Российская Федерация – это многонациональное государство, в котором русские (титульная нация России) составляют 83% всего населения. Русский народ имеет интеграционный статус в составе многонационального государства, народ, который выполняет объединительную функцию для государственности множества народов.
Российская Федерация носит название русской нации. Русские являются государствообразующей, объединяющей нацией.
После крушения СССР в стране разразился кризис в межнациональных отношениях. Некоторые народы РФ стали решать свои национальные проблемы обособленно от других народностей (племен), проживающих рядом.
Историческая российская государственность дважды в ХХ веке (в 1917 г. и в 1991 г.) подверглась эксперименту по теории о «праве наций на самоопределение», в результате которого один из крупнейших народов мира – русский – утратил это право.
Русская Россия оказалась разгосударствленной, денационализированной, в состоянии экономического истощения и демографической депрессии. Многие годы Россия являлась демографическим донором для национальных образований. Русские фактически сформировали основу индустриальных рабочих и инженерно-технических кадров в национальных субъектах, в том числе, и в «ближнем зарубежье».
Теперь русские стали либо иностранцами, либо гражданами второго сорта. Произошла деформация единого национального организма, на создание которого Русь потратила века нелёгкой исторической работы.
31 марта 1992 года был подписан Федеральный договор (Чечня договор не подписала) который преследовал цель разграничения полномочий общефедеральных органов и субъектов федерации. Этот Договор не устранил противостояние, с одной стороны, Федеративных законов и актов субъектов Федерации, с другой. Не разрешил проблемы национальных отношений. Фактически договор закрепил неравноправие различных субъектов Федерации.
Конституция РФ 1993 г. была принята после вооруженного разгона парламента, во время разрушительного властвования демократии. Посредством демократических лозунгов об ограничении роли государства в условиях саморегулирующегося рынка Российское государство было в значительной степени ослаблено. Конституция была принята поспешно, когда к руководству страной были допущены недостаточно компетентные в юридическом смысле люди, и ставка была сделана исключительно на экономические методы решения проблем. В условиях политической нестабильности, острой борьбы за власть в Конституционное собрание, в основном, были включены лица по занимаемой ими должности и назначенные Президентом. По результатам обсуждения проекта Конституции в таком составе её окончательный текст, принятый на референдуме, подвергся правке.
Кроме того, в 28 субъектах РФ из 89 Конституция либо не получила большинства голосов, либо не выносилась на голосование.
В Конституции РФ предусмотрено 6 видов субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Республики в составе России, а также автономные области и автономные округа – это национально-государственные образования. По территориально-государственному принципу образованы края, области, города федерального значения. Президент Ельцин предложил национальным образованиям брать суверенитета столько, сколько они «проглотят». Началась лихорадка суверенитетов. Повсеместно провозглашалась политическая и экономическая самостоятельность и независимый государственно-правовой статус отдельных субъектов Российской Федерации.
Русские как единый народ с общим государством столкнулись с фактом дробления национального организма.
«Россия есть не случайное нагромождение территорий и племен ..., но живой, исторически выросший культурно оправдавшийся ОРГАНИЗМ, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием, этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне, он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия. Расчленение его явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой...», – писал великий русский ученый И.А Ильин (См. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М., 1993, с.171).
В процессе суверенизации, охватившей Россию, русские, проживающие в национальных образованиях, оказались перед фактом возможной утраты исторической и государственной идентичности в связи с тем, что их государством теперь становится не Россия, а территориальное образование, названное именем другого народа. Понятие «Россия» лишается духовной глубины и превращается в «центр», к которому проявляется неприятие со стороны отдельных образований.
Возникла проблема создания механизма воссоединения русской нации и гармонизации национальных отношений на ее территории с целью предоставления русскому народу законных прав в материальной, духовной и демографической областях, а также проблема защиты прав русских, проживающих на территории своей исторической родины, но насильственно оставленных жить за пределами РФ.
С принятием Конституции РФ 1993 г. Россия была провозглашена симметричной федерацией, хотя фактически таковой не является. В России сохранилось опасное состояние неустойчивой и кризисной федерации. Конфликтность и нестабильность заложены в самой форме национально-государственного устройства России, когда определенные этнические общности представляются как субъекты права. Национально-государственные образования (республики в составе РФ, автономные области, автономные округа) имеют более высокий статус, нежели государственно-территориальные образования (края, области, города федерального значения).
Республики являются государствами в государстве, автономные округа являются субъектами в субъектах – краях. Из пяти автономных областей осталась одна – Еврейская автономная область, в которой проживает 4% евреев от всего населения автономной области.
Согласно Конституции РФ республики и другие субъекты федерации находятся в разных правовых условиях. Контролю за соблюдением Конституции РФ в республиках подлежат лишь их Конституции и законы, в то время, как в остальных субъектах контролируются все законодательные акты.
Представительство русских от краев и областей в Совете федерации по 2 человека, и от республик, автономных округов и областей – тоже по 2 человека. При этом численность населения субъектов во внимание не берется.
Отдельные субъекты приобрели более высокий статус – республики (государства). Несколько бывших автономных областей перешли в разряд республик.
Башкортостан, Татарстан, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия) и другие республики провозгласили себя в своих Конституциях суверенными государствами. Коми распространила свой государственный суверенитет на всю территорию республики. Карелия объявила экономический суверенитет. Башкортостан добился для себя дополнительных прав по бюджету и налогам. Почти все Конституции республик в одностороннем порядке относят к компетенции республик решение вопросов владения, пользования, распоряжения природными и иными ресурсами, определяют порядок пользования объектами федеральной собственности, присваивают широкие полномочия в сфере финансово-валютного и денежно-кредитного регулирования.
Субъекты федерации в одностороннем порядке наделяют себя полномочиями, льготами и привилегиями на основании договоров, которые они заключают с органами государственной власти РФ, Правительством, федеральными министерствами. Договоры эти, как правило, противоречат Конституции РФ. Отношения таких субъектов с федеральным центром принимают иждивенческие, сепаратистские формы. Ослабляется управляющая роль федерального центра. Национальный фактор используется республиками как фактор давления на федеральный центр. Национальные интересы выдвигаются и при решении общероссийских вопросов.
Правовой и фактический статус республик по объему предметов ведения и полномочий, льгот и привилегий значительно превосходит статус краев, областей, городов федерального значения, где проживают преимущественно русские.
В Конституциях ряда республик закрепляется главенствующая роль этнической общности, именем которой названо образование. При решении общереспубликанских вопросов предпочтение отдается также конкретной общности (Бурятия, Башкортостан, Коми, Удмуртия).
Русские и граждане других национальностей в таких республиках находятся в национальном неравноправии. И это при том, что лишь в 4 из 21 республики этническая общность составляет большинство населения.
В Тыве по Конституции данной республики этнические тыва пользуются особыми покровительством и защитой как внутри республики, так и за ее пределами.
В нарушение Конституции РФ Тыва приняла республиканский закон об объявлении военного положения.
Республиканские законы о воинской службе приняты также в Башкортостане, Саха. Адыгея решает вопросы обороны, безопасности, судоустройства. Саха (Якутия) предусмотрела порядок образования территориальных воинских и иных формирований.
Конституции ряда республик не содержат нормы о пребывании республик в составе Российской федерации (Башкортостан, Татарстан, Чечня).
Бурятия изменяет свой государственно-правовой статус путем референдума. Как указано в республиканском законе, такое решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан республики, в том числе, половина граждан бурятской национальности, принимавших участие в референдуме (п.4 ст.60 Конституции Бурятии).
Данная норма нарушает конституционный принцип равноправия граждан независимо от национальности и их равного права на участие в управлении делами государства и общества.
Тыва вписала в свою Конституцию право выхода из состава РФ.
Некоторые Конституции не содержат нормы о пребывании республик в составе РФ (Башкортостан, Татарстан).
Как правило, Конституции субъектов противоречат Конституции РФ в части фундаментальных принципов организации государственной власти, компетенции субъектов и в сфере правового регулирования свобод и прав человека.
Параллельно с Конституцией РФ стали заключаться двусторонние договоры между РФ и субъектами. В договорах проводится перераспределение ряда предметов ведения и полномочий Российской Федерации в пользу субъектов РФ (Татарстан, Башкортостан, Саха, Свердловская область).
При заключении двустороннего договора с Россией о разграничении предметов ведения Татарстан предусмотрел участие республики в международных отношениях, самостоятельность во внешнеэкономической деятельности, создание национального банка, республиканское гражданство, право опротестовывать Законы РФ и др. Все эти полномочия прямо нарушают Российскую Конституцию. Подобный же договор заключен с Башкортостаном.
Равноправные по Конституции субъекты федерации имеют неравные возможности в решении насущных социальных проблем. Края и области, населенные преимущественно русскими, имеют заниженные по сравнению с республиками возможности при решении социально-экономических вопросов. Неравными являются и права субъектов в области налоговой политики. Так, республики отчисляют в Федеральный бюджет 10% налога от прибыли, а края и области – 50%.
Разный статус субъектов Российской Федерации (республики-государства и области, края) создаёт фактическое национальное неравноправие. Такое положение сложилось в результате деления России, в 20-х годах, когда революционные политики создали неравные по конституционному статусу субъекты. Налицо несправедливость в отношении русских, составляющих большинство, несущее на себе всю тяжесть национального неравноправия. Такое неравноправие способствует возникновению личностно-бытовых конфликтов между русскими и представителями других этнических общностей, именем которых названы конкретные образования. Национальное неравноправие оказывает непосредственное влияние на жизнь русских, проживающих, как и этническая общность, на своей земле, но в условиях национальных республик-государств, созданных революционными политиками и вновь закрепленных в Конституции 1993 г.
Нормотворчество в отдельных субъектах федерации зачастую нарушает основные принципы правовой регуляции, значительно уменьшает эффективность действий всей правовой системы.
Соблюдение конституционного принципа единства правового пространства в России (п. а, ч.1, ст 72 Конституции РФ) не контролировалось, в силу чего по данным В.Г.Вишнякова (ж. «Государство и право». 1998. № 12. С.20-28) более 1400 нормативных актов опротестованы прокурорами, как не соответствующие федеральному законодательству, 44000 нормативных актов были подвергнуты экспертизе Министерством юстиции РФ. Третья часть из них признаны не соответствующими федеральному законодательству.
Директор института Государства и права РАН академик Б.Н.Топорнин писал, что четвертая часть актов, в том числе, и Конституции некоторых субъектов Российской Федерации противоречат федеративным законам (ж. «Государство и право». 2000. №7. С 5-14).
При этом роль Конституционного Суда Российской Федерации незаметна. Суд выглядит как федеральный законодатель, либо в отдельных случаях в своей работе руководствуется политической целесообразностью. Конституционный Суд РФ не обеспечивает единое соблюдение Конституции РФ всеми субъектами, входящими в состав России.
Для формирования единого конституционного пространства необходимо создание действенного механизма реализации конституционного равноправия субъектов Российской Федерации. Не вызывает сомнения, что внутри суверенного государства не могут существовать другие суверенные образования. Единое, неделимое государство является неограниченным носителем суверенитета в рамках своей территории.
Общегосударственная (федеральная) власть определяет границы своего властвования, устанавливает пределы юрисдикции органов власти субъектов, так как является самодостаточной и окончательной на всей территории.
Осуществляя свои властные полномочия, общегосударственная власть имеет полное право применять необходимые меры правового принуждения в отношении конкретного образования на основании верховенства и неограниченности суверенитета Федеративного государства.
Федеративное принуждение – это правовой институт, который используется в случаях конституционных правонарушений имеющих место в субъектах, с целью охраны интересов общества и государства. Исполнение конституционных обязанностей обеспечивается применением определенных требований личного или организационного характера.
Обеспечение приоритета Федерального закона исключает столь распространенное нарушение Основного закона Российской Федерации.
Известно, что все устойчивые федерации в мире строятся по территориальному принципу.
Национальная государственность, которая является основой федеративного устройства России, не обеспечивает равноправие всех граждан, независимо от их национальности.
В новых конституционно-правовых условиях национальное самоопределение в России вписывается в форму национально-культурной автономии.
Национальные интересы народов России способны реализовываться в условиях культурных автономий без особого территориального статуса автономности по национальному признаку. Национальная (этническая) государственность, как единственная основа федеративного устройства России, не обеспечивает равноправия и соблюдения прав человека безотносительно к его национальности.
Большевики под видом «национальной самостоятельности» денационализировали Россию посредством диктатуры произвола, «за которыми скрывались партийно-марксистские соображения, и силою красноармейского оружия» (И.А.Ильин).
Второй Всемирный Русский Собор, прошедший в Москве в 1995 г., отметил катастрофическое состояние русского народа и принял очень своевременную и важную резолюцию «О государственной программе защиты, сохранения и возрождения русского народа». Собор предложил разработать государственную программу защиты, сохранения и возрождения единого русского народа, одобренную Президентом, Правительством и законодательными органами России. Во втором пункте резолюции предложено создание в российской исполнительной и представительной властях отдельных органов, непосредственно отвечающих за государственную политику в отношении русского народа. Предусмотреть в государственном бюджете на национальные программы России отдельной строкой государственное финансирование русской национальной программы.
Всемирный Русский Собор провозгласил право русского народа, который к концу ХХ века оказался насильственно расчленённым и лишённым собственной исторической государственности на воссоединение, на самоопределение русских на всех своих исторических территориях.
Воссоединение и самоопределение – главная задача русских. Это право не может оспорить ни одна международная инстанция. Государствообразующая русская нация – это та реальность, которая выполняла и всегда будет выполнять основную роль в жизни России и её политике.
С 2000 года Конституция претерпела некоторые изменения. Однако это не значит, что она стала совершенной.
В связи с предстоящим голосованием становятся очевидными недопонимание и правовая безграмотность в оценке Основного Закона Российской Федерации, принятого в 1993 году.
Безусловно, играет свою роль антипропаганда предстоящего голосования, которая вносит сумятицу и безразличие к будущему своей страны
В контексте поставленных настоящим временем вопросов не вызывает никакого сомнения, что действующая Конституция РФ подлежит изменению.
Валентина Дионисовна Штраус, юрист, Ростовская область