Главным хранителем России и молитвенником у Престола Божия является святой Апостол Андрей Первозванный. Апостол – в переводе с греческого означает «посланник». Во время Своей Евангельской проповеди Господь наш Иисус Христос избрал из числа Своих последователей 12 самых доверенных учеников. Он их учил особо, раскрывал им все тайны, разъяснял недоуменные вопросы, тогда как к народу часто обращался в притчах. Апостолы неотлучно следовали за Господом и были свидетелями Его проповеди, всех чудес и деяний. Научив их премудрости, Господь даровал им власть изгонять бесов и исцелять болезни. Затем их по двое уже и самих посылал на проповедь Евангелия в города и селения Израильские. После Своей крестной смерти и воскресения Христос Спаситель даровал Апостолам особую власть отпускать и связывать грехи человеческие. По Вознесении на небо, Божественный Учитель послал им от Отца в День Пятидесятницы Святого Духа, Который наставил их на всяку истину и даровал особые благодатные дары, в том числе дар священства и дар разумения языков для успешной проповеди Евангелия Христова по всему миру. Благодаря апостольскому преемству через рукоположение в Св. Церкви действует благодатное священство, которое восходит к Божественному Огню Пятидесятницы. Получив помазание Святого Духа, Апостолы, помолившись, бросили жребий, который определил каждому, куда идти на проповедь Евангелия. Затем они отправились во все страны мира, проповедуя Евангелие, устрояя поместные церкви и рукополагая везде Епископов и Пресвитеров. Таким образом, Апостолы распространяли Церковь Христову по всему миру, проповедуя каждому народу на его родном языке и утверждая слово свое многими знамениями и чудесами. Апостолы занимали самое высокое место в церковной иерархии, как строители тайн всей Вселенской Церкви. По словам Самого Господа, в день Страшного Суда, Апостолы на 12-ти престолах будут участвовать в Суде Божием над миром. Те страны и народы, которые были оглашены апостольской проповедью, имеют особый авторитет и первенство по чести во Вселенской Церкви, как хранители древнейшего апостольского предания. Мы радуемся тому, что наша Древняя Русь еще в первом веке была оглашена проповедью св. Апостола Андрея Первозванного, уроженца галилейского города Вифсаиды, одного из 12-ти Апостолов Христовых. «Св. Апостол Андрей, сын Ионы брат Верховного Апостола Симона – Петра, хотя занимался вместе с братом рыболовством для прокормления себя и семейства, но, презирая все мирское, оставался девственником и проводил жизнь благочестиво. Узнав об Иоанне Крестителе, проповедующем покаяние, он пошел к нему и сделался его учеником. Тогда же явился на земле Спаситель мира Иисус Христос, и Иоанн, видя Его, проходящего по берегу Иордана, сказал: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), тогда Андрей пошел вслед за Христом с Апостолом Иоанном. Проведя день в беседе со Спасителем, Андрей оставил Иоанна Крестителя, последовал за Христом и наречен Церковью Первозванным потому, что он прежде всех Апостолов был последователем и учеником Христа…» (Лебединский С.П. Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира. СПБ, 2006. С. 926).
Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях апостолов (1:13). Он как и Петр родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Генисаретского моря.
Согласно Евангелию от Матфея (4:18-19) и от Марка (1:16-18), призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, (апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана, сразу после крещения Христа (1:35-40). На страницах Евангелия Андрей появляется еще дважды – он ведет диалог с Иисусом о хлебах и рыбе при чудесном насыщении пяти тысяч людей (6:8-9) и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу Еллинов (12:20-22).
Существует апокрифический текст «Деяния Андрея», созданный, по общепринятой версии, в III веке.
По сошествии Св. Духа, апостол проповедовал в Иерусалиме и Палестине. Он участвовал в апостольском Иерусалимском соборе. Затем св. Андрей трижды путешествовал по Европе и Азии, проповедуя Евангелие и совершая множество чудес.
Согласно древнему церковному преданию, Апостол Андрей Первозванный получил жребий для проповеди Евангелия в Скифию (так в древнегреческом мире назывались земли наших предков – Русь). Он проповедовал Евангелие в Элладе, Фракии, Македонии, Малой Азии, в Грузии, в Алании, в Абхазии, в Крыму, в Северном Причерноморье, нашим предкам – славянам на Руси. «По грузинской хронике Вахтанга V время его проповеди в наших пределах приходится на 40-й год от Р.Х. Апостол Андрей с учениками оказался на Северном Кавказе во время своего третьего миссионерского путешествия» (Апостольское служение святого Андрея Первозванного. Краснодар, 2008. С. 3). «Основной его путь пролегал по Черноморскому побережью Кавказа. Город Никопсия, который историки располагают или на современном Новом Афоне, или на месте городища Дузу Кале, что возле села Ново-Михайловского Туапсинского района, упоминается, как одно из мест его проповеди. Слово Апостола Андрея также звучало в горах и предгорьях, равнинах. Он поднимался высоко в горы, где проповедовал среди многих народов, в том числе зихов, сугдеев, касогов – предков наших адыгов» (Там же. С. 3, 4). Вот как передает свидетельство очевидцев проповеди Первозванного Апостола на берегу Черного моря церковный историк монах Епифаний: «Апостол продолжал поучать народ, стоя на возвышении. Он был роста немалого, а более высокого, но немного согбен, нос имел орлиный, глаза выразительные, брови, волосы на голове и браду густые и благолепные. Силою своего чудодейственного слова, силою кротости и мудрости он обратил многих, поручал ученикам наставлять новообращенных, крестил, устроил для них «церковь и научил совершению литургии и псалмопению, а избранных посвятил в священники и диаконы» (Там же. С. 4). Далее св. Апостол Андрей направил свои стопы в Боспорское царство и проповедовал среди боспоритян и скифов. «В центре этого государства находился Таманский полуостров. А скифы жили частью в Боспорском царстве и частью в соседних степях Кубанского и Донского регионов. В Босфоре Апостол сотворил множество чудес. Жители, видя чудеса, творимые Апостолом и силу необыкновенного слова его, оказали послушание его проповеди». Он побывал также в Феодосии и Херсоне» (Там же. С. 5).
Московская Степенная книга содержит сообщение Архим. Афанасия, духовника царя Иоанна Грозного, который говорит об отпечатке стопы Ап. Андрея в районе древнего Херсонеса.
«Апостол из 70-ти, ученик и преемник апостола Петра на Римской кафедре, священномученик Климент, сосланный в Херсонес, три года (99-102гг) жил в пределах нашего отечества. Он укрепил духовное наследие Апостола Андрея, умножил число христианских общин в Тавриде, ревностно заботясь об устроении церковной жизни. Таким образом, благодать священства каждого русского пастыря восходит к Св. Апостолам» (Русская Православная Церковь. МП, 1980. С. 8).
Труды святого благовестника Христова не остались напрасными. Первые семена веры Христовой пустили здесь свои корни. Об этом свидетельствует сказание о трех учениках св. Андрея в Скифии: Инне, Пинне и Римме, которые пострадали от язычников за исповедание веры. Сказание помещено в Меноните императора Василия (20 января). «Результаты археологических раскопок и исторических исследований подтверждают церковное предание о проповеди Апостола в Скифии, охватывавшей и наши русские земли. Зафиксировано также большое количество апокрифов, легенд и сказаний, непосредственно связанных с зарождением Христианства на Кавказе…» (Там же. С. 7-8). Каменные крепости, монастырские комплексы и другие древние христианские сооружения распространены в основном на черноморском побережье – в районе Сочи, Мзымты, Красной Поляны, с. Ново-Михайловского на Тамани и др. Здесь встречаются памятники, датируемые VI-IX веками» (Апостольское служение святого Андрея Первозванного. Краснодар, 2008. С. 7).
Древнейшие храмы Крыма в Херсонесе, Инкермане, Керчи, Феодосии говорят об их раннехристианском происхождении.
Блаж. Иероним (IV-V вв.) свидетельствует, что в его время «хладная Скифия согревается теплотою веры». Блаж. Феодорит в своих проповедях говорит о миссионерской деятельности среди кочевников-скифов святителя Иоанна Златоуста (IV в.), который рукоположил в Готскую епархию епископа Унила.
О распространении Церкви Христовой на Северном Кавказе и Северном Причерноморье в раннехристианский период говорят также материалы Вселенских Соборов. «История свидетельствует, что на I Вселенском соборе в 325 г. присутствовали «глава скифской епископии» (имя его и местонахождение кафедры неизвестны), а также епископы Кадм Боспорский, Филипп Херсонский, Феофил Готский. (Примечательно высказывание историка В.О. Ключевского о том, что варяго-русы поселились в Тавриде вместе с готами и слились с ними в один народ, так что русское называли готским и наоборот)» (Русская Православная Церковь. МП, 1980. С. 8).
На горе Бойка археологи обнаружили древнюю византийскую базилику, которая, по их мнению, была резиденцией готского митрополита. Под престолом храма обнаружили капсулу с кусочком дерева (предположительно – часть Креста Господня).
В Северном Причерноморье также в то время была Сурожская епархия. «Св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст, а позднее И. Зонара и Ф. Вальсамон упоминают об учреждении в V веке христианской епархии на Северном Кавказе. Территория, занятая адыгами, в духовном отношении подчинялась четырем епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе, Зихополисе, в Никопсе. В документах Цареградского собора 519 года стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора 526 года встречается имя Зихийского епископа Дамиана» (Митрополит Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе. Москва-Пятигорск, 1992. С. 19). Мы видим из всех этих источников, что зерна веры Христовой, посеянные св. Апостолом Андреем Первозванным и его учениками на этих благодатных землях дали свои обильные всходы. А отсюда уже свет Христовой веры стал распространяться к славянским племенам Древней Руси. Однако и наши предки, обитавшие севернее, не были лишены апостольского благовестия. По свидетельству «отца русской истории» преподобного Нестора Летописца, Первозванный Апостол после проповеди в Северном Причерноморье поднялся вверх по реке Днепр. По древнему преданию он прошел от устья Днепра до того места, где позже был основан город Киев. «Апостол сказал ученикам: «Видите ли вы эти горы? Поверьте, мне, что на них воссияет благодать Божия; на них устроен будет большой город, и воздвигнут там множество церквей; ибо Бог хочет просветить всю эту землю святым крещением». Затем, войдя на горы, благословил их и водрузил крест на том холме, на котором стоял. На этом месте, в настоящее время красуется, заложенный в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, храм во имя св. Апостола Андрея Первозванного, построенный по проекту архитектора Растрелли» (Лебединский С.П. Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира. СПб, 2006. С. 926).
Далее Апостол пошел проповедовать на север в пределы будущего господина Великого Новгорода, а затем повернул через варяжские земли в направлении Рима. О проповеди св. Апостола Андрея на Руси свидетельствует учитель Церкви Ориген (середина 3-го века) и церковные историки Евсевий Кесарийский, Прокопий, Досифей Тирский и Никита Пафлагон. Говорят об этом и другие византийские и арабские хроники. Св. Апостол благословил Землю Русскую и пророчествовал о том, что здесь «будет великая и славная христианская держава и воссияет множество святых».
* * *
Согласно житию апостола, почти всюду, где оказывался св. Андрей, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа.
Во время последнего миссионерского путешествия, Первозванный апостол прибыл в Византион, будущий Константинополь. Он поставил здесь епископом Стахия и отправился в Патры.
Закончил подвиг своего апостольства св. Андрей в преклонном возрасте в древнегреческом городе Патры при римском императоре Нероне. По суду проконсула Егеата св. апостол Андрей был распят на кресте особой формы в виде двух косых перекрещенных линий. В Патрах св. Андрей обратил к вере во Христа весь город, исцелил жену правителя Егеата Максимиллу, которая уверовала во Христа, а с нею и брат Егеата Стратоклис, которого Апостол рукоположил в епископа.
Св. Андрей пытался обратить к вере Христовой проконсула Егеата и долго беседовал с ним, убеждая познать истину, но только сильно озлобил правителя. Проконсул приказал распять апостола.
Он запросто мог избежать смерти. После его распятия ко двору проконсула сбежалась огромная толпа, которая требовала отменить приговор. Егеату пришлось подчиниться требованию народа. Но Апостол сам не позволил воинам и своим ученикам снять себя со креста. Несколько дней он провисел на кресте, непрестанно благовествуя Евангелие Христово, и совершая множество чудес и исцелений. «Своею проповедью со креста св. Андрей обратил к истинной вере множество язычников. Перед его мученической кончиной воссиял вокруг него небесный свет, словно молния. Он был настолько ярким, что невозможно было человеку смотреть на него. Этот небесный огонь обнимал святого в продолжение получаса, и апостол испустил дух в сиянии света, чтобы предстать Господу» (Житие святого апостола Андрея Первозванного. М., 2003. С. 12). Так закончился земной путь святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Из любви ко Христу св. Апостол решил завершить свой земной путь мученической кончиной, тем самым к своим апостольским заслугам в Небесной славе он присоединил и венец мученика. Святые мощи апостола были сняты со креста благочестивыми христианами и погребены с великими почестями в родовой усыпальнице Максимиллы в 62 году по Рождестве Христовом.
Злой Егеат внезапно умер посреди города в страшных мучениях, а почти все жители единодушно обратились ко Христу.
Существует «Письмо пресвитеров и диаконов церкви Ахайи о страданиях и мученической кончине св. ап. Андрея Первозванного», текст которого датируется V веком (Прот. Сергий Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление Св. Ап. Андрея Первозванного. Одесса, 1919. СПб: Царское дело, 2003. С. 282).
«Церковный писатель VI века Григорий Еп. Турский в своих творениях «Чудеса блаженного Андрея» и «О славе мучеников» сообщает, что в Патрах, из гроба Первозванного Апостола истекала манна, подобная муке, и изливалось благовонное масло (миро). Огромное или ничтожное количество этих благодатных даров, т.е. манны и масла определяло, точнее сказать, предобозначало богатый или скудный урожай наступающего года» (Там же. С. 306).
Император Константин Багрянородный в своем сочинении «Об управлении империей» описывает чудо Апостола Андрея, послужившее спасению города Патры от нашествия славян в начале IX века. Причем многие из защитников города и из нападавших славян видели, что сам Первозванный апостол предводительствует патрасским отрядам и поражает противника (Там же. С. 307).
Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской и Русской Православных Церквей. Румынская Православная Церковь официально признает крещение св. Андреем Малой Скифии (современного Дрогобуджа). Первозванный апостол – святой покровитель России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Грузии, Абхазии, Македонии, а также моряков и рыбаков.
Весь христианский мир свято чтит память св. Апостола Андрея Первозванного, но особенно он почитается в России, как «Апостол Руси», возвестивший нашим предкам славянам Евангельское учение и впервые принесший свет Христовой истины на русскую землю. Святые мощи честная глава его и крест, на котором он был распят, находятся сейчас в кафедральном Свято-Андреевском соборе города Патры в Греции, построенном на месте его мученической кончины. Другой ковчег с частью мироточивых мощей Апостола находятся в Андреевском соборе итальянского города Амальфи.
Лобная часть главы находится в русском Андреевском скиту на Афоне. Часть стопы Апостола хранится в городе Одессе в Церковно-Археологическом собрании Свято-Андреевского храма Одесской Духовной семинарии. Другая его стопа находится в Свято-Пантелеимоновском русском монастыре на Афоне. Они почитаются, как великие национальные святыни. Нашей русской святыней является морской Андреевский флаг – белое полотнище с голубым Андреевским крестом по диагонали. Андреевский кормовой флаг русского военно-морского флота был учрежден Петром Первым в 1692 г. Петр Первый писал, что крест св. Андрея был выбран для флага «того ради, что от сего Апостола приняла Россия Святое Крещение». При основании в 1703 году Санкт-Петербурга царь Петр на Заячем острове собственноручно выкопал яму и положил туда золотой ковчег с мощами Св. Ап. Андрея Первозванного. Затем накрыл сверху каменной плитой с датой основания города. Высшей государственной наградой России является орден св. Апостола Андрея Первозванного, учрежденный в 1698 году Петром Первым.
В Крыму в Инкерманском монастыре сщмуч. Климента Римского находится церковь св. ап. Андрея Первозванного, вырубленная по преданию в I веке в скале самим Папой Климентом.
Одним из древнейших храмов Ап. Андрея является базилика в Равенне (сер. VI века). Множество храмов в нашей стране и за рубежом посвящены св. Апостолу. Стоят эти величественные соборы как памятники всенародной любви к своему просветителю.
По всей России действуют православные духовно-просветительные центры Свято-Андреевские братства и школы, которые играют большую роль в духовном и нравственном возрождении русского общества, обезбоженного в годы советского атеизма и гонений на Церковь.
Стараниями Фонда св. Апостола Андрея Первозванного был реализован проект – установка памятников св. Апостолу по крайним точкам сторон света в границах России. Апостол Руси Святой охраняет землю русскую со всех сторон.
Дело Апостольского служения святой Церкви продолжается и в наши дни под именем и флагом св. Апостола Андрея Первозванного. А сам он, как Апостол Руси, с высоты небес благословляет землю Русскую и подвигает своих последователей на новые духовные подвиги и свершения.
Протоиерей Ростислав Мельник, публицист, Ставрополь