Заранее к 90-летию М.С. Горбачёва на сцене Театра наций поставлен спектакль «Горбачёв», в котором в главных ролях заняты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Это подтолкнуло меня заранее написать статью для Русской Народной Линии.
Февраль 1985 года. Власть в стране, согласно Конституции, принадлежит КПСС. Всем ясно, что последние дни доживает очередной генсек, К.У. Черненко. Есть возможность слушать «Голос Америки». Узнаю от этой радиостанции, что следующим генсеком станет М.С. Горбачёв. 23.02.1985 года. Идёт подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Предвыборная речь члена политбюро ЦК КПСС М.С. Горбачёва. Пытаюсь внимательно слушать. Запомнил вступительные слова дословно: «Дорогие товарищи! Я передаю вам привет от нашего ленинского политбюро, душой и сердцем которого является наш дорогой, горячо всеми нами любимый Константин Устинович Черненко». Далее речь лилась легко, я пытался поймать её смысл, но так и не смог этого сделать. Может быть, потому, что и искать в этой предвыборной речи было нечего? Собственно, выборы в те времена были безальтернативными и можно было особенно не стараться выдвигать какие-либо программы. Запомнился только пышный набор подхалимства. Черненко вообще был мало примечательным человеком, а к тому времени о нём можно было сказать словами Ф.М. Достоевского: «Его забыли похоронить». Мне стало интересно, чего следует ждать от человека, который столь беззастенчиво лебезит перед тем, кого вот-вот заменит.
Прошло более тридцати пяти лет. Все узнали не только «чего следовало ждать», но и прочувствовали на себе итоги его деятельности. Не могу однозначно оценивать. Не имею права и судить. Вспоминаю, как присутствовал на презентации книги Ю.Ю. Воробьевского о предательстве. Юрий Юрьевич предложил от лица присутствующих передать М.С. Горбачёву Орден Иуды. Тогда я не смог полностью поддержать писателя в данном предложении. Так и хотелось ему возразить: «Легко дёрнуть за хвост старого беззубого льва, а кто бы дал тебе слово, если бы не прокатились по стране перестройка и гласность?» Понимаю, что этот вопрос риторический.
Как знать, судьба ли уготована нам, или сам человек лезет в котёл своей судьбы, порой не на своё место? Вот не на своём месте оказаться – очень скверно. У человека, который всеми силами пытается залезть на чужое место, порой всё из рук валится, ломается. Может быть, и Михаил Сергеевич оказался не на своём месте в политике? А может быть, это судьба? И Бог избрал этого человека для того, чтобы сломать строй безбожного государства? Так же, как некогда нужен был Иуда для того, чтобы предать Христа. Да, Христос должен был быть распят, а значит, и должен был быть предан на суд и позорную смерть среди двух разбойников. Только Иуда не обязательно должен был повеситься, а мог быть прощён Христом. Ответить на столь глобальные вопросы не легко, но истории таких вопросов не избежать.
Судьба Горбачёва, первого и единственного президента СССР, и его могильщика мне кажется незавидной с самого начала. Встать во главе государства, которое к тому времени начало приходить в упадок, и делать это исходя из собственных амбиций – полное безрассудство. А упадок наблюдался. И не только в том, что не было колбасы на прилавках магазинов. Падение цены на нефть на мировом рынке привело нашу страну к тому, что нефть из наших недр бесплатно, в счет погашения задолженностей за построенный нефтепровод, потекла за границы государства. Нужны были резкие действия и молодой, относительно своих предшественников, Горбачёв попытался их предпринять. Появилось новое понятие: ускорение. Но это – не физическая величина, это оказалось первым мифом Горбачёва.
Я хлебнул тогда сполна от его своеволия. Работал я на только что смонтированном пусковом производстве. Для работы не было ничего: на серьёзном химическом производстве не были смонтированы ни система автоматического управления, ни один прибор не показывал параметры процесса, даже необходимой громкоговорящей связи смонтировано не было. Были только планы. Невыполнимые планы. Соответственно, нет плана – нет и премии. Для меня и моих коллег это был спринтерский забег на марафонскую дистанцию. Подобные сигналы в печати были не в малом количестве. Из таксопарка писали: «Нам должны были прийти новые "Москвичи", под них дали повышенный план; машины не пришли, но план остался». Так это напоминало волюнтаристический метод руководства другого Сергеевича, Хрущёва. Ускорения не получилось? Ничего, надо помочь перезапустить этот процесс. На производстве появились выборные должности: мастер, начальник участка. Кого выберут рабочие? Ясно, что выбираться стали те, кто удобнее, кто меньше спрашивает работу, а те, кто на выборных должностях, знали, что при данной власти их положение на занимаемой должности шатко. Как им ссориться с рабочим классом? Так политик Горбачёв рубил сук, на котором сам сидел.
Беда не приходит одна. Чернобыльская катастрофа. В Киеве демонстрация трудящихся встретила Первомай, а вместе с ним и радиоактивное облако. И тогда Горбачёву стало ясно, что стране необходима гласность. И, хотя гласных букв в русском алфавите меньше, чем согласных, именно гласность встала на первое место. Гласности однако подлежали выборочные материалы. Выволокли на свет пакт Молотова – Риббентропа. Для чего? Почему В.В. Путин вместе с этим документом преподнёс и другие документы, согласно которым заключались сделки с гитлеровской Германией другими странами: Польшей, Великобританией? Почему гласность Горбачёва была направлена на то, чтобы вытолкать из состава СССР Прибалтику? Если предыдущие действия можно рассматривать, как шаги неопытного мальчишки, то здесь налицо осознанные шаги по разрушению государства. Ну, а если и здесь неумение – то это явно преступное неумение.
Не меньший урон, чем Чернобыльская авария, для экономики СССР нанесла авария горбачёвская – так называемый «сухой закон», который и не был сухим законом, был «непонятно чем». Объявили войну виноградникам! Что-то сродни «культурной революции в Китае». Снова необдуманный шаг, ошибка? Не много ли ошибок? Преступных ошибок.
И тогда появилось новое слово. Даже англичане ввели его в свой язык. Перестройка. На английском языке это должно звучать, как de-building (дебилдинг): если building – стройка, то de-building – перестройка. Несколько лет я имел возможность наблюдать, как нормальные здравые люди перестраивают дом. Вначале был сделан проект нового дома. Затем старый деревенской дом, в котором жили люди, обносился фундаментом для новой постройки, были куплены строительные материалы и старый дом обстраивался новым снаружи. Новый дом был куда просторнее, и половину его жители обустроили для себя полностью. Перенесли в обустроенную половину все свои пожитки и только после этого начались работы по разборке ветхой деревенской избы. Вот нормальный пример перестройки. А что получилось у Горбачёва со страной? Сломал всё, что мог, и уехал «гражданин мира», «стройте без меня всё, что хотите». Снова неумение?
Даже когда провозглашено было Беловежское соглашение, высшим органом власти в стране был Верховный Совет СССР, председателем которого являлся друг Горбачева, А.В. Лукьянов. Хотя бы одно слово произнёс этот человек? А незадолго до этого народ Советского Союза проголосовал на референдуме за СССР. Кто из политиков поступил в соответствии с волей народа? (Впрочем, «странный неумеха» Горби и референдум организовал весьма странный: «за обновлённый СССР». А те, кто против – они против СССР или за сохранение его в действовавшем формате?).
И после этого Горбачёв говорит: «Мы старались»? В чём его старание? Имело ли оно какие-то цели? На что было направлено? Порой кажется, лучше бы он продолжал работать комбайнёром на Ставрополье, помогал бы выращивать хлеб, пользу приносил бы стране. Ошибки политиков очень дорого стоят. Даже если это просто ошибки. Для оценки деятельности Михаила Горбачёва, которого во всём мире именуют Майклом Горби, на мой взгляд, пятибалльная шкала не подходит. Нужна ещё и отрицательная шкала баллов.
Бог дал долгую жизнь разрушителю устоев России А.Ф. Керенскому. Он умер в Нью-Йорке в июне 1970-ого года на девяностом году жизни, имел возможность оценить всё, что наделал. Времени для покаяния было достаточно. Но было ли оно, покаяние? У разрушителя СССР Горбачёва так же довольно времени для покаяния. Но сеть ли оно и может ли оно быть принципе? Встречаются люди, которые говорят о том, что «СССР сам рухнул». Выражение несмышленого ребёнка, который считает, что его игрушка сама сломалась. Да, Советский Союз ожидало разрушение, как государство с нежизнеспособной атеистической идеологией. Всё, что отвернулось от Бога, Творца небу и земли, неминуемо погибнет. Это – основная идея бессмертного романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но это не означает, что государство это должно быть разрушено, а не обнесено согласно предварительно выполненному проекту новым просторным зданием на фундаменте своей многовековой истории.
Именно так после революции 1917 года проводил свою политику национального примирения И.В. Сталин. Разумеется, ему мешали многие из таких, как Н.С. Хрущёв, требовавшие усиления репрессий против народа. Таким курсом надо идти России и в настоящее время. «На ветру жестоком веру обретём // К собственным истокам снова припадём». Что же касается этих собственных истоков, то их карьерист по натуре, поддерживаемый и подталкиваемый яркой самолюбивой женой, М.С. Горбачёв знать не мог и не хотел. Он чувствовал себя гражданином Планеты. Сколь бы выдающейся ни была личность, без знания своих основ хороших результатов его деятельность не принесёт. А были такие личности в истории России. Вспомним хотя бы Льва Николаевича Толстого. Эпохальные произведения. А не на разрушение ли устоев России они были направлены? Не просто так он был отлучён от Церкви. В. И. Ленин написал о Л.Н. Толстом: «Какая глыба, какой матёрый человечище!». Поскольку этот матёрый человечище был отлучён от Церкви, позволю себе дополнить слова вождя: Конечно, глыба, человечище. // Но, чтобы русский дух познать, // Нужна наверняка, заметь ещё // Святаго Духа благодать.
Политика – особенно сложная отрасль деятельности человека. Будущих политиков необходимо готовить самым серьёзным образом и ещё серьёзнее должен производиться отбор кандидатов. Не могут становиться политиками те люди, кто не знает и знать не желает, не способен познать своих корней, своих истоков.
Кем реально был Горбачёв: мальчиком-неумехой, злонамеренным предателем страны, которая его вырастила или орудием в руках Божьих для уничтожения атеистического государства? Конечно, в полной мере ни то, ни другое и ни третье. Порой кажется, что он пришёл к власти, не имея никакого плана. Школьники смеялись над ним в КВН: «Он долго думал, каким будет переход к рынку, и решил сделать переход подземным». Он хотел быть хорошим для всех. Получила много возможностей Православная Церковь, не в полной мере сумев осознать, что теперь делать с предоставленной свободой. Если Пётр Первый прорубил «Окно к Европу», то Горбачёв приветливо распахнул дверь и с Запада в страну хлынули потоки различного безобразия. Мы познали многие европейские ценности. Логично, на мой взгляд, было бы отплатить семье Горбачёвых так же европейскими ценностями. К примеру, определить цену земли на Новодевичьем кладбище для этой семьи. Уж очень много места на входе на кладбище занимает могила Раисы Максимовны.
Что мы теперь имеем? Нас привели в общество потребителей. «Эдем на пальмовом масле». Нужен ли нам такой рай? Как растение не может расти без корней, так и общество не может не только развиваться, но и выжить, не зная своих истоков. Только на основе знания национального, мы можем подниматься к наднациональному. Россия может избрать только такой путь.
Да, жестоко болеют наши братья на Украине. Остаётся ждать, пока переболеют. Попросят – поможем вылечиться. «Свободолюбивый» Запад простирает свои руки ко всему постсоветскому пространству. Долго будем залечивать последствия горбачёвского дебилдинга. Необходимо помнить слова государя Александра III: «У России только два союзника: армия и флот». Есть ещё и надежда. Надежда на милость Божью и на возвращение к собственным истокам. Помогай нам, Господи.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка
1. Скажу,более категорично