Ясеновац – новое сербское Косово

О самой страшной сербской трагедии ХХ века

Новости Косово 
0
271
Время на чтение 8 минут
Фото: из личного архива автора

13 сентября по новому стилю Церковь отмечает память новомучеников Ясеновацких. В условиях немыслимых страданий они явили пример великого христианского мужества и верности Господу. Имена этих сербских святых внесены в месяцеслов и Русской Православной Церкви.

Ясеновац стал символом страдания сербского народа во Второй мировой войне и самой страшной сербской трагедии всего XX века. Так назывался концентрационный лагерь смерти, созданный в 1941 году хорватскими усташами вблизи железнодорожной станции Ясеновац на линии Загреб – Белград у впадения реки Уны в Саву. Он занимал территорию в 240 кв. км, представляя собой целый комплекс лагерей, управляемых усташами. Само понятие «усташи» не означает национальности: их объединения строились не по национальному признаку (известны случаи, когда на их стороне действовали боснийские мусульмане), но складывались на основе осознанного, а часто и безотчетного, подсознательного протеста и ненависти, объектом которой были сербы – их культура, традиции, их вера и устройство национальной жизни.

Усташи представляли собой военизированные формирования, которые в годы войны стремились с помощью внешних сил добиться выхода Хорватии из состава тогдашней Югославии. Они сотрудничали с немецкими и итальянскими оккупантами и при их содействии создали марионеточное государственное образование под названием «Независимое Государство Хорватия» (НГХ). В его состав вошли сербские земли, на которых проживало без малого два миллиона сербского православного населения. Еще совсем недавно в районе горного массива Козара, что в Боснии, можно было встретить женщин в траурном черном одеянии, которое они носили всю свою жизнь в память о трагедии Ясеновца. Ведь именно здесь в 1942 году была предпринята тотальная зачистка сербского населения, по несчастью оказавшегося в составе новообразованного усташского государства. Сербский вопрос усташи решали, руководствуясь страшным призывом министра образования и религии того времени Миле Будака, который настаивал, что с православными сербами следует поступать следующим образом: «Треть сербов изгнать, треть – уничтожить, остальных – окатоличить».

Эта установка стала руководством к действию. Усташи осуществляли беспрецедентный геноцид мирного сербского населения в годы Второй мировой войны и отличались чудовищной, иррациональной жестокостью по отношению к православным сербам. Даже немецкие офицеры Вермахта называли их методы преступными, а порой и карали усташей за их неслыханные жестокости. Все действия усташей вписывались в заранее намеченный план, предусматривающий любое развитие событий. Так, они заранее заручились негласным одобрением со стороны высшего руководства Югославской коммунистической партии в лице Иосифа Тито и идеолога его политики Моше Пияде.

В архиве Военно-исторического института в Белграде хранится документ коммуно-усташского договора. Его подписали Миле Будак и Моше Пияде. Эти договорённости вполне соответствовали идеологическим установкам Моше Пияде, который цинично выдвигал следующий лозунг: «Сломать хребет сербству и православной церкви!». Позже, уже в послевоенные годы, коммунистическая партия вынуждена была признать сам факт неслыханного геноцида православных сербов со стороны усташей, однако о его реальных масштабах всегда умалчивалось. Власти распорядились тайно забетонировать огромные ямы-котлованы в Боснии, сербской Краине и в Далмации с тем, чтобы сербы никогда не узнали ни мест массовых захоронений, ни точного числа зверских убитых и замученных. Перезахоронения останков жертв усташского террора по православному обряду совершились уже в 90-е гг. XX века по инициативе и при активном участии Святейшего Патриарха Сербского Павла.

Только по официальным данным за неполных четыре года существования концлагеря в нем было уничтожено более восьмисот тысяч человек – из них более семисот тысяч составляли православные сербы, включая женщин, детей и даже младенцев, которых мучили на глазах у их матерей. Здесь же существовал и отдельный лагерь для детей. Жестокости Ясеновца не подлежат никакому пониманию. Их можно сравнить разве только с изуверствами, которые описывает в своих воспоминаниях о первых годах революции князь Н.Д. Жевахов. В числе самых распространенных орудий убийства были ножи, топоры, молоты. Людей, еще живых, закапывали в несчетных ямах.

Известный сербский богослов и родолюб, ныне покойный епископ Афанасий (Евтич) всю свою жизнь глубоко лично переживал трагедию своих невинноубиенных братьев и сестер, многие из которых были его ровесниками. В предисловии к книге о мучениках Ясеновца он писал: «Великомученический лагерь Ясеновац – наше самое большое Кладбище, новое сербское Косово, наш самый большой город под землей». Известно также, что усташи и их приспешники топили людей в реке Саве, предварительно привязав к ним грузы. Жертв было так много, что река становилась красной от крови. Это настолько глубоко запечатлелось в памяти и сознании очевидцев, что упоминание об этом занесено в текст церковных песнопений, посвященных сербским новомученикам.

О тенденции замалчивания западными властными центрами трагедии Ясеновца писал и современный русский писатель и публицист Ю.М. Лощиц в своей работе «Ясеновац во мгле. Город мёртвых, нежелательный к упоминанию». Он указывал, что, несмотря на то, что это был третий по жестокости и количеству преступлений концентрационный лагерь в Европе, в архиве Организации Объединенных Наций о Ясеновце нет никаких данных. Ему на ум пришло сравнение: «Впечатление такое: взорвали атомную бомбу над городом с почти миллионным населением, но распространяться об этом событии не рекомендуется». И действительно, если в мировых СМИ мы и встретим упоминание о Ясеновце, то в нем привычно умолчат о страдании православных сербов, которые составляли подавляющее большинство в этом страшном лагере.

Несколько лет назад мне пришлось побывать на месте бывшего концлагеря Освенцим, где в настоящее время развернута большая мемориальная экспозиция. На одном из информационных стендов – краткие сведения и о Ясеновце как об одном из многочисленных лагерей времен Второй мировой войны в оккупированной Европе. Однако о том, что в нем пострадали преимущественно сербы, не было упомянуто ни слова. Между тем Ясеновац создавался именно для православных сербов, в то время как присутствие узников разных других национальностей служило прикрытием для усташей, которые просто выслуживались перед Гитлером. Они не щадили даже своих соотечественников хорватов, заподозренных в симпатии к сербам.

Геноцид сербов в Ясеновце и в целом ряде других лагерей времен Второй мировой войны на территории бывшей Югославии осуществлялся с ведома и негласного одобрения Ватикана. И это еще одно обстоятельство, из-за которого все послевоенные годы чудовищные страдания сербов в Ясеновце предавались забвению. Верхи римской курии безоговорочно поддержали усташский режим, а после войны даже участвовали в организации спасения известных преступников-усташей. Сугубая ответственность за все, происходившее в Ясеновце, лежит на первоиерархе усташской Хорватии – католическом архиепископе Алоизие Степинце, всецело поддержавшем человеконенавистническую идеологию усташского движения.

Глава НГХ Анте Павелич наградил во время войны одиннадцать епископов и более ста католических священников. Многие из них даже лично участвовали в расправах над сербами, включая насильственное крещение в католическую веру. Каждый раз эти обряды оборачивались очередными издевательствами и глумлением. Позже, уже в конце войны, более пятисот человек из числа католического духовенства бежали на Запад, опасаясь возмездия. Католическая пресса время от времени пытается героизировать их как «борцов с коммунистической чумой, ползшей на Европу с Востока».

По мнению Ю.М. Лощица, изложенному им в вышеупомянутой работе о Ясеновце, подобного рода иезуитское лукавство помогает католической цензуре снимать с обсуждения вопрос об ответственности за преступления против православных сербов, считая его второстепенным и малозначимым. Продолжением такого отношения стала беатификация Алоизия Степинца, осуществленная в 1998 году по инициативе римского папы Иоанна Павла II, что стало первым шагом к последующей канонизации. Такое решение вызвало немалый резонанс в славянском и христианском мире. Против дальнейших мер по подготовке канонизации Степинца высказались многие видные иерархи Сербской Православной Церкви.

Однако, как говорил святой благоверный князь Александр Невский, не в силе Бог, а в правде! Потому и рядовые честные католики, в том числе и хорваты, признают геноцид, совершенный над православными сербами в годы Второй мировой войны, и даже способствуют открытию истины в этом вопросе. Стоит упомянуть, например, хорватского публициста, общественного деятеля и теолога Драго Пилселя, который участвовал в перезахоронении убитых сербов в районе сербского приморского региона Лика, а также публиковал обращения блаженнопочившего патриарха сербского Иренея к римскому папе Франциску, где говорилось о недопустимости канонизации Степинца, одобрявшего убийства сотен тысяч православных христиан, включая детей. В 2011 году на русском языке вышла книга итальянского историка Марко Ривелли «Архиепископ геноцида: Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941–1945 гг.».

Святой Вукашин Ясеновацкий
Фото из личного архива автора

В соборе новомучеников Ясеновацких – православные христиане разного возраста, звания и сословия: малые дети, селяне, святители, замученные за веру Христову. В тяжелейших испытаниях они стяжали душевный мир и явили непоколебимые стойкость и мужество, верность Христу «даже до смерти». И Господь укреплял их, посылая им силу переносить мучения. Широко известен пример святого мученика Вукашина из герцеговинского села Клепци. Уже в преклонных годах, он, как и многие его односельчане, оказался в лагере смерти Ясеновац, где был замучен в 1942 году (по другим данным – в январе 1943 года).

Один из усташских палачей, который в страшном упоении соревновался с другими по количеству убитых людей, обратил внимание на старца Вукашина. Уже изможденного Вукашина привели к нему для новых мучений. Убийца хотел заставить его выкрикивать лозунг «Да здравствует Анте Павелич!» Однако неотмирное спокойствие и безмятежный лик старца привели палача в негодование – и тот отсек Вукашину уши, затем нос, каждый раз пытаясь заставить его восхвалять Павелича. В ответ Вукашин мирно сказал ему: «Делай, чадо, свое дело!» После этих слов палач в исступлении выколол мученику глаза, пробил сердце, рассек ножом горло, а затем ногами столкнул в приготовленную яму. Но после этого сам он сошел с ума и уже не мог обрести покой ни днем, ни ночью. Его свидетельство было записано доктором, который лечил палача от помешательства.

Боль и страдания, перенесенные сербами в XX веке, не поколебали здоровой основы национального духа, не вытравили жизнеутверждающего начала из сербской культуры. По слову учителя и писателя раннехристианского времени Тертулиана, кровь мучеников есть семя христианства. К сонму мучеников первых веков, сербских воинов и мучеников Косовских присоединилось в Царствии Небесном несчетное множество новомучеников, возглавляемых сербскими пастырями и архипастырями. В их числе – священномученик Петр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорский и Приморский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, епископ Платон Банялуцкий и многие другие. Известный сербский богослов и церковный гимнограф, святитель Николай (Велимирович) составил канон в честь сербских новомучеников, где есть такие слова: «Вы испытали муки и боли тяжкие, ныне пребываете в Царстве и свете мира, мученики сербские, сыны витязей. Вы пережили образы ужаса и срама, каковых свет не видел со дней Нерона. Вода зарумянилась, а снег покраснел от премногой крови сербских мучеников. О Воскресший Христе, о Царю царей, осуши наши слезы, прими сербские жертвы в обители, где живут вечно и воспевают тебя непрестанно».

Елена Аркадьевна Осипова, кандидат филологических наук, председатель Общества Русско-Сербской дружбы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Аркадьевна Осипова
Святителя Савву Сербского прославили в двух столицах
В Москве и Санкт-Петербурге прошли святосаввские торжества
15.02.2023
Проявление неоязыческой западной глобалистской системы ценностей
Обращение Общества русско-сербской дружбы в поддержку сербов, выступающих против «Европрайда-2022»
29.08.2022
«В память вечную будет праведник…»
На день кончины митрополита Амфилохия (Радовича)
31.10.2020
«Бог поможет, аще будет – кому…»
Жизнь и слово Святейшего Патриарха Сербского Павла
10.09.2020
Все статьи Елена Аркадьевна Осипова
Новости Косово
Косовская Митровица: город Кафки
Вести из Косово и Метохии
20.12.2024
Из гетто небо виднее
Заметки из Косово и Метохии
16.12.2024
Что беспокоит Тому-Игумена
Сербские заметки
11.12.2024
Реальные масштабы сирийского кризиса,
майдан в Грузии, взрыв обстановки в Косово
02.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27