Уже отмечал, Армения (тем более – Нагорный Карабах) является чисто объективно геополитическим союзником России, а потому Россия безучастна к судьбе Арцаха быть не может. Нагорный Карабах – историческая территория армян. Если смотреть самые истоки, то со времен до н.э. – это Великая Армения.
Сегодняшнюю войну подожгли Анкара и Баку – это так. Но за счет чего? За счет русофобской политики нынешних властей Армении, её нынешнего президента Пашиняна. Он открытый либерал и западник, ставленник англосаксов, пришёл к власти на антироссийских лозунгах, открыто обещал развернуть Армению в сторону НАТО и ЕС, выйти из ОДКБ. Не говоря уже о явных его «стыковках» с Соросом со всеми отсюда исходящими последствиями, в том числе – по подготовке «соросят» для заброски их в Россию для организации «цветных» акций. Учитывая именно русофобское состояние официальной власти в Армении, Эрдоган и Алиев решились на военные действия именно сегодня. А потому, можно утверждать, что конфликт разожгла в достаточной степени русофобская власть Армении. И ещё необходимо понимать, что, к сожалению, по нормам международного права, в большей степени прав Азербайджан, требуя фактического возвращения территорий под свою юрисдикцию. Это следует хотя бы из «казанской формулы», разработанной десятилетие назад при непосредственном участии России.
Думается, что «казанская формула» не полностью способна урегулировать военный конфликт, потому что и Армения, и Азербайджан будут озабочены своим непосредственным влиянием в непонятном «временном статусе» Нагорного Карабаха, предусмотренного «казанской формулой», а, значит, без соответствующего гаранта в Нагорном Карабахе, – это новый уровень недоверия, новые военные действия, жизни армян и азербайджанцев.
Направленность действий России может быть (в идеале – должна быть) следующей:
– Передача Азербайджану шести (из семи) районов спорных территорий, окружающих Нагорный Карабах, находящихся пока под контролем Армении, составляющих «буферную зону» («пояс безопасности»);
– Дипломатические усилия по признанию Нагорного Карабаха независимым государством под протекторатом России.
– Размещение на её территории мощной российской военной базы.
– При этом желательно сохранить за Арменией хотя бы один из спорных районов, который соединял бы территорию Арцах с территорией государства Армения, что снимет вопрос о Лачинском коридоре. Хотя, как вариант, можно согласиться только и на этот коридор, 6-километровую горную дорогу, связывающую Армению и Нагорный Карабах.
Вышеназванному должно предшествовать приглашение Турции к переговорам, что снимет обиду Эрдогана за то, что Турцию не привлекли к переговорному процессу в Москве по перемирию 10 октября 2020 года. С Эрдоганом по вышеназванным пунктам напрямую может говорить В.В. Путин, их личные отношения на достаточно высоком уровне. В конце концов, Эрдоган должен быть обязан и благодарен, что Россия спасла его от покушения и переворота в Турции в 2016 году, хотя он сам из-за непомерного самолюбия предпочитает давать несколько более размытые версии своего «чудесного» спасения. Но на личном-то уровне он должен всё это помнить. Так что, точки соприкосновения, чтобы перевести Арцах под Россию, думается, найдутся. Попутно этим самым хоть малой толикой, но будет осуществляться отдаление Турции от интересов Запада и НАТО. В противном случае, Эрдогана объективно понесёт в сторону поиска дополнительных переговоров и договоренностей с Западом.
Алиева, при всех его турецких симпатиях, всё же недоговороспособным для России назвать нельзя, также нельзя считать его и русофобом. А для Армении такой вариант сможет спасти лицо, так как Россия объявит, что интересы армян в Нагорном Карабахе будут соблюдаться в первую очередь. Мнение Пашиняна интересовать Росси особо не должно, а с властями Нагорного Карабаха однозначно найдётся взаимопонимание. Безусловно, Россия должна будет дать необходимые гарантии и Азербайджану в его роли по дальнейшему существованию и развитию Нагорного Карабаха.
Надо, конечно, понимать, что эрдогановская Турция стремится к «Великому Турану». Но это будет уже следующий акт борьбы за влияние в регионе. Пока, вероятно, Турция согласится на вышеназванный вариант. Сила Турции ограничена, проблем хватает. Эрдоган должен понимать непредсказуемость ситуации, если он будет настаивать на жестком варианте для Нагорного Карабаха. А так: Россия – для Азербайджана во многом дружественная страна, а для Турции – партнер по ситуации в Сирии. Азербайджан и Турция смогут заявить, что удалось увести Нагорный Карабах от Армении, а самое главное – достичь перевода значительных территорий, прилегающих к Арцаху, ранее подконтрольных Армении, в пользу Азербайджана. И сделано это не наращиванием дальнейших военных действий, в результате чего гибнут азербайджанцы, а дипломатическим нажимом…
А для России этот процесс может (должен) сопровождаться следующими процессами:
– Вхождение в состав России ДНР и ЛНР, возможно – Абхазии и Южной Осетии;
– Внятные и недвусмысленные меры по объединению России и Белоруссии в единое государство.
Для этого достаточно пока просто руководствоваться исключительно национальными интересами России, а не либеральными и прозападными установками. Чего пока не наблюдается. А реализация вышеназванных устремлений России по Нагорному Карабаху (даже, если они будут выполнены не в полной мере) позволит действующей власти России осознать, наконец, имперскую сущность Руси-России-СССР-России-Руси.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, идеолог, общественный деятель
3. Ответ на 4, Kiram:
2. 2
1. ?