Источник: Русский вестник
Беседа с Е.А. Осиповой, кандидатом филологических наук, председателем Общества Русско-Сербской дружбы, о перспективах русско-сербских взаимоотношений
– Елена Аркадьевна, с декабря 2019 г. Вы являетесь председателем Общества Русско-Сербской дружбы, которое 23 года возглавлял Ваш учитель И.М. Числов. Каковы задачи Общества в настоящее время?
– Основная задача Общества Русско-Сербской дружбы, как и прежде, состоит в том, чтобы нести правду о братском сербском народе, его истории и национальной традиции. Сейчас актуально укрепление наших социально-исторических, культурных и духовных взаимосвязей. Своими корнями они уходят в глубокую древность – конец XII века, во времена святителя Саввы. В последние десятилетия Сербия снова заняла принадлежащее ей по праву важное место в русском сознании: проявленное сербами мужество в военных действиях 1999 года для русских людей особенно ценно. Среди русского народа пользуется признанием яркое волевое начало сербов, двуединство их духовного и национального опыта. Сами сербы воспринимают его органично, по слову святителя Николая Сербского: «По крови мы арийцы, по фамилии – славяне, по имени – сербы, а по сердцу и духу – христиане».
– Современное политическое сознание довольно разнородно. Понятие «дружба» изъято из специального политического лексикона. Как Вы сами оцениваете его использование в названии Общества?
– Дружба – образец отношений, восходящих к духовной общности, это явление христианской культуры. Примером здесь могут послужить преданные дружеские отношения трех святителей, Отцов Церкви – святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Опыт русско-сербских социально-исторических взаимосвязей ориентировался на примеры подобного рода. Как известно, сербы состояли на службе у русских государей, а русские цари вставали на защиту сербских земель. Но в современном мире торжествующего глобализма все цельное и здоровое – традиции, преемственность государственной политики, поддерживающей единство славянских народов, устойчивость национального самосознания – все это уязвляет и даже страшит. Стоит обратить внимание, что образ Сербии в медийном пространстве подчас намеренно искажается в стремлении затушевать героический стержень сербской традиции. В оценках сегодняшних отношений России и Сербии часто используются расплывчатые формулировки: сербы – это «наши стратегические партнеры» или в лучшем случае «дружественный народ». Все это неизжитая риторика интернационализма. В соответствии с такой логикой у нас и русские являются «многонациональным народом», а это игнорирует русскую христианскую традицию, объединявшую многоликий славянский мир. На эту путаницу обращал внимание еще академик О.Н. Трубачев, подчеркивая, что стоило русскому феномену высвободиться из-под атрибутики «советский или советская», как сразу случился стихийный всплеск атрибутики «российской». По его мнению, и то и другое используется с целью растворения в них русских как имени, образа и памяти об общности нашей исторической жизни. Между тем реальность такова, что сербы для русского народа – родные братья и исторические союзники.
– Но мы живем в условиях жестких геополитических событий и изменений. Карта мира все время меняется. Можно ли сейчас говорить об устойчивости славянского мира?
– Сегодня, как и 100, и 200 лет назад, снова встает вопрос о стратегическом значении славянского вектора для сохранения Россией своей исторической и культурной идентичности – это важнейшее геополитическое направление. Вспоминается прогностически точное суждение А.А. Киреева, славянофила, военного деятеля и публициста: «…отчуждение нашего государства от остального славянского мира ослабит его, принесет ему и в настоящем, и особенно в будущем (даже не очень далеком) существенный вред и ущерб». Справедливость этих слов не вызывает сомнений. Но наши эксперты и политологи, как правило, их игнорируют или предпочитают забыть. И мы все чаще видим стремления и ослабить Россию, и оторвать от нее даже по праву принадлежащие ей земли и территории. Происходящее в Калининграде и вокруг Курил – яркий тому пример. Тогда как верность России своему историческому призванию и обязывающей роли в славянском мире обретает особое значение. Даже на фоне проблем нашей экономики это остается залогом существования России и входящих в ее состав коренных народов от Кавказа до Дальнего Востока. На протяжении веков они сплачивались не вокруг абстрактного мультикультурного «стержня», а вокруг исторического ядра русской и славянской жизни.
– Как Вы оцениваете сложившийся к настоящему времени «удельный вес» русского и сербского вопроса во всем объеме геополитических отношений?
– Современная политика – сложный конгломерат множества факторов: исторических, культурных, религиозных и экономических. Естественно, для сербов большое значение имеет решение вопроса о сохранении нынешнего status quo Косово и Метохии. Поразительно, что это хорошо осознают на Западе, а у нас – задумываются гораздо меньше. Запад ревниво оберегает свои интересы на Балканах. Но для нас в отношениях с Сербией важно активизировать опыт христианской государственности, потенциал и смыслы которой восходят к защите славянских народов. Весьма любопытно признание американского представителя в ОБСЕ, сделанное им в роковом и судьбоносном 1999 году: «То, что происходит сейчас в Косово и вообще в бывшей Югославии, – это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией».
– Геополитика – это и наука, и искусство. С Вашей точки зрения, какова роль исторических образов, в которых сохранялось и развивалось народное политическое самосознание славян?
– На протяжении истории зарубежные славяне, особенно православные, воспринимали Москву не иначе как Третий Рим. Это указывало на нашу преемственность с Византией – Восточной Римской Империей – и было символом всеславянского соборного единения и согласия, условием и потенциалом внутренней силы России. XX век для русских и сербов оказался веком немыслимых испытаний. В первой половине столетия Королевство сербов, хорватов и словенцев приняло и приютило, обеспечило работой по специальности многих русских, бежавших от революционного и богоборческого террора Ленина и Троцкого. Пришедшие после Второй мировой войны к власти Йосип Броз Тито и Моше Пияде ставили целью сломить сербский национальный стержень, а это значило в том числе исключить из сербской коллективной памяти их сыновнее отношение к православной России. Между тем эта память хранила образ Русского Царя как законного преемника и прямого наследника Константина Великого. Русских государей на героических Балканах чтили и сугубо поминали за богослужением в сербских землях, особенно в Черногории. Именно поэтому сербская историческая память – особая цель антихристианских сил. Эту память они стремятся исказить, а Сербскую Православную Церковь, которая ее оберегает и хранит, расколоть, попытки чего мы и наблюдаем в настоящее время в Черногории.
– В связи с таким неожиданным поворотом нашего разговора, скажите, как в Сербии и Черногории восприняли изменение статуса Святой Софии?
– Безусловно, это событие отозвалось большой болью в сердцах всех. В самом волевом решении изменить статус Святой Софии присутствует не дипломатическое, а произвольное манипулирование общественным мнением и памятью христианского мира. По сути, для России как удерживающей память Третьего Рима – это трагедия и вызов. Однако не исключено, что все это может лишь послужить началом обратного процесса по восстановлению исторической справедливости в отношении византийского культурного и духовного наследия и державных традиций православной цивилизации. Стоит отметить, что усиление духовного и культурного влияния России в славянском мире будет возможно тогда, когда русский народ сам прочно укоренится в своей славянской почве и в полной мере осознает свои духовные силы и удерживающее призвание.
– Как в самой Сербии оцениваются перспективы русско-сербских отношений?
– Вопрос о перспективах русско-сербских взаимоотношений всегда был для сербов очень актуален. Ответы на него исходили от самых разных сербских деятелей, не только политологов. Так, например, ныне здравствующий митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) образно напомнил в одной из своих проповедей о том, что в исторической перспективе русские и сербы призваны Богом быть вместе «вплоть до Страшного Суда». Ранее святитель Николай Сербский говорил о важности будущего союза православных народов – важного в том числе и для западных европейцев. Как отмечал известный сербский философ и политолог Драгош Калаич, именно славяне в значительной степени сохранили свой культурный и духовный потенциал и призваны воссоздать собственный культурно-политический, военный и экономический союз как «ядро, вокруг которого вновь соберутся европейцы по ту сторону “сумрака Запада”».
Беседовала Ирина УШАКОВА
Источник: Русский вестник