Председатель Синодального информационного отдела Белорусского экзархата Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин, который неоднократно становился героем публикаций «Русской народной линии», выступил с пространным комментарием в связи с событиями в Белоруссии, в котором не преминул помянуть и РНЛ. Текст отца Сергия посвящён реакции читателей его блога и, надо понимать, его почитателей на выступление отца Саввы (Мажуко), который подверг критике протестующих.
И вот, отец Сергий решил предложить своё понимание происходящих событий. Причём, выступает он, вроде бы, в роли человека, пытающегося встать над схваткой, который призывает к умиротворению, чтобы «нынешний конфликт, коль скоро он есть, так и остался конфликтом строго между принявшими результаты выборов и не принявшими их, и ни в коем случае не превратился в конфликт между православными и католиками, белорусами и небелорусами, между Западной Беларусью и Восточной, между "сытыми" и "не очень" или еще между одной какой-нибудь устойчивой социальной группой и другой…».
Вроде бы призыв вполне уместный. Кому как не служителям Церкви призывать к примирению, искать пути умиротворения ситуации. Но, как говорится в таких случаях, — дьявол кроется в деталях. А детали как раз такие, что призыв звучит, а аргументы лукавые, что вряд ли приведёт к умиротворению, скорее, тут попытка поддержать одну из сторон конфликта, прикрываясь словами о примирении.
Хотя отец Сергий сразу заявляет, что он считает чрезвычайно (он даже выделяет это слово ЧРЕЗВЫЧАЙНО) опасными однобокие стилизации картины протеста как с точки зрения и внутреннего, гражданского мира, так в международном контексте, особенно для отношений с Россией. Поэтому он совершенно справедливо говорит о необходимости правильного описания проблемы, что приведёт к правильному пониманию и правильным действиям.
В чём же, по мнению главы Синодального информационного отдела Белорусского экзархата, правильное понимание белорусских проблем? Давайте посмотрим.
О.Сергий мягко критикует своего собрата отца Савву, который утверждал, что зачинщиками и организаторами протестов являются анархисты. Отец Сергий даже подсчитал количество анархистов в Белоруссии и утверждает, что их наберётся не больше 300 человек. Откуда эти сведения, он, правда, не объясняет, но называет такую цифру. По мнению священника Лепина: «Горькая правда в том, что на улицы вышли люди самых разных политических взглядов либо даже не имеющие таковых в позитивном смысле (вторых, возможно, большинство)».
Очень странное и даже лукавое утверждение. Наш священник является философом по второму светскому образованию и, наверняка, прекрасно понимает, что во всех акциях протеста большинство составляют люди случайные, порой даже обыватели, оказавшиеся на улице. Но, во-первых, этими людьми кто-то руководит, энергию этих людей кто-то направляет в нужное русло. А во-вторых, с определённого момента протестные акции начинают диктовать свою логику поведения, как только ситуация обостряется, на авансцену выходят сторонники именно радикальных взглядов, именно анархисты.
Наверное, отцу Сергию известно, что ГКЧП в Советском Союзе вызвал массовые манифестации протеста, в которых принимали участие люди самых разных политических взглядов. Однако, в итоге власть захватили радикальные либералы как самая организованная и самая радикально настроенная часть протестующих.
В 1917 году на улицы тоже выходили самые разные люди: от профессуры, студентов до рабочих и солдат. Но, в конце концов, власть захватила самая радикальная и самая организованная группа, среди которых, кстати, было немало анархистов.
Поэтому прав-то как раз отец Савва (Мажуко). Даже если этих самых анархистов во всей Белоруссии наберётся и правда 300 человек, но когда ситуация обострится, именно они могут стать реальной силой протеста, именно они способны увлечь массы народа на разрушения и погромы.
Далее, пытаясь описывать протест объективно, как он заявляет, отец Сергий подвергает критике тех, кто говорит, что попытка представить эти беспорядки как польско-католический междусобойчик совершенно контрпродуктивна, потому что на улицах можно было наблюдать огромное разнообразие людей, которые были недовольны властью. И опять мы видим лукавство священника. Конечно, в протестах принимали участие не только поляки и католики. Но, во-первых, поляки и католики были наиболее активной частью протестующих, а, во-вторых, именно с территории Польши эти процессы инициировались и направлялись. Не думаем, что КГБ Белоруссии придумал, что митрополит Тадеуш Кондрусевич, которого не пустили на территорию Белоруссии, ездил в Польшу за инструкциями.
Любой здравомыслящий человек понимает, что в организации и управлении протестами принимали участие не молодые журналисты, создавшие сайт Nexta, которые откуда ни возьмись выскочили на авансцену событий. Несомненно, за ними стоят вполне себе серьезные сотрудники спецслужб, специалисты по информационным войнам, которые этих людей не только обучили, но и в дальнейшем направляли и руководили, не говоря уже о финансировании. А мы будем делать вид, что этого не было? И это является попыткой объективно описать протест?!
Протоиерей Лепин пишет, что в акциях протеста участвовали самые разные люди от «подвижников» до «гопоты и криминалитета». Это, мол, просто часть белорусов, недовольных властью, и с ними нужно находить общий язык и примиряться. И опять тут очевидное лукавство. Искать общий язык, примиряться нужно с теми, кто вышел на акции протеста искренне или был введён в заблуждение. А вот с теми, кто профессионально «работал» по организации протеста, никакого примирения быть не может, ими должны заниматься спецслужбы, а не самозваные специалисты по примирению.
Отец Сергий представляет себя как либерала в том смысле, что он уважает чужую точку зрения. Только в этом он видит свой либерализм, как можно понять из его текста. И даже бравирует этим.
Однако, руководитель информационного отдела Белорусского экзархата и тут лукавит. Он всамделишный либерал, что проявляется и в манере подачи материала, и в тех лукавых передержках, которые мы отметили выше. И даже в такой мелочи: анализу состава, мыслей, настроений протестующих в тексте уделена львиная доля букв, а вот другой стороне, выступавшим за власть, против попыток раскачать ситуацию, наш автор посвящает всего один абзац. И пишет небрежно и даже с некоторым презрением, что стоит думать, будто среди них были только купленные люди, мол, и там были люди искренние. И вот это с головой выдаёт систему мировоззренческих координат протоиерея Сергия Лепина. Он либерал в точном и полном смысле этого слова, поскольку его симпатии не на стороне тех, кто выступает за укрепление государственности, за консервативные ценности. Невооружённым взглядом видно, что идеалы отца Сергия Лепина находятся далеко на Западе, далеко за пределами границ русского мира. И с этим ничего не поделать...
Редакция «Русской народной линии»