Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
На фоне пандемии COVID-19 происходит трагедия национального масштаба, которая не так бросается в глаза, как заполненные палаты инфекционных больниц, но, вероятно, несущая значительно более существенную угрозу для будущего России, чем прямые последствия инфекционной болезни. Речь идёт о ситуации в образовании.
Одной из реакций на пандемию весной стало прекращение очного обучения и перевод детей на дистанционные коммуникации в образовании. Но тогда была остановлена любая активность (включая бизнес). Осенью общество адаптировалось к угрозе инфекции и по возможности сохраняет нормальную жизнедеятельность. В то же время основная функция, необходимая для адекватного воспроизводства социума, – то есть образование – почему-то «пошла под нож».
Что бы ни говорили идеологи дистанционного обучения, ни сегодня, ни когда-либо в будущем не будет возможным обеспечить минимально требуемый уровень качества образования с помощью дистанционной коммуникации. Это Вам скажет любой родитель и любой учитель. Эффективность уроков резко снизилась, посещаемость занятий упала, вовлечённость детей в учебный процесс (везде, кроме высокоуровневых спецшкол) почти нулевая. Оценки, которые выставляются за дистанционную работу, поневоле завышаются, а практически всё свободное время родителей уходит на организацию процесса «обучения». Дети сидят за экранами с утра до вечера, что губительно сказывается на их здоровье, или манкируют занятиями при утрате мотивации к учёбе. Отсутствие общности, визуального контакта, неформального общения полностью уничтожает воспитательную составляющую. У детей тормозятся процессы социализации, накапливается стресс, развивается депрессия. Эти наблюдения подтверждаются как отечественными, так и международными медицинскими исследованиями и, к сожалению, всё чаще приводят к самому страшному исходу - подростковым суицидам.
Продолжая порочную практику дистанционного обучения, мы рискуем получить поколение детей, у которых не будет необходимого образования, но зато поголовно будут наблюдаться серьёзные проблемы личного и социального характера. Это – мина замедленного действия под будущим нашей страны.
Возможно, осознав это, многие регионы вернулись от дистанционного формата к очному обучению. На текущий момент основной площадкой, где продолжается эксперимент по всеобщему принудительному дистанционному образованию старшеклассников, является Москва. Дистанционно учатся не только школьники с 6 по 11-й класс, но и студенты, и вне зависимости от возраста дети, проходящие обучение в учреждениях дополнительного образования (например, в музыкальных школах).
В оправдание такой практики говорится, что среди учащихся 6-11 классов наполовину сократилось число случаев заболевания. Но ведь и до того заболевших школьников было немного. Так что высокий процент – это, как говорят статистики, «эффект низкой базы». Нет никаких научных исследований, доказывающих эффективность школьных карантинов, и московские власти в данном случае действуют незаконно и своевольно.
Если говорить о музыкальных школах, то там главным элементом обучения являются уроки игры на каком-либо инструменте. Эти уроки проходят индивидуально. При таком режиме вряд ли музыкальные школы могут иметь хоть какое-то значение с точки зрения общей статистики заболеваемости. Музыкальные школы, которые учат детей дистанционно, это нонсенс, оксюморон. При этом среди учителей музыкальных школ распространяется информация, что дистанционный режим введён до 2024 года. Четыре года на таком режиме означает полное уничтожение государственного музыкального образования в Москве. Возникает подозрение, а не является ли это целью происходящего? Сократятся бюджетные траты, а школьные здания можно будет продать. То, что в стране больше никогда не появятся ни Рахманинов, ни Мусоргский, ни Прокофьев, ни Чайковский, интересует московских чиновников в самую последнюю очередь.
И в целом, наблюдаемые в Москве антиковидные действия оставляют ощущение стремления к нечистоплотной экономической выгоде. В частности, прекращена оплата проезда за счёт государства школьникам и пенсионерам. При этом ездить могут и те, и другие. Только теперь им приходится платить самим. Как это сказывается на статистике заболеваемости, никому не известно, но вот бюджетная экономия и рост доходов транспортных компаний очевидны.
Последовательное внедрение дистанционного образования в качестве базового формата, которое проглядывает за действиями городской администрации, также может иметь экономическую подоплёку. Экономятся средства на обслуживание школ; в идеале можно будет сократить учителей и перевести обучение в режим трансляции учебных курсов и сдачи тестов. Похоже, что качество образования детей московские власти также не волнует. Частные школы, где учатся дети элиты, продолжают учиться очно, и проблема касается только детей из простых семей.
Действия московской мэрии выглядят как самовластное хозяйничество в регионе, когда можно делать, что угодно, и не оглядываться ни на чьё мнение. При этом речь идёт о самом большом городе и столице страны. То, что происходит в Москве, обязательно отзовётся по всей России. В частности, московские вузы до сих пор считались у нас самыми сильными и привлекали студентов со всей страны. Теперь уже два семестра потеряны практически полностью. Падение качества образования пока откладывается из расчёта, что потом можно будет догнать упущенное – например, работу в лабораториях. Но догонять даже за два семестра – большая проблема. Если ситуация затянется, то будущие выпускники просто будут никому не нужны: они не будут знать и уметь то, что должны.
А то, что потеряно в средней и музыкальных школах, вообще уже никогда не восполнится. Очень хотелось бы, чтобы эта образовательная яма перестала расползаться. Если столица будет наполнена необразованными, асоциальными и психически проблемными людьми, то что можно будет сказать о государстве?
Прошу лично вмешаться в ситуацию и вернуть столичные власти к соблюдению прогосударственной и социально ориентированной политики.
Алексей Владимирович Савватеев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, популяризатор математики среди детей и взрослых
4. Ответ на 2, наталья чистякова:
3.
2. ...
1. Будет ли результат?