Школа как воспитание привычки жить под электронным контролем

Из «храма знаний» в режимный объект: в школах установят видеокамеры с функцией распознавания лиц

Цифровая экономика  Электронный концлагерь 
0
1500

Как сообщается, российские школы оснастят видеокамерами с функцией распознавания лиц. Охват составит более 43 тысяч школ. Это все школы страны.

На первом, уже пройденном этапе системой видеонаблюдения было оснащено 1,6 тысяч школ в 12 регионах.

Понятно, что это коммерческий проект. Камера стоит 10 тыс. руб. На одну школу нужно двадцать камер. Итого получаем 8,5 млрд. руб. Сообщается, что уже подписаны контракты на 2 млрд. Деньги идут из региональных бюджетов департаментов образования.

Выгодополучателями являются компании ЭЛВИС-НеоТек и NtechLab. ЭЛВИС-НеоТек поставляет систему видеонаблюдения Orwell, то есть «Оруэлл». Подобное название, восходящее к фамилии писателя, известного своим романом-антиутопией «1984», в общем-то, уже за гранью всякого юмора. Из романа Дж.Оруэлла хорошо известна фраза «Большой брат смотрит на тебя», и вот компания ЭЛВИС-НеоТек, не скрываясь, работает над созданием «ока» Большого брата. Система Orwell может контролировать положение объектов, классифицировать и подсчитывать их. К ней подключается модуль NtechLab с распознаванием лиц.

Для того, чтобы система распознавала лица людей, они должны быть занесены в базу. До сих пор предполагалось, что занесение лиц детей в базу – дело добровольное. Но добровольность – вещь довольно условная. Все мы подписываем согласие на обработку персональных данных. Теперь, видимо, с родителей будет требоваться письменное согласие на занесение лица их ребенка в систему видеомониторинга. Если система не распознает ребенка, он просто не пройдёт турникет на входе в школу.

К 1-му сентября грозятся оснастить школы усовершенствованными камерами, которые смогут распознавать лица даже в масках плюс дистанционно измерять температуру тела.

Насколько это всё законно? Вероятно, в Москве деятельность данной системы видеонаблюдения проведут в рамках экспериментального правового режима, который стартует с 1 июля. А там, глядишь, будет принят закон, который позволит создавать подобные «правовые песочницы» и в других регионах.

Родителям обещают следующие плюсы: система будет фиксировать приход ребенка в школу, её данные будут интегрироваться с электронным дневником. Всегда будет понятно, кто именно в классе. Конечно же, система будет отсекать посторонних. Нам скажут, что уровень безопасности школ вырастет.

Однако и сегодня постороннему человеку зайти в школу непросто. С другой стороны, если человека ведёт злой умысел, его видеонаблюдение не остановит, как сейчас не останавливает турникет и охрана.

Тем временем школа всё больше превращается из «храма знаний» в режимный объект. Первоначальная редакция поправки в Конституцию гласила, что дети – это достояние государства, соответственно, это достояние решили хорошенько отслеживать. А если всё детство будет проходить на режимном объекте, то и в дальнейшем человек легко примет любые формы контроля в любых ситуациях.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 9, Андрей Карпов:

В среднем, жизнь течет параллельно бюрократическим усилиям. .......

Чем больше на приходах будет сугубо молодежной ориентации, тем проблемнее у нас будет Православие. Оно будет обмирщаться, возникнут риски богословских нарушений и т.д. Здорового православного духа будет оставаться всё меньше. Концепция молодежи как некой целевой ценности - сугубо светская, её нельзя скрещивать с Православием.

Тогда два вопроса. 1. Молодые мамочки, приходящие в храм (молодежь, нет так ли?) очень нуждаются в общении друг с другом, обменом опытом, но по факту прибегают на 10 минут в храм и убегают. Как им помочь, организовав общение, взаимопомощь и т.д., не выделяя в отдельную группу? Как Вы это видите?

И второй. Молодежь у нас как бы в стране существует не только на приходах ( я бы вказала, что современная молодежь существует практически полностью вне приходов). Этой нецерковной молодежи как-то надо говорить о Христе. Или опять ориентация на них не нужна, а что нужно? Как Вы это видите?

Ксения Балакина / 19.06.2020, 15:15

10. Ответ на 10, Андрей Карпов:

Притча хорошая и справедливая.

По-моему, типичный перевод с протестантского.

9. Ответ на 8, Ксения Балакина:

Притча хорошая и справедливая. Но надо учесть и национальный характер. Русский человек долго терпит и надеется - на начальство или на авось, но потом способен к весьма резким решениям.
Андрей Карпов / 18.06.2020, 08:07

8. Ответ на 7, Ксения Балакина:

Мне кажется, что надо смотреть шире. Церковь, кроме всего прочего, - это и некий институт, структура, сложная и большая. Любая большая структура сталкивается с определенными трудностями управления. Управлять непосредственно, в ручном режиме в таком масштабе невозможно. Поэтому в управлении используются некие шаблоны в виде внутренних документов и вообще возникает значительный документооборот. Неизбежно происходит и некая аберрация - решение начинает восприниматься решением, если на него есть соответствующая бумага. Решение проблемы с какого-то момента начинается с написания бумаги. И деятельность структур организации оценивается по наличию тех или иных бумаг. К жизни подобная работа может иметь очень малое отношение. Понятно, что у Церкви есть управленческий аппарат. Он должен решать вопросы, отсюда возникает стимул - давайте напишем концепцию на тот или иной счет. Для аппарата написание концепций - жизненно важная деятельность. Аппарат мыслит категориями формализации: 1 этап - концепция, 2 этап - программы в соответствии с концепцией, 3 этап - планы мероприятий по программам, 4 этап - контроль исполнения планов. Мероприятия проведены, план закрыт, - значит, дело идёт. Для реальной жизни вся эта работа может быть как полезна, так и вредна. В среднем, жизнь течет параллельно бюрократическим усилиям. Поэтому понятно, почему приходы не вовлекаются в процесс.

То. что я сказал. справедливо для любой концепции. Что же касается молодёжи, то опять скажу. Это весьма вредная тема. Чем больше на приходах будет сугубо молодежной ориентации, тем проблемнее у нас будет Православие. Оно будет обмирщаться, возникнут риски богословских нарушений и т.д. Здорового православного духа будет оставаться всё меньше. Концепция молодежи как некой целевой ценности - сугубо светская, её нельзя скрещивать с Православием.
Андрей Карпов / 18.06.2020, 08:06

7. Ответ на 6, Андрей Карпов: притча в тему

Однажды человек шёл мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли.

— Извините, — обратился прохожий к старушке, — что случилось с вашей собакой?

— С ней? — переспросила старушка. — Она лежит на гвозде.

Смущённый её ответом человек спросил:

— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?

Старушка улыбнулась и сказала:

— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

Ксения Балакина / 18.06.2020, 01:13

6. Ответ на 6, Андрей Карпов:

В концепции я не верю. И уж тем более "по работе с молодёжью". Это само по себе - ложная концепция. Выделение молодёжи в качестве отдельной целевой группы может быть оправданно только в контексте развития у молодежи новых комплексов и проблем. А нормальное решение любых проблем как раз достигается на пути интеграции молодых людей в истинные социальные группы. Проще говоря, с молодёжью не надо "носиться". Нужно не играть в молодёжные игры, а жить полноценной (осмысленной, одухотворенной) жизнью, и с молодежью всё будет нормально.

Андрей Владимирович, я не буду углубляться в вопросы возрастной педагогики, поскольку это отвлечет от главной мысли.

Предлагаю подумать вот о чем: получается следующее: Патриархия и ее отделы )в данном случае ее молодежный Отдел пишет Концепцию. А приходы уже по факту считают, что она не нужна. От слова «совсем». И обсуждать, и рассуждать, и делиться опытом и искать пути никто не хочет. Ибо зачем? И мы имеем Патриархию с ее отделами отдельно, священников, которых обязали прислать свои отзывы (куда деваться, надо читать и что-то писать) отдельно и народ церковный, которому все это вообще фиолетово, еще отдельнее.

Ждать, что опора вдруг там внизу возникнет, довольно странно, не правда ли?

Да, я именно об этом и говорю, что нужно трудиться и именно там, где мы что-то можем сделать, на что-то повлиять.
Ксения Балакина / 18.06.2020, 01:10

5. Ответ на 5, Ксения Балакина:

Начнём с того, что "обычных" людей не существует. Вернее, все мы как люди обычны. В нас много чего намешано. Мы костны и ленивы, склонны к греху. Но в каждом есть некий ресурс добра. Поэтому списывать человека в балласт как "обычного" - неверно. А стало быть, заранее поднимать руки вверх - тоже неверно. Электронный концлагерь удобен, прежде всего, не "обычным людям", а тем кто собирается нас через "цифру" программировать. А для нормального человека он неудобен, потому как нарушает базовую свободу. Есть известное правило, что если ради безопасности ты расстаёшься со свободой, то в итоге не будешь иметь ни того, ни другого. И это вполне можно донести людям. Это ещё вполне светская, мирская позиция. Конечно, хорошо бы, чтобы наш народ христианизировался. Но ждать этого, чтобы противостоять неототалитаризму - неверно. Наоборот, через противоборство с неототалитаризмом и надо приводить людей в Церковь и ко Христу. Осипов прав, что отход от христианства есть причина нынешнего положения. Если вы висите за балконом, это, скорее всего, стало следствием потери опоры под ногами. Но нельзя утверждать, что ваше положение исправится, только когда опора появится под ногами. К этому ещё надо прийти. Ждать, что опора вдруг там внизу возникнет, довольно странно, не правда ли?

В концепции я не верю. И уж тем более "по работе с молодёжью". Это само по себе - ложная концепция. Выделение молодёжи в качестве отдельной целевой группы может быть оправданно только в контексте развития у молодежи новых комплексов и проблем. А нормальное решение любых проблем как раз достигается на пути интеграции молодых людей в истинные социальные группы.Проще говоря, с молодёжью не надо "носиться". Нужно не играть в молодёжные игры, а жить полноценной (осмысленной, одухотворенной) жизнью, и с молодежью всё будет нормально.
Андрей Карпов / 17.06.2020, 18:44

4. Ответ на 3, Андрей Карпов:

Матушка, Вы немного не так понимаете новость. Речь идёт не просто о видеокамерах.

Я все прекрасно поняла. Я просто проиллюстрировала, как обычный человек одобряет видеокамеры в школах, потому что они решают его проблемы.

Я на днях слушала лекцию А.И.Осипова, где он прекрасно рассуждает на тему глобализации – мы все туда идем семимильными шагами, причем идем добровольно, потому что хотим комфорта. Глобализация плод стремления человечества к комфорту. Люди устремляются в мегаполисы, т.к. там все «прелести бытия». Понятно, что без тотального контроля здесь никак. Средняя сельская школа – до 500 учащихся. Все знают друг друга в лицо. А в Краснодарской школе 24 класса в параллели – от А до Ш. Попробуй уследи....Без вопроса родители и педагоги будут за тотальный (повторяюсь) контроль, потому что так удобно.

Возвращаюсь к лекции Алексея Ильича, где он говорит, что единственная преграда на пути всеобщей глобализации – наша христианская жизнь и воспитание детей и молодежи в вере. А как у нас с этим дело обстоит?

Вы в курсе, что сейчас в Церкви обсуждается проект концепции церковной работы с молодежью? Читали текст концепции? Обсудили на приходе? Внесли поправки с учетом опыта Вашего прихода? Сколько здесь статей обсудили на эту тему?

-------------------------------------- Резюме: можно сколько угодно кричать «караул, нас посчитали (засняли, оцифровали)!», это ровным счетом ничего не даст, потому что все эти манипуляции обещают «дорогим россиянам» бОльший комфорт, а значит, будут приняты.
Ксения Балакина / 17.06.2020, 17:23

3. Ответ на 3, Андрей Карпов:

Новая система позволит вести учёт любых действий в разрезе ФИО каждого ученика. Собственно говоря, здесь идея "социального капитала" внедряется на уровне школы.

Можно сказать больше, создается "цифровая копия" ученика (траектория) для моделирования его поведения. С последующей "коррекцией", вплоть до "перепрограммирования" поведения. Что несложно, когда знаешь, где у каждого "кнопка".
Полтораки / 17.06.2020, 12:16

2. Ответ на 2, Ксения Балакина:

Матушка, Вы немного не так понимаете новость. Речь идёт не просто о видеокамерах.

Печально, конечно, что вместо внутренней порядочности социальное регулирование всё больше ориентируется на внешний видеоконтроль. Тут мы давно перешли границу. Чем больше внешнего контроля, тем меньше внутренней порядочности. Когда-нибудь мы докатимся до Запада и США, где в момент блэкаута резко вспыхивает преступность, потому как пропадает внешний контроль. Наше общество тоже будет воспитываться в духе - "если не под камерой, то можно"... Но это - общий, а не специфический вопрос.

Общий принцип работы с камерой - это поднятие данных в случае инцидента. Нечто случилось, - смотрим запись и разбираемся. Всему классу (всем родителям) показывать запись нельзя - неэтично, а вот родителям виновника инцидента - можно. Но в данном случае речь о другом. В школы внедряется система постоянного персонального видеоконтроля. Камеры будут показывать, где кто из детей находится, кто что делает. Создаётся некий "стеклянный дом". Уже сейчас возможен звонок в школу из департамента образования (в Москве) - с просьбой к учителю физкультуры, например, отобрать у учеников не тот мяч (более тяжёлый баскетбольный, которым они начинают играть как волейбол), когда это происходит за спиной учителя. Новая система позволит вести учёт любых действий в разрезе ФИО каждого ученика. Собственно говоря, здесь идея "социального капитала" внедряется на уровне школы.
Андрей Карпов / 17.06.2020, 11:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Цифровая экономика
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Цифровые технологии действительно могут помочь»
Контроль за передвижением мигрантов в России планируют обеспечить, создав цифровой профиль для каждого приезжающего на заработки иностранца
02.04.2024
Все статьи темы
Электронный концлагерь
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06