Святой великомученик Георгий – это один из самых любимых и почитаемых русских святых, хотя и грек по происхождению. Житие святого повествует, что «родился он в богатой и знатной христианской семье в малоазийской области Каппадокии. Отец его был воеводой в римском войске. По повелению императора Диоклетиана он был замучен за Христа, когда Георгий был еще ребенком».*1 Мать его, святая Полихрония, также причислена к лику святых. Родом она была из Палестины, где владела богатыми имениями. Поселившись после кончины мужа на родине, Святая Полихрония воспитала сына в христианском благочестии. Подобно своему отцу Георгий, когда вырос, поступил на воинскую службу. Молодой воин, обладавший большой силой, умом и ловкостью, показал себя очень храбрым и мужественным в сражениях и был отмечен начальством. Его избрали на должность воинского трибуна, где он отличился еще больше. Здесь Георгия заметил император Диоклетиан, который сам был знаменитым полководцем, и назначил его воеводой. Вскоре, благодаря своему полководческому таланту, Георгий одержал целый ряд замечательных побед на Востоке империи и на Кавказе, причем зачастую над превосходящим силой противником. Он очень любил своих солдат, берег их и заботился о них по-отечески, а они шли за ним в огонь и воду. Все знали, где появляется Георгий с войском, там будет обязательно победа. Поэтому и назвали его Победоносцем. Император за военные заслуги наградил его званием комита и назначил начальником императорской гвардии.
В это время Диоклетиан воздвиг на христиан одно из самых страшных в истории гонений. Император решил полностью искоренить христианство. Узнав об этом, Георгий раздал все свое имение нищим и на царском совете с воеводами и начальниками провинций смело выступил в защиту христиан. Он обличил Диоклетиана в бессмысленной жестокости против самых честных и достойных граждан, вина которых только в том, что они поклоняются Истинному Богу и ищут в жизни Истину. Император был поражен его словами и решил сам лично производить над Георгием суд. Вначале он лестью и угрозами пытался склонить мученика принести жертву идолам, обещая отдать ему даже до половины царства и в будущем сделать его своим преемником на императорском престоле. Затем на протяжении многих дней предавал его самым жестоким мучениям. На нем испытали все, что было в то время в арсенале палачей. Мучение проводилось публично, при великом множестве людей. Георгия били палками, жгли огнем, колесовали, бросали в яму с негашеной известью, надевали сапоги с острыми гвоздями, травили ядом. Волшебник Афанасий, который приготовил самый сильный яд для мученика, так был поражен тем, что тот остался жив после этой чаши, исповедовал Христа и был усечен мечом. Христос Спаситель Сам укреплял св. страдальца и ободрил его возгласом: «Не бойся, Георгий, Я с тобой!». Каждый раз после мучений ему Господь посылал Ангела, а мученик, исцеленный от ран, представал перед судом здоровым и еще более красивым. Св. Георгий много при этом проповедовал о Христе, и по его вере творились великие чудеса, даже воскрешения мертвых. Святитель Димитрий Ростовский повествует: «Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им в святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял больных, во множестве приходивших к нему в темницу».*2 Он обратил к христианской вере многих из царских служителей, воинов и народа. Так исповедали Христа царские воеводы Анатолий и Протолеон и тут же были по приказу царя усечены мечом. Злой мучитель даже супругу свою царицу Александру не пощадил и повелел казнить за веру. Тысячи людей, взирая на подвиг св. великомученика стали христианами. Претерпев все мучения, св. Георгий остался непобедим. Неожиданно для всех великомученик предложил императору идти с ним в капище Аполлона. Диоклетиан обрадовался, думая, что, наконец, страдалец соглашается на его предложение. Но придя в идольский храм, в присутствии жрецов и множества народа, Георгий стал доказывать ложь и ничтожество богов и молитвой сокрушил идолов так, что они все упали и разбились. Народ, видя все это, прославил Господа. Диоклетиану и мучителям Георгий говорил, что спасается от мук только призыванием Христа и силой Божией. Тогда святому повелели воскресить умершего, что он и сделал после усердной молитвы. Император еще более озлобился и велел казнить мученика. Святому Георгию отсекли голову мечом. Это произошло 6 мая 303 года. Сохранились мученические акты о его страданиях, которые подробно описывают весь этот процесс. Дошедшие до нашего времени рукописи восходят к V веку.
Честные мощи св. Великомученика христиане погребли в родовом имении его матери в Палестине в городе Лидде. Они и сейчас находятся там, в Свято-Георгиевском храме. Вернее, там хранится большая часть мощей мученика и сама гробница, которая покрывается благоухающим миром. Там и сейчас творятся многие чудеса. Честная глава мученика хранится в Риме в церкви его имени. Св. Георгий еще при жизни по вере своей творил многие чудеса. Будучи воеводой, он сам лично ухаживал за раненными, брал умирающего за руку, а сам читал молитву, и постепенно уходила боль, раны переставали кровоточить. Благодаря этому, многие из его воинов становились христианами. Но еще более чудес, знамений и исцелений стало происходить от его мощей и чудотворных икон после его смерти.
«Житие» повествует о многих случаях исцеления от болезней и избавления от смертельной опасности по молитвам пред иконой святого. Описываются случаи чудесного спасения св. Георгием плененных, которых он, явившись на белом коне, мгновенно переносил домой. Особенно замечательно одно из его чудес, которое вошло в историю, как «Чудо св. Георгия о змие». Древнее предание свидетельствует, что недалеко от города Бейрута находилось озеро, в котором жил громадный змий. Выходя из озера, он пожирал людей. Жители города поклонялись ему, как богу, и приводили на съедение молодых юношей и девушек. Дошел черед до царской дочери, которую отвели к озеру, где находился змий. Девушка в слезах обратилась к Богу, Создателю неба и земли, Которого не знала, но всем сердцем чувствовала, что не змею и не идолам, сделанным людьми, нужно молиться, а Истинному Богу. Вдруг появился св. Георгий в воинских доспехах на белом коне. Увидев змия, выходящего из озера, он подскакал к нему и поразил его в голову копьем, а конь потоптал змия копытами. Затем, по свидетельству жития, «св. великомученик повелел девушке связать дракона своим поясом и, как пса, вести в город. Посреди города святой убил его мечом и повелел сжечь за городом, развеяв пепел по ветру. Затем святой витязь стал невидим. Царь со всем своим двором и множеством народа крестились и построили храм во имя св. великомученика Георгия Победоносца» *3. После освящения церкви из ее алтаря забил источник воды, исцеляющий всякую болезнь. «Чудо св. Георгия о змие» – это наиболее распространенный сюжет в иконографии св. великомученика. Само по себе это изображение глубоко символично, ибо означает христианина, воина Христова, поражающего «древнего змия» – диавола. Это символ победы добра над злом.
Христиане всего мира прославляют св. великомученика Георгия и свято чтут его память. На Западе в католических странах и в Англии его под именем святого Джорджа, Георга, Йоргена, Юрия, Иржи почитают, как покровителя воинов и рыцарства, участников крестовых походов. Георгиевский крест изображён на флаге Англии. Благоговейно чтит св. Георгия Православная Церковь. Для греков, славянских народов Балкан и православных христиан Кавказа – это один из самых любимых святых. Грузию даже называют Георгией из-за очень сильного почитания святого Победоносца в этой стране. На флаге Грузии также изображён георгиевский крест.
Ещё в Древней Византии изображением великомученика украшали знамёна, печати, шлемы и щиты. Императоры ввели изображение святого на монетах. Не менее славно это имя было и в Древней Руси, куда почитание св. Георгия перешло вместе с принятием ею в Х веке христианства. Его почитали как покровителя воинов, князей в военных походах, а простой народ чтил, как заступника земледельцев и скотоводов.
Святой Георгий под именем Джирджис почитается даже в исламе. Согласно древней мусульманской легенде он был учеником одного из апостолов пророка Исы, которого языческий царь Мосула подверг пыткам и казни.
По всему миру с древнейших времён было построено очень много храмов и монастырей в честь св. вмч. Георгия Победоносца, которые играли большую роль в духовной жизни народов.
В 1037 году князь Ярослав Мудрый заложил Свято-Георгиевский монастырь в Киеве, затем основал знаменитый Юрьев монастырь в Новгороде. Также было воздвигнуто много Свято-Георгиевских храмов по всей Руси. Во Владимирских и Суздальских землях особое почитание святого великомученика начинается со времён князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы, который очень любил своего небесного покровителя. «На печати и знамёнах князя Юрия было изображение св. Георгия. На монетах и печати кн. Иоанна Красного, его сына Дмитрия Донского, а также Василия I и всех последующих московских князей изображался святой великомученик. С тех пор праздник св. Георгия Победоносца стал днём города Москвы. Св. блгв. кн. Дмитрий Донской заложил храм вмч. Георгия в Коломенском, возвращаясь с Куликовской битвы, где св. Победоносца видели на поле брани, сражавшегося на стороне русских. Это один из самых древних Свято-Георгиевских храмов на Руси, сохранившейся до наших дней. Любимый боярин кн. Димитрия Донского Фёдор Кошка (предок будущих царей Романовых) основал Георгиевский монастырь в Москве. Это так называемый «Егорий на Посаде» – центр духовной и культурной жизни старинной Москвы. Монастырь был упразднён в 1813 году, т.к. Отечественная война «против двунадесяти языков» превратила его в руины. Первым же каменным храмом Москвы, возведённым после советского перерыва в храмостроительстве, стала церковь св. Георгия на Поклонной горе» *4.
По всем странам, краям и областям, которые охватывает Русская Православная церковь, а это шестая часть планеты, а также по всему православному миру, красуется множество величественных Свято-Георгиевских храмов. В них люди славят Бога едиными устами и единым духом, несмотря на все человеческие разделения и преграды. Это нам даёт надежду на восстановление народного единства и возрождение св. Руси.
Св. вмч. Георгий Победоносец, или Егорий Храбрый, как его называют в народе, – это покровитель России, её государственности и военной мощи, помощник в скорбях и напастях, а также покровитель крестьянства и тружеников земли. И может быть не случайно именно день памяти великого «Пленных свободителя» 26 ноября (Юрьев день), был в старину в течение долгих времён днём ослабления помещичьей кабалы и переселения на другие земли.
Есть и другой старинный русский обычай. «В день памяти святого великомученика 23 апреля (6 мая н. ст.) совершался особый молебен, после которого по окроплении стада святой водой оно в первый раз выпускалось на пастбище». *5
С начала XIV века святой великомученик Георгий Победоносец, всадник, поражающий змия, стал гербом Москвы и эмблемой России. В настоящее время этот символ красуется на гербе страны и на монетах. Это традиция восходит к первой половине XI века, к Ярославу Мудрому. С древнейших времен высшие воинские награды за героизм в сражениях были связаны с именем великомученика. В царствование Федора Иоанновича монету с изображением св. Георгия давали за храбрость воинам. Как знак воинской доблести эти монеты носили на шапке или на рукаве.
«В 1769 году Российская императрица Екатерина II учредила орден святого Георгия, которым награждали выдающихся военачальников за исключительные боевые заслуги. Несмотря на то, что орден был четвёртым по значению среди других орденов империи, русские военачальники ценили его выше всех других наград. Орден имел четыре степени. Первой степенью было всего награждено 25 человек; трижды его вручали коронованным особам, и семь раз – иностранным полководцам.»*6
Полными кавалерами всех четырех степеней ордена стали только четыре человека. Это были генерал-фельдмаршалы Кутузов и Барклай де Толли, а также генералы Дибич и Паскевич. Кавалеры ордена святого Георгия любой степени имели права потомственного дворянства и автоматически получали повышение на один воинский чин.
Орденом св. Георгия как исключение, ибо статут не предполагал награждения духовенства, были награждены полковые священники отец Василий Васильковский, священник 19-го егерского полка в 1812 г.; священник Тобольского пехотного полка отец Иов Каминский в 1828г в русско-турецкую войну; протоиерей могилевского пехотного полка Иоанн Пятибоков; иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий (Савинов) под Севастополем в 1855г., священник Туркестанского линейного батальона о. Андрей Малов в 1862 г». *7 Для военного духовенства была установлена еще и особая награда – наперсный крест на георгиевской ленте.
Особенно много священников было награждено за героизм во время I Мировой войны. Тогда больше сотни священнослужителей за ратные подвиги стали Георгиевскими кавалерами. Как яркий пример героизма, можно привести подвиги полкового священника 237 полка протоиерея Афанасия Турундаевского, который подняв высоко крест, не раз водил за собой в штыковые атаки цепи русских солдат. Также орденом св. Георгия был награжден войсковой священник Богородского полка о. Филофей за спасение знамени. Иеромонах Амвросий (Матвеев) был награжден орденом посмертно.
Солдатский Георгиевский Крест был учрежден в Высочайшем повелении 13 февраля 1807 года.
В Большом Кремлевском дворце есть Георгиевский зал. Это парадный зал воинской славы, украшенный орденской символикой, в котором в особой нише помещены названия всех 545 воинских частей, награжденных орденом св. Георгия. В этом величественном бело-золотом зале проводятся главные торжественные церемонии и праздничные мероприятия страны, а также награждения героев и вручение государственных премий.
«8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы, которым награждали лиц рядового и сержантского состава Красной армии. Солдатский орден Славы имеет такую же Георгиевскую ленту, как и старинная русская награда. Медаль «За победу над Германией» носилась также на Георгиевской ленте. Всего орденом Славы за боевые подвиги и отвагу, проявленные во время Великой Отечественной войны были награждены около миллиона советских воинов». *8
Примечательно, что взятие Берлина состоялось накануне праздника «весеннего Георгия», совпавшего в том году с Пасхой, и сопротивление немецкого гарнизона было окончательно подавлено именно в день памяти св. великомученика 6 мая 1945 г. Ежегодно накануне праздника День Победы проводится акция «Георгиевская ленточка», восходящая к святому Георгию Победоносцу. И в сам день праздника Победы повсеместно проходит марш «Бессмертный полк» с портретами участников войны и с георгиевской ленточкой на груди.
Святой великомученик Георгий являет нам образ непоколебимой веры и любви к Богу, мужества и патриотизма. Он защитник и покровитель России, молится за нас у Престола Божия. Наш народ свято чтит память святого великомученика.
6 мая, день мученической кончины св. великомученика Георгия, это день казачьей доблести и славы. Он всегда проходит очень торжественно. Совершается праздничное богослужение с крестным ходом. В этот день вступающие в ряды Кубанского войска на молебне в храме принимают казачью присягу, затем награждают отличившихся казаков и присваивают очередные звания, делают праздничный концерт и показательные выступления казачьих коллективов.
Центрами духовного просвещения и воспитания являются Свято-Георгиевские православные гимназии в городах Ростове-на-Дону и Красногорске Московской области, а также Уваровский кадетский корпус им. св. великомученика Георгия Победоносца.
Во многих местах действуют Георгиевские духовно-просветительские центры, православное молодежное движение «Георгиевцы», военно-патриотические клубы, проводятся «Георгиевские игры», культурно-спортивные фестивали. Под покровом св. Георгия совершает свое служение православное детское движение скаутов.
Много городов названо в честь него, – Юрьев, Георгиевск, Егорьевск. Много храмов и монастырей посвящено этому любимому на Руси святому. Несомненно, что в каждом храме есть икона «Чудо св. Георгия о змие». Этот образ помогает нам жить и выходить победителем в трудных житейских ситуациях, вдохновляет нас на подвиг служения Церкви и Отечеству.
Примечания:
1. «Жития святых» изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского, Кн.8 С.363, М. 1905.
2. Там же, С. 371.
3. Там же, С. 371-393.
4. http://www.rus-obr.ru/cult/2819
5. Краткие сведения о праздниках православной церкви. С. 145, М., 1911
6. «Под сенью св. Георгия», С. 7, Краснодар, 2007.
7. Костин Б. На подвиг с верой православной, С. 102-103, СПБ, 2001.
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Орден…Святого Георгия