Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье

О системе образования при императоре Николае II

При последнем Российском Императоре Николае II наблюдался небывалый до этого рост России во все областях - от экономики до культуры. Образование достигло при нем невиданных успехов. Царь так сформулировал суть своих требований к правительству: «Прежде всего, подтверждаю мое требование, чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание их в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать их с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».

Император осуществил масштабную реформу народного образования. По его указанию Министерство народного просвещения в 1904 году приступило к разработке проекта всеобщего обучения. С 1904 года ежегодно в России открывалось около 10 тысяч народных школ. Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 года оно сделалось обязательным. К 1917 году 86% российской молодежи умели читать и писать. (В 1897 году - 21%).

Расходы на народное образование при последнем Императоре выросли в 10 раз, опережая более, чем в 2 раза затраты на образование во Франции и в полтора раза – в Англии: с 70 миллионов рублей в 1894году до 660 миллионов рублей в 1914 году. (660 миллионов золотых рублей – это примерно 200 – 300 млрд. нынешних долларов). В 1904 году был принят принцип ежегодного увеличения кредитов по народному образованию на 20 миллионов рублей (10 миллионов на постройку народных школ, 10 миллионов на их содержание).

При Николае II вводится невиданная прежде программа начального обучения. Если в 1896 году в России было 78 тысяч начальных школ, то в 1914 году - 123.745 начальных учебных заведений, в которых обучались 8.902.621 учащихся. В 1912 году из 14 миллионов детей дошкольного возраста получили начальное образование 8 миллионов. К 1917 году в Европейской части России им было охвачено большинство детей школьного возраста, а к 1920 году планировалось распространить его на всю Россию. За годы правления Николая II в России было открыто 3 учительских института, 122 учительских семинарии, 147 педагогических курсов, готовивших 20 тысяч будущих педагогов для начальных школ.

Если в 1892 году в стране было 239 гимназий, то в 1914 году их стало 2300. На 1918 год планировалось введение обязательного среднего образования. Но уже в 1916 году грамотных призывников было более 70%. Анкета 1920 года обнаружила, что молодежь в возрасте от 12 до 16 лет грамотна на 85%.

В годы царствования Николая II высшее образование в России по качеству и доступности стало одним из ведущих в мире. Если в 1894 году в России было 48 вузов, то к январю 1917-го их число достигло 118 (64 государственных и 54 частных). В вузах страны 4477 профессоров и преподавателей обучали 135.065 студентов. Из них не менее 40 тысяч обучались по специальностям с естественнонаучным и инженерным образованием. Это много больше, чем в Германии или Англии. Государственные вузы и университеты: юридических – 4, востоковедения – 3, медицинские – 2, педагогические – 4, военные – 8, богословские – 6, инженерно-промышленные – 15, земледельческие – 6, ветеринарные – 4,художественное – 1. Возможность получить высшее образование стала реальной для выходцев из всех сословий. К 1914 году 49,7% студентов университетов составляли дети мещан, купцов, крестьян, казаков, причем последние освобождались от платы за обучение и были стипендиатами. Плата за обучение была в среднем вдвое меньше, чем во Франции и Англии (от 50 до 150 рублей в год при средней годовой зарплате рабочего в 1913 году около 350руб.), а неимущие российские студенты вообще освобождались от платы. Университеты при Николае II имели такую свободу, какой они в последующем никогда не имели при советской власти, не имеют таковой и ныне.

Состояние женского образования в 1914 году: 873 женских гимназий, 92 прогимназий, 31 институт благородных девиц, 51 епархиальное училище, 49 вузов. В 1897 году открылся Женский Санкт-Петербургский медицинский институт, единственный в России, дававший женщинам высшее медицинское образование. Накануне революции 1917 года система гимназического и высшего образования для женщин в Российской империи была более развита, чем в Германии, Франции и Англии, несколько уступая лишь США. Например, в 1911 году в женских гимназиях России обучалось 337,2 тысячи человек, тогда как во Франции в то же время в школах для девушек обучалось 22 тысячи человек. По количеству женщин, учащихся в вузах, Россия занимала первое место в Европе, если не во всем мире.

Развитие технического образования было одной из основных задач Государя, и он последовательно проводил эту политику в жизнь не только указами, но даже выделяя личные средства. Император инициировал открытие 15 технических вузов, а также создание техникумов. В 1910 году в стране насчитывалось 3136 профессионально-технических заведений, в которых обучались 213.880 учащихся. В апреле 1912 года Государь направил письмо в Совет Министров: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше – в средних технических и сельскохозяйственных школах. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». К 1914 году Российская империя по уровню технического образования превзошла безусловного лидера тех лет – Германскую Империю. За период с 1894 – 1917гг. в России было подготовлено более 150 тысяч специалистов с высшим инженерным образованием. Для сравнения: в 1914 году в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи учились не более 25 тысяч будущих специалистов с естественнонаучным и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других европейских стран (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Численность лиц умственного труда в 1913 году была около 3-х миллионов человек. Лиц с высшим образованием насчитывалось в 1913 - 1914 г. 112-136 тысяч человек.

Известно, что образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью предшествует потенциалу научному и техническому. Следовательно, император Николай II – творец не только образовательного, но и нашего научного и технического потенциала за прошлый век: знаменитые конструкторские бюро и крупнейшие промышленные предприятия в Советском Союзе возглавляли в основном выпускники императорских вузов.

Учитель гимназии в 1913 году поучал 85 руб. в месяц, что в современных ценах эквивалентно 129 тысячам рублей. 25-летний педагогический стаж обеспечивал учителю пенсию в размере годового оклада. Каждые 5 лет стажа сверх этого добавляли еще 1/5 пенсии. После смерти педагога пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки и классное руководство. Директора, инспекторы, врачи, библиотекари гимназий жили в казенных квартирах, помимо жалованья получали «столовые деньги». Им полагались дрова и выезд. Учительский персонал министерских мужских гимназий был причислен к рангу государственных служащих. Профессор университета (согласно Табели о рангах) имел чин генерал-майора.

Чему же учили в царских школах? В церковно-приходских школах, рассчитанных на 4 года обучения, изучались чтение, письмо, чистописание, Закон Божий (в количестве 2-х учебных часов в неделю), арифметика, космография (предмет, дававший представление об окружающем мире, некий симбиоз современных природоведения и географии), устный счет, родная речь и история Отечества. В итоге выпускник имел вполне научные (на уровне того времени) представление об устройстве Вселенной и законов ее функционирования, умел читать и писать, знал историю мира и Отечества. И получал много полезных, необходимых в повседневной жизни навыков. «Устный счет» был отдельным предметом, на котором учили именно устному решению, то есть без промежуточных записей, решению вполне прикладных задач, включая и расчеты со сложными процентами. На уроках нравственного богословия – предмет о нравственности, свободе и нормах морали - разбирались такие темы, как: «К чему ведут семейные раздоры», «Сила – не право» и др. Неудивительно, что один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд ответственно заявил, что царская церковно-приходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя постсоветская десятилетка. Выпускник церковно-приходской школы при желании мог продолжить образование.

В гимназиях предлагали более широкий список дисциплин, чем современные школы. В них изучались языки: немецкий, французский, латинский, греческий, родная речь, история, география, физика, педагогика и, конечно же, Закон Божий. Русским детям предлагались, например, такие темы для сочинений: «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством?» Интересно отметить, что форма для гимназистов была для всех одинаковая, чтобы дети не знали, кто из них казеннокоштный, то есть государственный стипендиат, а кто нет.

Классическая гимназия давала право на поступление в Университет на гуманитарные и естественнонаучные направления. Были также коммерческие и духовные училища, были и ремесленные, и военные прогимназии, а также военные кадетские и морские корпуса.

Развитие образование сопровождалось открытием библиотек и музеев. В 1914 году в стране действовало 76 тысяч библиотек, посещаемость музеев достигла 5 миллионов человек в год. В 1893 году в России было издано 7783 различных книги общим тиражом 27,2 млн. экземпляров, а в 1913-м – уже 34.006 тиражом 133 млн. экземпляров (в 4,5 раза больше и по названиям, и по тиражу, то есть в 1913 году в России вышло книг столько же, сколько в том же году в Англии (12.379), США (12.230) и Франции (10.758), вместе взятых (34.630). Ежегодно печаталось 99 млн. журналов.

Статистика – упрямая вещь, а она говорит о том, что образование при последнем Императоре Николае II было на должном уровне, что Россия не была в годы его правления лапотной, грязной и отсталой страной, какой ее пытаются представить современные либералы и коммунисты. Д.Л. Сапрыкин, руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при Институте истории естествознания и техники, пишет: «Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и высокотехнологичных отраслей промышленности».

Мария Павловна Тоболова, кандидат филологических наук, доцент

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

46. Ответ на 45, Потомок подданных Императора Николая II:

Ушел благочестивый православный подвижник Михаил Яблоков, пришли советские люди- активисты коммунистического движения с портретом Джугашвили. И рассказывают, как надо учиться у Сталина и сидеть в ГУЛАГе. Так уж лучше православный Царь- батюшка, чем нары в ГУЛАе.

учитель / 04.10.2020

45. Ответ на 39, р.Б. Алексий:

Вы все правильно пишите. Только ничего им, этой публике, не докажите - это безполезно. И ничего путного и конструктивного с ними не получится, как например могло бы получится с единомышленниками даже при разности в мнениях. с ними надо по другому - покороче, попроще и без церемоний , примерно как Михаил Яблоков тут в своё время припечатывал. По хорошему с ними не получается - в ответ только шариковское хамство, безцеремонность и агрессия. выучились грамоте, причесались, надели костюмы с накрахмаленными рубашками и галстуками - но все равно... абырвалг- абырвалгом.

)))

"Русский" Иван и "раб Божий" Алексий - "люди с хорошими лицами".

Один суржикоговорящий, а второй хорошо выговаривает абырвалг.

Сурово уважают Яблокова за его трёхбуквенный "командирский" язык.

44. Ответ на 43, Русский Иван:

Все верно модераторы сплошь сталинисты и пособники. Устроили сталинский ГУЛАГ на РНЛ! А так и пишут: " Надо учиться у Сталина!"

учитель / 03.10.2020

43. р.Б. Алексий

Мне легко в принципе "отшить" красно-либеральных негодяев,ибо они кроме вони ничего испускать не моут.Наследники клеветников России типа Горького или Толстого(Бастрома),но есть преграда и лично моя(не хочу опускаться до их свиного уровня) и преграда в виде однобоких модераторов-советский тип выбора в меню ресторана,закрывали левой рукой название блюда и заказывали исключительно по ценовому тарифу,он располагается и поныне справа(Женщинам этот способ ухаживания всегда нравился,так вот моё мнение-обслуживание сайта имеет женскую категорию мышления).(тем более Вы,читали,горе-комментаторы называют друг друга по именам).Засланные Интернет-бойцы,Шайка-лейка.Поэтому,что бы хотя бы,иногда,высказаться приходиться быть дипломатом.Правда-в наше время не нужный никому товар,ложь-это стихия натурализовавшихся в России,отщепенцев с Запада.Которые приписывают себе совсем дикую биографию.Все имеют родителей с боевым гвардейским прошлым,но мохнато утаивают за что им была послана такая судьба,как у балетных мастеров,что бы они жировали на шее русского народа.Что бы их дети и внуки всегда были сверху над русским народом,и сжирали с белого света всех подряд.(они и этот древний вавилонский метод-их судьба) Их общая душа сразу выявляет кто русский,а кто свой-родной отщепенец с ярко выраженной антирусской позицией!

42. Ответ на 37, 38, Русский Иван:

[/QUOTE И кто ж вас так обидел, интеллигентный русский Иван, что из вас фонтаном нескончаемо словесное дерьмо изливается? Говорите, что советская власть весь российский, интеллигентский генофонд перебила? Но, видно не весь, коль вы тут, как недорезаный баран верещите, доказывая какие унижения и оскорбления от советской власти вам пришлось пережить. Только, как-то не верится, чтобы мужик, столь переживший, постоянно визжал бы о своих страданиях, доказывая всем свою правоту, как последняя базарная баба. Или вам, может, за Родину обидно стало? Очень сомневаюсь -, такие как вы, ни о ком и ни о чем, кроме себя любимых думать не можете. За свою жизнь насмотрелся на таких... А потому, оставьте свои кухонные разборки для себе подобных – гусь лебедю не пара. Дышите ровно – заграница вас услышит, заграница вам поможет. Вы, ведь, этого добиваетесь? Ну-ну!

Олег В. / 02.10.2020

41. Ответ на 38, Русский Иван:

Первое издание на русском языке

А до этого что - только в переводе на мову было что ли?

40. Ответ на 38, Русский Иван:

Алексей Толстой (советский) в своём "Петре Первом"пытается канонизировать Сталина,здесь социальный заказ выпирает,как шило из мешка

Вот пока мы будем нянчиться с "великими русскими мыслителями" Солоневичем, Ильиным, Солженицыным, сотрудничавшими с историческими врагами России, выполнявшими их "социальный заказ", такие "русские" иваны и будут использовать цитатки из этих "мыслителей" как бандитскую бритву, чтобы полоснуть по глазам человека, начинающего прозревать. Кстати, сам Солоневич безбедно жил под Берлином на деньги от социального заказа, которые выплачивало ему геббельсовское ведомство, распространявшее сочинения Солоневича на оккупированной фашистами русской земле.

39. Ответ на 37, Русский Иван:

Вы все правильно пишите. Только ничего им, этой публике, не докажите - это безполезно. И ничего путного и конструктивного с ними не получится, как например могло бы получится с единомышленниками даже при разности в мнениях. с ними надо по другому - покороче, попроще и без церемоний , примерно как Михаил Яблоков тут в своё время припечатывал. По хорошему с ними не получается - в ответ только шариковское хамство, безцеремонность и агрессия. выучились грамоте, причесались, надели костюмы с накрахмаленными рубашками и галстуками - но все равно... абырвалг- абырвалгом.

38. Советский недобиток

Вам,как человеку,более всех либеральных коммунистов-адекватному отвечу:Иван Солоневич "Народная Монархия"Москва,"Эксмо""Алгоритм" 2003 год.Первое издание на русском языке,страница 509.ПРИВОЖУ ТЕКСТ:"Алексей Толстой (советский) в своём "Петре Первом"пытается канонизировать Сталина,здесь социальный заказ выпирает,как шило из мешка;психологически вы видите здесь сталинскую Россию,петровскими методами реализующую петровский же лозунг;"Догнать и перегнать капиталистические страны".Сталин восстаёт продолжателем дела Петра,этаким Иосифом Петровичем,заканчивающим дело Великого преобразователя"......Надеюсь,пре надеюсь ,больше ко мне нет никаких придирок от недобитков!!???

37. Олег В.

Это досужее мнение,что интеллигенция сидела заграницей,а крестьяне хлебали щи лаптем.Жертва сама виновата,а не палач.Дешево и сердито!Интеллигенция "сдвинулась" только в Петрограде,частично одураченная такими пройдохами,как Навальный,да и то на несколько отдалённое время.Обгадили русскую интеллигенцию,аристократию,купцов,мещан,мастеровых,крестьян,казаков.Это всё напраслина и дурь.Главную оценку интеллигенции поставил Ление своим заявлением,что русская интеллигенция-это г==о!С Лениным пришли ко власти родственники банкиров с Уолл-Стрита.Бронштейн,Менжинский,Свердлов и другие очень богатых люди.Революцию делают очень богатые люди,ну,очень!А русскую интеллигенцию просто физически уничтожили.И эту жертву объявили как то,что сама себя уничтожила.Просто и доходчиво для простолюдинов и масс не живших в ту эпоху.Русская интеллигенция-это наша гордость и слава,её подбили красные головорезы на взлёте.Весь русский генофонд уничтожен и некому правильно оценить огромную утрату."Лишенцы",не имели право работать,служить,вообще жить.Чистая публика ловилась и топилась баржами,например Троцким в городе Казани.Расстреливали только лишь,за то,что имеешь интеллигентный вид.Поэтому сейчас в Росси нет интеллигенции.Лев Гумилёв после очередного приговора спросил у прокурора:-ЗА ЧТО?Прокурор ответил честно по коммунистически:-За то,что лицо интеллигентное!Получается у Чикатило все жертвы сами виноваты,а не этот зверь????

Мария Тоболова:
Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье
О системе образования при императоре Николае II
26.09.2020
Золушка на русском троне
Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 – 1645)
21.08.2020
Все статьи автора
"Русская школа"
Нас делают добровольными каннибалами и вводят в Иудин грех!
Об антихристианской и античеловеческой сути сертификата на бесплатное дополнительное образование ребенка
01.10.2020
Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье
О системе образования при императоре Николае II
26.09.2020
«Документ фиксирует колоссальный кризис в процессе воспитания»
В Санкт-Петербурге классным руководителям поручили выявлять экстремистов среди учащихся
24.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Начать движение к истокам
Новый комментарий от Сергей иванович
2020-10-10 08:25
Что будем отмечать: «Разгром белых», «Русский Исход», или?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-10 07:25
«Грамотным потребителям» чуждо обществознание
Новый комментарий от электрик
2020-10-10 06:53
С камешком в башмаке
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-10 06:12
У «Фонтанки.ру» приступ безбожия
Новый комментарий от Игорь Валерьевич
2020-10-10 04:39