Кто бы и как бы ни стремился затушёвывать данный факт, но он, вне всякого сомнения, имеет место быть: общество Белоруссии раскололось и это, судя по всему, навсегда. Попытаемся ответить в связи с этим на извечные вопросы: кто виноват и что делать? Но прежде, чем к ним перейти, обратимся, так сказать, к теории.
Антропологическое противоречие. В притче о пшенице и плевелах Иисус Христос указал на то, что в человеческом обществе до самого Страшного Суда будет иметь место «единство и борьба противоположностей». Вот как Он об этом говорит: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13: 24-30).
Чуть далее Господь по просьбе учеников так изъясняет эту притчу: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13: 37-43).
Из слов Христа мы видим, что в конце времен, прежде всего, собираются плевелы рода человеческого, они «связываются в снопы», то есть отделяются от пшеницы, а стало быть, становятся видимыми: объединяются в организованные группы. Это, естественно, порождает у них иллюзию победы, за которой последует глубокое разочарование, переходящее в плач и скрежет зубовный.
В другом месте Иисус Христос раскрывает психологию плевел, их поведенческие установки, тактику и стратегию жизненного пути. И делает Он это удивительным образом, отождествляя в духовном смысле два противоположных эсхатологических «класса» с известными домашними животными: овцами и козлами. Вот это место из Евангелия: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25: 31-33). После Страшного Суда овцы наследуют Царство, а козлы ввергаются в геенну огненную.
То, что Учитель использовал для иллюстрации эсхатологических «классов» образы овец и козлов, случайностью быть не может. Казалось бы, здесь напрашивается противопоставление «овцы – козы», но Христос вместо «козы» употребил слово «козлы». Речь, разумеется, идёт не о курдючных овцах или ангорских козах, но обыкновенных: если, скажем, с барана получают шерсти не меньше, чем с овцы, то с козла ничего, кроме смрада, взять нельзя. Зная психологию и поведение овец и козлов, мы можем перенести всё это на эсхатологические «классы» пшеницы и плевел. В двух словах раскрыть суть антропологического противоречия мог только Бог, а не просто Человек...
Овцы – домашние животные, удивительным образом послушные воле пастуха. На пастбище они, чаще всего, держатся сплочёнными группами, поедая, не привередничая, траву буквально морда к мордочке. Если угрожает опасность, то овцы реагируют мгновенно, как единое существо. В бодание с пастушьими псами не вступают, покорно им подчиняясь.
Совсем иное дело – козы (в том числе и козлы, естественно). Очень часто они игнорируют пастуха, проявляя непослушание и упрямство. Козы, чаще всего, разбредаются по пастбищу, выискивая самые вкусные и питательные травы, в результате чего быстро жиреют. В поисках лакомства они проявляют чудеса изворотливости и бесшабашность, залезая порою на крутые скалы, на крыши домов, на деревья. Козы чрезвычайно любопытны: заслышав лай собак, бегут выяснять, а чтобы это значило...
Наглость козлов не знает предела. Недавняя история в Приморском Сафари-парке, где козёл Тимур, запущенный в вольер на съедение тигру Амуру, атаковал последнего, что озадачило хищника и он не стал пожирать свою жертву, породила бурю восторгов в российском обществе: заговорили о дружбе козла с тигром, о «конвергенции» козьей и тигриной жизней. Правда, козлиная натура через два месяца поставила точку в этом «эксперименте»: козёл Тимур частенько бодал тигра Амура, который, в конце концов, потеряв терпение, схватил рогатого зубами за холку, потрепал и отшвырнул от себя на несколько метров. Если бы не подоспевшие работники парка, то жизнь козла на этом бы и закончилась.
Довольно любопытным наблюдением за козлиным племенем поделилась в интернете одна хозяйка. Устав от беспрестанных попыток коз улизнуть с пастбища в поисках «свободы от произвола пастуха», она прибегла к следующему приёму. Женщина в течение целого дня ходила по пастбищу, через короткий промежуток времени неожиданно меняя направление движения. Поскольку козы, в отличие от овец, очень внимательно наблюдают за пастухом с единственной целью сбежать в поисках лакомства, то такое поведение их изматывало: после этого недели три они были шёлковыми, как овечки…
Схожим образом ведут себя и люди. Евангельские овцы, о которых говорит Христос, отличаются кротостью, законопослушностью, терпением, бескорыстием, любовью к ближним, под которыми Евангелие учит понимать отнюдь не только своих домашних, которых любят и самые кровожадные звери...
Напротив, евангельские козлы горды, своенравны, агрессивны, непослушны, корыстолюбивы до крайности, так что без расчёта получить выгоду порою и шагу не сделают. Они находятся в постоянном поиске доходного местечка, способа продвижения по карьерной лестнице. Представители этого «класса», в большинстве своём, устремляются в крупные города, в столицы, в результате чего кое-где в численном отношении могут и преобладать. И совсем не удивительно в связи с этим, что жители мегаполисов в значительной своей части голосуют на выборах в органы власти иначе, чем жители провинций.
Представления о Родине у козлов иные, чем у овец: поменять «страну пребывания» для них – раз плюнуть. Они вечно недовольны властью: чем более расположена власть к кротким овцам, тем больше они её ненавидят. Козлы – анархисты по своей природе, склонные к цинизму и хамству. Они выступают в первых рядах смутьянов и мятежников. Именно козлы-клятвопреступники в феврале 1917 года свергли власть в Российской Империи.
Овцы же всегда запаздывают с реакцией на те или иные политические события. Но их поддержка власти, проявляющаяся в лояльности и законопослушности, очень часто стабилизирует ситуацию, что выводит из себя воинствующих козлов. Для евангельских овец чрезвычайно важна личность правителя: можно сказать, что они тяготеют к монархическому правлению. Козлы же, напротив, предпочитают охлократию. Поскольку в любом обществе присутствуют два антагонистических «класса», то монархия под воздействием козлов может переродиться в тиранию, а охлократия, теснимая овцами, – в демократию.
Конечно, у человека, пока жив, всегда есть возможность перейти путём покаяния из «класса» козлов в «класс» овец, как, впрочем, и никто не застрахован от грехопадения и вхождения в козлиное состояние. В связи с этим поучительна евангельская история с двумя разбойниками, распятыми со Христом: один, в последние минуты жизни раскаявшись на кресте, вошёл кроткой овцой с Иисусом в Рай, а другой, упорствовавший в своих грехах, смердящим козлом был водворён в опустевший ад.
Кто виноват? В случае с Белоруссией деление людей на овец и козлов стало видимым. Это произошло, как представляется, потому, что в ней усилиями президента монархического плана Александра Лукашенко и его сподвижников создано в какой-то степени идеальное для овец социальное государство. Да, белорусы в массе своей живут не богато, потому что у страны нет значительных природных ресурсов и она не входит в число тех государств, что благоденствуют, не в последнюю очередь, за счёт империалистического грабежа. Однако почти все граждане трудоустроены, нищеты нет, социальная сфера поставлена на службу людям, уровень образованности неуклонно повышается… Для людей, желающих заняться бизнесом, созданы неплохие условия: коррупция почти на нуле, организованной преступности нет… Как говорится, живи себе – и радуйся.
Но евангельским козлам такая жизнь смерти подобна: ни отхватить государственное, ни развернуться во всю ширь своей козлиной натуры, ни завладеть лакомыми кусками народной собственности. Они видят, что в некоторых богатых странах козлы оказывают непосредственное влияние на общественные процессы, а государственная власть у них на побегушках. И технология цветных революций, позволяющая козлиному «классу» захватить власть, разработана до мелочей, проверена опытным путём во многих странах. Да и козлы тех стран, где они оседлали властные институты, всегда готовы прийти на помощь и даже открыто призывают к «мирному» захвату власти.
Некоторые исследователи, наблюдающие за происходящими в Белоруссии событиями, обратили внимание на следующее: люди, выступающие против Александра Лукашенко, полностью игнорируют факты и аргументы противоположной стороны. Казалось бы, совершенно очевидная вещь: ни толпа, ни самозваный координационный совет не могут безапелляционно заявлять о фальсификации выборов, ибо это дело специального расследования и судебного разбирательства. Но для эсхатологических козлов любая власть, которую не они установили, – незаконная, а действия сотрудников силовых органов, пресекающих несанкционированные митинги и шествия, – «неоправданное насилие».
Судя по всему, мятежники пытались опрокинуть белорусскую власть в течение нескольких дней: с 9 по 12 августа. Обстановку осложнил саботаж работников белорусского телевидения, где, само собою разумеется, также оказалось немало козлов: народ вовремя не увидел видео-кадры, на которых бесчинствующие толпы атакуют отряды ОМОНа. Это, к слову, и до сих пор оказывает своё негативное воздействие на общественное сознание.
Пропагандисты из козлиного «класса» патетически вопрошают: разве «протестующие» били стёкла, грабили магазины, поджигали машины? Они, мол, «мирно» противостояли милиции, которая встала на сторону «узурпатора» и «самозванца». Вот то-то и оно, что это были не обыкновенные беспорядки, которых немало происходит даже в «цивилизованной Европе»: мятежники были заряжены на то, чтобы смести власть...
Они говорят о себе как о «белорусском народе», хотя многими исследователями, журналистами, публицистами, блогерами этот вопрос освещался не раз: участников беломайдана – не более 10% населения. К тому же поначалу в массовые незаконные акции было вовлечено немало граждан из числа растерявшихся овец, напуганных фейками о насилии со стороны милиции, которые затем довольно быстро отошли от участия в беломайдане. Но, безусловно, мятежники являются с точки зрения эсхатологии народом: народом «князя мира сего», то есть эсхатологическими козлами, для которых, как и для их «отца», ложь является «нормой жизни».
В последнее время появились статьи, в которых авторы, выступающие вроде бы с патриотических позиций, наперебой обвиняют Александра Лукашенко в том, что он провалил молодёжную политику, допустил появление движения с фашистскими бчб-флагами... Если авторы – люди далёкие от веры, то такого рода позиция не удивляет, поскольку мыслят они в этом вопросе, как правило, довольно поверхностно: все люди, мол, будут хорошими, если «воспитывать как следует»… Они не знают или слышали, но не вникали в суть дела: именно «хорошо воспитанные» люди кричали Понтию Пилату «распни Его!».
Не отрицая важность воспитания, заметим, что как бы ни воспитывали человека, но всегда каждый сам делает выбор: быть наглым козлом или кроткой овцой. Чаще всего, в окружении человека с пелёнок находятся и овцы и козлища. А если родители умышленно оберегают своё чадо от контактов с эсхатологическими овцами, то здесь уже ничего поделать нельзя и никакой учебник истории дело не поправит. Да и Священное Писание предупреждает о появлении поколения обречённых: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: "жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!" – Они падут и уже не встанут» (Ам. 8: 11-14).
Раздаются и такие голоса советчиков: мол, Кремлю пора «заменить Лукашенко на другого политика»... Нет сегодня «другого» в Белоруссии! И вовсе не потому, что Лукашенко «зачистил политическую поляну»: масштаб задач требует именно такую уникальную и сильную личность монархического склада. Это, можно сказать, милость Божия, что Александр Лукашенко в 1994 году возглавил Белоруссию, в противном случае от неё осталась бы две-три области, но и там давно бы уже стояли войска НАТО. А «зачистил политическую поляну» Лукашенко известно от кого: от жуликов, от смутьянов, от фашиствующих националистов, от соросовских прихвостней...
Что делать? И здесь вполне закономерно возникает вопрос, а что делать-то с этими «связанными в снопы» отрядами змагаристов: Страшный Суд ещё не наступил, примирение с ними невозможно по той простой причине, что они не идут на него, а требуют «безоговорочной капитуляции» законной власти... Более того, часть змагаристов перешла от угроз к прямому террору. В то же время многие, сочувствующие змагарам, – из числа колеблющихся и есть ещё надежда на их просветление.
Православный мыслитель Николай Сомин предложил для такого рода людей создавать подобие общественного отстойника, где они будут практиковать «чистый капитализм» под присмотром государства, но без его участия. Правда, необходимо заметить, что многие, впервые слышащие это, начинают возмущаться: мол, отстойник – это что-то уже за гранью… Но если мы обратимся к словарю, скажем, Ожегова, то увидим, что ничего ужасного в этом слове нет: «Отстойник. Бассейн или резервуар, сосуд, в котором отстаивается жидкость». Когда жидкость, скажем, грязная вода, отстаивается, то на выходе она получается довольно чистой. Но здесь же являет себя и отстой: «Отстой. Отстоявшийся осадок на дне сосуда». Скорее всего, именно последнее и отталкивает…
Главное требование змагаристов известно: провести тотальную приватизацию. Всё остальное – производное от этого и дымовая завеса. Они жаждут обогащения: нет такой социальной группы или прослойки, которая была бы свободной от их присутствия; больше – меньше, но люди, понимающие жизнь как служение мамоне, то есть богатству, есть везде.
Суть же этого предложения применительно к Белоруссии, как представляется, может быть в следующем. Государство, учитывая желание змагаристов уйти из-под его опеки, делает расчёт «приватизационной доли» для желающих расплеваться и рассчитывается с ними подходящим образом и в разумные сроки, закрывая, соответственно, для них доступ к «общественным фондам потребления». Но поскольку змагаристы в основной своей массе показали себя далёкими от законопослушания гражданами и дабы не допустить значительного снижения их социальной защищенности (скажем, в плане получения медицинской помощи), какую-то часть «приватизационной доли» необходимо оставлять в ведении финансовых органов государства как залог их гражданской ответственности: с этого счёта, например, могут удерживаться и штрафы, наложенные за участие в незаконных митингах и шествиях...
Думается, что пришла пора ввести в Уголовный кодекс в качестве наказания за систематические нарушения общественного порядка лишение гражданства, со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае, если змагарист, лишённый гражданства, пожелает навсегда покинуть территорию Белоруссии, то «приватизационная доля» выплачивается ему в полном объёме за вычетом указанных в законе сумм.
Возвращение в орбиту государства предельно усложнить длительным испытательным сроком, дабы те, кто горит желанием немедленно расплеваться с ним, сто раз подумали, прежде чем решиться на такой шаг.
И пора, вне всякого сомнения, создавать «партию Лукашенко» (как она будет названа – не столь существенно), дабы, когда он отойдёт от дел, было на кого опереться «новому Лукашенко»: речь, конечно же, не о его сыновьях, а о правителе монархического склада. У многих православных патриотов существует предубеждение против партий: мол, слово партия – иностранное и подразумевает «часть общества», поэтому мы не можем поддерживать этот социальный институт. Здесь явное недопонимание: во-первых, партия, если учитывать и советский опыт, – это «служивое сословие»; во-вторых, она призвана быть «кузницей кадров» для органов государственной власти и ретранслятором народной воли; в-третьих, партия обязана обеспечивать идеологическое единство общества.
Другое дело, что без опоры на Церковь и на Христа существование истинной партии невозможно в принципе. Но Александр Лукашенко не имеет ничего против такой роли Церкви. Удивительно, но многие православно-патриотические издания проигнорировали недавнее заявление Лукашенко по этому поводу во время его встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином, Патриаршим экзархом всея Беларуси: «У нас очень модно говорить, что церковь отделена от государства. С первых дней своего президентства я говорил и повторяю неустанно: церковь, особенно православная, – основная скрепа нашего государства, особенно сейчас, когда мир вообще обезумел и потерял духовность. Как может быть церковь отделена от государства, читай: вне государства быть? Не может. Это опора, один из основных стержней государства, идеологических, если хотите», – сказал Александр Григорьевич.
Но есть одно уточнение: у евангельских овец не может быть две или более партий, но лишь одна-единственная. А что там будут создавать змагаристы – это их дело...
Если говорить кратко, то выход из того кризиса, в котором оказалась Белоруссия, только один: наряду с принимаемыми мерами, проводить политику быстрого и максимально возможного в данных условиях «разведения сторон», то есть двух антагонистических «классов» общества, чтобы не допустить гражданской войны.
Всё сказанное, естественно, касается и Российской Федерации: судя по всему, попытка цветной революции в ней неизбежна и она будет, скорее всего, более ожесточённой и кровавой по многим причинам...
Вячеслав Степанович Макарцев, правовед, православный публицист
1.