Его имя всегда будет славимо благодарными потомками

К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского и 780-летию Невской битвы

Александр Невский  Герои России  ДелоРус 
0
1939
Время на чтение 18 минут

Среди святых русских воинов защитников Руси одно из самых почетных мест принадлежит святому благоверному князю Александру Невскому. И по отцовской и по материнской линии Александр Ярославич был праправнуком славного великого князя Руси Владимира Мономаха. Среди его ближайших предков были также св. блгв. князь Андрей Боголюбский, первый некоронованный самодержец Древней Руси, и дед его, великий князь Всеволод «Большое Гнездо», и родные дяди князья Мстислав Храбрый и Мстислав Удалой. Все они были знамениты своими воинскими подвигами и внесли большой вклад в историю России. Да и отец св. Александра великий князь Ярослав Всеволодович был личностью выдающейся. Он высоко держал знамя великокняжеской власти и очень много сделал для спасения Руси в самые первые трудные годы монголо-татарского ига. Мать святого князя, княгиня Александра, в инокинях Феодосия, причислена к лику святых. Св. благоверный князь Александр Невский воплотил в себе все лучшие качества своих выдающихся предков. «В личности князя Александра соединились в полной мере черты беззаветной храбрости и «золотое сердце» с благоразумием, наследованным от суздальских предков. Все это было пронизано глубокой верой в истину Господню и создало прекрасное гармоническое сочетание, цельный могучий характер, столь необходимый Руси в одну из труднейших годин нашей истории», – пишет о нем современный историк (Александр Воловик, «Св. блгв. кн. Александр Невский», М., 2008. С. 30).

Древнейшие списки жития святого князя рисуют его в образе сказочного богатыря, который, побеждая врагов, сам был непобедим. Жития восхваляют ум и сердце, красоту и храбрость Александра и рисуют его как богато одаренную личность и духовно, и физически. «Он был умом и мужеством подобен царю Ахиллесу, рост его больше всех человек, голос его как труба в народе; лицо его было, как у Иосифа прекрасного, сила его была половина от силы Самсона; и дал Ему Бог премудрость Соломона, храбрость, как у царя Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую», – повествует одна из древнейших исторических повестей, сложенных о славном князе Александре Невском («Повесть о житии Александра Невского», цит. по книге «Литература Древней Руси», М., 1990. С. 203).

Он всегда был народным героем, одним из самых почитаемых русских святых. Святой благоверный князь Александр Невский, великий князь Владимирский и Киевский, в шестнадцать лет, а, по некоторым сведениям, даже в 14 лет, вместе с братом Федором был поставлен своим отцом на самостоятельное княжение. И не где-нибудь поставлен, а в «Господине Великом Новгороде», известном своей вольницей, вечевыми традициями и крутым своенравным характером. Сколько от юного князя требовалось твердости воли, осторожности, выдержки и в то же время умения обращаться с людьми, снисходительно относиться к их взглядам и привычкам, чтобы, выполняя волю отца, привлечь к себе доверие и любовь новгородцев, не хотящих поступиться чем-либо из своих вольностей. И все эти трудности удавалось ему обходить. «Отец был им доволен. Новгородцы любили его… Наш князь без греха, – был их общий отзыв» – говорил о нем древний биограф («Жития Русских Святых», М., 2008. С. 428).

Талантливому юноше удалось то, с чем не могли справиться многие именитые князья. Новгородцы подчинялись ему не за страх, а за совесть. Особенно сильно народ полюбил князя Александра после того, как в голодное время он открыл княжеские житницы и стал раздавать хлеб нуждающимся. Тем самым многие были спасены от голодной смерти. И такое было неоднократно. Но при всей своей доброте и милосердии, если было необходимо для пользы дела, молодой князь проявлял железную волю и непоколебимую стойкость характера. Он был выдающейся личностью во всех отношениях: и как мудрый правитель – отец для народа, и как талантливый полководец, побеждающий врагов не числом, а умением, и как искусный политик, умеющий строить отношения с земными владыками так, что все его уважали и хотели с ним мира.

Годы правления Александра Ярославича – это один из самых тяжелых периодов за всю историю Руси. С Востока наваливались, сметая все на своем пути, монголо-татарские полчища, которые разорили и сожгли дотла все, кроме Великого Новгорода, русские княжества, погрязшие в междоусобицах. Не менее страшная угроза происходила с Запада, так как шведы, датчане, немцы, литовцы двигали свои войска, пользуясь тяжелым положением Руси, чтобы отхватить себе новые территории. Положение было отчаянным, но в это время князь Александр своими героическими победами спас Русь от уничтожения. Князь понял, что с Ордой воевать нельзя, ибо это было бы безумием подобным самоубийству. Он проявлял лояльность к татарам, стараясь задобрить их подарками, и всеми средствами поддерживал с ними мир. Но зато со стороны Запада он в многочисленных битвах сумел отразить угрозу, одержав целый ряд замечательных побед. Это оказалось самым мудрым и дальновидным решением. Бороться с татарами – значит обречь страну на полное уничтожение. К тому же, татары были индифферентны и не трогали Церковь, не насаждали свою веру. Напротив – рыцарские ордена Запада несли не только смерть и разрушение русским людям, но посягали даже на их душу и веру. Поэтому св. князь Александр направил все силы на борьбу с рыцарями.

В 1240 году 28 июля, в день Крестителя Руси, 20-летний Александр Ярославич с небольшой новгородской дружиной нанес сокрушительное поражение шведам. Шведы на многих кораблях под предводительством опытного полководца зятя короля ярла Биргера, пришли на берега Невы. Вместе со шведским войском прибыли епископы и множество католических священников, чтобы обратить новопокоренные племена в латинскую веру.

Александр Воловик пишет: «Это был крестовый поход на Русь. Римский папа Григорий IX повелел Упсальскому епископу буллой от 9 декабря 1237 года возвестить крестовый поход против язычников и русских. Папа обещал прощение грехов всем участникам похода, а павшим в бою – вечное блаженство. Приготовления продолжались более двух лет. Собралось многочисленное войско» (Александр Воловик «Св. блгв. кн. Александр Невский», М, 2008. С. 43).

И вот уже шведская армия в устье Невы. Отсюда Биргер направил своих послов в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, сопротивляйся мне, я уже здесь и беру в плен землю твою». Князь Александр не стал долго раздумывать, звать на помощь других князей и собирать большое ополчение. Причастившись Св. Христовых Таин, князь попросил архиепископа Спиридона благословить его и дружину на предстоящее сражение. Затем обратился к воинам: «Братия! Нас мало, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде!» После молебна в св. Софии он быстрым маршем повел свое войско навстречу врагам, которые выгрузились с кораблей и отдыхали, не ожидая нападения. Неожиданно стремительным ударом Александр Ярославич атаковал шведов с трех сторон. Передовой конный отряд русичей устремился вдоль берега к кораблям, сбивая мостки и отсекая тех, кто не сошел на берег. Враг был в панике, все смешалось в лютой сече, где каждый из русичей дрался один за десятерых. Причем сам князь, громогласно давая распоряжения и команды войску, бился в общих рядах, как простой воин, и проявил чудеса мужества и храбрости. По свидетельству Жития, в единоборстве Александр Ярославич своим острым копьем поразил в лицо самого ярла Биргера. Шведское войско осталось без предводителя и еще больше пришло в смятение.

«Несмотря на численное превосходство своих рыцарей, крестоносцы вынуждены были отступить к стоявшим у берега шнекам. Ожесточенная битва продолжалась у самой воды. Но ранение самого ярла, гибель многих знатных рыцарей, захват и потопление пешей ратью кораблей, в конце концов, привели к жуткой панике в рядах шведов. Крестоносцы стали поспешно садиться на корабли, в беспорядке отходя от береговой черты на расстояние полета стрелы» (Прот. Александр Соколов, «Святой витязь земли Русской», Нижний Новгород, 2008. С. 56).

Многие шведы, не успевшие сесть на корабли, были истреблены ижорянами, которых князь Александр оставил в засаде. Целый день продолжалось сражение, и к исходу дня стало очевидно, что вражеское войско разбито. Оставив без погребения множество убитых, остатки огромного войска шведов на уцелевших кораблях с позором бежали. За эту славную победу народ назвал князя Александра Невским. Древнее предание говорит, что накануне Невской битвы воин сторожевого поста Пелгусий видел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, спешащих в ладье на помощь своему сроднику Александру. Это видение – надежда на помощь свыше, а также слова, сказанные благоверным князем накануне битвы: «Не в силе Бог, а в правде!» – вдохновили новгородскую дружину на подвиг. Вдохновляли эти слова и последующие поколения русских воинов.

Недалеко от места Невской битвы позднее Петр I основал знаменитую Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге и в 1724 г. совершил туда перенесение мощей святого.

Еще более славную победу Александр Невский одержал над Ливонским рыцарским орденом на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. в день праздника Похвалы Богоматери. Битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище». Объединенные суздальско-владимирские и новгородские полки Невский витязь специально построил на льду Чудского озера. Он очень удачно расположил свои войска и так рассчитал все, чтобы сами природные условия и весенний тонкий лед помогли одолеть ему грозного противника. Рыцари выстроились клином и двинулись навстречу ждущему их противнику. Этот испытанный боевой прием всегда приносил им победу. Невозможно было выдержать удар этой закованной в панцири громады, которая подобно тарану все сметала на своем пути. Но русские стояли насмерть. Они сваливали закованных в тяжелую броню рыцарей с коней и добивали их, почти неподвижных, до конца. Все завязли в позиционной борьбе, и битва остановилась на месте.

Тогда Александр Невский ввел в бой конницу, ударившую противнику во фланги, затем засадный полк нанес удар рыцарям в тыл и обратил их в паническое бегство. Вот как описывает эту битву историограф св. князя: «Рыцари первыми начали сражение. Закованные с головы до ног в железные латы, двинулись они на русское войско, чтобы раздавить его своей многочисленностью. Но здесь они встретили такой мужественный отпор, что были поражены. Вместо ожидаемого расстройства или даже бегства врага они с ужасом увидели, как ряды русских плотнее смыкались, образуя собой как бы живую стену. Рыцари были смущены и остановились. Тогда благоверный князь Александр, заметив смущение врага, искусно совершил обходное движение и напал с той стороны, откуда рыцари совершенно не ожидали нападения. Произошла ужасная сеча. Потери рыцарей были громадны. Оставшиеся в живых искали спасения в бегстве, но русские настигали их и убивали…» (Переверзенцев «Россия великая судьба», М., 2006. С. 234-235).

Много рыцарей погибло, часть их попала в плен, и еще немало нашли себе могилу на дне озера под проломившимся тонким весенним льдом. По свидетельству «Жития», после победы во время вступления князя во Псков, 50 знатных рыцарей шли у его коня босые с непокрытой головой, а также множество простых пленников уныло брели за ними. От недавно грозного могучего войска не осталось почти ничего. Это был конец славы и военной мощи ордена. Некоторые историки, особенно немецкие, для которых само воспоминание о Ледовом побоище неприятно, пытаются отрицать сам факт этой битвы. Но об этом свидетельствуют русские летописные источники и немецкие и ливонские хроники.

С 1957 по 1962 гг. в этих местах работала научно-археологическая экспедиция под руководством военного историка Караева. Историки, этнографы, археологи, гидрологи, физики хорошо изучили всю местность. Было точно установлено местоположение каменного утеса Вороний камень и координаты самого сражения. Там на берегу Чудского озера создан музей и историко-культурный центр «Самолва» имени Александра Невского. В своих исследованиях директор центра Владимир Потресов дает полную картину Ледового побоища.

Для всей Руси Невская и Чудская битвы имели огромное значение. Была отражена угроза с Запада, пытавшегося поработить и окатоличить окраинные русские княжества. Очень важны были эти победы и для поднятия духа русичей, совершенно упавшего из-за татарского нашествия.

После столь славных сражений Невский витязь, однако, этим не ограничился и довел дело до полной победы над своими противниками. Предприняв ряд походов в эстонские и литовские земли, он освободил захваченные врагами русские города и надолго отбил охоту воевать с Русью. Враги так боялись князя Александра, что даже само известие о приближении его с войском наводило на них ужас. Двадцать побед одержал князь против западных соседей, посягавших на Русскую землю. Житие отмечает, что князь Александр не захватывал чужих земель и никогда ни на кого не нападал. Рассматривая этот период жизни св. князя, Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир пишет: «Сокрушая коварно нападавших на Русь соседей, он не отнимал их земель, не навязывал побежденным политической зависимости, но заключал мир, довольствуясь лишь возвращением захваченных территорий и жителей, а также возмещением причиненного ущерба» (Цит. по кн. Александр Воловик, «Св. блгв. кн. Александр Невский», М., 2008. С.229).

В договорах политического характера со Швецией, с Норвегией, Германским орденским государством и другими соседями Руси при князе Александре непременно были пункты о развитии торгово-экономического сотрудничества. Торговые соглашения с Любеком и другими городами Ганзейского союза, заключенные князем, особенно содействовали экономическому возрождению Руси. Причем всегда в отношениях с соседями он проявлял великодушие и благородство. История свидетельствует, что Невский витязь, будучи великим полководцем и побеждая сильнейших врагов малыми силами, никогда не обращал своего оружия для порабощения своих соотечественников. Имя его не запятнано участием ни в одной из беспрестанных междоусобных войн. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет, а кто с миром придет – с миром принимаем», – любил говорить Александр Невский.

Слава о его воинских доблестях распространилась по всему миру. Узнали о нем и в Орде. Оттуда пришло повеление, чтобы князь приехал на поклон великому хану. Надменный хан Батый послал сказать святому князю: «Если хочешь землю свою соблюсти невредиму, поспеши немедленно ко мне придти и узришь славу моего царства; себе же и земле своей приобрящешь полезная» («Жития и творения русских святых», М., 1993. С. 73).

Началась дипломатическая деятельность князя. Этим служением, как мудрый политик, он принес Отечеству не меньшую пользу, чем своими ратными подвигами. С богатыми дарами отправился князь в Орду, хотя знал, насколько это опасно, ибо не все князья оттуда возвращались живыми. Когда Александр Невский прибыл в ставку великого хана, от него потребовали, чтобы он исполнил языческий обряд прохождения через огонь и поклонения солнцу, но благоверный князь отказался. Представ пред самим Батыем, князь сказал: «Я христианин, и мне не подобает поклоняться твари, вместо истинного Бога и Творца. Но пред тобой, хан, я преклоню колени, ибо нет власти не от Бога, а в твои руки ныне Бог предал нас». Тогда Батый сказал: «Правду мне говорили о тебе, князь, что ты во всем подобен своему тезке, Александру Двурогому (т.е. Македонскому), но теперь я вижу, что ты больше его». И затем добавил: «Вот это настоящий князь!» («Жития и творения русских святых», М., 1993. С. 74). Князь Александр был осыпан ханскими милостями и возвратился домой с честью. После этого, печалуясь о благе земли Русской, князь еще неоднократно ездил в Орду, чтобы предотвратить опустошительные нашествия на Русь.

Не менее стойким был благоверный князь и в отстаивании духовных рубежей страны. В 1248 году от папы Иннокентия IV прибыли два кардинала с пространным посланием и обещанием всякой помощи, если князь примет католическую веру. Но, несмотря на многие льстивые речи и обещания легатов, Александр Невский решительно отверг их притязания. «От Адама до потопа… от Авраама до смерти Давида царя … и до Христова Рождества и до Распятия Его и Воскресения, и Вознесения до царствования Константина… до I собора и до VII… Вся сия (т.е. истины веры Апостольской) ведаем добре и от вас нового учения не приемлем», – ответил им князь («Жития и творения русских святых», М., 1993. С. 76).

Князь Александр прекрасно знал цену всем словам и обещаниям папским, а также то, что подчинение папе и нашествие рыцарских орденов ведет только к духовному и физическому рабству и разорению страны. Пример другого современного ему великого полководца князя Даниила Галицкого говорил сам за себя. Поэтому легаты папы возвратились в Рим ни с чем. Таким образом, несмотря на обещания королевского титула и короны из рук папы, а также обещания военной помощи рыцарей Запада в борьбе с татарами папские послы получили строгий и решительный отказ.

В 1252 г. после смуты и восстания против татар брата своего Андрея, князя Суздальского, князь Александр, спасая Русь от разорения, опять едет в Орду. Он сумел не только отвратить смертельную опасность, но и получить целый ряд льгот для страны. Даже таким диким и жестоким поработителям, как монголы, князь Александр Невский сумел внушить уважение к себе и своему народу. Он добился того, что из русских княжеств не стали призывать воинов в армию Орды. По просьбе князя все духовенство, храмы и монастыри были освобождены от тяжелой разорительной дани. В самой столице Золотой Орды благодаря его ходатайству была учреждена Сарайская церковная епархия, и епископ с духовенством не только окормлял русских людей, но известны были случаи крещения и знатных татар. Тогда же, в 1252 году, Александр Невский получил от хана Сартака ярлык на великое княжение Киевское, Владимирское и Новгородское. Сартак подчинил ему всех князей Руси. Став великим князем, Александр Ярославич все сделал для того, чтобы князья жили в мире, а Русь возрождалась и отстраивалась. Он сам лично смирял бунтовавших против непосильного ига удельных князей и заставлял их платить дань Орде. Не все правильно его понимали, но речь шла не о чести, а о жизни русского народа. Иначе ордынцы могли бы его совсем уничтожить.

Князь Александр Невский подавлял антиордынские выступления во время татарской переписи населения в 1257 году, в 1259 году и др. Даже своего сына князя Василия Новгородского, возмущавшегося против татарских баскаков, в 1260 году он посадил в тюрьму, а главных зачинщиков казнил. Такими жесткими мерами Александр Невский установил на Руси мир и порядок. Однако, как отмечает профессор Богданов, все эти восстания и возмущения против татарских баскаков происходили не без участия самого князя Александра.

Историки давно предположили, что во всех этих антиордынских выступлениях видна единая и сильная направляющая рука. «Одновременный бунт во всех крупных городах Владимиро-Суздальской Руси не мог возникнуть без ведома, а то и организационного участия великого князя Александра», – пишет А.П.Богданов (Богданов А. П. «Александр Невский», М., 2009. С. 307-308). На это указывает и В.А. Кучкин, ссылаясь на летописи, где говорится, что князь Александр в начале 60-х годов рассылает по городам Руси грамоты, в которых велел татар побивати («Не в силе Бог, а в правде», М., 2007. С. 246).

Ради сохранения родной земли от губительных татарских набегов он вел сложнейшую дипломатическую игру. Искусно лавируя между золотоордынскими властями и центральным монгольским общеимперским правительством, Александр добивался прощения восстававших князей, освобождения русских пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынских туменов в далеких походах.

«Александру Невскому во многом удалось превратить Русь из данника в значимого политического партнера, как Золотой Орды, так и центрального правительства империи. Добившись двойного подчинения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси как Батыю, так и великому хану, он получил возможность, играя на противоречиях между ними, существенно ослабить пресловутое иго. При этом ему удалось не только получить, но и сохранить военно-политическую поддержку как центральных, так и золотоордынских властей. Этому способствовали не только продуманная внутриполитическая линия, но и личные дружеские отношения князя с монгольскими правителями, уважавшими его мужество, храбрость и верность своим обязательствам», – утверждает Александр Воловик (Александр Воловик «Св. блгв. кн. Александр Невский», М., 2008. С. 20).

Правители Золотой Орды проявляли сильнейший интерес к Православию. Сын и преемник Батыя побратим Александра Невского Сартак был христианином. Один из ордынских царевичей с именем Петр стал почитаемым русским святым.

Следует особо отметить, что за время пребывания св. Александра Невского на великокняжеском престоле не было набегов ордынских полчищ на Русь, как не было и междоусобных войн между русскими князьями. Но это очень дорого стоило самому великому князю. Очень много душевных и физических сил потратил он для умирения Руси. Очень много тяжелых и болезненных моментов пережил князь, когда смирял бунтовавших против ига князей, и при этом у него самого буквально сердце обливалось кровью. Очень много золота, серебра и разных дорогих подарков отвез он в Орду, умилостивляя ханов, но не меньше потратил и для выкупа пленных. Об этом свидетельствует историк Н.М. Карамзин. Болело сердце св. Александра за землю Русскую, и для блага ее он не жалел ничего.

Четыре раза ездил князь в Орду, рискуя жизнью, и в общей сложности провел в этих поездках около пяти лет. Александр Невский отстоял управление народом русскими князьями, свои законы и свой суд, неприкосновенность веры и церковного устройства, право вести войну и заключать мир. Власть татар ограничивалась исчислением народа и взиманием дани. В спокойной обстановке благоверный князь строил храмы и монастыри. Вместе с митрополитом Кириллом II он всячески содействовал возрождению всех сторон церковной жизни. Это имело очень большое значение, ибо при общей раздробленности Руси Церковь всех соединяла, и митрополит вместе с великим князем играл большую роль в объединении страны. В тяжелейших условиях ига именно консолидирующая роль Церкви и сохранение православной веры как крепкого духовного стержня обеспечили редкую в истории непрерывность в утверждении самобытности нашего народа. Князь Александр Невский все годы своего правления последовательно совершал процесс собирания Руси вокруг нового Владимирского центра, вместо Киева. Он выдал из княжеской казны займы купцам и наладил торговлю. Из пределов Юго-Западной Руси, превращенной татарами в руины, Александр Невский пригласил во владимирские земли несколько тысяч крестьянских семей и помог им обустроиться на новом месте. Множество мастеровых людей были им приняты и обеспечены работой. Своей мудрой дальновидной политикой в условиях татарского ига он заложил основу для возрождения из пепла русского государства. При этом сам князь всегда был для русских земель правилом веры и образцом христианской нравственности.

Князь Александр Невский был человеком глубочайшей веры, высокой духовной жизни и искал прежде всего «правду Божию». Автор «Жития» писал о нем: «Князь благ, тих, уветлив, кроток, смирен – по образу Божию есть, не внимая богатства и не презирая кровь праведничу, сироте и вдовице в правду судяй, милостилюбец, а не златолюбец, благ домочадцем своим и внешним от стран приходящим кормитель. Бе бо иереелюбец и монахолюбец и нищия любя, митрополита же и епископа чтящее и послушаше, аки самого Христа» (Древняя русская литература, М., 1980. С.122).

Святитель Феофан Затворник говорит о нем: «Правила жизни св. Александра суть правила Евангелия, дух Александра есть дух Христов – не дух мира, но дух, иже от Бога, дух самоотвержения и самораспятия, принесший себя любовию в жертву Богу и братьям» (Александр Воловик, «Св. блгв. кн. Александр Невский», М., 2008. С. 111). Сергей Перевезенцев пишет: «Великий государственник, ценой неимоверных усилий сохранивший в очень тяжелые времена народ и земли Руси, создавший основу мощного единого государства Российского, сохранивший саму сущность и православный дух русского народа, св. блгв. кн. Александр Невский всего себя отдавал служению Родине и св. Церкви, «полагая душу свою за други своя» (С. Переверзенцев «Россия великая судьба», М., 2006. С. 235).

А это самая высшая степень христианского подвига на земле. По словам Самого Господа: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13). Из 43-х лет жизни 30 лет он провел в битвах и военных походах, защищая правду Божию. Все великое служение благоверного князя прекрасно охарактеризовал его современник следующими словами: «Он много потрудился за землю Русскую… И за великое княжение живот свой отдавая и за православную веру» («Жития святых» по руководству Четьих Миней Дмитрия Ростовского август, М., 1905. С. 562).

Эти неустанные труды подорвали здоровье Невского витязя. Он умер в возрасте 43 лет 6 декабря 1263 года в Городце на Волге, возвращаясь домой после долгого пребывания в ставке великого хана. Перед смертью св. князь Александр принял монашеский постриг с именем Алексий. Узнав о кончине князя, митрополит Кирилл воскликнул: «Закатилось солнце земли Русской!» В день встречи его честных останков во Владимире собралось великое множество народа, и летописец отметил: «Земля стонет от воплей и рыданий». Народ очень любил и почитал Александра Невского. В Житии св. блгв. Князя сказано: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Египетского до гор Архрытских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима» (Богданов А. П. «Александр Невский», М., 2009. С. 310).

В 1547 г. Церковь причислила его к лику святых. Мощи св. благоверного князя Александра Невского сейчас находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Он является покровителем русского воинства, особенно казачества, которое считает дни памяти святого – 6 декабря и 12 сентября – днями казачьей доблести и славы. Главным казачьим войсковым храмом был Александро-Невский собор г. Краснодара. Разрушенный в годы лихолетья, ныне он уже восстановлен во всем своем великолепии и является главным духовным центром казачества Кубани.

Центром духовно-просветительской и культурной жизни всей РПЦ всегда была и есть Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге. А всего в мире более 1100 храмов и часовен посвящено св. князю Александру Невскому.

Во все времена образ св. благоверного князя Александра Невского вдохновлял русского человека на подвиг защиты Отечества. Его светлый образ вел собранные далеким потомком Димитрием Донским русские дружины к победе на поле Куликовом. С именем св. Александра шли в бой русские полки во время Отечественной 1812 г. и Первой мировой войн. Как знаки русской воинской славы стоят по всей Европы великолепные памятники и Александро-Невские православные храмы. Вдохновлял Александр Невский и советских воинов на защиту Родины во время Великой Отечественной войны. Известны случаи, когда в окопах на ордене Александра Невского, словно на иконе, русские офицеры клялись еще сильнее бить врага так, как делал это Александр Ярославич. На каждом фюзеляже самолета эскадрильи, изготовленной на деньги, собранные Русской Православной Церковью, было начертано славное имя «Александр Невский». С великой честью и любовью пронесли это святое имя наши воины и одержали победу над своим смертельным врагом, добив его в самом логове. Любят и почитают его и современные граждане России, духовные наследники его славных побед. Кавалер ордена св. блгв. кн. Александра Невского приснопоминаемый патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал о благоверном князе: «Доблестный защитник Отечества, мудрый правитель, заложивший основы Государства Российского, выросшего благодаря неустанным и благодатным трудам его потомков в могучую державу, св. князь Александр Невский, высоко чтимый народом, Русской Православной церковью, стал светлым символом самой России» (Цит. по кн. Александр Воловик «Св. блгв. кн. Александр Невский», М., 2008. С. 6).

Не случайно из 500 самых ярких личностей российской истории, предложенных в масштабном проекте телеканала «Россия», народ выбрал сначала 12 кандидатов, а потом назвал «Именем России» князя Александра Невского. Имя это золотыми буквами вписано в книгу истории и культуры нашей страны и всегда будет славимо благодарными потомками.

Протоиерей Ростислав Мельник, Ставрополь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Ростислав Мельник
Святой праведный воин Феодор
Адмирал Ушаков
18.09.2020
Защитник и покровитель России
Святой великомученик Георгий
06.08.2020
«Креститель и просветитель народа»
О Святом Равноапостольном князе Владимире и крещении Руси
03.07.2020
Главный хранитель России
О Святом Апостоле Андрее Первозванном
01.07.2020
Все статьи Протоиерей Ростислав Мельник
Александр Невский
Все статьи темы
Герои России
100 лет ветерану!
Век в строю, век служения Отечеству!
17.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Пора восстановить историческую справедливость
Почему в Белоруссии до сих пор не поставили памятник Петру Христиановичу Витгенштейну?
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Все статьи темы
ДелоРус
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
«Его творения живы, а память о нём почти угасла»
В Санкт-Петербурге отпраздновали 255-летие великого русского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова
12.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31