Почему со стороны российской власти не слышны конструктивные предложения и конкретные действия по разрешению проблемы Нагорного Карабаха? И эта ситуация – как пример. То же самое можно сказать и по отношению к Белоруссии, а также – Украине, странам Средней Азии, Молдавии. В Молдове, кстати, 1 ноября президентские выборы, со всеми предпосылками для России нового майдана. Что-то делается по Молдове? Сомнительно. Такое впечатление, что власти России, отвечающие в данном случае за международную политику, – в спячке. Речь не только о МИДе, но и о структурах Совбеза и Администрации Президента. Никакого движения, никаких поисков вариантов, никакой инициативы. По крайней мере, общество об этом не слышит.
Две последние передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» от 18 октября и 19 октября в значительной степени были посвящены проблеме Нагорного Карабаха. Именно в этой передаче концентрируются мнения политиков, политологов, отражающих в некоторой степени настроения в российской элите, и к которым прислушиваются в Кремле. И что? Поражаешься уровню болтологии и общих фантазий на заданную тему, без какого-либо конструктива и определения приоритетов и конкретных мер. Некоторые из участников программ, например, Владимир Жириновский и Дмитрий Куликов приближались к конкретике, размышляя об имперской сущности государства, но в потоке общих слов и эта ключевая мысль забалтывалась. Последовательность действий и схемы – никто не предложил… Обычно приходят к заключению, что конфликт по Нагорному Карабаху неразрешим. Казалось бы – можно ставить на том точку. Нет. Предоставляется слово другому «эксперту» – и новый круг с тем же заключением в конце. Думается, что в «кремлевских башнях» – такая же картина. Никакого алгоритма действий и планов (кроме приглашения в Москву на переговоры Пашиняна и Алиева, которые ни до чего вдолгую всё равно не договорятся).
Некоторые участники передачи, как Николай Злобин, говорят, что ничего не надо делать, Россия, мол, уже запустила дела на постсоветском пространстве, уже поздно что-либо предпринимать. Что-то подобное, но иными словами доказывает и Карен Шахназаров. Из полифонии этих мнений, вывод тот же: проблема Арцаха неразрешима.
Кто-то, правда, на тех же передачах Соловьева намекает на конкретные действия. Например, Дмитрий Евстафьев говорит о необходимости нового «Халхин-Гола», Виталий Третьяков – нужно высадить русский десант в Нагорном Карабахе. Что, прямо так сразу? С бухты-барахты?.. Рано говорить о Халхин-Голе и десанте применительно к НК. Хотя потенциально Россия ещё вчера должна была быть готова к десятку Халхин-Голов и нескольким Брестским Крепостям. Но готова ли? Сомневаюсь. По вооружениям – готова. Психологически, исходя из настроений правящей элиты, – навряд ли. Бездействие российских властей и разглагольствования на ЦТ – тому подтверждение.
Между тем, проблема-то ясна, зачем месить воду в ступе? Просто нужна последовательность действий. Нужно проявление элементарнойполитической воли, и быстрой, потому что время не на стороне России, а интересы всех мировых игроков именно сейчас настолько перемешаны, что можно минусы для России превратить в плюсы.
В недавнем материале «Нагорный Карабах – под российский протекторат» отмечал, что направленность действий России может быть (в идеале – должна быть) следующей:
– Передача Азербайджану шести (из семи) районов спорных территорий, окружающих Нагорный Карабах, находящихся пока под контролем Армении, составляющих «буферную зону» («пояс безопасности»);
– Дипломатические усилия по признанию Нагорного Карабаха независимым государством под протекторатом России.
– Размещение на её территории мощной российской военной базы.
– При этом желательно сохранить за Арменией хотя бы один из спорных районов, который соединял бы территорию Арцах с территорией государства Армения, что снимет вопрос о Лачинском коридоре.
Для этого, только для решения именно такого варианта, необходимо привлечение к переговорам Турции. Попутно этим самым хоть малой толикой, но будет осуществляться отдаление Турции от интересов Запада и НАТО. В противном случае, Эрдогана объективно понесёт в сторону поиска дополнительных переговоров и договоренностей с Западом. Мнение Пашиняна интересовать Россию особо не должно, а с властями Нагорного Карабаха можно договариваться напрямую, армяне прекрасно понимают, что в этом случае будут соблюдаться в первую очередь их интересы в этом регионе. Безусловно, Россия должна будет дать необходимые гарантии и Азербайджану по его участию в развитии Нагорного Карабаха. Более подробные основания – в указанном материале.
Если квалифицированно и ответственно, заинтересованно и оперативно отработать этот вариант, то он окажется более чем реалистичным. В любом случае, будет положено начало процессу. Одни только переговоры Алиева с Пашиняном, организацией которых сейчас занимается МИД России, – мелковаты своим масштабцем и в перспективе ни к чему не приведут. Необходимо сейчас использовать момент, что Эрдоган находится в конфронтации по этому и иным вопросам с США и Францией. Представить дело таким образом, что протекторат России над НК будет направлен против Запада, в пользу сотрудничества России и Турции. Для Алиева же большие людские потери во время военной операции грозят выступлениями внутри Азербайджана против него. А потому Азербайджан и Турция должны быть заинтересованы в варианте с усилением России в Арцахе.
Это уж, как конкретно поработают и представят существо дела наши дипломаты. Есть они, остались ещё?.. При таком варианте не представляется проблемой, что нет общей границы России с Арменией и Нагорным Карабахом, на чём сегодня буквально зациклен Шахназаров, который продолжает изображать из себя специалиста-международника. Он теперь доказывает, что России туда не нужно ввязываться по причине отсутствия общих границ с Арменией. А зачем общие границы, если все стороны согласятся на протекторат России? Значит, доступ будет хотя бы и через Азербайджан.
Положим, что в идеале договориться по российскому протекторату НК не удастся. Но маневрировать возможно только при движении, но не на месте. Вот тогда и думать о других вариантах: дипломатических или военных, но исходя из национальных интересов России. Тогда уж и можно рассматривать варианты высадки десанта и «Халхин-Гола». Но быстро, не затягивая, чтобы не получилось «Порт-Артура».
Нужно решать быстрее, иначе в НК будет протекторат либо НАТО, либо – ООН, что в итоге закончится тем же протекторатом НАТО. Пашинян быстренько этому поспособствует, а Эрдогана убедят в диалоге с США и Европой. Спрашивается, что нужно, чтобы этого не произошло? Думать и действовать, а не пребывать в прострации.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, идеолог, общественный деятель
3. Ответ на 1, Hyuga:
2. Ответ
1. Как быть