Прислали ссылку, как глава Информационного отдела Белорусского Экзархата протоиерей Сергий Лепин ударился в философствование. На своей страничке в Фейсбуке он опубликовал довольно пространный пост на тему «особого пути».
Понятно, что для поборника экуменизма и мечтателя о белорусской автокефалии отца Сергия Лепина идея «особого пути» крайне болезненная. Если есть свой особый путь развития у России, у русского народа, то надо забыть про экуменизм, про «всечеловечность», перестать мечтать о самостийности Белоруссии и Белорусской церквы (особый путь он не у Российской Федерации, а у России, у всего русского народа, который включает и белорусский, это наша общая идея).
И вот отец Сергий, вспомнив про своё философское образование, а он после семинарии учился на философско-экономическом факультете Белорусского госуниверситета, взялся разоблачить идею «особого пути». Он прямо-таки решил поглумиться над ней и высмеивать саму мысль об особости.
Но вышло как-то очень нелепо и примитивно. Может быть, для фанатов отца Сергия его размышления и воспринимаются верхом интеллектуализма, но для людей, хотя бы немного знающих проблему и читавших что-то помимо постов в Фейсбуке, философствование протоиерея Сергия Лепина выглядит невероятной примитивностью и даже дискредитирует человека, занимающего столь ответственный пост в Русской Православной Церкви.
Отец Сергий сразу намекает, что идея «особого пути» развития имеет германские корни. По его мнению, она возникла во второй половине ХIХ века в Германии. «Понятие Sonderweg – "особый путь" развития - возникает в качестве действующей политической метафоры именно в Германии второй половины XIX века», - пишет наш протоиерей-философ. В период объединения Германии её использовали как некую идеологему для преодоления сопротивления германских княжеств, не желавших подчиняться диктату Пруссии, которая и выступила главной объединяющей силой, как и её знаменитый канцлер Отто фон Бисмарк.
Далее отец Сергий намекает, что именно идея «особого германского пути» привела к фашизму. Может, оно и так, может быть, в Германии культ избранности и породил нацизм. Однако, если и согласиться с нашим философом в рясе, что идея «особого пути» в политическом звучании появилась в ХIХ веке в Германии, какое отношение это имеет к нашей русской проблематике? Мы что, разве из Германии заимствовали идею особого пути? Нет. Идея «особого пути» на русской почве восходит к концепции «Москва – Третий Рим», сформулированной иноком Спасо-Елиазарова монастыря Филофеем в первой трети ХVI века. Именно от Филофея она пришла в традицию русской историософии. Словом, было это задолго до Бисмарка, который, может быть, в России её позаимствовал, - как известно будущий «железный канцлер» был посланником в России. Но это только догадка, основанная на том, что Бисмарк любил Россию и завещал немцам никогда не воевать с русскими.
Так что пальцем в небо попал наш протоиерей-философ. Русский особый путь связан не с идеей избранности, а с идеей служения, призвания к служению. Москва после падения Второго Рима, Константинополя, осмысливала себя Третьим Римом, имеющим особое предназначение в мировой истории. Именно отсюда корни идеи особого пути на русской почве. Истоки этой идеи имеют религиозные корни, а вовсе не политические или геополитические, как это было на германской почве. Поэтому этот «убойный» аргумент отца Сергия смотрится довольно примитивненько.
Надо отдать должное нашему автору: он очень грамотно строит текст (не зря учился в семинарии!), - и сразу после обсуждения германских корней идеи особого пути, тут же опускает дискуссию на более примитивный уровень, пытаясь уже высмеять идею, уподобляет особый путь ситуации, когда болт забивают, а не закручивают. Не очень понятно, на что намекает отец Сергий: то ли на русскую лень, когда ищут очень простые и примитивные пути решения проблем, то ли на русскую безграмотность и неорганизованность. Но намёк понятен: особый путь - это когда болт забивают вместо того, чтобы закрутить.
А вот «высокие мыслители», типа протоиерея Сергия Лепина, конечно, выше всего этого, они читали Унамуно и знают европейскую мессианскую литературу, и понимают, что идея особого пути не является каким-то достоинством русской философской мысли, а что это было и в европейской традиции.
Однако, повторюсь, размышлизмы отца Сергия рассчитаны только на неосведомленного и неграмотного потребителя.
В качестве «убойного» аргумента отец Сергий пишет о том, что нет «особой физики» и «особой математики». И, как представляю, с видом победителя добивает, что нет и «особого» русского Евангелия. И, видимо, считает, что победил в споре своих оппонентов, сторонников особого пути. Только знает ли выпускник философско-экономического факультета БГУ, что спор этот - между сторонниками идеи универсальности исторического развития и сторонниками цивилизационной концепции развития - имеет более чем вековую историю. Вообще-то об этом спорили величайшие русские умы - Владимир Соловьев, Николай Данилевский, Николай Страхов, Константин Леонтьев. Явно, мыслители не чета отцу Сергию Лепину по своему интеллектуальному уровню. Поэтому все эти аргументики отца Сергия, которые кажутся ему, видимо, очень убедительными, просто смешны на фоне той дискуссии, которая была в истории русской мысли.
Примечательно, что для решения этой проблемы протоиерей Сергий Лепин уходит в чистый субъективизм, ища причины появления идеи «особого пути» развития ... в наивности и гордыне, в духовной и интеллектуальной неразвитости сознания, а вовсе не в объективных причинах, не в поисках истины величайшими умами - русскими и иностранными.
Ну и наконец, бросилось в глаза, что отец Сергий очень странно использует свои познания в литературной классике. Он использует такую фразу: «Будь ты хоть негром преклонных годов». Любому человеку, учившемуся в советской школе, понятно, что это несколько изменённая цитата из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского, у которого она звучит так: Да будь я// и негром преклонных годов,// и то, // без унынья и лени,// я русский бы выучил// только за то,// что им// разговаривал Ленин.
Похвально, что глава Информационного отдела Белорусского Экзархата призывает следом за Владимиром Владимировичем Маяковским учить русский язык, но странную аргументацию использует отец Сергий: учить русский, потому что на нём Ленин разговаривал.
Может быть, в коммунисты подался глава Информационного отдела Белорусского Экзархата, коль начал всуе поминать в качестве авторитета имя Ленина? Тогда становится очень тревожно за отца Сергия Лепина и за информационную работу Белорусского Экзархата. Если к экуменизму добавить коммунизм, - и впрямь гремучая смесь получится...
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
1. ...