«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение»

(Стихира русским святым)

0
1075
Время на чтение 20 минут
Фото: Икона «Всех русских святых» монахини Иулиании (Соколовой)

 

Екатеринбургские и Алапаевские мученики, прославленные Церковью в лике св. страстотерпцев, всем подвигом своей жизни явили яркий пример святорусского духа. Святая Русь определяется не географическими координатами, не этносом и не принадлежностью к русскому роду. Это духовное понятие, созидающееся в сердце человека. Оно характеризуется крепкой и глубокой верой, мечтой народной о Царстве Небесном и устремлением к евангельским идеалам добра и правды Божией, в подражании Самому Христу и Его св. угодникам. Русский народ всегда отличался терпением, смирением, добротой и честностью.

Всем известны поговорки «Не в силе Бог, а в правде!» и «Бог терпел и нам велел». В старину на Руси образование велось по Часослову и Псалтыри, а чтением были Жития святых и поучения отцов Церкви.

Жизнь человека строилась вокруг храма, начиная от крещения до отпевания. Всё регламентировалось церковными канонами. Семейная, бытовая, хозяйственная, общественная и государственная жизнь совершалась по церковному календарю. В церковных праздниках, таинствах и обрядах участвовали все, от старого до малого, от князя до крестьянина.

Иностранцы всегда отмечали необыкновенное благочестие русского народа. Поэтому Русская держава, единственная в мире, получила название Русь Святая. Во все времена у нас было много подвижников и праведников. Именно они и воплотили своим жизненным подвигом идеалы Святой Руси, хранимые, прежде всего, простым народом.

Однако было бы неверно и несправедливо считать, что в нашем государстве всё было так хорошо. Возникали секты и расколы, всевозможные суеверия, голодные годы, моры и падение нравов. Как и все люди, наши предки тоже ошибались и много грешили, особенно те, кто были облечены властью. И на Руси случались смуты и измены, обман и воровство, насилие и разгул разбойничьих страстей. Не раз возникали кровопролитные бунты, подобные восстаниям Стеньки Разина и Пугачева, когда крушили всё, не щадя ничего святого. Совершенно был прав А. С. Пушкин, когда сказал: «Нет ничего страшнее русского бунта, бессмысленного и беспощадного». И в этом тоже иногда проявлялась широта русской натуры. За эти и многие другие грехи следовали наказания и беды. Нашествия иноплеменников, междоусобицы, пожары, эпидемии и голод приносили много горя и страданий. Порой бывали моменты, когда вставал вопрос: быть или не быть русскому государству? Но согрешив, наши предки умели и каяться. И тогда, словно птица феникс, Русь возрождалась из пепла, в прежней силе и славе, сохраняя свой дух.

Перемены произошли в 18 веке. В начале 18 века царь Пётр I «вздыбил русского коня и, прорубив окно в Европу», понёсся на полном скаку к европейскому прогрессу. Он стал ломать русские традиции и переделывать на светский лад всю жизнь страны по западному образцу. Царь обезглавил Церковь, лишив её патриаршества, и подчинил её себе. Лишь небольшая часть её не приняла реформ, уйдя в леса, в кержацкие скиты. Дальше наступил Синодальный период и Церковь формально превратилась в некое подобие государственного департамента, возглавляемого обер-прокурором Святейшего Синода. В «Табели о рангах» священники были поставлены чуть выше самого низшего сословия – крестьянства. Крестьянин и священник находились в большой зависимости от барина. Утратив в определенной мере свободу и независимость от светской власти, Церковь потеряла и своё прежнее влияние на духовно-нравственное состояние общества.

История народов мира свидетельствует, что ослабление нравственного фундамента, на котором строится здание государства, со временем приводит к ослаблению самого государства. И пример этому – царская Россия.

Золотой период правления царицы Екатерины II принёс закрытие многих монастырей и нарушение древнерусских православных традиций. А ведь монастыри всегда были опорой Церкви и самого государства. Монастыри послужили службу Отечеству, как фортификационные сооружения, при защите от завоевателей. Героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от войск пана Лисовского в Смутное время, а также история Псково-Печорского и других монастырей тому яркое свидетельство. Благодаря монахам и православным миссионерам были освоены северные, дальневосточные и алтайские регионы России. Монастыри явились школой передового хозяйствования. Пример тому северные Соловецкая и Валаамская обители, где в теплицах выращивали арбузы и персики. В неурожайные годы бедные крестьяне нанимались в монастырские работники, чтоб заработать для семьи копейку. Русские обители играли очень большую роль в духовной и культурной жизни страны. Там создавались библиотеки, велось летописание, открывались школы и духовные училища, развивалась живопись и архитектура, рождались прекрасные образцы певческого искусства. Это были центры духовного просвещения и православного благочестия, которые укрепляли религиозно-нравственное состояние общества. Поэтому можно сказать, что Екатерина в отношении монастырей не совсем была и права.

Митрополит Ростовский Арсений (Мациевич), который пытался возражать против церковной политики императрицы, был ею замучен в тюрьме и впоследствии причислен к лику святых в чине мученика. Пострадали и многие другие священнослужители, которые выразили хоть малейшее недовольство. Вообще, она очень жестко расправлялась с теми, кто пытался оспаривать её повеления. Судьбы её мужа Петра III, несчастного Ивана Антоновича и княжны Таракановой всем известны.

Екатерина II в своей деятельности опиралась на дворянство. В её правление ещё больше увеличилось разделение между элитой общества и простым трудовым народом. Дворяне всё больше получали прав и привилегий, а крестьяне закрепощались. «Тут уж и бабушке не до Юрьева дня». Жить народу стало значительно тяжелее. Поэтому такой размах приобрело восстание Пугачева и так сильно оно потрясло Российскую империю. «История пугачевского бунта», написанная А. С. Пушкиным, даёт яркое свидетельство жизни того периода.

Но главное, это то, что эпоха Екатерины II была временем пышных балов, славных побед и свершений. К России присоединился Крым, русский флот стал господствовать в Черном море, заселились новые земли, освоили Кубань и Новороссию. А важнее всего то, что прекратились набеги диких степных орд, разоряющих и сжигающих наши селения, пленяющих русских людей, которыми потом торговали на невольничьих рынках.

19 век принес славу Российской империи многими победами на поле брани. С началом Отечественной войны 1812 года все сплотились в патриотическом порыве и ценой неимоверных усилий отразили нашествие войск Наполеона. Не только регулярная армия, но и весь народ, вооружившись вилами и топорами, в партизанских отрядах громили врага. Победоносные русские полки, поразив неприятеля в жестоких битвах на своей земле, с боями прошли почти всю Европу и завершили свой путь триумфом в Париже. Там многие наши дворяне приобщились к идеям тайного учения масонства, которое было противником монархического строя. Воспринятые ими понятия свободы, как вседозволенности и всеобщего равенства, подпитанные лозунгами французской революции, завладели умами многих. Император Александр I Благословенный внезапно скончался в расцвете сил. В результате всего этого в 1825 году вспыхнуло восстание декабристов, которые хотели под корень уничтожить весь царский род Романовых.

Восстание грозило ввергнуть страну в хаос и кровавую смуту. Заговорщики мечтали разрушить родово-сословную вертикаль власти и даровать всем равенство и свободу, хотя уже по самим условиям рождения человека равенство было невозможно. Декабристы составили свою конституцию, в которой после свержения царя диктатором предполагалось провозгласить князя Трубецкого. Крестьян декабристы хотели освободить от крепостного права, не обеспечив их землёй и правовой защитой. Тем самым они обрекали крестьян на голод и нищету. Между прочим, никто из этих реформаторов не дал вольную ни одному из своих крестьян. Национальные меньшинства, по их проекту, должны быть собраны и переселены на новые места проживания. Стране грозила кровопролитная гражданская война. Но ничего у декабристов не получилось. Царь Николай Павлович подавил восстание и виновные были наказаны. Пять самых главных виновников казнили через повешение, а остальных после тщательного расследования сослали в Сибирь.

Однако революционное брожение в умах и сердцах продолжалось. Император Николай I навёл строгую дисциплину и порядок. Россия стала возрастать в своём могуществе. Это очень не понравилось «партнёрам» в Европе. Поэтому они подтолкнули Турцию к войне с Россией. Крымская война (1853-1855гг.), в которой России противостояли не только турки, но и вся Европа, принесла славу русскому оружию. Героическая оборона Севастополя, взятие Карса и победа в морском сражении при Синопе вписали славную страницу в русскую историю. Всё же, война была неудачной и закончилась поражением. Это привело к значительной утрате нашего влияния в черноморском регионе и значительному сокращению русского флота. Поражению в войне революционно настроенные русские либералы только порадовались.

Император Александр II Освободитель своим манифестом в 1861 г. отменил крепостное право. В русско-турецкой войне он освободил балканские народы от турецкого ига. Царь провёл либеральные реформы, значительно смягчил цензуру и утвердил свободомыслие. Тем не менее, на него много раз покушались террористы и, в конце концов, убили в 1881 г. В его правление во всех образовательных учреждениях значительно усилились идеи нигилизма и западной либеральной философии. Стали набирать силу, особенно среди интеллигенции, нечаевщина, народовольчество, терроризм и другие революционные движения, разрушающие изнутри державу Российскую. Террористы развязали настоящую войну, в которой погибло много государственных служащих, и даже убили самого царя.

Сменивший его на троне император Александр III Миротворец, в отличие от своего отца, стал совершенно по-другому вершить все государственные дела. Он взял под личный контроль все органы власти и навёл порядок. Будучи строгим, прежде всего, к самому себе, государь требовал дисциплины и от своих подчинённых. Отличительной чертой его также было большое трудолюбие и религиозность. Революционные движения при нём притихли, и в стране наступил мир и спокойствие. Государь говорил: «У России в мире есть только два союзника – наша армия и наш флот». Он всячески заботился и укреплял их.

Российская империя стала играть большую роль в европейской политической жизни. В последние десятилетия 19 века, как в экономическом, так и в культурном плане, Россия получила большое развитие и стала гарантом мира для других стран. Известно такое выражение: «Пока русский царь Александр III удил рыбу, Европа спокойно ждала, когда он освободится и скажет своё веское слово по любому вопросу политики». Российская империя стала великой и могущественной державой. Произошло значительное развитие науки, промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Все виды художественного творчества и искусств достигли своего расцвета. 19 век называется «золотым» и «серебряным» веком русской литературы. Многие шедевры русской живописи, архитектуры, музыки, театра и балета вошли в сокровищницу мировой культуры. Стабильность и мир воцарились в стране. Не зря Александру Александровичу присвоили титул Миротворец. Унаследовавший после него престол царь Николай II был по натуре мягким, спокойным, рассудительным и очень выдержанным. Как и вся его семья, он показал себя человеком глубоко верующим и преданным Православной Церкви.

В своей внутренней и внешней политике государь продолжал линию своего отца. Однако после смерти Александра III в 1894 году стало увеличиваться внутреннее разделение и раскол в русском обществе. В самом конце века антимонархические настроения, особенно среди интеллигенции и разночинцев усиливались. Этому были подвержены, в той или иной степени, все классы общества. Часть высшей знати постепенно отрывалась от народных традиций, обычаев и чаяний. На русском языке они разговаривали только с прислугой, а общались или читали книги на французском или немецком. Гувернерами в барских домах, как правило, были иностранцы. Они воспитывали своих учеников в пренебрежении ко всему русскому. В своих имениях многие помещики бывали редко, доверяя все заботы наёмным управляющим. Сами они проживали в крупных городах или отдыхали за границей, проводя всё своё время на балах, увеселениях и играх. Да и по происхождению своему многие из них были иностранцами и не православными по вероисповеданию. Поэтому они не всегда отличались особым патриотизмом.

Образование стало сугубо рационалистическим, секулярным, сеющим нигилизм и антимонархические настроения, зовущие к борьбе за революционные преобразования. Образованные люди увлекались вольтерианством, толстовством, марксизмом и другими социалистическими учениями. Французские революционные идеи постепенно стали овладевать русскими умами. Призрак революции начал бродить в студенческих аудиториях, где витали идеи материализма, а студенты стали участвовать в революционных движениях. В кругу образованных людей было модным ругать и насмехаться над всем русским, народным и преклоняться перед Западом, заискивая во всём перед Европой. Об этом говорили Михаил Катков и Ф. М. Достоевский в своих письмах. Конечно, были у нас славянофилы и «почвенники», но их голоса не были слышны в шумном хоре западников.

Многие были недовольны бюрократией, карьеризмом, взяточничеством и казнокрадством чиновников. Произведения Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина и других великих писателей являются этому ярким свидетельством. Некоторых из промышленников, банкиров и купцов, скопивших значительные капиталы, не совсем устраивала строгая монархическая вертикаль власти и сословно-классовое устройство российского общества. Они хотели демократических реформ, чтобы и самим принимать участие в управлении государством. Поэтому финансово поддерживали либеральных социалистов. Как пример, можно назвать Морозова, на фабрике которого изготавливали взрывчатку для террористов. Старообрядцы, вспоминавшие старые обиды, тоже вносили свою лепту в дело борьбы с властью. Часть помещиков не хотели ни служить, ни заниматься сельским хозяйством. Они проводили время праздно и бездумно, весело прожигая свою жизнь. От этого они беднели и тоже винили во всём правительство. Крестьяне хотели больше земли и увеличения своих гражданских прав. Рабочие боролись за свои права, требуя повышения зарплаты, сокращения рабочего дня и улучшения условий труда. Для этого они устраивали забастовки и митинги, где нередко предъявляли и политические требования. Разделения были и среди высшей российской знати. Образовались группы сторонников английского, французского, немецкого влияния, которые преследовали свои цели. Но все эти разделяющие факторы не были так опасны для Российской империи, как факторы внутренние и духовные. Страшнее было обмирщвление, утрата духовного единства, переоценка нравственных ценностей и раскол внутри русского общества. Одной из причин такого духовного состояния было уменьшение влияния Церкви на умы и сердца россиян.

Веками, начиная со времен св. князя Владимира Красное Солнышко, православие было опорой Руси, нравственным фундаментом, на котором строилось её могущество и величие. Так было во время княжеских междоусобиц, когда единая Церковь во главе с Митрополитом соединяла и умиротворяла Русь. Так было во время монголо-татарского ига, когда она вдохновляла и благословляла на жертвенный подвиг защиты веры и родной земли. Так было в Смутное время, когда стойкостью и трудами святых патриархов Иова и Ермогена, иноков Троице-Сергиевой Лавры погибающая в распрях Русь поднялась в едином патриотическом порыве и сумела изгнать своих поработителей. Так было во время Отечественной войны 1812 года, когда весь народ объединился, защищая веру и Отечество, победил Наполеона и завершил свой подвиг освобождением Европы. Так было во время русско-турецкой войны, когда тысячи добровольцев освободили своих славянских братьев от турецкого ига.

Православие было государственной религией, хотя и другие вероучения ничем не ущемлялись. Для определения гражданства в Российской империи при переписи населения главной категорией была не национальность, а вероисповедание. Однако, начиная с петровских времён, в положении Церкви в России произошли большие перемены, которые негативно отразились на духовном здоровье нации.

В Синодальный период Церковь при видимом внешнем благополучии и расцвете была лишена патриаршества и потеряла независимость. Петровскими реформами симфония, синергия двух властей, царской и духовной, была нарушена. Главным отрицательным последствием этой реформы было то, что в России Церковь стала терять один из главных своих признаков – соборность. Чиновники епархиальных консисторий ограничивали власть архиереев. Часто бывало, что они строили интриги и мешали епископам исполнять свой пастырский долг. Имея очень скромное жалование, эти чиновники отличались теми же пороками, которые имели их светские коллеги. Приходилось с ними бороться. Об этом свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов и другие духовные писатели Синодального периода. Возглавляемая обер-прокурором Святейшего Синода, Церковь мало имела возможности свидетельствовать миру Божью истину и обличать сильных мира сего во грехах. Будучи частью государственной бюрократической системы, она отчасти потеряла возможность ходатайствовать перед властями за бедных, обижаемых и сирот.

Значительно были потеряны Церковью и функции просвещения, особенно в высшей школе. С потерей Церковью всех этих качеств, постепенно стал ослабевать духовный стержень, скрепляющий Российскую империю. Духовное единство общества было нарушено. Многие из знати не были православными и с пренебрежением относились к простому русскому народу, хранителю отеческой веры. Да и те, кто считал себя православными, глубоко не вникали в догматы веры, а скорее были обрядоверами. Чего только стоило причащение раз в год с обязательным предоставлением справки от духовника об исповеди. В высшем свете были модными такие явления, как оккультизм, магия, спиритизм, гадания и астрология. Много также было адептов русских, западных и восточных сект. В народе были распространены радения духоборов, молокан, хлыстов, скопцов и других экзотических сект. Юго-западные степные земли и Поволжье заселяли протестанты колонисты. Закрытие царицей Екатериной II двух третей русских монастырей и духовных школ, которые процветали в обителях, привело к упадку духовного просвещения. В духовных семинариях и училищах начала 19 века не хватало даже учебников. В книжных лавках почти невозможно было найти труды св. отцов и православную литературу. Зато имелись произведения католических и протестантских богословов и всевозможные пособия по оккультизму и книги еретические, заключенные в т. н. «индекс запрещённых книг». Западному влиянию были подвергнуты все виды церковного искусства и культуры. Храмы строили по образцу католических соборов. Иконы стали писать маслом и слишком натурализированные, т. н. «фряжского письма». А ведь не зря было сказано: «когда родилось масло, то умерла живопись». В церковном пении стал модным итальянский концертный стиль. Схоластическому западному влиянию подверглось даже русское богословие. В духовных школах язык науки был латинский, и очень сильным было влияние католического богословия. Многие десятилетия утверждалась ложная юридическая теория спасения, противоречащая святоотеческому учению. Впоследствии многие католические богословы сами от неё отказались и стали изучать творения святых отцов. От излишнего западного влияния предостерегали святитель Игнатий Брянчанинов и Оптинские старцы.

Все эти причины сказывались на нравственном состоянии духовенства. Священники, особенно провинциальные, были малограмотны. Богослужебный устав они нарушали, и проповедь Слова Божия не вели. Об этом свидетельствует святитель Тихон Задонский в своих письмах и другие церковные писатели, вплоть до середины 19 века. И только во второй половине 19 века Церковь стала освобождаться от западного влияния и возрождать восточные святоотеческие традиции. Трудами четырёх духовных академий и других духовных школ, а также святителей Филарета Московского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Оптинских старцев и других подвижников были переведены на русский язык Библия и многие святоотеческие творения. Русская богословская наука в духовных академиях достигла очень высокого уровня. Стали издаваться святоотеческие  творения, многочисленные богословские труды профессоров, церковные газеты и журналы, епархиальные ведомости, духовно-нравственная литература. Многочисленная сеть церковно-приходских школ и Закон Божий, преподаваемый в средних учебных заведениях, значительно повысили уровень духовной грамотности в народе. Были явлены тогда и великие подвижники, такие как Серафим Саровский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Оптинские старцы, св. Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, иноки Соловецкого и Валаамского монастырей и многие другие. Примером своей жизни и силой слова они просвещали мир светом Христовой истины.

И всё же воцерковление было уделом немногих. Уровень духовно-нравственного состояния общества находился далеко от евангельских идеалов. Очень многие люди, особенно образованные, потеряли веру в Бога и нравственные критерии в жизни. В начале ХХ века все негативные тенденции, разъединяющие русское общество, и внутренние и внешние, только усилились.

И на всём этом фоне семья царя Николая II проявила пример глубокой веры и православного благочестия. За годы своего царствования государь показал себя, как мудрый и заботливый хозяин. Он был культурным, образованным, честным и справедливым правителем, любящим свою страну и заботящимся о благе народа. Но очень многие современники его не понимали и не поддерживали.

В период своего расцвета до 1914 года, когда началась I Мировая война, Россия была индустриальной, большими темпами развивающейся страной, с высоким уровнем жизни народа. Несмотря на это, очень много лжи и клеветы изливалось на кроткого и смиренного царя. Появилось очень много врагов, недовольных его правлением и жаждущих революционных перемен. В итоге, в результате многих внутренних и внешних факторов, разразилась революция, которая лишила трона ни в чём не повинного царя. И, как видно из прежде сказанного, готовилась она долго и начало ей было положено давно, а совершилась революция в 1917 году.

ХХ век принес в мир много горя, бед, революционных катастроф и небывало жестоких войн, в которых погибли миллионы людей. В связи с этим противоречия между классами русского общества ещё больше обострились, несмотря на то, что в 1913 году Российская империя вошла в пятерку самых богатых индустриальных держав мира. Уровень жизни простого трудового народа был выше, чем во многих европейских странах. Об этом говорит государственная перепись 1897 года и другие цифры статистики о жизни Российской империи. Однако Русско-японская и I Мировая войны и революция 1905 года истощили духовные и материальные ресурсы страны. Наступила и моральная усталость от множества потерь и человеческих жертв, а также от информационной войны, развязанной врагами России. Войны всегда забирают у нас самое лучшее и достойное.

По этим и другим причинам противоречие и разделение в обществе обострились ещё больше. Социалисты всех партий начали подготовку революции. Возникла волна забастовок, щедро оплачиваемых спонсорами. Во многих городах стали проводить митинги, демонстрации и тайные сходки. Возникали подпольные типографии, огромными тиражами издававшие революционные листовки и литературу. Газеты развернули антимонархическую пропаганду, и всякую ложь и клевету на царя и его семью. Стали создавать вооружённые организации боевиков, которые финансово поддерживались и снабжались оружием врагами России из заграницы. Страну захлестнула волна терроризма. За несколько лет террористы убили тысячи госслужащих. Стали организовывать мятежи, погромы, поджоги и чудовищные провокации, подобные Кровавому Воскресенью 9 января 1905 года, чтобы скомпрометировать самодержавие.

К февралю 1917 года против царя объединились все внешние и внутренние деструктивные силы. В результате всеобщего заговора царь был предан и пленён в своём вагоне. Его заставили подписать отречение от трона и затем арестовали. Вместе со всей семьёй он был заключён под стражу в Царском Селе. Впоследствии св. Царственных Страстотерпцев сослали в Екатеринбург и убили. Империя пала под мощным натиском мировой закулисы, финансовых воротил Запада и умелой работой иностранных разведок. Они были главными организаторами и режиссерами революции. Использовали все внешние обстоятельства, и умело направили всех внутренних врагов Российской державы на разрушение монархии.

К власти пришло Временное правительство, которое за 8 месяцев своего правления уничтожило все опоры, на которых держалось государство. Правительство во главе с Керенским развалило всё: и армию, и силовые структуры, и судебную систему, и промышленность, и сельское хозяйство.

Большие перемены произошли и в жизни Церкви. Церковь была отделена от государства, но само оно от неё не отделилось. Временное правительство распустило старый состав Святейшего Синода и избрало новый состав во главе с обер-прокурором В. Н. Львовым. По всей стране епархиальные съезды выбрали новый состав епархиальных советов, значительно ограничивающих власть епископов. Заседания епархиальных и приходских советов стали походить на митинги. Везде смущение и разделение на партии. Во всех учебных заведениях отменили преподавание Закона Божия, а церковные школы передали Министерству народного просвещения. Революционный хаос отразился на всей жизни Церкви.

Таким образом, страну захлестнул хаос и беззаконие. Власть зашаталась в слабых руках Керенского и её подобрали большевики, которые начали наводить свои порядки. Большевики в основу своей идеологии положили классовую борьбу и красный террор в отношении инакомыслящих. Они установили жёсткую дисциплину и революционный порядок во имя всеобщего равенства и благоденствия. Химера ложной свободы соблазнила многих. Лозунг «Кто был никем, тот станет всем!» возбудил низменные чувства в душах народа. Однако не кухарка стала управлять государством. К власти пришли ярые революционеры. К тому же, в ряды пламенных большевиков влилось много освобождённых из тюрем уголовников. Волна злобы и насилия захлестнула всю страну. В революционном запале начался разгул страстей и погром культурных ценностей, разрушительная волна насилия и мародёрства, уничтожение святынь и казни духовенства. Большевики сознательно разрушали старые духовные и культурные ценности, веками сложившиеся устои и обычаи, весь традиционный уклад жизни, семьи и общества. На развалинах старого мира они мечтали построить новый справедливый мир. Еще одной из главных целей для них был экспорт революции по всему миру.

Православной Церкви, да и всем религиям, по их мнению, в будущем новом обществе «свободных» людей места не предполагалось. Поэтому началась жестокая борьба против Церкви и любой религиозности. Новую жизнь пытались строить без Бога. Русь святая превратилась, по словам русских поэтов в «Русь безбогую, больную и блажную». Но святорусский дух совсем никуда не исчез. Отчасти он переселился в тюрьмы и гулаги. Именно в тюрьмах и в суровых ссылках сохранялась Святая Русь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нигде у него не было такой сильной молитвы, как в тюрьме. Это утверждает и святитель Лука Крымский в своей книге «Я полюбил страдание», а также об этом свидетельствует история Соловецкого лагеря особого назначения.

Благодаря молитвам и стойкости новомучеников и исповедников, Церковь выстояла в тяжелейших испытаниях. В страданиях она очистилась и обновилась, хотя и значительно уменьшилась в размерах. Сказались плоды атеистической пропаганды и давление государственной советской машины по обезбоживанию народа. Но как только это давление ослабло, Русская Православная Церковь начала расти и возрождать свои многовековые традиции. Особенно сильно это возрождение наступило с 1988 года, когда вся страна широкомасштабно отметила празднование Тысячелетия Крещения Руси. Очень многие потянулись в храмы, где совершались массовые крещения взрослых и венчания обратившихся к отеческой вере людей.

Однако с поднятием «железного занавеса», в период перестройки и перезагрузки в страну с Запада хлынули мутные потоки всевозможного сектантства, в том числе таких деструктивных сект, как мормоны, сайентологи, Аум Синрикё, Свидетели Иеговы, муниты, Армия Спасения и прочие носители западной духовности.

Большие арены и концертные залы стали собирать проповедники протестантских конфессий. Экраны телевизоров и клубные сцены заполонили экстрасенсы и т. н. «целители»: Кашпировский, Чумак, Джуна Давиташвили, Юрий Лонго и другие оккультисты, маги, колдуны, астрологи и предсказатели судеб, которые пытались внушить иные духовные и культурные ценности гражданам России.

СМИ стали насаждать культ «Золотого тельца», чувственных удовольствий и плотских утех, что приводило к потребительскому отношению к жизни, изменению ценностей и рабству греху.

В период приватизации государственного имущества кучка нуворишей захватила природные ресурсы и богатства страны. Они довели экономику и финансы до дефолта. Тем самым они ввергли почти весь народ в нищету, посеяли в обществе смуту и вседозволенность для богатых и власть имущих.

Все эти вышеизложенные причины привели к тому, что начавшееся покаяние и духовное возрождение затормозилось, а в самом обществе возникли разделения и недовольство существующими порядками. Страна оказалась на грани гражданской войны. Все мы помним, как расстреляли из танковых пушек Верховный Совет и штурм телецентра Останкино. Здесь Церковь сыграла решающую роль в примирении враждующих сторон. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II взяли из Третьяковской галереи икону Владимирской Богоматери и в Богоявленском соборе перед этим чудотворным образом непрестанно читали акафисты и молитвы о спасении России. В то же время в Даниловском монастыре стороны конфликта собрались на переговоры и сумели договориться о примирении. Еще одним очень важным благом для Отечества явилось восстановление молитвенного общения и примирение Московской Патриархии и Русской Зарубежной Церкви в 2007 году.

Как и всегда, Церковь примиряла, спасала и возрождала священные традиции служения Отечеству в делах милосердия, призрения сирот, больных и престарелых, в устройстве церковных школ и детских приютов. Для Церкви наступило «время собирать камни». В числе первых, после советского «застоя» в храмостроительстве в Москве был построен храм св. великомученика Георгия на Поклонной горе. Очень важным символом духовного возрождения стали восстановление и возобновление богослужений в храмах Христа Спасителя, Успенском соборе Московского Кремля и в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Затем множество храмов и монастырей, духовных семинарий и училищ было построено и возрождено по всей стране.

В XXI веке Церковь Русская получила независимость и возможность без внешнего давления совершать своё служение. Однако так было только на внешний, поверхностный взгляд. Церковь на земле называется «воинствующей». Она борется со злом и неправдой во зле лежащего мира. И на земле она состоит из людей грешных, которые приходят в храм, как во врачебницу, исцеляющую духовные недуги. Все они являются частью гражданского общества, в котором некоторые так и не исцелились от духовных болезней советских времён. В первую очередь, это неверие в Бога, потеря цели и смысла жизни, апатия и нежелание бороться с трудностями, равнодушие к ближним и чрезмерное угождение своей плоти.

И, как следствие всего этого, возникло увлечение ложными сектантскими учениями, духовными практиками Востока, пьянство и наркомания, зацеперство и суицидальные настроения, распространяемые среди молодёжи интернет сайтом «Синий кит» и другими им подобными. Всё это приводит к оскудению патриотизма и разрушению нравственной опоры, духовных и культурных основ русского общества. Часть нашего общества нуждается в духовном и моральном оздоровлении. К счастью, большинство граждан придерживается традиционных духовных и культурных ценностей.

Россия, несмотря на все свои беды, революции и социальные эксперименты, возрождается и играет всё большую роль в мире. Россия почти единственная в мире страна, которая открыто противостоит «новому мировому порядку», с его двойными стандартами и исключительными правами сильных мира сего. Она отстаивает суверенитет и право каждой нации на самоопределение и утверждение своих духовных и культурных ценностей. На фоне всеобщей мировой апостасии, разрушения всех моральных норм и гендерных революций она является оплотом справедливости и ратует за свободные и взаимовыгодные отношения в международной политике. Поэтому весь коллективный Запад ополчился против России, желая её уничтожить морально и физически.

Перед лицом этой опасности все должны сплотиться и отстоять нашу независимость. Если мы желаем добра своему народу и Отечеству, выход у нас один – необходимо обратиться к своим историческим корням, духовным и культурным истокам и, объединив все силы и способности, каждому на своём месте хорошо потрудиться для его пользы и славы.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Ростислав Мельник
Святой праведный воин Феодор
Адмирал Ушаков
18.09.2020
Защитник и покровитель России
Святой великомученик Георгий
06.08.2020
«Креститель и просветитель народа»
О Святом Равноапостольном князе Владимире и крещении Руси
03.07.2020
Главный хранитель России
О Святом Апостоле Андрее Первозванном
01.07.2020
Его имя всегда будет славимо благодарными потомками
К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского и 780-летию Невской битвы
12.06.2020
Все статьи Протоиерей Ростислав Мельник
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03