«Не изменяй себе, Великая Россия!»

0
661
Время на чтение 6 минут

Источник: Русский вестник

Беседа с Е.А. Осиповой, кандидатом филологических наук, председателем Общества Русско-Сербской дружбы, о перспективах русско-сербских взаимоотношений

– Елена Аркадьевна, с декабря 2019 г. Вы являетесь председателем Общества Русско-Сербской дружбы, которое 23 года возглавлял Ваш учитель И.М. Числов. Каковы задачи Общества в настоящее время?

– Основная задача Общества Русско-Сербской дружбы, как и прежде, состоит в том, чтобы нести правду о братском сербском народе, его истории и национальной традиции. Сейчас актуально укрепление наших социально-исторических, культурных и духовных взаимосвязей. Своими корнями они уходят в глубокую древность – конец XII века, во времена святителя Саввы. В последние десятилетия Сербия снова заняла принадлежащее ей по праву важное место в русском сознании: проявленное сербами мужество в военных действиях 1999 года для русских людей особенно ценно. Среди русского народа пользуется признанием яркое волевое начало сербов, двуединство их духовного и национального опыта. Сами сербы воспринимают его органично, по слову святителя Николая Сербского: «По крови мы арийцы, по фамилии – славяне, по имени – сербы, а по сердцу и духу – христиане».

– Современное политическое сознание довольно разнородно. Понятие «дружба» изъято из специального политического лексикона. Как Вы сами оцениваете его использование в названии Общества?

– Дружба – образец отношений, восходящих к духовной общности, это явление христианской культуры. Примером здесь могут послужить преданные дружеские отношения трех святителей, Отцов Церкви – святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Опыт русско-сербских социально-исторических взаимосвязей ориентировался на примеры подобного рода. Как известно, сербы состояли на службе у русских государей, а русские цари вставали на защиту сербских земель. Но в современном мире торжествующего глобализма все цельное и здоровое – традиции, преемственность государственной политики, поддерживающей единство славянских народов, устойчивость национального самосознания – все это уязвляет и даже страшит. Стоит обратить внимание, что образ Сербии в медийном пространстве подчас намеренно искажается в стремлении затушевать героический стержень сербской традиции. В оценках сегодняшних отношений России и Сербии часто используются расплывчатые формулировки: сербы – это «наши стратегические партнеры» или в лучшем случае «дружественный народ». Все это неизжитая риторика интернационализма. В соответствии с такой логикой у нас и русские являются «многонациональным народом», а это игнорирует русскую христианскую традицию, объединявшую многоликий славянский мир. На эту путаницу обращал внимание еще академик О.Н. Трубачев, подчеркивая, что стоило русскому феномену высвободиться из-под атрибутики «советский или советская», как сразу случился стихийный всплеск атрибутики «российской». По его мнению, и то и другое используется с целью растворения в них русских как имени, образа и памяти об общности нашей исторической жизни. Между тем реальность такова, что сербы для русского народа – родные братья и исторические союзники.

– Но мы живем в условиях жестких геополитических событий и изменений. Карта мира все время меняется. Можно ли сейчас говорить об устойчивости славянского мира?

– Сегодня, как и 100, и 200 лет назад, снова встает вопрос о стратегическом значении славянского вектора для сохранения Россией своей исторической и культурной идентичности – это важнейшее геополитическое направление. Вспоминается прогностически точное суждение А.А. Киреева, славянофила, военного деятеля и публициста: «…отчуждение нашего государства от остального славянского мира ослабит его, принесет ему и в настоящем, и особенно в будущем (даже не очень далеком) существенный вред и ущерб». Справедливость этих слов не вызывает сомнений. Но наши эксперты и политологи, как правило, их игнорируют или предпочитают забыть. И мы все чаще видим стремления и ослабить Россию, и оторвать от нее даже по праву принадлежащие ей земли и территории. Происходящее в Калининграде и вокруг Курил – яркий тому пример. Тогда как верность России своему историческому призванию и обязывающей роли в славянском мире обретает особое значение. Даже на фоне проблем нашей экономики это остается залогом существования России и входящих в ее состав коренных народов от Кавказа до Дальнего Востока. На протяжении веков они сплачивались не вокруг абстрактного мультикультурного «стержня», а вокруг исторического ядра русской и славянской жизни.

– Как Вы оцениваете сложившийся к настоящему времени «удельный вес» русского и сербского вопроса во всем объеме геополитических отношений?

– Современная политика – сложный конгломерат множества факторов: исторических, культурных, религиозных и экономических. Естественно, для сербов большое значение имеет решение вопроса о сохранении нынешнего status quo Косово и Метохии. Поразительно, что это хорошо осознают на Западе, а у нас – задумываются гораздо меньше. Запад ревниво оберегает свои интересы на Балканах. Но для нас в отношениях с Сербией важно активизировать опыт христианской государственности, потенциал и смыслы которой восходят к защите славянских народов. Весьма любопытно признание американского представителя в ОБСЕ, сделанное им в роковом и судьбоносном 1999 году: «То, что происходит сейчас в Косово и вообще в бывшей Югославии, – это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией».

– Геополитика – это и наука, и искусство. С Вашей точки зрения, какова роль исторических образов, в которых сохранялось и развивалось народное политическое самосознание славян?

– На протяжении истории зарубежные славяне, особенно православные, воспринимали Москву не иначе как Третий Рим. Это указывало на нашу преемственность с Византией – Восточной Римской Империей – и было символом всеславянского соборного единения и согласия, условием и потенциалом внутренней силы России. XX век для русских и сербов оказался веком немыслимых испытаний. В первой половине столетия Королевство сербов, хорватов и словенцев приняло и приютило, обеспечило работой по специальности многих русских, бежавших от революционного и богоборческого террора Ленина и Троцкого. Пришедшие после Второй мировой войны к власти Йосип Броз Тито и Моше Пияде ставили целью сломить сербский национальный стержень, а это значило в том числе исключить из сербской коллективной памяти их сыновнее отношение к православной России. Между тем эта память хранила образ Русского Царя как законного преемника и прямого наследника Константина Великого. Русских государей на героических Балканах чтили и сугубо поминали за богослужением в сербских землях, особенно в Черногории. Именно поэтому сербская историческая память – особая цель антихристианских сил. Эту память они стремятся исказить, а Сербскую Православную Церковь, которая ее оберегает и хранит, расколоть, попытки чего мы и наблюдаем в настоящее время в Черногории.

– В связи с таким неожиданным поворотом нашего разговора, скажите, как в Сербии и Черногории восприняли изменение статуса Святой Софии?

– Безусловно, это событие отозвалось большой болью в сердцах всех. В самом волевом решении изменить статус Святой Софии присутствует не дипломатическое, а произвольное манипулирование общественным мнением и памятью христианского мира. По сути, для России как удерживающей память Третьего Рима – это трагедия и вызов. Однако не исключено, что все это может лишь послужить началом обратного процесса по восстановлению исторической справедливости в отношении византийского культурного и духовного наследия и державных традиций православной цивилизации. Стоит отметить, что усиление духовного и культурного влияния России в славянском мире будет возможно тогда, когда русский народ сам прочно укоренится в своей славянской почве и в полной мере осознает свои духовные силы и удерживающее призвание.

– Как в самой Сербии оцениваются перспективы русско-сербских отношений?

– Вопрос о перспективах русско-сербских взаимоотношений всегда был для сербов очень актуален. Ответы на него исходили от самых разных сербских деятелей, не только политологов. Так, например, ныне здравствующий митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) образно напомнил в одной из своих проповедей о том, что в исторической перспективе русские и сербы призваны Богом быть вместе «вплоть до Страшного Суда». Ранее святитель Николай Сербский говорил о важности будущего союза православных народов – важного в том числе и для западных европейцев. Как отмечал известный сербский философ и политолог Драгош Калаич, именно славяне в значительной степени сохранили свой культурный и духовный потенциал и призваны воссоздать собственный культурно-политический, военный и экономический союз как «ядро, вокруг которого вновь соберутся европейцы по ту сторону “сумрака Запада”».

Беседовала Ирина УШАКОВА

Источник: Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Елена Осипова
Святителя Савву Сербского прославили в двух столицах
В Москве и Санкт-Петербурге прошли святосаввские торжества
15.02.2023
Проявление неоязыческой западной глобалистской системы ценностей
Обращение Общества русско-сербской дружбы в поддержку сербов, выступающих против «Европрайда-2022»
29.08.2022
Ясеновац – новое сербское Косово
О самой страшной сербской трагедии ХХ века
13.09.2021
«В память вечную будет праведник…»
На день кончины митрополита Амфилохия (Радовича)
31.10.2020
«Бог поможет, аще будет – кому…»
Жизнь и слово Святейшего Патриарха Сербского Павла
10.09.2020
Все статьи Елена Осипова
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45