Сегодня состоялось заседание Церковного суда в Екатеринбургской епархии, на котором, как ожидалось, будет принято решение по схиигумену Сергию (Романову).
Как известно, все последние дни отец Сергий только продолжал поднимать градус противостояния. Его публичные проповеди, произнесённые вопреки запрету митрополита Кирилла, содержали дерзкие утверждения о том, что Президент России является не то антихристом, не то его предтечей. А все действия властей квалифицировались как подготовка к пришествию антихриста. Эти проповеди схиигумена Сергия вызвали ажиотаж не только в Церкви, и они справедливо были расценены как «революция справа», как создание ещё одного фланга для свержения власти в России.
Давно говорили, что для свержения власти недостаточно либерального фланга, власть умеет купировать угрозы слева. Нужен еще и правый фланг. Он начал формироваться ещё на Болотной, когда в рядах протестующих оказались некоторые так называемые «русские националисты». Но это было неубедительно. Нужен был настоящий правый фланг – фланг православно-патриотический. И вот, похоже, вопрос решён, поскольку схиигумен Сергий (Романов) в общественном мнении воспринимается именно как представитель консервативно-патриотического крыла в российском обществе и в Русской Церкви.
К сожалению, екатеринбургский церковный суд не вынес никакого решения. И это самое плохое, что он мог сделать – побоялся принимать на себя ответственность. Лучше было бы, если бы суд оправдал отца Сергия, по крайней мере, была бы понятна мотивация.
Схиигумен Сергий, надо отдать ему должное, просто перехитрил членов церковного суда, явившись на его заседание с заранее заготовленной речью, в которой он обвинил Патриарха и епископат в предательстве Христа, в отступничестве от веры. Это не имело никакого отношения к содержанию проповедей против власти, к своеобразному «богословию явления антихриста», которое проповедует отец Сергий. И этим он запутал членов суда, которые оказались явно не готовы к такому повороту событий.
Речь эту отец Сергий наговорил заранее и её опубликовали его почитатели в сети «Вконтакте» а потом и в ютубе. Она краткая, но содержит, по обыкновению, массу искажений и передёргиваний фактов. В частности, схиигумен Сергий утверждает, что все Православные Церкви во время короновируса служили по-старому и только Русская Церковь закрыла храмы и ввела недопустимые новшества, связанные с Причастием. При этом, всем известно, что Богослужения в храмах Русской Православной Церкви совершались, хотя во многих местах был ограничен или совсем закрыт доступ для участия в Богослужении мирян. При том, что некоторые Поместные Православные Церкви вообще закрыли храмы, и в них не совершалось Богослужений. Не говоря уже о том, что имела место практика Причастия одноразовыми ложечками, что является откровенной хулой на Святое Причастие, на Христа Спасителя, чего в Русской Православной Церкви (по крайней мере на территории России, Украины, Белоруссии и Молдавии) не допускалось.
Отец Сергий бахвалится тем, что его монастырь служил по-старому. Однако, насколько мне известно, очень многие священнослужители Русской Православной Церкви служили по-старому и единственное новшество, которое они допускали, это – запивка после Причастия из одноразовых стаканчиков. Однако же никто из таковых священников, служивших «по старому» и этим привлекавших многих православных христиан, которые, причащаясь таким образом, одобряли поведение своего батюшки, не бахвалится и не выставляет это как свой подвиг и не требует канонических прещений в отношении епископата и Патриарха.
Отец Сергий говорит, что он чувствует себя правым, что, мол, совесть его не обличает, и мы ему не судьи, не судьи его совести. Но то, что он делает, это не похоже на борьбу за чистоту Православия, за отстаивание правды Божией и правды русской. Это – революционная проповедь. Отец Сергий, как бы он ни объяснял своё поведение, готовит революцию в России, формирует её правый фланг. Революция 1917 года тоже произошла тогда, когда сформировался правый фланг революции, который составили в том числе некоторые священнослужители, в частности, расстрига иеромонах Илиодор (Труфанов), на деятельность которого уж очень сильно похожи действия отца Сергия.
Отец Сергий пригрозил церковным властям, что им придётся брать Среднеуральский монастырь штурмом. И как уже сообщают его почитатели в соцсетях, к монастырю съезжаются его поклонники, готовые защищать схиигумена Сергия от священноначалия Русской Православной Церкви. А игумения монастыря и назначенный от епархии для служения священник покинули превращающийся в очаг революционной борьбы монастырь.
Кстати, в биографии Илиодора (Труфанова) тоже был такой же эпизод, когда он запирался в своём монастыре в Царицыне вместе со своими почитателями, откуда грозил власти.
Церковный суд заявил о том, что он переносит рассмотрение вопроса об отце Сергии на 26 июня, оправдывая это тем, что у отца Сергия есть, мол, возможность исправиться. Очень странное решение, учитывая, что возможность исправиться уже предоставлял правящий архиерей митрополит Кирилл. И никаких изменений в поведении отца Сергия не последовало. Может ли что-то произойти за эти 10 дней? Судя по всему, если что-то и произойдёт, то вряд ли в лучшую сторону.
Вероятнее всего, ситуация будет ухудшаться и нагнетаться. И это очень тревожно, поскольку это происходит в Екатеринбурге, где совсем недавно были молодёжные беспорядки, поводом к которым стали церковно-государственные отношения. В этих беспорядках многие увидели следы действий американских политтехнологов. Напомним, что Екатеринбург – это один из трёх городов России, в которых на законных основаниях находится американское дипломатическое представительство.
И создание зоны напряженности в таком месте и в такое время, конечно, не может не тревожить. Жаль, что этого не понимают члены церковного суда Екатеринбургской епархии. Или понимают, но специально действуют «перпендикулярно»?
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
66. Провокатор
65. Ответ на 72, Потомок подданных Императора Николая II:
64. Ответ на 71, Русский Сталинист:
63. Отделение
62. Ответ на 62, Андрей Козлов:
61. Ответ на 59, р.Б.Алексий:
60. майдан
59. Ответ на 61, Денис:
58. Мелкое замечание по поводу 59, для р.Б.Алексия:
57. Ответ на 60, Георгий: