Как солнце запада всходит над миром?

Сионизм в славянских странах

Генассамблея ООН по Украине  Резолюция ООН  Бывший СССР 
0
1299
Время на чтение 30 минут

Источник: Русский вестник

Сионизм – человеконенавистническая идеология, возникшая среди части евреев на основе талмудического иудаизма. 30-я сессия Генеральной ассамблеи ООН (ноябрь 1975 г.) квалифицировала сионизм как форму расизма и расовой дискриминации.

Каждого еврея сионисты рассматривают как своего единомышленника и соратника, и поэтому вся эта еврейская масса в Европе, равно как и в других странах Старого и Нового Света, воспринимается ими как база и мобилизационный резерв сионизма независимо от того, хотят евреи в той или иной стране иметь с ними что-либо общего. Как правило, евреи открыто против сионистов не выступают, опасаясь неминуемой при этом травли с их стороны. И поэтому сионисты безнаказанно выступают от их имени в Галуте (в еврейской диаспоре, образовавшейся после падения Израильского царства в конце VIII века до н.э. и после Вавилонского плена VI века до н.э.), а любую критику сионизма квалифицируют как антисемитизм.

С момента исхода евреев с исторической родины в Европе их воспринимали враждебно. Первые массовые избиения евреев были отмечены не в славянских странах – тут русское слово «погром» многих сбивает с толку, а еще в 38 году в Александрии. Евреи рассредоточились по всей Европе, но это не спасло их от постоянных преследований и погромов. Около 12 тысяч убитых в Рейнской долине во время Первого крестового похода 1096 г., погромы в Испании и Франции в 1320 г., в 1348–1451 гг. в Испании, где были уничтожены четырех тысяч человек, страшный погром в Польше в 1648 г., когда были убиты более 100 тысяч евреев, сожжены и разрушены треть еврейских общин Польши и Украины. В России гонения на евреев происходили ровно 100 лет – с 1821 по 1921 год, но за все это время число жертв не превысило европейские показатели.

Российский филиал сионизма

Хотя евреи жили в Древней Руси издавна, их число до второй половины XVIII века было невелико, но после раздела Речи Посполитой, число их увеличилось стократ. В областях массового проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. На этой территории с 1821 и по 1921 год регулярно происходили погромы. Сионисты умело использовали сам факт погромов для агитации евреев за переселение в Палестину.

Действия сионистов в России и других славянских государствах не сводились только к агитации за переселение евреев в Палестину. По сценарию «весны народов» они действовали в первых рядах революционеров, выступавших за ликвидацию монархических режимов, в первую очередь в Российской Империи, традиционно поддерживавшей братские славянские народы, идею Славянского союза и славянского братства.

Конечно, не только в силу слабых познаний марксизма Л. Троцкий и другие большевики при подготовке революции в России обратились за финансированием своих боевиков к американскому банкиру и активному сионисту Якобу Шиффу, а также банкирам-сионистам Варбургам в США и все к тем же Ротшильдам. Они же финансировали не только сионистские партии России, но и сионистов, действовавших в других партиях, в частности эсеров.

В первые годы после революции большевики активно поддерживали сионистское движение в России. Сионисты открыто действовали в советских госучреждениях и в карательных органах, особенно в ЧК. Так, в Киевской ЧК евреи, не скрывавшие своих сионистских взглядов, составляли подавляющее большинство. Некоторые евреи-большевики, прежде всего Троцкий и его окружение, а также Яков Свердлов, Григорий Зиновьев и другие, стали не только организаторами, но и символами красного террора в годы Гражданской войны. Одним из таких символов была еврейка Розалия Самойловна Землячка (Залкинд). С ноября 1920-го по январь 1921 года она была ответственным секретарем Крымского обкома РКП(б). Вошла в состав образованного 14 ноября Крымского ревкома, во главе которого был поставлен венгерский еврей коммунист Бела Кун. Вместе с Белой Куном и Георгием Пятаковым Землячка считается ответственной за проведение в Крыму массовых расстрелов жителей полуострова и пленных солдат и офицеров Русской армии П.Н. Врангеля. С ноября 1920-го по декабрь 1921 года с санкции большевистского правительства в Крыму происходило физическое уничтожение всех «классовых врагов» молодого советского государства, оставшихся на полуострове после эвакуации армии Врангеля. По разным данным, жертвами крымского террора, осуществленного под руководством Землячки и Белы Куна, стали от 20 тысяч до 120 тысяч человек. Жертвами террора были не только бывшие врангелевцы, но и мирные жители, которых только подозревали в лояльности белогвардейцам и «старому режиму».

В конце 20-х годов сионистские партии в СССР были фактически запрещены. Какое-то время еще работала Евсекция при ЦК ВКП(б), под эгидой которой действовала Еврейская коммунистическая партия. Вскоре и она была запрещена. Однако к середине 30-х годов преследования сионистов практически прекратились.

Братание большевиков с сионистами до и непосредственно после Октябрьского переворота 1917 г. резко контрастировало с их отношением к идее панславянства и Славянского союза. Как известно, еще идеологи коммунизма Маркс и Энгельс были крайними противниками панславизма и славянского национального объединения. В частности, отмечалось, что панславизм являлся националистической, реакционной, буржуазной, а также контрреволюционной идеологией. Впоследствии многие деятели панславизма и неославизма в России были вынуждены эмигрировать из страны, спасаясь от политических репрессий, направленных против инакомыслящих – в частности, из-за этого пострадало изучение славистики, многие слависты были репрессированы по так называемому «Делу славистов», сфабрикованному родственником Я. Свердлова евреем Г. Ягодой (1891–1938), одним из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД).

Огромное влияние на Маркса в вопросе о славянстве оказал Мозес Гесс, которого считают «предтечей политического сионизма». С конца 1841 года он был одним из редакторов газеты «Райнише цайтунг» и принял на работу Маркса. Именно у Гесса Маркс позаимствовал ряд положений, которые впоследствии легли кирпичиками в его теорию «научного коммунизма». Гесс ненавидел Россию и славянские народы. Это ему принадлежит идея о «реакционных нациях», которую Маркс и Энгельс развили в своих русофобских писаниях позднее. Но, самое главное, Гесс был одновременно и откровенным сионистом, идеологом «социалистического сионизма» и коммунистом – предвестником «еврейской революции», которую предстояло совершить в России его единоверцам и соплеменникам уже в другом веке.

В эти сатанинские глубины впоследствии безвылазно погрузились большевики. Ленин, который, по свидетельству Молотова, видел главную опасность для большевизма в «великорусском шовинизме», т.е. в патриотических чувствах русского народа. Причины ленинской русофобии нельзя объяснить только его происхождением от еврея Моше Бланка. Ленин был последовательным марксистом в «русском вопросе»: ведь Маркс и был известным русофобом и открыто выступал за уничтожение «реакционного» славянства, прежде всего русских.

Точно так же ненавидел Россию и славян и также считал их «варварами» немец Ф. Энгельс, сподвижник Маркса, сына раввина. В своей статье «Демократический панславизм» он признал, что ненавидит даже тех славян, которые имели несчастье поселиться на территории нынешней Германии еще в далекой древности. Ненависть Энгельса к славянам слепила ему глаза. И не столько классовая, сколько расовая. По его мнению, «славяне (за исключением католиков-поляков) постоянно служили как раз главным орудием контрреволюции, они всюду, куда простиралось славянское влияние, были угнетателями всех революционных наций…

...Борьба, беспощадная борьба не на жизнь, а на смерть со славянством (выделено мной. – В.Б.) предающим революцию, борьба на уничтожение и беспощадный терроризм... в интересах революции!» (Это письмо не было включено в собр. соч. Маркса и Энгельса. Оно было написано Ф. Энгельсом 14–16 февраля 1849 г. и напечатано в Neue Rheinische Zeitung, №№ 222, 223, 15, 16 февраля 1849 г. / Печатается по тексту газеты // пер. с нем. – В.Б.).

В коммунистической пропаганде избегали прямого цитирования этих людоедских пассажей из наследия классиков марксизма-ленинизма, всячески упирая на интерес Маркса и Энгельса к русским революционным течениям и даже на их попытки изучать русский язык. Только не говорили, зачем им этот язык понадобился. Читаем: «...По крайней мере, хоть один из нас будет знать языки, историю, литературу и особенности социальных институтов как раз тех народов, с которыми придется немедленно вступить в конфликт» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 28. С. 31–32). Маркс писал о славянах: «…у них нет гражданских начал, нет понятия демократии, свободы, потому это толпа, управляемая монархом, и представляет собой грубую животную силу, как мышцы у ящера». А вот когда произойдет революция (естественно, социалистическая), то она заменит эти слабовольные тупые правительства в Западной Европе на волевые, революционные правительства – «они-то и прикончат российское чудовище – оплот панславизма (выделено мной. – В.Б.), и тогда солнце Запада (уже коммунистического) перейдет через Золотой Рог и взойдет над миром. Над миром, в котором не будет реакционной России и не менее реакционного славянства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 8–10).

Овладеть Россией

Основоположник сионизма Теодор Герцль является автором известной формулы: «Чтобы овладеть миром – надо овладеть Россией». Так же думали и Маркс с Энгельсом.

«Люцифер революции» Троцкий приступил к созданию новой Хазарии с того, что привез из Нью-Йорка 265 сионистов и посадил их в высшие эшелоны власти в Петрограде (всего в Петроградском совете было 298 человек, из них 271 сионист). Народы России должны были, как это и было в Хазарии, стать рабами. В свою очередь, антирусские пристрастия Ленина проявлялись прежде всего в подборе руководящих кадров правительства и партаппарата. Все главные руководящие посты при нем занимали евреи. Всероссийский Центральный исполнительный комитет возглавил Л. Каменев, а затем Я. Свердлов, организатор ритуального убийства царя Николая II и его семьи в 1919 году, а также других Романовых, включая Великого князя Михаила.

Ленин, заняв пост председателя Совета народных комиссаров, свои первые кабинеты компоновал в основном из евреев. Наркомом иностранных дел, а позднее военным стал Л.Д. Троцкий (Бронштейн), наркомом продовольствия – друг Свердлова И.А. Теодорович, наркомом юстиции – Г.И. Ломов и т.д. По словам Л.М. Кагановича, Ленин постоянно настаивал, чтобы в любом советском учреждении либо сам руководитель, либо его ближайший заместитель был обязательно евреем. Аппарат народных комиссаров состоял преимущественно из местечковых евреев, нахлынувших в Петроград и Москву после отмены черты оседлости.

В 2018 году в Израиле жило около двух миллионов выходцев из Советского Союза. Там помнят о том, что именно Красная армия освободила узников нацистских концлагерей и разгромила Третий рейх, осуществлявший геноцид евреев. СССР первым поддержал создание Израиля во время голосования в ООН по вопросу о разделе Палестины (1947) и вторым вслед за США признал государство Израиль (1948). Сталин, судя по всему, рассчитывал, что Израиль войдет в зону влияния Советского Союза на Ближнем Востоке и, как он говорил, «станет занозой в заднице англичан». Однако эти расчеты не сбылись. С самого начала Израиль был подчинен Соединенным Штатам, где обосновались штаб-квартиры Всемирной сионистской организации, Всемирного еврейского конгресса, «Джойнт», руководство ложи Бнай Брит и других сионистских центров. Более того, именно эти центры пытались навязать свое руководство советским евреям, и в частности созданному 7 апреля 1942 года Еврейскому антифашистскому комитету. Для Сталина было шоком то, что советские евреи, воспитывавшиеся, как и другие народы СССР, в духе пролетарского интернационализма, в массе своей оказались патриотами Израиля. Празднование в 1949 году в Москве еврейского Нового 5709 года вылилось в спонтанную многотысячную демонстрацию солидарности с посланником Израиля Голдой Меир (Меирсон). «От первого за долгие годы незапланированного митинга в Москве вовсю несло сионизмом», – замечает по этому поводу историк Нетанель Канторович. И это не говоря уже о том, что у посла Израиля в СССР Голды Меир в друзьях оказались жены ближайших соратников Сталина – Молотова, Ворошилова и Калинина. Двойной лояльности Иосиф Виссарионович не терпел. Голду Меир вызвали в МИД и потребовали у нее прекратить контакты с советскими евреями. В стране началась активная, хотя и плохо продуманная борьба против сионизма, который был запрещен как подрывное движение, враждебное коммунизму идеологически и политически. С процессом ЕАК был напрямую связан и процесс по делу об агентах сионизма в КГБ и МВД СССР и «Дело врачей-вредителей». Граждане СССР, симпатизировавшие сионистам, подвергались репрессиям. Были введены ограничения на доступ евреев в учебные заведения и на ответственные государственные должности. По Москве поползли слухи о готовящейся депортации всех евреев в Биробиджан. До этого, правда, не дошло. После смерти Сталина многие репрессированные евреи, включая «врачей-вредителей», были реабилитированы. Борьба с сионизмом в советских СМИ была прекращена.

Только в 1967 году, после оккупации Израилем ряда арабских территорий, опасность сионизма стала слишком очевидной, чтобы ее замалчивать. Были разорваны дипломатические отношения СССР с Израилем. Был практически запрещен выезд советских евреев в Израиль.

В развале Советской Империи сионисты сыграли роль самой активной агентуры антикоммунистических сил. В СССР с началом перестройки Горбачев полностью прекратил антисионистскую кампанию. Был разрешен свободный выезд евреев в Израиль. Россию покрыла густая сеть сионистских организаций – от сионистско-масонской ложи Бнай Брит, руководство которой лично принимал сам Горбачев в Кремле во главе с командором этого ордена, бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером, до Российского еврейского конгресса (РЕК), который поначалу возглавлял сионист-банкир Гусинский, затем уголовный преступник, организатор убийств Невзлин и за ним – директор Института Ближнего Востока Сатановский, ныне подвизающийся в качестве пропагандиста в ток-шоу Владимира Соловьева, также члена РЕК, вместе с генералом израильской разведки, командированным для пропагандистской работы в Россию, Яковом Кедми и многочисленными приглашенцами-сионистами из США и Израиля.

Еще при Горбачеве антисионизм в Советском Союзе был фактически поставлен вне закона. Ликвидированы все структуры в государственных и партийных органах, созданных для организации и координации борьбы с сионизмом. Начались гонения на тех, кто вел эту борьбу, следуя указаниям ЦК КПСС и велению своей совести.

После развала СССР сионизм открыто укреплял свои позиции в России и на территории бывших советских республик, развернув филиалы глобальной сети международного сионизма.

По данным статистики, около 80% населения России составляют русские и примерно 0,3% – евреи. Примерно в такой же пропорции они представлены на Украине и в Белоруссии. От их имени сионисты создали в РФ и бывших советских республиках такую инфраструктуру, которая вполне соответствует глобальной организации международного сионизма и может быть в любой момент мобилизована не только для сбора шекеля. Теперь в нашей стране официально действуют:

- Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР).

Председатель попечительского совета: Роман Аркадьевич Абрамович; экс-председатель Общественного совета, ныне покойный Иосиф Давидович Кобзон (умер в 2018 г.); главный раввин России: р. Берл Лазар; президент: Александр Моисеевич Борода.

- «Джойнт», Американский распределительный комитет, российское отделение. Развернул на территории России сеть благотворительных организаций «Хэсэд». Источник финансирования – сбор пожертвований в США со стороны основного мирового «фандрейзера» в еврейском мире – UJC (Объединенная еврейская община).

- «Керен ха-Йесод» – отделение в России.

- «Лишкат ха-кешер ле мемшела». Израильское государственное агентство по связям с диаспорой. Ранее очень мощная государственная структура, работавшая с советскими евреями.

- Российские отделения филиалов Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) – Российский еврейский конгресс (РЕК), филиал Всемирного еврейского конгресса, Находится под патронажем Европейского еврейского конгресса и ВСО. Филиалы Европейского совета еврейских общин и Евроазиатского еврейского конгресса в РФ.

- Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Объединяет в основном общины хасидского направления в иудаизме. По данным на 2007 год, в состав ФЕОР входят 200 общин в 178 городах России. Зарегистрирована Минюстом РФ в 1999 году.

- Общероссийская общественная организация «Федерация еврейских общин России – Ваад». Образована на учредительном съезде 18–22 декабря 1984 года в Москве по инициативе группы еврейских организаций и общин (Еврейская культурная ассоциация, Еврейский культурный центр, Организация сионистов («Иргун Циони» и др.).

- Орден Бнай Брит, официально действует в России с 1988 года.

- Департамент по правозащите и борьбе с антисемитизмом, создан при Федерации еврейских общин России (ФЕОР) при содействии Лиги по борьбе с диффамацией.

- «Лига МАГЕН». Общественная организация, созданная для противодействия миссионерской деятельности среди евреев, иными словами, для воспрепятствования перехода евреев из иудаизма в другие религии.

- Международный институт XXI века, московский вуз, учрежденный Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) в 2003 году (в 2008 году получил государственную аккредитацию).

- Общероссийская общественная организация «Российский еврейский молодежный конгресс» (РЕМК).

- Централизованная религиозная организация «Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России» (ОРОСИР).
- «Гилель» России. Международная еврейская студенческая организация.

- Ассоциации сотрудничества «Санкт-Петербург – Израиль».

- Всемирный конгресс русскоязычного еврейства (ВКРЕ).

- «Ариэль» (Москва), еврейский информационный центр, создан в 1989 году на основе «неформального» еврейского информационного центра, осуществлявшего в 80-х годах в Москве ряд изданий, в том числе и периодических.

- Ассоциация сионистов-демократов (АСД) (Москва), создана 1 января 1990 года по инициативе группы членов «Иргун Циони».
- «Бейтар» – Союз еврейской молодежи им. Иосифа Трумпельдора на территории СССР, образован на учредительном съезде в Москве 13–14 мая 1990 года (63 делегата из 18 городов Советского Союза). Официальным учредителем нынешнего «Бейтара» является «Иргун Циони» (сионистская организация СССР). Основные программные цели и задачи: борьба за право каждого еврея вернуться на свою родину – в Израиль; защита евреев от духовного, культурного и физического насилия; возвращение евреев к традиционным духовным ценностям – к иудаизму; изучение и распространение общенационального языка евреев – иврита; участие в воспитании и обучении еврейских детей и т.д. Считают свои цели в основном совпадающими с целями движения «Хабад» и «Сионистской организации».

- Межрегиональная ассоциация по оказанию благотворительной помощи «Идуд Хасадим» (Ассоциация хасидов России).
- Благотворительный фонд «Российский еврейский конгресс» (РЕК).

- Федеральная еврейская национально-культурная автономия России (ФЕНКА). В Москве действуют Еврейский музей и Центр толерантности (сведения по России даны с сайта jewnet.ru; КЕЭ).

Украина

Численность еврейского населения на Украине до развала СССР, по данным переписи 1982 года, составляла 488 858 человек. К 01.01.2002 число евреев сократилось до 105 480 человек. И евреи продолжают массово покидать Украину. Этот процесс активизировался после государственного переворота 2014 года и прихода к власти бандеровских националистов и неонацистов. Активную антисемитскую кампанию, включая погромы, проводит «Правый сектор», как показали события в Одессе.

В системе международного сионизма его украинский филиал играет важную роль как внутри страны, так и на международной арене. В годы советской власти сионистское подполье на Украине было одним из самых массовых и активных.

Первая независимая легальная еврейская организация в УССР – Черновицкий фонд сохранения еврейского кладбища – была создана в июне 1988 года (с августа 1988 года – Черновицкий еврейский общественно-культурный фонд). На начало 2008 года, согласно данным Государственного комитета по национальностям и религии, в Украине было зарегистрировано 288 национальных еврейских организаций и 290 иудейских религиозных общин. К ним следует прибавить еще около 100 еврейских благотворительных организаций и фондов.

На Украине работают представительства основных международных еврейских организаций – «Джойнта», «Сохнута», «Клеймс конференс», «Гиллеля». Офисы «Сохнута» действуют более чем в 70 городах Украины.

По разнообразию и разветвленности еврейские организации Украины вполне могут посоревноваться с США, Англией и Францией.

Беларусь

Согласно данным переписи 1999 года, еврейское население республики составляет около 28 тысяч человек, однако, по подсчетам Евроазиатского еврейского конгресса, евреев в республике должно проживать не менее 50–60 тысяч. Больше всего евреев живет в столице Белоруссии Минске. Остальные действующие крупные общины находятся в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилеве, Гродно, Бобруйске, Полоцке, Мозыре, Барановичах и Пинске.

Первые еврейские организации в Белоруссии возникли в конце 1980-х годов. В 1988 году возникает Общество еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима в Бобруйске. Тогда же создается Минское общество любителей еврейской культуры (МОЛЕК), а в 1991 году официально регистрируется Еврейская община Белоруссии, вошедшая в состав «Ваада СССР». Наиболее представительная из ныне действующих еврейских организаций в стране – Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕООО).

В состав СБЕООО входят около 100 организаций из 20 городов Белоруссии. Кроме СБЕООО, действуют:

- Объединение иудейских религиозных общин в Республике Беларусь (ОИРОБ). В ОИРОБ в основном входят представители хасидского движения «Хабад-Любавич».

- Иудейское религиозное объединение Белоруссии (ИРОБ), объединяет ортодоксальные миснагедские общины.

- Ассоциация общин прогрессивного иудаизма объединяет реформистов.

В Белоруссии также действуют многие другие сионистские организации.

В ночь на 1 января 1992 года Советский Союз перестал существовать. В результате его развала территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24%, а население уменьшилось на 49%. 25% этнически русских оказались на территории иностранных государств – бывших советских республик, на положении граждан второго сорта. То там, то здесь стали вспыхивать межнациональные конфликты, жертвой которых становились в первую очередь русские. Погибли сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Произошла невиданная геополитическая катастрофа, трагические последствия которой мы ощущаем до сих пор. Увы, в противостоянии с капитализмом и сионизмом коммунизм оказался на тот момент гораздо слабее.

...Прошло менее полугода после тех трагических событий. И вот 15 июня 1992 года уже лишенный всяких постов Михаил Горбачев прибыл с визитом в Израиль, где был принят со всеми почестями, в том числе и премьер-министром Шамиром. В отчете об этой встрече официальный сайт Министерства иностранных дел Израиля сообщил буквально следующее:

«Израиль принимал бывшего президента СССР Горбачева. В своих переговорах в Израиле он признал, что в борьбе между сионизмом и коммунизмом сионизм одержал триумфальную победу, а коммунизм рухнул. Израиль отдает должное Горбачеву за его роль в открытии бывшего СССР для массовой еврейской эмиграции».

Итак, бывший генеральный секретарь ЦК КПСС публично признал, что международный сионизм, который вел активную борьбу против коммунизма вообще и Советского Союза, в частности, безоговорочно победил. Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Оказывается, не международный империализм вел непримиримую борьбу с советским государством и международным коммунистическим движением с 1917 по 1991 год, а международный сионизм. Что ж, это признание только удесятеряет силы тех, кто стоит на позициях подлинного антисионизма.


Сионизм в других славянских странах

К началу ХХ века сионисты прочно обосновались в Европе. Особо прочные позиции в еврейской среде они заняли в славянских государствах и активно использовали это для давления на их правящие круги. Вот какая складывалась картина согласно данным Еврейской энциклопедии, КЕЭ, Википедии и других доступных источников.

Болгария

С начала 1890-х годов в Болгарии действовали общества, пропагандировавшие идею национального возрождения еврейства в Эрец-Исраэль. Возникла и Сионистская федерация, публиковавшая с 1901 г. еженедельник «Ха-Шофар». Несмотря на противодействие сторонников ассимиляции, к началу Первой мировой войны сионисты заняли в еврейских общинах Болгарии доминирующие позиции. В 1900 г. по их инициативе был созван 1-й Национальный конгресс болгарского еврейства. На последующих Национальных конгрессах (1920, 1932) сионисты составляли устойчивое большинство.

В межвоенный период активность Сионистской федерации Болгарии еще более возросла. Число ее членов к началу 1920-х годов составило восемь тысяч человек (около 1/6 всего еврейского населения страны). Под влиянием сионистов иврит был принят общинными еврейскими школами в качестве основного языка обучения. С началом перестройки в СССР болгарские сионисты, как и сионисты в других странах Варшавского договора, активно включились в политическую жизнь и в организацию эмиграции болгарских евреев в Израиль. В стране действует развернутая сеть сионистских организаций, представлены ВСО, ВЕК, Бнай Брит, Керен ха-Йесод WIZO и др.

Польша

В конце XIX в. – начале XX в., в период зарождения и становления сионизма, Польша как единое политическое образование не существовала: ее территория была поделена между Россией, Германией и Австро-Венгрией. В связи с этим развитие сионистского движения в каждой из трех частей страны шло, несмотря на ряд общих моментов, различными путями.

Царство Польское
(в составе России)


В 1880–90-х годах в Царстве Польском действовал целый ряд групп Ховевей Цион; значительным влиянием пользовались также последователи Ахад ха-Ама, объединенные в орден Бней Моше. После 1-го Сионистского конгресса большинство Ховевей Цион, а позднее и Бней Моше присоединились к всемирной Сионистской организации. Сионистские объединения возникли во многих городах и местечках Царства Польского.

В 1903 г. большинство сионистов Царства Польского выступило против плана Уганды и поддержало Ционей Цион. Это привело к расколу ряда местных организаций, часть членов которых (включая отдельных руководителей) присоединилась к Еврейскому территориальному обществу и к Сионистской социалистической рабочей партии.

Однако, несмотря на эти конфликты, уже к середине первого десятилетия XX в. сионизм стал играть центральную роль в политической и духовной жизни еврейского населения Царства Польского.

С начала Первой мировой войны сионистская деятельность в Царстве Польском, ставшем ареной военных действий, прекратилась, однако в 1915 г., после его оккупации войсками Германии и Австро-Венгрии (правительства которых поддерживали контакты с Всемирной сионистской организацией), частично возобновилась. Местные сионистские организации выступили в поддержку создания независимого польского государства, что, однако, не ослабило антисемитизм в польском обществе.

Галиция
(в составе Австро-Венгрии)


Еврейское национальное движение зародилось в Галиции сравнительно рано: уже в 1875 г. в Пшемысле образовалось Общество содействия еврейскому поселенчеству в Эрец-Исраэль. В 1880-х годах здесь возник ряд ячеек Ховевей Цион, среди которых выделялись Микра-кодеш (основан в 1883 г.) и Цион (основан в 1888 г.). В них входили главным образом студенты и представители интеллигенции. Многие из них выразили поддержку Т. Герцлю уже в первые месяцы после выхода в свет его книги «Еврейское государство».

В июле 1906 г. галицийские сионисты, возглавляемые И. Тоном и А. Штандом, впервые в мире поставили на проходившей в Кракове конференции сионистских организаций Австро-Венгрии вопрос об участии сионистов в борьбе за политическое представительство еврейства в парламентских и муниципальных учреждениях стран диаспоры.

В 1915 г., во время Первой мировой войны, Галиция была почти на год занята русскими войсками, и половина ее еврейского населения бежала во внутренние районы Австро-Венгрии, что привело к временной приостановке деятельности сионистских организаций. Она возобновилась в прежних масштабах лишь после присоединения Галиции к независимой Польше в июле 1919 г.

Независимое Польское государство
(с 1918 г.)


С возникновением независимого Польского государства условия деятельности сионистов во всех регионах страны значительно активизировались. Сионистские организации получили легальный статус; ограничения, ранее сдерживавшие их активность в Царстве Польском, были отменены. Польские власти в целом терпимо относились к сионистскому движению, а в конце 1920-х – первой половине 1930-х годов даже поддерживали его, несмотря на то что сионисты были одной из движущих сил борьбы против проводившейся ими политики государственного антисемитизма. Как и до Первой мировой войны, руководители страны рассчитывали на то, что сионизм, в особенности в сочетании с систематическим «вытеснением» евреев из экономики страны, поможет ускорить их исход из Польши. По этой же причине антисемитские настроения, господствовавшие среди поляков в межвоенный период, не были направлены против сионизма как такового.

Несмотря на раздробленность, сионистское движение Польши в 1920-х – начале 1930-х годов переживало период быстрого роста: к середине 1930-х годов только в молодежных халуцианских организациях насчитывалось свыше 100 тыс. членов. До середины 1930-х годов сионизм был ведущей политической силой в еврейской общине Польши (в тот период – крупнейшей в мире). Сионистские партии и движения значительно опережали по популярности своих основных оппонентов – Бунд, Агуддат Исраэль и Фолкспартей. По приблизительным оценкам, значительное большинство еврейского населения Польши примыкало к тем или иным сионистским партиям. Польша стала (в особенности после насильственной ликвидации сионистских организаций в Советском Союзе в 1920-х годах) главной массовой базой мирового сионистского движения; польские сионисты играли заметную роль в руководящих органах всемирной Сионистской организации. Выходцы из Польши составили свыше половины участников четвертой алии 1924–28 гг. (62 тыс. человек). Весьма значительно было и их участие в третьей (около 30%) и пятой алие (в ходе последней в Эрец-Исраэль прибыло из Польши 12 тыс. человек, в их числе будущие премьер-министры Израиля Ш. Перес и И. Шамир), а также в «нелегальной» иммиграции 1930-х годов. Многие из польских олим прошли перед переселением в Палестину профессиональную переподготовку на созданных сионистами (главным образом членами молодежных халуцианских движений) многочисленных курсах обучения основам сельскохозяйственного и ремесленного труда, только в 1930-х годах такие курсы окончили около 20 тыс. человек.

Большая часть независимых еврейских учебных заведений, созданных в стране в 1920–30-е годы (в особенности школы Тарбут, где было до 40 тыс. учащихся и обучение велось на иврите), находилась под непосредственным или косвенным влиянием сионистов. Почти все еврейские периодические издания, кроме официальных органов Бунда, Агуддат Исраэль и Фолкспартей, так или иначе пропагандировали идеи сионизма. Среди этих изданий были популярные ежедневные газеты «Хайнт» и «Момент» (на идиш), «Наш пшегленд», «Новы дзенник» и «Хвыля» (на польском языке), многочисленные еженедельники и литературно-художественные журналы. Большинство еврейских клубов (литературных, музыкальных, спортивных и т. п.), работавших почти в каждом польском городе, также контролировалось сионистами. После создания независимого Польского государства одной из главных задач сионистского движения страны стала защита гражданских и национальных прав евреев.

Крупная и влиятельная Сионистская федерация (включавшая большинство сионистских партий и организаций) действовала в межвоенный период в вольном городе Данциге, вошедшем после Второй мировой войны в состав Польши. Здесь работали представительства ВИЦО, Еврейского национального фонда и Керен ха-Йесод; с конца 1920-х годов выходил сионистский ежемесячник «Дос идише фолк». Сионисты занимали около трети мест в совете еврейской общины Данцига. В 1920–30-х годах город был узловым транзитным пунктом на пути переселенцев из Польши и Литвы в Палестину, которым Сионистская федерация Данцига оказывала материальную поддержку.

После оккупации Польши германскими войсками (сентябрь 1939 г.) все сионистские организации страны были распущены, их имущество конфисковано. После освобождения Польши от нацизма уцелевшие в годы войны члены сионистских партий и движений приступили к их восстановлению.

Сионисты активно действовали в рядах антисоциалистических сил в начале 1950-х и 1967–68 гг., в частности в руководстве «Солидарности» (Б. Геремек, Я. Куронь и др.).

Чехословакия

Еще в 1836 г. в Праге было создано Еврейское студенческое общество, провозгласившее своей целью «восстановление еврейской независимости в Палестине», однако оно просуществовало недолго. С 1893 г. во многих еврейских общинах Богемии и Моравии, входивших в это время в состав Австро-Венгерской монархии (в качестве областей Австрии), начали возникать кружки, члены которых (главным образом студенты) называли себя сионистами.

До окончания Первой мировой войны сионистские кружки и общества Богемии и Моравии составляли два из шести территориальных объединений, входивших в Сионистскую организацию Западной Австрии; их работу координировали исполнительные комитеты, формально подчинявшиеся сионистскому руководству в Вене, но во многих аспектах действовавшие самостоятельно.

На платформе «политического сионизма» стояла студенческая группа Бариссия, возникшая в Праге в 1903 г. В Богемии и Моравии действовали также секции Мизрахи, которыми в 1912–30 гг. руководил главный раввин Праги Г. Х. Броди, и партия По‘алей Цион. Незадолго до начала Первой мировой войны в обеих областях возникли отделения юношеского сионистского движения Блау-вайс.
Сионистские ассоциации Словакии входили до конца Первой мировой войны в состав Сионистских организаций Венгрии. В это же время сионисты установили тесные контакты с чешским национальным движением, вождь которого Т.Г. Масарик (в 1918–35 гг. – президент Чехословацкой Республики) симпатизировал сионизму.

В связи с отделением Богемии и Моравии от Австрии и их воссоединением со Словакией и Подкарпатской Русью (Закарпатской Украиной), входившими ранее в состав Венгрии, в конце 1918 – начале 1919 г. было начато формирование самостоятельной и единой сионистской организации Чехословакии. 5 января 1919 г. руководители сионистских групп Богемии и Моравии образовали в Праге временный Центральный сионистский комитет; в июле 1919 г. на конференции в Праге была образована Территориальная сионистская федерация Чехословакии, к которой в 1919–20 гг. присоединились сионистские группы Словакии и Подкарпатской Руси.

Чехословацкие сионисты были в числе участников третьей, четвертой и пятой алии: всего за 1918–37 гг. около четырех тысяч человек (главным образом члены молодежных сионистских движений) переселились из страны в Эрец-Исраэль. Их силами и на средства, собранные сионистскими организациями Чехословакии, был основан целый ряд сельскохозяйственных поселений, в том числе кибуцы Хефци-Ва и Кфар-Масарик. В Чехословакии работало несколько учебных ферм Хе-Халуца; через общество Тарбут сионисты открыли к середине 1930-х гг. девять начальных и две средние школы с преподаванием на иврите.

После Мюнхенского договора (сентябрь 1938 г.), положившего начало поэтапному переходу Чехословакии под контроль гитлеровской Германии, все сионистские организации вне зависимости от их политической ориентации направили свои основные усилия на обеспечение выезда евреев из страны. Благодаря этому с осени 1938 г. до конца 1939 г. почти 15 тыс. человек переселились из Чехословакии в Палестину, из них 12 тыс. прибыли туда как «нелегальные» иммигранты. В 1940–44 гг. прибыли еще около четырех тысяч человек из Чехословакии.

С окончанием Второй мировой войны сионистские организации вновь начали действовать во всех областях Чехословакии. Сионисты возглавили созданные во второй половине 1945 г. Совет еврейских общин Богемии и Моравии и Центральный союз еврейских общин Словакии. В 1945–48 гг. через страну проходил один из основных маршрутов переселения выживших евреев Польши в Палестину. Возобновилась алия и из самой Чехословакии; ее темпы значительно возросли после создания Государства Израиль, которому правительство страны, где доминировали коммунисты, оказало на первых порах значительную помощь, включавшую поставки вооружения, в том числе боевых самолетов и боеприпасов. В 1948–50 гг. из Чехословакии в Израиль репатриировалось 18 879 человек (около 40% чехословацких евреев). Однако уже в 1949 г. все сионистские организации страны были ликвидированы, а в 1950 г. власти запретили эмиграцию. В ходе процесса Сланского все проходившие по делу евреи обвинялись в причастности к подпольной сионистской деятельности. В 1957 г. были арестованы 27 руководителей еврейских общин.

В 1965 г. возобновилась (в ограниченных масштабах) выдача разрешений на выезд в Израиль, однако запрет на сионистскую деятельность (фактически не действовавший короткое время в 1968 г., в период так называемой Пражской весны) был формально отменен лишь после падения коммунистического режима в 1989 году.

О том, какую роль в демонтаже коммунизма в Чехословакии сыграли сионисты, можно судить по документу «Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после XIII съезда КПЧ», принятом на пленуме ЦК КПЧ в декабре 1970 года, в котором дан достаточно четкий анализ произошедшего в 1967–1968 годах в Чехословакии:

«Значительное влияние в борьбе против социализма в ЧССР, – отмечается в тексте, – оказывали силы, активно выступавшие с позиции сионизма, одного из инструментов международного империализма и антикоммунизма. Их видными представителями у нас были: Ф. Кригель, И. Пеликан, А. Лустиг, Э. Гольдштюкер, А. Лим, Э. Лебл, К. Винтер и ряд других» (Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после XIII съезда КПЧ. М., 1971. С. 27).

Со временем выяснилось следующее. Еще до разрыва дипломатических отношений с Израилем, под прикрытием дипломатического паспорта и под другими именами израильское посольство в Праге стали укомплектовывать бывшими гражданами ЧССР. Они прекрасно владели чешским и словацким языками и прошли подготовку в сионистских организациях как в Израиле, так и за его пределами, в частности в США, Англии, ФРГ и Австрии. Среди них активно «засветились»: Цви Шапиро, ранее – Курт Стейн, в Израиль переселился в 1949 году; Иегуда Ревема, проживавший до 1939 года в Праге; Нагум Лавон, ранее – Эрик Либман, проживавший в Чехословакии до 1949 года, и другие. В 1963–1966 годах активной работой среди еврейского населения Чехословакии занимался второй секретарь посольства Карел Яарон, ранее Карел Грюнвальд, который эмигрировал в Израиль в 1949 году. К. Яарон в сотрудничестве с венским Главным документальным центром С. Визенталя готовил нелегальную переброску из социалистических стран лиц еврейского происхождения, эмиграцию ценных чехословацких специалистов. С июня 1966-го по июнь 1967 г. подобной же работой занимался второй секретарь израильского посольства Ицхак Шалев, ранее Эугенг Штефка, выехавший в Израиль в 1948 году. Шалев вместе с другими дипломатами находился в тесном контакте с еврейскими религиозными общинами, получал информацию и снабжал деньгами их функционеров, организовывал среди еврейской молодежи самостоятельные молодежные группы сионистского толка. Эти группы готовились для ведения подрывных действий и психологических диверсий (Ivanov J., Jevseev J., Walichnovski T. Sionismus. Praha, 1970. Str. 158–159).
Активно действовали в то время Комитет чехословацких беженцев при сионистском Главном документальном центре в Вене и Центр координации борцов за свободу Чехословакии в Израиле. На Западе не жалели ни средств на субсидирование контрреволюционного подполья, ни советов экспертов по антикоммунизму. Этим непосредственно занимались, помимо ЦРУ и других разведок, «Джойнт», ХИАС, а также Фонд Эберта при Фонде Форда (К событиям в Чехословакии. М., 1968. С. 102).

На встречу с лидерами сионистского подполья в Чехословакии приезжал и главный редактор американского журнала «Проблемы коммунизма» (The Problems of Communism) известный сионист Абрам Брэмберг. 30 мая 1968 года в ЧССР А. Брэмберг встретился в гостинице «Алкрон» с Арноштом Лустигом, обосновавшимся позднее в Израиле писателем, не скрывавшим своих сионистских взглядов. Через Лустига Брэмберг встретился с редакцией газеты «Литерарны листы», ставшей своего рода центральным органом контрреволюционных сил, с руководством Союза чехословацких писателей во главе с сионистом Э. Гольдштюкером, а затем посетил и Чехословацкую академию наук. В первой половине августа 1968 г. в Прагу прибыл эксперт по организации эмиграции евреев в Израиль из восточноевропейских стран, эмиссар Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства Джон Энналс, тесно связанный с американскими и израильскими спецслужбами. Это был его шестой визит в Чехословакию. Официально он прибыл в Прагу в августе в качестве высокопоставленного чиновника ООН. Энналс владел чешским и словацким языками, имел давние, с 1938 года – связи с руководящими функционерами и членами еврейских общин в Чехословакии. Энналс был в ЧССР во время советско-чехословацких переговоров в Чиерне-над-Тисой и встречался со многими официальными, общественными и партийными деятелями, в том числе и с тогдашним министром иностранных дел ЧССР И. Гаеком. Он знал все о содержании и результатах переговоров представителей СССР и ЧССР. С помощью таких эмиссаров международного сионизма действия сионистов в ЧССР и за рубежом четко координировались.

Югославия

Идеи протосионизма начали распространяться на территориях, вошедших в 1918 г. в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия), с середины XIX в. Одним из наиболее активных пропагандистов этих идей был раввин И.Ш.Х. Алкалай, живший и работавший в городе Землин (ныне – Земун, Сербия). В 1880-х годах в Сербии и Боснии и Герцеговине существовали четыре кружка палестинофилов, в 1885 г. они присоединились к международному движению Ховевей Цион, а в 1897 г. – к всемирной Сионистской организации.

Среди участников 1-го Сионистского конгресса было несколько представителей еврейских общин югославских земель, в том числе Д. Алкалай (1862–1933, родственник И.Ш.Х. Алкалая), раввины М. Эренпрайз и А. Каминка. После возвращения с конгресса Д. Алкалай основал в Белграде ассоциацию Цион. Литературное общество школьников, созданное в Аграме (ныне – Загреб) в 1898 г., стало на несколько лет центром сионизма в Хорватии. В первое десятилетие ХХ в. сионистские организации возникли во многих городах Сербии и Боснии и Герцеговины. Наибольший размах движение приобрело в Хорватии, где его признанным лидером был А. Лихт (1884–1948). В 1906–14 гг. под его редакцией публиковался сионистский ежемесячник «Жидовска смотра». В 1909 г. по инициативе сионистской ассоциации хорватского города Осиек была учреждена Югославская сионистская организация, действовавшая на территории областей, которые входили в то время в состав Австро-Венгрии (Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Далмация), и поддерживавшая тесные контакты с Сионистской организацией Венгрии. К началу Первой мировой войны сионисты организовали в Югославии ряд юношеских и студенческих объединений.

С началом Первой мировой войны сионистские организации Югославии приостановили свою работу, но уже в 1917 г. возобновили ее – центром движения вновь стала Хорватия. С сентября 1917 г. начал выходить сионистский еженедельник «Жидов». В январе 1919 г., через месяц после провозглашения Королевства сербов, хорватов и словенцев, на конференции в Загребе была создана единая Сионистская организация страны, которую возглавил А. Лихт, а позднее – Д. Алкалай. В нее входили все сионистские политические партии, начавшие действовать в Югославии в межвоенный период, за исключением ревизионистов, покинувших организацию в 1929 г. В 1920–30-х годах югославский сионизм находился на подъеме; число его сторонников значительно выросло. К середине 1930-х годов они составили большинство в советах почти всех общин страны (кроме ортодоксальных) и, соответственно, в руководящих органах Федерации еврейских общин, созданной в 1919 г. при непосредственном участии сионистов. Под влиянием пионеров третьей алии, многие из которых следовали в Палестину через Югославию, и еврейских студентов из Польши, учившихся в Загребе, в стране возникли секции молодежных сионистских движений, самым крупным из которых было Ха-Шомер ха-ца‘ир. С 1920 г. в Югославии стали создаваться учебные фермы Хе-Халуца; в 1921 г. первые халуцим отправились из страны в Палестину.

После оккупации Югославии немецкими, итальянскими и венгерскими войсками в апреле 1941 г. легальная сионистская деятельность в стране прекратилась.

После распада Югославии новая Югославия (реорганизованная Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории) и Израиль возобновили дипломатические отношения в конце 1996 года. Несмотря на это Израиль поддерживал международную блокаду Югославии во время гражданской войны в Хорватии и в Боснии и Герцеговине в 1992–95 гг. и негласно соглашался с действиями войск НАТО против Югославии в 1999 году. 3 июня 2006 года, в результате референдума о независимости Черногории, Югославия прекратила свое существование окончательно.

Экономические связи между Израилем и Сербией стремительно расширяются с 2009 года отчасти в результате отмены визовых ограничений между двумя странами в сентябре того же года. 1 февраля 2012 года президент Сербии Борис Тадич отметил во время церемонии, посвященной 20-летию возобновления дипломатических отношений, что израильские компании инвестировали в инфраструктуру Сербии более 1 млрд евро. Сионистские организации в Сербии существуют легально.

События, последовавшие после развала Советского Союза и Варшавского Договора, реставрация капитализма во всей Восточной Европе и возрождение там сионизма заставляют по новому взглянуть на действия международного сионизма, который после развала Советской Империи стремительно меняет свои обличья.

В.В. БОЛЬШАКОВ

Источник: Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Большаков
Умерла так умерла
Не будем жалеть о тех, кто предпочел России убежище в прогнившем до дна западном болоте
27.03.2024
Покончить и… не вспоминать
С представителями пятой колонны должны разбираться структуры, аналогичные СМЕРШ
19.12.2023
Бессовестный стриптиз дежурных патриотов
Загадки двойной лояльности тех, кто морочит нам головы
20.11.2023
Пожар локальный или глобальный?
Воюя на два фронта, США обрекают себя на неминуемое поражение
03.11.2023
Все статьи Владимир Большаков
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Резолюция ООН
Почему наша дипломатия не протестует против фальсификаций на сайте ООН?
Андрей Паршев считает, что нужно не искать замену ООН, а восстановить законность в существующей организации
20.12.2023
«Никто не разрешал западному меньшинству говорить от имени человечества»
О чём говорил Сергей Лавров на заседании Совбеза в Нью-Йорке
25.04.2023
Военная ситуация на Украине
Взгляд бывшего полковника НАТО
24.03.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35