Эпоха великих перемен в наше время ознаменована усталостью от созерцания идеологической пропасти в русской мысли.
Опора на «православие, самодержавие и народность», или же более современная трактовка понятия «соборности», объединяющего хаотичный набор социальных групп в единую группу с общими целями достичь благосостояния через исповедание определённых идей, в лице коммунистического коллективизма, уже не прельщает пытливые умы современного человека, в арсенале которого есть современные гаджеты, искусственный интеллект и дополненная реальность.
Но при этом объединение на уровне государства становится необходимым, особенно яркое осознание этому привносит анализ постепенно настигающих планету кризисов. Таких как кризисы военные, экономические и политические, а также более углублённые в философию кризисы идентичности и миропонимания.
Все больше русских патриотов сейчас засматривается в сторону националистических идей, что несёт сразу две потенциальные угрозы.
Во-первых, как бы светлые умы не пытались защищать свою идеологию от объективной критики, но между национализмом и нацизмом тонкая грань, а все мы понимаем как легко сыграть на чувствах радикальной толпы, получив на выхлопе поворот в сторону повторения судьбы воинствующих соседей. Субъект в обоих случаях одинаковый – это нация, имеющая определённые отличительные черты и обладающая особой миссией. А вот вопрос о том, как эта нация распоряжается своей пассионарностью, в этих кругах задавать не принято.
И вторая причина очевидна даже весьма далёким от политики людям. Россия – страна многонациональная, в том числе имеющая в своем составе такой же пассионарный элемент как Кавказ, где разные нации, между прочим, прекрасно уживаются бок о бок в единой культурной среде. А сеять рознь внутри собственного государства не выгодно даже с циничной точки зрения геополитики, что уж говорить о ценностях гуманизма, присущим каждому здоровому обществу.
А теперь затронем главное. На чём же строилось единство испокон веков многонациональной России?
Есть в православной этике такое понятие как «соборность». Точного определения данного термина не существуют, так как трансцендентные материи не поддаются дословной трактовке, однако в среде интеллектуалов его трактуют как духовную общность многих совместно живущих людей.
Вместо дискуссий о применении данного феномена в создании идеологии нового типа, люди предпочитают спорить о дословности толкования и ассоциациях с христианством, потому мы пойдём по другому пути.
Абстрагируемся от происхождения термина и проследим путь идеологического развития России.
В предыдущих работах я объясняла разницу между концепцией и идеологией. Если кратно, то концепция – это устойчивый набор общечеловеческих норм, закреплённый на уровне сознания, а идеология – это надстройка, основанная на теориях лидеров общественного мнения, которая может являться действительной только в случае органичного использования идеологами концепции, либо ее части.
А теперь к примерам. Социалистическая Россия. Центральное понятие – коллективизм. Заключается в единстве народов Союза во имя достижения общего блага. Эта идея была адаптирована под запросы тогдашнего общества, отринувшего прошлое. Однако происходит она напрямую из этого прошлого. А конкретно – из истоков Православной Руси, заключённых в той самой концепции соборности.
Что было до соборности? Хаос. Первозданная цивилизация, языческая цивилизация, и то объединённая в локальных масштабах через поклонение общим богам. Что было после? Идеологическое безвремение, перешедшее в краснознамённое братство.
Что ожидает нас сейчас? Тот же самый период забвения, за которым должен прийти новый рассвет под эгидой новой идеологии. И пускай она будет свободна от религиозной и светской морали тех лет. Пускай хоть будет она основана хоть на патриотизме, хоть на мессианстве спасения Европы от чумы новой этики, на чем угодно, только не на радикальных идеях ложного превосходства над другими. Это закончится плачевно, история не станет врать.
Как объяснить индивидам новейшего общества, имеющим в распоряжении атомизированные останки прежней национальной дружбы, мизантропию, быстрый дофамин соцсетей и заменители человеческого общения необходимость вернуться к истокам? А этого и не нужно. Будучи основой для выживания в условиях враждебности социальное объединение – это понятие ситуативное. Когда люди осознают, что дальше двигаться уже некуда и угрозы национальной безопасности перевешивают иллюзорное спокойствие размеренной жизни современного человека, идеологи должны быть готовы к появлению новых «проповедников», ведущих народ к истине грядущего столетия.
Да, идеология не вечна. Наши потомки найдут новый способ объединения, а может и вовсе преодолеют этот этап развития и «народ – ребенок» вырастет в глобального гиганта, равных которому не будет на планете Земля. Но этот вопрос мы уже оставим на рассмотрение тем, кто будет жить после нас.
И главное помнить: в борьбе с мистическим «глобальным предиктором» главное самому не занять его место.
Марфа Григорьевна Зотова, студентка, публицистка, Москва