Одним из главных покровителей и защитников России является святой равноапостольный князь Владимир. Выдающийся государственный деятель, отважный воин и мудрый правитель, креститель и просветитель своего народа, он был создателем могучего и славного, культурного и просвещенного государства под названием Киевская Русь. Год рождения его точно не известен. В Киеве он правил с 978 года по 1015 год. Святой князь Владимир был сыном знаменитого полководца великого князя Святослава Игоревича, который покорил многие соседние народы, разгромил Хазарский каганат и заставил трепетать перед собою даже саму Византию. Святослав силой своего оружия широко раздвинул границы страны и даже столицу свою перенес далеко от Киева в город Переяславец. А вот у сына его были немного другие стремления, ибо все его помыслы были связаны с Киевом. Совсем еще в юном возрасте в 972 году Владимир был отцом поставлен на престол Новгородский. Затем, после смерти князя Святослава, победив в 978 году старшего брата князя Ярополка, он утвердился в Киеве.
Подобно своему отцу, князь Владимир всю свою молодость провел в сражениях и военных походах. Однако, в отличие от Святослава, он не искал себе славы в далеких странах, а все свои старания употребил для того, чтобы крепить великий стол Киевский. Владимир вновь покорил многие соседние племена, победил Волжскую Булгарию и Хазарию, присоединил Тмутаракань (ныне Тамань), смирил печенегов. Власть великого князя значительно усилилась, а границы Руси расширились. Своих сыновей Владимир посадил князьями в двенадцати главных городах. Кроме того, он основал много городов на реках, граничащих со степью. Они охраняли рубежи страны от набегов кочевников. Немалое значение имела проведенная им религиозная реформа. Князь Владимир в первые годы своего княжения был ревностным язычником. Он установил на холме близ своего терема больших деревянных идолов шести языческих богов и украсил их серебром и золотом. Главным богом князь объявил Перуна, которого особо почитали в Киеве. Таким образом, он объединил культы славянских племен и Киев превратил в главный культовый центр всей Руси. При этом христиан, которых было уже много в городе, князь притеснял.
В жизни Владимир следовал обычной для язычников морали: «око за око», «зуб за зуб». У него было пять законных жен, от которых он имел двенадцать сыновей, и много наложниц. Однако со временем князь начинает разочаровываться в язычестве. Своим острым умом и горячим сердцем он ощутил всю суетность языческой веры, мерзость идолов, созданных самими же людьми, и потрясающую дикость языческих нравов и обычаев. Особенно его поразило зверское убийство двух варягов-христиан, Феодора и сына его Иоанна, которого язычники решили по жребию принести Перуну в жертву. Отец отказался выдать отрока для жертвоприношения. Тогда разъяренная толпа убила их, а дом сожгла.
О том, что этот случай произвел большое впечатление на князя Владимира, свидетельствует тот факт, что впоследствии именно на том месте, где стоял дом мучеников, он построил свою знаменитую Десятинную церковь. Владимир понял, что язычество не может объединить славянские племена Руси в единый народ и утвердить могущество власти великого князя. Тогда, по свидетельству древних летописцев, князь Владимир решает выбрать веру. К нему приходили мусульмане от булгар, иудеи от хазар и немецкие католики. Но ни одно из этих вероисповеданий не тронуло его душу. Зато беседа с православным греческим философом, который раскрыл ему всю историю спасения человечества, рассказал о любви Божией и всепрощении, о нравственном перерождении через покаяние, убедила его в истинности веры Христовой. Особенно князя поразила картина Страшного суда и восстановления вечной правды и справедливости, которую философ показал ему в конце своей беседы. Владимир поверил, но не спешит креститься. Он выбирает десять уважаемых старцев и посылает их в разные страны испытать веру на месте.
Когда послы вернулись, то объявили собравшимся на совет князю и старейшинам, что везде побывали, но впечатлила их и привлекла только вера греческая, православная. Когда они присутствовали на богослужении в соборе святой Софии в Константинополе, то так были поражены его красотой и благолепием, что не знали даже, где находятся: на небе или на земле. «Это и есть вера истинная», – сказали послы. Тогда и все одобрили их выбор. Но самым главным аргументом для князя и присутствующих стало то, что этой веры держалась его бабка, княгиня Ольга – «мудрейшая из людей», как о ней говорили. Итак, выбор был сделан единодушно, но Владимир и это дело решает очень мудро. Князь не хотел попасть в зависимость от Византии, приняв веру от греков, но сделал так, чтобы во всем быть равным греческим императорам. В награду за военную помощь в подавлении восстания Варды Фоки он просил императоров Василия и Константина выдать за него замуж сестру царевну Анну. Общими усилиями восстание было подавлено, но в Царьграде не спешили выполнять свои обещания. Тогда князь собрал большое войско и осадил город Корсунь (Херсонес), вблизи нынешнего Севастополя. Взяв Корсунь, Владимир отправил письмо императорам с требованием выдать за него сестру. В противном случае он грозил взять с боем Константинополь. Василий и Константин согласились с условием, что князь примет крещение. Вопрос был решен. Вместе с царевной прибыл митрополит Михаил с духовенством. Тут же в Корсуни Владимир был крещен с именем Василий и венчался с Анной. Сам же город был отдан обратно греческим царям как выкуп за невесту. Существует древнее предание, отраженное в летописях, что князь, осаждая Корсунь, ослеп. Крестившись, он в купели крещения прозрел и физически, и духовно.
Возвратившись в Киев с супругой-христианкой, греческим духовенством, привезя с собой различную церковную утварь и святыни: кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси. Прежде всего, он крестил своих детей и многих дружинников и бояр. Затем приказал уничтожить всех идолов, а главного идола – Перуна тащить волоком по улицам и сбросить в реку. Духовенству князь приказал проповедовать повсюду христианскую веру.
В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важнейшее в русской истории событие свершилось согласно древнему преданию 14 августа 988 года. С тех пор главная улица г. Киева называется Крещатик, потому что огромные толпы народа устремились по ней к Днепру, который стал русским Иорданом. Отсюда воссиял свет Христовой веры, разгоняющий тьму языческих суеверий по всей Руси.
Сам же св. князь стал как бы восприемником своего народа, горячо молясь о его духовном возрождении. «Житие» об этом свидетельствует следующими словами: «В эти священные минуты поистине радовались небо и земля толикому множеству спасенных. Равноапостольный князь, на соседнем холме подняв к небу взор и руки в радостном восторге, что сам он и люди его познали Бога истинного, так помолился: «Боже, сотворивший небо и землю, призри на новых людей сих и даруй им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога, как уведали страны христианские. Утверди в них веру правую и несовратную; мне же помоги, Господи, на сопротивного врага, да, надеяся на Тебя и Твою державу, побежду его козни» (Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 35).
Вслед за Киевом христианство приходит в другие города Киевской Руси, где создаются церковные епархии. Далее «Житие» сообщает: «Как только крещены были жители Киева, озаботился благочестивый князь, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась святым крещением. Повсюду велел он сокрушать капища и низвергать кумиров, и ставить церкви, наскоро срубленные, и разослал пресвитеров для крещения народа… В Новгороде поставлен был один из епископов, пришедших из Корсуни, именем Иоаким, который озаботился о распространении христианства в обширной области Новгородской. Сам Владимир, как гласит местное предание, с епископами и пресвитерами обходил северные и восточные пределы Руси и заложил на берегу Клязьмы город во имя свое; везде, где только мог, на пути сооружал церкви, ставил города, чтобы привлечь рассеянных под сень христианства. Таким образом положил основание многим городам по Десне, Трубежу и Суле и населил славянскими племенами» (Там же. С. 35-36). Мних Иаков в похвальном слове многократно повторяет: «Крести же всю землю русскую от коньца и до коньца… и всю землю русскую исторже из уст диаволь и к Богу приведе и к свету истинному. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече, и идолы съкруши… и честными иконами церкви украси» (Цит. из кн. Карташев А.В. Очерки истории Русской Церкви. Минск, 2007. Т. I. С. 125).
Таким образом, еще при жизни князя Владимира почти вся Русь стала христианской страной. Такая быстрая христианизация явилась не случайной, ибо народ уже был хорошо подготовлен для этого. Ведь еще при дедушке Владимира князе Игоре в 944 году Русь делилась на христианскую и языческую. Подписывая договор с Византией, христиане клялись «в соборной церкви пророка Илии», а язычники – у идола Перуна. А вообще историки говорят о трех крещениях Руси. Первое было в 860 году при князьях Аскольде и Дире. О крещении Руси в то время свидетельствует Константинопольский патриарх св. Фотий. В своих проповедях и посланиях патр. Фотий говорит о защите Богоматери от нападения диких руссов.
В письме к епископу Боспора (современной Керчи) Антонию патриарх Фотий пишет, что «теперь, благодаря крещению разных народов Черноморья, это море, некогда бывшее «негостеприимным», стало «гостепримным». И даже более благочестивым». На созванный Фотием Константинопольский собор 879-880 гг. являются епископы: Лука Боспорский и Павел Херсонисский (Там же. С. 84).
Основываясь на свидетельствах византийских хроник, А.В. Карташев считает годом начала Русской Церкви с епископом во главе 862 г.
Второе крещение Руси совершилось при княгине Ольге, которая очень много делала для распространения веры Христовой.
На протяжении многих лет св. равноап. Ольга, по малолетству сына князя Святослава, а потом из-за его постоянного отсутствия в военных походах, фактически была регентом-правительницей Киевской Руси. После своего крещения, как свидетельствует монах Иаков, «в своих владениях требища сокруши и, построив церкви, многих светом веры Христовой просвети». Не зря ее летописец называет «зарей, предвещающей солнце».
Третье крещение было при князе Владимире, когда христианство стало государственной религией. «Память его свято сохраняют люди русские, – говорит писатель «Жития», – поминая свое крещение, и прославляют в молитвах Господа, даровавшего им такого князя, сотворившего столько добра земле Русской» (Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 40).
* * *
Принятие христианства стало событием величайшего значения для Руси, определившим весь дальнейший путь ее развития. Для всех племен страны возникли единые духовные и культурные ценности и единая цель жизни – стяжание Царства Небесного. Поэтому военный союз отдельных племен Руси после крещения превратился в могучее цельное государство под священной властью Киевских князей и в единый русский народ, объединенный православной верой. Христианизация приобщила наших предков к высочайшей культуре Византии, которая в десятом веке достигла своего расцвета, и ввела их на равных в семью христианских народов Европы. Православная вера дала мощнейший толчок для развития всех производительных сил страны. Князь Владимир повелел строить храмы и открывать училища для подготовки священников. Также по его повелению были набираемы дети в школы для обучения грамоте. Все это делалось при храмах и монастырях по всей стране.
Священники из Болгарии и Сербии привезли славянские богослужебные книги, а также Священное Писание, творения Святых отцов и историческую литературу. При храмах и монастырях трудилось много переписчиков книг, создавались библиотеки, велось летописание. Так что вскоре после крещения Русь была достаточно наполнена книжной мудростью и, как плодородная почва после весеннего, теплого дождя, дала обильные благодатные всходы. Византийская культура, пришедшая с принятием христианства на Русь, стала развиваться на собственной почве и достигла очень высокого уровня. Она выросла в самобытное уникальное явление, имеющее большое значение в мировом культурном наследии. Под руководством греческих мастеров было создано много ценных памятников во всех областях культуры: в архитектуре, в живописи, в книжной графике, в декоративном искусстве, художественном лицевом и золотном шитье, ювелирном деле, в древнерусской хоровой музыке и литературе.
За короткий срок, благодаря духовному просвещению, Киевская Русь превратилась в одно из самых культурных и просвещенных государств мира. Берестяные грамоты Великого Новгорода свидетельствуют о всеобщей грамотности среди простого народа. Все короли Европы считали за честь породниться с русским великим князем. Князь Ярослав Мудрый, например, через своих детей породнился с семью королями. Не менее важным является изменение самого уклада жизни и те нравственные перемены, которые произошли на Руси после ее крещения. Исчезла вражда, родовая месть, ушли в небытие рабство и работорговля, человеческие жертвоприношения идолам. Укрепились семейные отношения, ибо вместо многоженства и насильственного «умыкания девиц» появилась крепкая моногамная семья, создаваемая по любви и согласию. «Идеалы русского народа обогатились характерными чертами Православия: святостью, аскетизмом, смирением, сострадательным братолюбием, жертвенностью и эсхатологической верой в праведный, сияющий небесной красотой Град Божий» (Митрополит Киевский Филарет. Тысячелетие крещения Руси. Киев, 1986. С. 18). Но наиболее характерным и показательным является тот разительный нравственный переворот, который совершился над самим князем после его крещения. Во всей своей жизни и управлении государством новопросвещенный князь старался держаться только законов любви и христианского милосердия. Митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати» подчеркивает, что князь Владимир во всех делах, прежде всего, советовался с епископами. «Ты с новыми нашими отцами – епископами – собираясь часто, с великим смирением советовался с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа» (Литература Древней Руси. Хрестоматия, сост. Дмитриева Л.А. М., 1990. С. 49).
Благодать, озарившая св. Владимира при крещении, глубоко преобразила его душу. Она растворила его сердце – прежде столь суровое и по временам жестокое – жалостию даже к разбойникам, на которых он не хотел простереть карающего меча. «Боюсь греха», – ответил он епископам на их недоуменный вопрос, почему он не хочет казнить преступников. И только по совету епископов князь начал их наказывать.
Созерцая все эти перемены в душе князя Владимира, просвященного благодатью Божией, митрополит Илларион в духовном восторге восклицает: «Кто поведает нам о многих твоих милостынях и щедротах, творимых денно и нощно убогим, сиротам, больным, должникам и всем просящим о милости <…> Ты на деле исполнил сказанное: просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих всячески утешая, должников искупая, рабов освобождая» (Там же. С. 48-49) .
Сразу же по возвращении из Корсуня с венчанной женой князь отсылает от себя всех других жен и наложниц, наградив их богатыми дарами. Сам он проводит жизнь строгую и воздержанную по уставам Церкви. Очень часто св. Владимир созывал к себе всех убогих и сирот и накрывал им столы, раздавал одежду. Тем, кто болел и не мог прийти к нему на двор, он велел нагружать возы хлебом и всякими яствами и развозить по домам. А нищие и калеки всегда находили у него щедрое подаяние.
«Угнетенные находили в нем своего защитника, несчастные – друга и благотворителя, все подданные – своего отца. Правила кротости и смирения совсем истребили бы в сем князе страсть к войне, если бы необходимость защиты от врагов и польза государственная не заставляли его приниматься иногда за оружие», – пишет о св. Владимире известный русский историк митрополит Евгений (Болховитинов) (Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о русских святых. М.: «Книга», 1990. С. 56).
Преобразившись в результате обращения ко Христу, князь стал истинным отцом и просветителем для всех племен молодой Руси. Через почетный брак с византийской царевной Анной и христианизацию страны он ввел ее в семью культурных и просвещенных наций. Св. Владимир приложил все силы, чтобы пересадить полезные и возвышающие плоды высшей греческой культуры на почву породнившейся с Царьградом страны.
Святитель Иоанн (Максимович), епископ Шанхайский, говорит: «Познав Истину, он служил Ей от всего сердца, распространяя свет всюду, где мог. Он в себе самом являл олицетворение учения Христова, был во всем примером для подражания <…> Новый дух цельности, единства во всех областях жизни и осуществления правды во всем показал в себе самом и передал русскому народу св. кн. Владимир. Он его просветитель и креститель, государь и апостол, воевода и учитель, объединитель и хранитель. Ему следовали его лучшие преемники, и не случайно именно в день его памяти была одержана Невская победа благоверным вел. кн. Александром, в котором ярко запечатлелся духовный облик его равноапостольного предка» (Св. Иоанн (Максимович) – цит. по кн. иером. Серафим (Роуз), игум. Герман (Подмошенский). Блаженный святитель Иоанн Чудотворец. М., 2003. С. 824). Двадцать восемь лет княжил он в земле Русской после своего крещения, утверждая землю свою верой Христовой, а всего восседал на престоле Киевском тридцать три года.
На протяжении нескольких десятилетий русичи наслаждались миром и благоденствием под управлением мудрого, доброго и справедливого князя. Все его очень любили, и, когда в 1015 году св. князь Владимир скончался, по свидетельству летописи, рыдали все: и бояре, и дружина, и весь простой народ. Народ называл его «Красное солнышко», а Церковь причислила к лику святых и присвоила ему титул равноапостольный за те великие труды, которые понес он в деле просвещения Руси. Историки дали ему титул Великий за те великие свершения, которые прославили землю Русскую. Прошло более тысячи лет с той благословенной поры, когда необъятные воды Днепра стали священной купелью, возрождающей великий русский народ и другие братские славянские народы к новой жизни, к вечному спасению, к приобщению ко Христу и Его Церкви, созидаемой и освящаемой Духом Святым, в лоне которой наш народ пребывает и до сего дня.
В 1988 году мы торжественно отмечали праздник Тысячелетия Крещения Руси.
Исследователи единодушно отметили, что все богатства и достижения России за этот многовековой период истории страны возможны были только благодаря мудрому «выбору веры» св. равноапостольным князем Владимиром и христианизации им Руси, которая приобщила наших предков к бесценным сокровищам культуры Православной Византии. Этому делу посвятил св. князь Владимир всего себя. Благодаря его трудам Русь стала великой, могучей и просвещенной страной.
Академик Б.В. Раушенбах пишет о громадном и прогрессивном значении христианизации Руси для всех сторон древнерусского общества: «Решение Владимира создать на базе входивших в Русь племен мощное христианское государство было кратчайшим путем к достижению поставленной цели. Крещение Руси привело к тому, что страна оказалась объединенной общей для всех племен религией. Если раньше различные племена имели, как правило, различных племенных богов, то теперь все они имеют единую Церковь. В результате, деление Руси на племена постепенно исчезает и заменяется общим для всех понятием «русский». Вместе с крещением на Русь приходит и византийская культура, которая в ту эпоху переживала период расцвета. Русь становится не просто грамотной страной, но страной, ни в чем не уступающей лучшим европейским монархиям. Новая культура не была простым слепком с византийской, она обладала глубоким национальным своеобразием, свидетельствуя об огромном творческом потенциале населявшего Русь народа. Таким образом, христианизация Руси была огромным прогрессивным переворотом во всех областях жизни древнерусского общества» (Раушенбах Б.В. Развитие Киевской Руси как результат ее христианизации. Символ. № 20. Декабрь 1988. С. 78).
Известный русский историк А.В. Карташев относит возникновение отечественной культуры ко временам св. равноапостольного князя и считает, что она берет свое начало от купели крещения Руси: «Итак, русская культура как одна из культур восточноевропейских родилась в тот момент, когда Владимир Святой, после долгих размышлений и борьбы конкурирующих влияний, сознательно избрал византийскую крещальную купель и в нее решительно привел и весь русский народ. <…> Князь, таким образом, сформировал коллективную историческую душу народа и стал истинным отцом – родителем нашей культуры. Не смущаясь никакими внутренними трагедиями нашей культуры и, наоборот, видя в них знамение великого призвания, мы признаем восточную купель св. Владимира Божиим благословением нашей истории. Без православного корня нет русской культуры, ибо без Православия нет и русской души, родящей из себя культуру» (Карташев А.В. Св. Вел. кн. Владимир – отец русской культуры, из кн. «Церковь, история, Россия». М., 1996). Д.С. Лихачев считал, что «наша литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и Церкви, потребовавших письменности и церковной литературы» (Лихачев Д.С. Первые 700 лет русской литературы // Изборник. С. 5).
Исполняя заветы своего Крестителя, данные им в молитве при Днепровской купели, а именно: познавать Истинного Бога, хранить веру Православную и бороться со злом в мире, побеждая его с Божией помощью, Россия веками росла и укреплялась. Главным духовным стержнем, ее становым жизненным хребтом было Св. Православие. На христианском крепком нравственном фундаменте созидалась могучая Российская держава, охватывающая шестую часть планеты, славная в мире своими великими духовными и культурными сокровищами. Не случайно наш гениальный мыслитель Ф.М. Достоевский говорил: «Мы настолько русские, насколько мы православные». Благодарные потомки свято чтут память святого равноапостольного князя Владимира. Множество былин, сказаний, песен было сложено о нем. Все они прославляют его как мудрого, доброго правителя, хлебосольного хозяина и хранителя Руси. «Владимир – Красное Солнышко», – так с любовью у них именуется святой князь.
По всей стране при Свято-Владимирских храмах созданы православные братства, клубы, церковные школы, благотворительные фонды и другие общественные организации, которые играют большую роль в жизни русского общества. 28 июля в день памяти равноапостольного князя мы всенародно празднуем День Крещения Руси. Во многих епархиях стало уже доброй традицией, что архиереи со священниками тогда в природных водоемах совершают массовые крещения входящих в Церковь христиан.
Этот день чтят не только в России, но, по свидетельству архиепископа Аверкия (Таушева), он празднуется великолепно и торжественно как «День русской культуры», «День русской славы» русскими эмигрантами за рубежом. Слава святого равноапостольного просветителя Руси никогда не померкнет на небосводе русской святости, где он является путеводной звездой самой первой величины, указуя потомкам путь к процветанию и славе и оберегая наше Отечество своими молитвами у Престола Божия и покрывая от бед в годину трудных испытаний.
Протоиерей Ростислав Мельник, публицист, Ставрополь