным традициям и нравственным нормам
25.12.2020
«Правительство прошло этот год в целом достойно»
Президент провёл в режиме видеоконференции традиционную предновогоднюю встречу с членами Правительства
24.12.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Пойти и привиться от коронавируса
Новый комментарий от Игорь Валерьевич
13.01.2021 05:55
Гудермес-95
Новый комментарий от Валерий Медведь
13.01.2021 05:36
Что импичмент, что неимпичмент – всё равно!
Новый комментарий от Юрганов
13.01.2021 02:11
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Новый комментарий от Hyuga
13.01.2021 01:49
В США установилось двоецарствие
Новый комментарий от Коротков А. В.
12.01.2021 11:31
Перезагрузка? Нет, Перестройка!
Новый комментарий от Полтораки
12.01.2021 11:24