«В память вечную будет праведник…»

На день кончины митрополита Амфилохия (Радовича)

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России  Новости Косово 
0
2082
Время на чтение 9 минут

Огромной болью в сердцах православных людей по всему миру отозвалась весть о кончине архиепископа Цети́нского, хранителя Печского трона, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича) (1938–2020), который был и остается одним из столпов не только Сербской святосаввской Церкви, но и всего Вселенского Православия. Масштабы личности владыки Амфилохия, выдающегося православного богослова и высокообразованного мыслителя современности, неустрашимого борца за Правду Божию, настоящего патриота своего славянского Отечества, в полной мере ещё только предстоит осмыслить.

Будущий архипастырь родился в день Рождества Христова – 7 января 1938 г. в селе Нижняя Морача в Черногории в патриархальной семье, которая в тяжелые послевоенные годы ти́товского коммунизма осталась верной православной вере и отеческим преданиям. Основную школу Ристо Радович (светское имя владыки) окончил в монастыре Морача, затем – семинарию святителя Саввы Сербского в Белграде, защитил диплом на богословском факультете Белградского университета в 1962 г., параллельно изучая классическую филологию на философском факультете Белградского университета. В аспирантуре обучался в Берне и Риме, где защитил магистерскую диссертацию в 1965 г. Монашеский постриг и священство принял в Греции. В Афинах защитил докторскую диссертацию на греческом языке на тему «Тайна Святой Троицы по учению святителя Григория Паламы», чем привлек внимание к этой теме тогдашней европейской богословской общественности. Огромное влияние на становление будущего владыки Амфилохия оказали современные светочи Православия на Балканах: преподобный Иустин (По́пович) и старец Паисий Святогорец. 30 декабря 1990 г. был возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского.

Велика роль владыки Амфилохия в восстановлении духовной жизни и многочисленных храмов и монастырей Черногорско-Приморской епархии, практически полностью разоренной во времена правления Иосифа Амброза Тито и Моше Пияде. Сила и глубина его веры, его любовь к Богу и народу, мудрость, глубокая образованность и духовная одаренность воскресили в сердцах людей православную веру. Своим примером он вдохновил целое поколение молодых людей избрать духовный путь. Все они сегодня – мудрые, образованные пастыри и яркие проповедники. В 1992 году, спустя полвека после ее разорения, трудами владыки Амфилохия была возобновлена работа Цетинской духовной семинарии, основан журнал Черногорско-Приморской митрополии «Светигора» и одноименный издательский центр и православная радиостанция. Он благословлял и участвовал в восстановлении огромного числа храмов и монастырей, которые способствовали возобновлению активной церковной жизни в сербском народе. Как достойный последователь и духовный преемник святителя Саввы, святого Петра Цетинского и множества других выдающихся пастырей и архипастырей, владыка Амфилохий был, по словам народной песни, «от сербской крови и колена» и никогда не отделял свою судьбу от судьбы своего народа. Во время войны на Косове в 1999 году он отправился в этот исконно сербский край, чтобы разделить боль всех сербов, навсегда вошедшую и в его серце. Владыка лично участвовал в перезахоронении замученных сербов, которых сам отпевал и предавал земле. Собранные им уникальные документальные свидетельства происходящего здесь в то время составили несколько томов под общим названим «Летопись нового Косовского распятия».

В начале этого года старец-митрополит возглавил историческую борьбу против богоборческого закона «О свободе вероисповедания и правовом положении религиозных объединений», принятого черногорским правительством 27 декабря 2019 г. по указке американского госдепартамента. Этот закон предполагал изъятие и, по сути, осквернение святынь канонической Сербской Церкви. Протестом против этого беззакония стали многотысячные крестные ходы сербского народа, которые прошли в Черногории и во многих городах Сербии и Республики Сербской ради отстаивания духовной свободы. В наше апостасийное время они послужили примером удивительной крепости православной веры, ревности о Боге и правде Его. Оценивая удивительное преображение, совершившееся с его народом, владыка в одной из своих бесед сказал: «В нашей истории подобные народные волнения всегда завершались очень грозными событиями и потрясениями. Сегодня мы наблюдаем, как впервые за XX и XXI век народ наш вернулся к истинному и подлинному поведению народа Божия, в гласе которого слышится глас Живого и Вечного Бога, а в этом и заключается главный смысл наших крестных ходов. Мы продолжим их до тех пор, пока глас народа Божия не будет услышан правителями, если они действительно народные властители, а не представители демонократии. И теперь есть опасность того, что демонократия может – не дай Бог! – отравить европейские народы. Но наша народная душа-христианка остается здравой, неиспорченной, и дух правдолюбия, боголюбия, истинолюбия и народолюбия сохраняется в ней и управляет ею. Закон, против которого борется наш народ, родился из греховного желания потакать своим страстям – тщеславию и властолюбию. И да исчезнут подобные законы во всем мире, а особенно в Черногории, бытие которой испокон веков основывалось на Божием законе, на свободе, на братской любви и согласии. И мы преисполнены теперь духом свободы, носителем которого был и остается наш народ, что особенно проявилось во время этих крестных ходов. Такая свобода противится смерти и всему временному и тленному, неправде и всякой нечистоте. Она подготавливает людей как к земному достоинству, так и достоинству вечному и непреходящему».

Неразрывное единство кровного и духовного традиционно характеризует всю сербскую жизнь со времен святителя Саввы. Все выдающиеся сербские пастыри и архипастыри всегда отличались пламенной любовью к своей земле и ее народу, который, по словам святителя Николая Сербского, «и есть живая Церковь». Именно таким был и митрополит Амфилохий, всемерно поддерживавший юность и старость, вдов и сирот. К каждому без исключения, независимо от звания и положения, он относился с неизменным уважением как к личности, обладающей небесным достоинством. Эта естественная для митрополита Амфилохия черта проявилась и в дни его тяжелой болезни, когда, по свидетельству врачей, он отказался от каких-либо особых больничных условий для себя, живо интересовался состоянием всех пациентов и молился за них.

Подобная любовь владыки распространялась и на другие народы, что вновь находит обоснование в сербском святоотеческом наследии, для которого любовь ко Христу неотъемлемо связана с принятием богодарованных ценностей национальной жизни. Лучше всего об этом написал святитель Николай (Велимирович): «Национализм сербский всегда был универсально христианский, никогда не был узким и глупым шовинизмом. Вот как можно было бы определить сербский святосаввский национализм: служить Христу Богу на своей земле и в своем Отечестве, по возможности же и от избытка сил — служить Христу Богу и по другим землям, близким и далеким, даже и до отдаленных концов вселенной». Несомненно, такое же отношение было свойственно и владыке Амфилохию. Печалясь о том, что в наше время миллионы людей в мире остаются без проповеди Евангелия, митрополит Амфилохий основал епархию Сербской Православной Церкви в Латинской Америке, подготовил и рукоположил многих священников, преимущественно из числа местного испаноязычного населения, для духовного окормления новокрещенной паствы, которая сегодня также скорбит о своей великой утрате.

Блаженная кончина митрополита Амфилохия промыслительно пришлась на канун дня святителя Петра Цетинского (память совершается 31 октября по новому стилю). Можно увидеть много общего в их судьбе и духовном облике. Будучи правителем Черногории, святитель Петр во время битв с турками предводительствовал сербами в сражениях с мечом в одной руке и с крестом – в другой. Подобно ему, владыка Амфилохий исполнил поистине историческую миссию и для родной Черногории, и для всего православного мира. Он воспрепятствовал попыткам «новых ага́рян» низложить веру Христову в своем народе, а также положил начало большим позитивным переменам. Подобно святителю Петру и другим митрополитам династии Пе́тровичей, владыка Амфилохий за время правления режима Джукановича, оставался всегда реальным лидером Черногории, чей духовный авторитет имел и значительный политический вес в глазах всего общества.

Он оставил после себя более тридцати книг глубочайших богословских трудов, проповедей и посланий, актуальных и крайне значимых как для сербов, так и для всех православных славян. Не случайно владыка являлся доктором богословия honoris causa Московской духовной академии, Института теологии Белорусского государственного университета, Санкт-Петербургской духовной академии и др., владел русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками и являлся автором многочисленных переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский язык.

Закономерным продолжением традиций святителя Петра и его наследника, Петра II Петровича Негоша стала поэтическая одаренность владыки Амфилохия, автора замечательных стихотворений о Косове и произведений эпической поэзии. Все эти и другие таланты владыки измерялись высотой его православного духа. По его собственному убеждению, духовное развитие лежит в основе становления личности как условие для наилучшего раскрытия в человеке того или иного таланта, данного ему Богом. Он писал: «подлинная система образования основывалась и основывается на вечных ценностях и на богоданных целях существования человека во времени и пространстве. Она может быть основана единственно на великой истине, согласно которой человек сотворен «по образу и подобию Божию» и, будучи таковым, способен к бесконечности (Capax Infiniti) и к бесконечному совершенствованию».

Как и святитель Петр Цетинский, оставивший после себя не только многочисленные архипастырские послания, но и знаменитое завещание, в котором он заклинает свою паству держаться «благочестивой и христолюбивой России», митрополит Амфилохий неизменно оставался искренним другом православной славянской России, где ему довелось неоднократно побывать. Он не оставлял без своего внимания и духовного окормления деятельность Общества Русско-Сербской дружбы, дав свое благословение на перевод поэмы Негоша «Луч микрокосма» председателю этого Общества слависту и переводчику И.М. Числову. В 2018 году владыка наградил И.М. Числова за этот перевод высокой наградой – орденом «Золотой лик Негоша, Тайновидца Ловченского». В сентябре этого года он передал всем участникам и организаторам конкурса сербской патриотической поэзии и песни «Сербия в сердце моем…» свое архипастырское благословение, что стало для всех нас особой радостью.

Есть свое завещание и у митрополита Амфилохия, который в последнее время говорил о необходимости восстановить историческую справедливость, установив на вершине горы Ловчен, где покоятся останки великого Негоша, православную часовню, ранее разрушенную коммунистами. Верим, что и это непременно осуществится по его молитвам.

В день кончины дорогого владыки, протоиерей Иоанн (Пламе́нац), один из его верных сподвижников, засвидетельствовал: «В тот момент, когда упокоился владыка Амфилохий, мы служили Литургию в храме св. Иоанна Владимира в городе Бар [Черногория – прим. Е.О.]. По окончании богослужения выходим из алтаря и видим: весь храм плачет. А один малыш говорит: «Митрополит не умер!» Дитя знает!» В продолжение слов о. Иоанна хочется вспомнить известную мысль Святейшего Патриарха Сербского Павла, который говорил, что когда человек приходит в мир, то все радуются и только он плачет, но нам надо жить так, чтобы, когда мы умрем, все плакали, а мы радовались. Тогда скорбь не сможет заслонить от нас духовной радости, что на Небесах в это трудное время мы обрели заступника и ходатая перед Престолом Господним за весь род православный.

Владыка Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Ми́чович) (Примечание. В настоящее время, согласно решению Священного Синода Сербской Православной Церкви, Владыка Иоанникий назначен администратором Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви), ученик и продолжатель духовных трудов митрополита Амфилохия, отметил в своем слове: «В этот момент хочу призвать всех братьев архиереев Сербской Православной Церкви и всех остальных Православных Церквей, где Митрополит Амфилохий пользовался большим уважением, молиться Богу об упокоении его души. Призываю также все духовенство и монашество, игуменов монастырей и всех православных христиан помолиться Господу за душу нашего Митрополита, всю свою жизнь следовавшего тернистым путем и честно донесшего свой крест. Он уподобился Господу Иисусу Христу, Распятому и Воскресшему. Он болел краткое время, но достаточное, чтобы христиане и особенно духовные лица и братия монастырей осознали, что он уже готовится к уходу. Мы надеялись, что он вернется к нам, что еще будет с нами. Но Господь, накануне праздника святого Петра Цетинского, решил иначе, причислив его к священному лику Цетинских митрополитов (Примечание. Ректор Цетинской семинарии, о. Гойко Перович, уверен в знаменательности совпадения даты кончины трех наиболее значимых в истории Черногории митрополитов: святитель Петр Цетинский и Негош упокоились на день апостола Луки (31 октября по новому стилю), а митрополит Амфилохий – накануне их памяти). Веруйте, сегодня – день скорби. Эти дни мы будем скорбеть и совершать заупокойные службы. Однако я надеюсь, что это постепенно превратится в его прославление, потому что мученичество, любовь и жертва, доброта и мудрость владыки Амфилохия засияют в божественной перспективе и принесут великое благословение Черногории.

Совсем не случайно, что от воспаления легких и этой заразной болезни он вылечился, просто организм уже не мог вынести это напряжение. Но он победил вирус. Прежде всего, он победил его духовно, и его смерть – это именно победа, поскольку в ней он подтвердил все свои добродетели, которые отличали личность Митрополита Амфилохия на протяжении всей его жизни. Смерть его – это еще одно прославление Имени Христова, ибо своей смертью он уподобился Христу на Голгофе, Христу Распятому, и мы веруем, что это всего лишь переход и соединение с Воскресшим Христом и всеми святыми в Его вечном Царстве».

Елена Аркадьевна Осипова, председатель Общества Русско-Сербской дружбы


Иеромонах Амфилохий и авва Иустин


Митрополит Амфилохий (Радович)


Встреча Владыки Амфилохия в одном из русских монастырей

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Осипова
Святителя Савву Сербского прославили в двух столицах
В Москве и Санкт-Петербурге прошли святосаввские торжества
15.02.2023
Проявление неоязыческой западной глобалистской системы ценностей
Обращение Общества русско-сербской дружбы в поддержку сербов, выступающих против «Европрайда-2022»
29.08.2022
Ясеновац – новое сербское Косово
О самой страшной сербской трагедии ХХ века
13.09.2021
«Бог поможет, аще будет – кому…»
Жизнь и слово Святейшего Патриарха Сербского Павла
10.09.2020
Все статьи Елена Осипова
Коронавирус
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Антиутопии становятся явью?
На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки»
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
«Если и война нас не изменит, то дело „швах“»
Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат»
03.02.2024
The Guardian: пять страхов современной Европы
Исход грядущих выборов определит противостояние антимигрантов против экологистов
23.01.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Враги человечества готовят нам новый смертельный вирус
Основная повестка Всемирного экономического форума в Давосе – грядущая пандемия
15.01.2024
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40