Во вчерашней публикации «Сретенскую семинарию могут лишить аккредитации» мы упоминали о скандальном документе, который решительно отвергла корпорация преподавателей Сретенки на своем Ученом совёте. Удивляет уже тот факт, что этот беспрецедентный для Православной Церкви документ 19 мая уже был утверждён Ректором Семинарии Архиепископом Амвросием (Ермаковым) и принят неким таинственным «Президиумом Учёного совета» (тайной, судя по всему организации, поскольку ни о его составе, ни о самом наличии такой структуры не знают ни члены педагогической корпорации, ни даже члены Учёного совета). Мы намеревались посвятить этому документу отдельную публикацию. Но нас опередил журналист Михаил Тюренков, опубликовавший на своей странице в ФБ текст «Ортолиберальный фашизм?».
Михаил обстоятельно цитирует этот «чудной» документ, чтение которого без всякой иронии навевает ужас, поскольку перед нами настоящая идеология концлагеря, которую протаскивают в Православную Церковь. Это похоже и на либеральный фашизм, о чём пишет Тюренков, но и на хорошо известный нам большевизм. Такой «православный», Господи прости, большевизм. Предлагаем читателю познакомиться с публикацией Михаила Тюренкова, а затем и с нашим небольшим послесловием.
«Чем дальше в "лес", тем чудесатее и чудесатее. Точнее не в лес, а на русофобское поле ортолиберальных экспериментов. Честно говоря, иронизировать становится всё сложнее, поскольку речь не о политической борьбе каких-то там партий, а о Русской Православной Церкви и её духовных школах, которые готовят наших с вами пастырей.
И то, что первой в этом эксперименте оказалась Сретенская семинария, моя личная боль и скорбь. Но далеко не только моя. Так, один добрый человек (добрый не фигурально, но искренне, по-человечески — увы, не так много в своей жизни встречал таких людей) прислал мне чрезвычайно интересный документ, от прочтения которого стало по-настоящему страшно.
Цитирую самое, на мой взгляд, интересное. Сам я не юрист, надеюсь, позднее кто-нибудь даст компетентную юридическую оценку написанного, а потому, что называется, просто с позиций христианского здравого смысла:
"1.2. Все сотрудники, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся Семинарии обязаны соблюдать внутренние установления Русской Православной Церкви, включая вероучительные нормы, а также нормы христианской морали и нравственности. В случае их несоблюдения сотрудники Семинарии могут быть уволены, а обучающиеся отчислены из Семинарии по решению Ректора Семинарии..."
Казалось бы, здесь строгость вполне оправдана. Но как быть, если понимание Ректора о вероучительных нормах и нормах "морали и нравственности", скажем так, не во всём соответствует общецерковному? Ведь, подчеркну, речь не только о возможности отчисления юных семинаристов, но и о возможном увольнении сотрудников. Причём нередко в священном сане.
Далее:
"1.3. В семинарии устанавливаются следующие общие обязанности сотрудников, профессорско-преподавательского состава и обучающихся:
...1.3.4. Следовать нормам христианской любви и не распространять не соответствующую действительности информации в сети Интернет и средствах массовой информации, способной нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации сотрудников и обучающихся семинарии..."
Формулировка очевидно нелогичная: получается, "распространять не соответствующую действительности информацию" таки можно, если это не нанесёт вреда семинарии. Но здесь интереснее критерии "несоответствия действительности" и "ущерба". Впрочем, к этому придираться не буду. Куда интереснее следующее:
"...1.3.6. Не совершать деяния (действие или бездействие), способные нанести ущерб репутации Семинарии и Учредителя;
Не выступать без полномочий и ведома ректора (проректора) от имени Семинарии в средствах массовой информации и на публичных мероприятиях;
1.3.7. Не вести деятельности, ставящей под сомнение высокий нравственный статус сотрудника и обучающегося Семинарии;
1.3.8. Не вести политическую и идеологическую агитацию, не использовать свой статус (положение) в Семинарии в интересах политических партий..."
А вот это явно крайне субъективно и можно повернуть против сотрудников и учащихся как вздумается руководству.
И далее:
"...1.6. В отношениях с коллегами сотрудники и профессорско-преподавательский состав Семинарии обязаны:
1.6.1. сохранять уважительное отношение к коллегам в личном общении, при публичном обмене мнениями, в электронной переписке, не подрывать намеренно их профессиональную репутацию;
1.6.2. не распространять заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица в публичных выступлениях, посредством осуществления массовой рассылки электронных сообщений и другим способом;
1.6.3. не совершать действий, квалифицируемых как запугивание, преследование, вторжение в частную жизнь и оскорбление;
1.6.4. не допускать дискриминации коллег на основании священного сана, должностного положения или академического статуса, а также по возрасту, национальному, половому и иным признакам...
1.10. В Семинарии действует Дисциплинарная комиссия, наделенная правом рассматривать по поручению Ректора все вопросы, связанные с установлением факта нарушения сотрудниками или обучающимися норм настоящих правил. По результатам рассмотрения дела Дисциплинарная комиссия Семинарии вправе ходатайствовать перед Ректором Семинарии о наложении на сотрудника, члена профессорско-преподавательского состава или обучающегося дисциплинарного взыскания".
Очевидно, текст списан с какого-то подобного "корпоративно-этического" документа западного типа (возможно, Высшей школы экономики или даже ещё более далёкого от русских образовательных традиций учреждения). И столь же очевидно, что направлен он на возможность тотального подавления любого инакомыслия (выделено нами. - РНЛ), любого несогласия с, судя по всему самозванным, "Президиумом Учёного совета" со стороны учащих и учащихся Сретенской семинарии.
Но самое страшное здесь другое. То, что подобный тоталитарный стиль корпоративных отношений вполне органично переплетается с ценностным либерализмом. По сути, таким образом маститым протоиереям и убелённым сединами светским преподавателям Сретенки уже запрещают возражать и дискутировать с младореформаторами под страхом... "Дисциплинарной комиссии". Уволить, или, как минимум, сделать "выговор с занесением", исходя из этого документа, становится намного легче. Но главное — запугать, деморализовать, отбить желание не то, что возражать, но даже помыслить об этом!
И именно так теперь будут готовиться... русские православные священники, пастыри Церкви Христовой. Такие, чтобы и пикнуть не посмели, начнись (упаси Бог!), скажем, лет через 10-15, ортолиберальная "церковная перестройка". А то, что наши неообновленцы её уже вовсю готовят, лично у меня не вызывает ни малейших сомнений. И сегодняшние события в Сретенке — лишь пробный шар к этой самой глобальной перестройке, которая начнётся повсеместно в том случае, если наши неообновленцы придут к церковной власти (на что они явно рассчитывают в обозримой перспективе). Спаси и сохрани нас, Господи, от подобного испытания!».
Нельзя не разделить тревогу Михаила Тюренкова, читая этот документ. Слава Богу, Учёный совет Сретенской семинарии подавляющим большинством голосов с возмущением отверг эти унизительные «Правила», к полному изумлению никак не ожидавшего такого, Ректора и его единомышленников. Новое руководство взяло своё «творение» «на доработку». Теперь в этот постыдный и скандальный документ внесут какие-то изменения. Но люди-то, мыслящие именно таким образом, из руководства семинарии никуда не денутся! И они считают эти «Правила» нормой. Больше того, тут чувствуется замах не только на Сретенскую семинарию. Страшно представить — во что могут превратить Церковь такие «православные большевики», люди с абсолютно тоталитарным мышлением.
Прав Михаил, речь сейчас не о борьбе каких-то кланов и партий в Московской Патриархии. Тут речь о том, какой через десять-пятнадцать лет будет наша Церковь.
Сегодня перед нами показательнейший документ, принятый (!) «Президиумом Учёного совета Сретенской духовной семинарии», где без обиняков и бесцеремонно свидетельствуется о духе нетерпимости и тоталитаризма. Пока его насаждают только в сегодняшней Сретенской семинарии. Но именно этот дух, столь естественный и присущий новому семинарскому руководству, будет культивироваться среди будущих священников! Разве это не вызывает тревогу?! И разве не вызывает тревогу то, что именно этот дух некоторые «богословы» мнят видеть главенствующим не только в семинариях, но и в будущей Русской Церкви?!
Редакция Русской народной линии
16. обновленцы 21 века
15. Ответ на 8, наталья чистякова: Ура, товарищи!
14. Ответ на 15, Юрий Светлов:
13. Ответ на 9, Потомок подданных Императора Николая II:
12. Ответ на 9, Потомок подданных Императора Николая II:
11. Ответ на 10, Владимир И.:
10. Ответ на 11, Олег В.:
9. Ответ на 11, Олег В.:
8. Ответ на 10, Владимир И.:
7. Ответ на 8, наталья чистякова: