15 сентября исполняется 95 лет со дня рождения Народного артиста СССР Кирилла Юрьевича Лаврова.
Панихида по Кириллу Лаврову состоится на Богословском кладбище 15 сентября в 13:00.
Накануне годовщины заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев побеседовал с дочерью прославленного русского актёра Заслуженной артисткой РФ Марией Кирилловной Лавровой.
— Кирилл Юрьевич Лавров представитель актёрской династии, пожалуй, самый знаменитый, популярный и титулованный… Справедливо ли считать его гением?
— Мне очень сложно оценивать отца в профессиональном плане. Потому что я не театровед и не искусствовед, а актриса. О нём написано множество книг, статей, материалов. Можно поискать их, поднять и даже интересно спустя столько времени почитать, что же о нём писали в разные года.
Что касается популярности, то в нашей профессии — это не самое главное. Конечно, это популярность также важна, потому что актёр без зрителя существовать не может. Есть взаимосвязь между актёром и зрителем. Если актёра не знает или не принимает зритель, то этому актёру проблематично жить в своей профессии. Но популярность — это не главное.
К отцу популярность пришла, естественно, за счёт кино. Его отец, Юрий Сергеевич, по значимости как театральный актер был ничуть не меньше папы. Мой дед, Юрий Сергеевич Лавров, также был Народным артистом СССР. Он начинал в 1919 году, работал с Мейерхольдом. Потом он уехал в Киев, где и работал, вплоть до ухода со сцены. Дед был ведущим актёром. Он действительно, был очень масштабным актёром, но в кино снимался меньше, поэтому такой широкой популярности, как отец, не приобрел.
Папе же повезло, он попал в обойму снимающихся артистов. В нашей профессии случай значит очень много. Плюс сыграло роль его неимоверное обаяние.
— Кирилл Юрьевич снялся во множестве фильмов. Но какие из них, на Ваш взгляд, наиболее значимые?
— Мне интересно, что сейчас знают о Кирилле Лаврове. Нынешняя молодежь вообще о нём не знает. Фильмы с его участием почти не показываются. Иногда показывают «Укрощение огня», чаще всего фильм «Живые и мертвые» и почему-то часто можно увидеть достаточно проходной детективный фильм с его участием — «Преферанс по пятницам». Чего не скажешь о фильме «Братья Карамазовы». Одной из первых картин, с участием моего отца, после которой он прозвучал является фильм «Верьте мне, люди». Потом уже были «Живые и мёртвые», и, конечно, моя любимая картина — «Укрощение огня».
— Ваш отец известен главным образом как актёр, однако благодаря протоиерею Геннадию Беловолову и Владимиру Солопову широкой публике стало известно, что он был православным человеком...
— Мой отец был православным по праву наследства. Его бабушка и мама были православными людьми. Кирилл Лавров не был воцерковлён, он был просто верующим. При его статусе это было вообще невозможно. Вспоминаю своё венчание в 1989 году в Князь-Владимирском соборе… Через 3 года рухнул Советский Союз и вся советская идеология. Но даже в 1989 году все судачили — пойдёт ли Лавров на венчание к дочери в храм или не пойдёт?
Нельзя сказать, чтобы он регулярно ходил в храм и причащался. За всю свою жизнь он причастился всего один раз. И то, наверное, только для того, чтобы мне было спокойнее на сердце. Но он был верующий, он читал Евангелие и молился, как мог.
Папа чтил традиции и много занимался своими корнями. Ему это было интересно. Поэтому и к отцу Геннадию он пришёл на Леушинское подворье не из религиозного порыва, а исключительно потому, что хотел прийти туда, где когда-то был маленьким, куда ходили его бабушка и мама, где находятся его корни.
— Создаётся впечатление, что его 95-летие отмечается недостаточно широко…
— Кто помнит — слава Богу. Не устраивать же массовые гуляния?!
— Можно же отметить годовщину в иных культурных формах, организовать фестивали, сыграть спектакли, провести вечера памяти и т.п.
— Я могу сказать, что мой отец не был выдающимся актёром. Он был потрясающим человеком. Осмысление его творческой жизни в настоящее время, наверное, просто неактуально. Достаточно того, что есть люди, которые помнят Кирилла Лаврова и которым он нравится как актёр. А раз не устраиваются фестивали, посвящённые его творческой жизни, — значит, в этом нет нужды. Я считаю, что в жизни всё происходит правильно.