Протоиерей Лепин и «особый путь»

Зачем глава Информационного отдела Белорусского Экзархата ударился в пустопорожнее философствование?

Президентские выборы в Беларуси - 2020  Белорусский национализм 
0
2514
Время на чтение 5 минут

Прислали ссылку, как глава Информационного отдела Белорусского Экзархата протоиерей Сергий Лепин ударился в философствование. На своей страничке в Фейсбуке он опубликовал довольно пространный пост на тему «особого пути».

Понятно, что для поборника экуменизма и мечтателя о белорусской автокефалии отца Сергия Лепина идея «особого пути» крайне болезненная. Если есть свой особый путь развития у России, у русского народа, то надо забыть про экуменизм, про «всечеловечность», перестать мечтать о самостийности Белоруссии и Белорусской церквы (особый путь он не у Российской Федерации, а у России, у всего русского народа, который включает и белорусский, это наша общая идея).

И вот отец Сергий, вспомнив про своё философское образование, а он после семинарии учился на философско-экономическом факультете Белорусского госуниверситета, взялся разоблачить идею «особого пути». Он прямо-таки решил поглумиться над ней и высмеивать саму мысль об особости.

Но вышло как-то очень нелепо и примитивно. Может быть, для фанатов отца Сергия его размышления и воспринимаются верхом интеллектуализма, но для людей, хотя бы немного знающих проблему и читавших что-то помимо постов в Фейсбуке, философствование протоиерея Сергия Лепина выглядит невероятной примитивностью и даже дискредитирует человека, занимающего столь ответственный пост в Русской Православной Церкви.

Отец Сергий сразу намекает, что идея «особого пути» развития имеет германские корни. По его мнению, она возникла во второй половине ХIХ века в Германии. «Понятие Sonderweg – "особый путь" развития - возникает в качестве действующей политической метафоры именно в Германии второй половины XIX века», - пишет наш протоиерей-философ. В период объединения Германии её использовали как некую идеологему для преодоления сопротивления германских княжеств, не желавших подчиняться диктату Пруссии, которая и выступила главной объединяющей силой, как и её знаменитый канцлер Отто фон Бисмарк.

Далее отец Сергий намекает, что именно идея «особого германского пути» привела к фашизму. Может, оно и так, может быть, в Германии культ избранности и породил нацизм. Однако, если и согласиться с нашим философом в рясе, что идея «особого пути» в политическом звучании появилась в ХIХ веке в Германии, какое отношение это имеет к нашей русской проблематике? Мы что, разве из Германии заимствовали идею особого пути? Нет. Идея «особого пути» на русской почве восходит к концепции «Москва – Третий Рим», сформулированной иноком Спасо-Елиазарова монастыря Филофеем в первой трети ХVI века. Именно от Филофея она пришла в традицию русской историософии. Словом, было это задолго до Бисмарка, который, может быть, в России её позаимствовал, - как известно будущий «железный канцлер» был посланником в России. Но это только догадка, основанная на том, что Бисмарк любил Россию и завещал немцам никогда не воевать с русскими.

Так что пальцем в небо попал наш протоиерей-философ. Русский особый путь связан не с идеей избранности, а с идеей служения, призвания к служению. Москва после падения Второго Рима, Константинополя, осмысливала себя Третьим Римом, имеющим особое предназначение в мировой истории. Именно отсюда корни идеи особого пути на русской почве. Истоки этой идеи имеют религиозные корни, а вовсе не политические или геополитические, как это было на германской почве. Поэтому этот «убойный» аргумент отца Сергия смотрится довольно примитивненько.

Надо отдать должное нашему автору: он очень грамотно строит текст (не зря учился в семинарии!), - и сразу после обсуждения германских корней идеи особого пути, тут же опускает дискуссию на более примитивный уровень, пытаясь уже высмеять идею, уподобляет особый путь ситуации, когда болт забивают, а не закручивают. Не очень понятно, на что намекает отец Сергий: то ли на русскую лень, когда ищут очень простые и примитивные пути решения проблем, то ли на русскую безграмотность и неорганизованность. Но намёк понятен: особый путь - это когда болт забивают вместо того, чтобы закрутить.

А вот «высокие мыслители», типа протоиерея Сергия Лепина, конечно, выше всего этого, они читали Унамуно и знают европейскую мессианскую литературу, и понимают, что идея особого пути не является каким-то достоинством русской философской мысли, а что это было и в европейской традиции.

Однако, повторюсь, размышлизмы отца Сергия рассчитаны только на неосведомленного и неграмотного потребителя.

В качестве «убойного» аргумента отец Сергий пишет о том, что нет «особой физики» и «особой математики». И, как представляю, с видом победителя добивает, что нет и «особого» русского Евангелия. И, видимо, считает, что победил в споре своих оппонентов, сторонников особого пути. Только знает ли выпускник философско-экономического факультета БГУ, что спор этот - между сторонниками идеи универсальности исторического развития и сторонниками цивилизационной концепции развития - имеет более чем вековую историю. Вообще-то об этом спорили величайшие русские умы - Владимир Соловьев, Николай Данилевский, Николай Страхов, Константин Леонтьев. Явно, мыслители не чета отцу Сергию Лепину по своему интеллектуальному уровню. Поэтому все эти аргументики отца Сергия, которые кажутся ему, видимо, очень убедительными, просто смешны на фоне той дискуссии, которая была в истории русской мысли.

Примечательно, что для решения этой проблемы протоиерей Сергий Лепин уходит в чистый субъективизм, ища причины появления идеи «особого пути» развития ... в наивности и гордыне, в духовной и интеллектуальной неразвитости сознания, а вовсе не в объективных причинах, не в поисках истины величайшими умами - русскими и иностранными.

Ну и наконец, бросилось в глаза, что отец Сергий очень странно использует свои познания в литературной классике. Он использует такую фразу: «Будь ты хоть негром преклонных годов». Любому человеку, учившемуся в советской школе, понятно, что это несколько изменённая цитата из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского, у которого она звучит так: Да будь я// и негром преклонных годов,// и то, // без унынья и лени,// я русский бы выучил// только за то,// что им// разговаривал Ленин.

Похвально, что глава Информационного отдела Белорусского Экзархата призывает следом за Владимиром Владимировичем Маяковским учить русский язык, но странную аргументацию использует отец Сергий: учить русский, потому что на нём Ленин разговаривал.

Может быть, в коммунисты подался глава Информационного отдела Белорусского Экзархата, коль начал всуе поминать в качестве авторитета имя Ленина? Тогда становится очень тревожно за отца Сергия Лепина и за информационную работу Белорусского Экзархата. Если к экуменизму добавить коммунизм, - и впрямь гремучая смесь получится...

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. ...

Обычный предатель Православия и России в рясе,коих уже не сотни а тысячи в Церкви Христовой.
monarhist / 24.09.2020, 07:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Выступление на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах
25.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Президентские выборы в Беларуси - 2020
Бывший киллер белорусской оппозиции — Р. Протасевич —
экс-главред тлг-каналов NEXTA про «Полк Калиновского» и выборы-2025
30.09.2024
Белоруссия стала партизанской благодаря западнорусизму
Мы являемся свидетелями элитного бунта теневой «Речи Посполитой» на Белой Руси
21.05.2024
Возвращение белорусской цитадели Русского мира
Часть 5. Духовно-нравственная идеология белорусского государства
28.01.2023
В попытке госпереворота поставлена жирная точка
Изменения Конституции Белоруссии совершенно адекватны той ситуации, которая развивается в мире, регионе и в самой республике
01.03.2022
Тень новой «многовекторности» на политическом горизонте Белоруссии
Сермяжное лукавство Александра Лукашенко
16.02.2022
Все статьи темы
Белорусский национализм
История православия в Белоруссии // Ответы на
провокационные вопросы белорусской националистки
12.10.2024
Минску Римом не бывать
Минские чиновники смотрят на всё и всех как на глубокую провинцию, мешающую им свистеть в свисток
07.10.2024
«Вильна наша», или Приключения литвинства в Белоруссии
Спецслужбы Литвы обеспокоились осевшими в стране змагарами
27.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
БРИКС: в чем образ будущего?
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:56
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2024 08:56
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:54
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
26.11.2024 08:26
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
26.11.2024 08:13