В навалившейся вдруг немоте, самозаточении и смятении чувств под грузом не испытанных прежде тревог душа устремляется к берегам, спасительным своей твердостью. Этому движению помимо всего сопутствуют обращения к творчеству Максима Трошина, где удивительны в своей гармонии пронзительные голос, музыка, слова – все напоенное любовью к Святой Руси с ее прошлыми и нынешними печалями и бедами. О таком внимании к юному брянскому дарованию можно судить по резко возросшему числу откликов на его песни в горизонтах интернета с началом коронавирусного времени, людскими потерями сравнимого разве что с чумным.
Много тех, кто песни Максима Трошина услышал впервые. «А я сегодня о нём узнала», – не скрывает своего удивления Света Нешкина. «Такой поток чувств открыл...», – поражена Надежда Коновалова. Часто слезы сопровождают подобные душевные волнения. «Я все слушаю и слушаю. Снова и снова. Сердце радуется и плачет, и плачет...», – сопереживает Нина Скибардина. Слушатель Тимаков (Пантелеевич) восклицает: «Господи, давно не плакал!!!» Об этом же написал пользователь интернета под ником Alexander Mayer: «Просто нет слов. Слёзы заливают. Ком в горле. Ничего подобного не приходилось раньше слышать».
Иногда всего одна песня вызывает глубокие потрясения, к которым прежде человек не был готов. «Вся моя жизнь в одной песне, хотя я и мусульманка, но эта песня за душу берет», – написала девушка под ником «Лунтик Лунтик», впечатленная исполнением Максимом Трошиным «Соловья», истории о жизненных мытарствах православного монаха, рассказанной им самим в тихих обращениях к птице, которая вмешалась своим пением в последние земные молитвы.
«Почему вся жизнь мелькает перед глазами?!» – похоже восклицает пользователь, назвавший себя в интернете Неместным. Но такую реакцию вызвала уже другая песня этого же певца – «Журавли». Елена Горлова делится своими переживаниями после той же мелодии: «Три раза прослушала песню. Слёзы и светлая грусть. Душа как будто очистилась, не передать словами всех эмоций». Нина Архипова уже о песне «Отложим попечение» отзывается с эмоциональным настроем подобной силы: «Не могу наслушаться! А слёзы так и льются! Душа, наверное, умывается этой песней и его голосом». Каждой песне Максима Трошина нашлись восторженные слушатели.
«Более красивой песни я никогда не слышал», – высказанное некогда мнение известного в спортивном мире польского мотогонщика Патрика Дудека об эпическом песнопении Максима Трошина «О, светло светлая и украсно украшена Земля Русская!» сегодня разделяет немало других слушателей. Уже восемь веков этим прекрасным и светлым словам из летописи о величии родной земли, красоте живущих на ней людей, торжестве христианской веры. По сей день это песнопение имеет все смыслы и знаки национального гимна, который мог быть востребован современным российским государством. Музыкальная композиция создана Максимом Трошиным, под его руками чарующе зазвучали гусли и это его мощный, чистый голос оживил древний текст, возносит нас сейчас на духовные вершины.
Проникновенны слова Наргиз Айбатовой: «Не слышала о нем, жаль! Но если есть на небесах ангелы, то теперь знаю, как звучат их голоса! Мне близка русская песня!» Ей вторит Людмила Началова: «Не знаю ничего о нем, к своему стыду…». Об этом же явно сожалеет Татьяна Беседина: «Ничего не знала и не знаю о нем, кто это и откуда он?». В плену подобного неведения Татьяна Греченюк обращается к певцу, земная жизнь которого трагически прервалась четверть века тому назад в его неполные семнадцать лет, как к человеку живому, своему современнику: «Максим, да ты гений! Так спел!!! Голос – чистый родник! Ангельский! Слушать – одно удовольствие! Благодарю тебя!»
От невинного заблуждения легко избавляет тот же интернет. Так, на сайте «Русской народной линии» с момента его создания неизменно появляются материалы о Максиме Трошине, изложена его обстоятельная биография и она постоянно дополняется материнскими воспоминаниями Надежды Михайловны. Ныне она служит при Брянском храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
«Спасибо, что познакомили с прекрасным, светлым юношей. Я не знала о нём ничего до сегодняшнего дня. Тронута его песнями до глубины души. Слушаешь и понимаешь, что все мы дети Бога. В душе всё перевернулось, там грусть и радость, потрясение и благодать, волнение и покой одновременно. Плачу, но светлыми слезами. Вечная память и царствие Господне юноше и его отцу. А матушке низкий поклон и здоровья на долгие годы», – такими словами наполнила свой отклик Надежда Щекунова. «Я не знала, что ты умер…Пой Богу, соловушка. Любим тебя», – Алла Харченко продолжает прямое общение с юным певцом за пределами его смерти.
Максим Трошин для кого-то сейчас, в пору новых испытаний, стал, по словам Людмилы Пухальской, «молитвенником на Небе». «Со слезами и болью в сердце слушаю каждую песню-молитву этого Ангела! Храни, Господи, всех от плохого! Дай нам, Господи, пережить все нынешние беды достойно и мудро! Господь не оставит нас!» – написала некто Лидия с адреса Максима Сычева. Кто она ему? Мать, жена, сестра, дочь? Важно ли, кто просит… Аркадий Аркадьев пишет о том же: «Максимушка, помолись Господу за нас, грешных». Песни Максима Трошина помогают Людмиле Любимой преодолеть смятения перед нынешней напастью: «Благодарю за душевное спокойствие...».
«Хочется верить, что такие люди, уйдя, становятся ангелами-хранителями своего народа», – написала Наталья Кальченко. Свой вывод она сделала, заглянув за внешние покровы его песен. – Неземной красоты душа у этого мальчика. Просмотрела несколько интервью с ним ... Не по-детски глубокие суждения. Он опережал свои годы». Инна Михайлова и Nata Andpad также поражены своими наблюдениями: «Такие серьезные глаза у мальчишки», «Мальчик удивительный и наполнен силою».
Несовпадение возраста и жизненного опыта Максима Трошина по-своему объясняет Люция Максимова: «Как проникновенно исполняет песни, молитвы, как будто он прожил много лет, пережил все, что человеку невозможно без Божьей помощи». Вот еще отклики из ряда о некоей небесной миссии юного певца и подвижника. Пользователь под ником Sam отметил: «Словно он знал такое, чего остальным не дано». Вера Макаренко уверена: «Он выполнил свое послушание – тронуть наши души ангельским крылом».
За первые десять лет после смерти Максима Трошина своими эмоциональными впечатлениями о его песнях с интернетом поделились граждане почти тридцати государств. При этом восторженно воспринимались также вся наша страна и ее культура. Так, по высказанному тогда мнению англичанина Джейсона Бентли, Россия являлась нацией славы и любви к Богу. Нынешняя ситуация изменила природу зарубежных откликов. Меньше их стало числом, сузилась география. Словно между странами на период карантина, подобно реальным, закрылись виртуальные границы. Чувство самосохранения, как могло показаться, обеднило прошлые порывы. Но те, кто услышал в эти дни пронзительные песни Максима Трошина, не молчат, отзывы сохраняют прежнюю тональность. Хорват Штево Штевич написал: «Предивно!» В переводе с латышского слова Иветы Эрдмане прозвучали бы так: «Бог рядом совсем с теми, у кого чистое сердце!» Откликнулись с признанием таланта русского юноши также из Беларуси, Киргизии, Украины, Литвы, республик бывшего СССР, люди, рожденные уже после его распада, но, должно быть, наделенные генетической памятью о некогда общих истории и культуре.
Песни Максима Трошина будто совмещают времена. Вот строка из отклика Ольги Чуркиной: «Мальчишка сердцем чувствует – беда пришла на Русь». Она думает о наших днях или о последнем десятилетии прошлого столетия? Пользователь под виртуальным именем Julia Brungardt не скрывает большую горечь: «В 90-х мы все на время сошли с ума. У меня это проклятое время украло дом и родину». Рома Мох объясняет при этом предопределенность гибели юного певца: «Я на два года старше Максима. С ужасом вспоминаю себя в 95-ом. И осознаю, что мы не заслуживали присутствия этого светлого человека среди нас! И Господь забрал его».
Пятого июня омрачено трагической гибелью Максима Трошина. «Прошло 25 лет, но ты в моей памяти пока я жив...», – заверяет Сагын Маразыков из киргизского города у подножия белоснежного Тянь-Шаня с изначальным названием Небесные горы. Понятно искреннее желание женщины, представившейся как Ирина Юрьевна: «Хочется посетить могилку. Постоять рядом, поплакать, подумать, что-то осмыслить, понять... Прости нас, мы не такие, как ты».
Выбранные для своего ника инициалы полного имени одного из пользователей интернета похожи на термин для коротких сообщений – СМС 2701, но явно идущие от сердца слова далеки от требуемой для этого лаконичности: «Максим Трошин был настоящим явлением! Человеком невероятного благородства и великодушия, таланта и морально-нравственной чистоты. Многое бы отдал, чтобы пожать руку этому замечательному парню. Прошлое не вернёшь ... Берегите архивы!»
Последнее обращение, вроде бы и вне прямой связи с предыдущим текстом отклика, вернуло меня к недавней и неприятной истории в отношениях с Брянским областным краеведческим музеем, куда еще за полтора года до нынешней печальной даты были переданы предложения о размещении временной экспозиции памяти Максима Трошина. Там, скажем, могли бы проводиться выездные занятия со школьниками и студентами по освоению ценностей русской национальной культуры на примере его творчества.
Для размещения были обозначены материалы, включая видео- и аудиозаписи, с последующей их передачей в фонды музея. Какие-либо бюджетные траты не предполагались. Долгое, с год, молчание завершилось отказом, который директор, скорее даже, распорядительница музея втиснула по телефону в единственный и предельно краткий аргумент: «Нет места». Кого и что только не демонстрировали на музейной площадке в то время на коммерческой основе – заморских бабочек, гигантских пауков, пушистых грызунов, муляжей мультяшных динозавров! Очевидно, что вирус другой природы еще задолго до нынешнего проявил свои поражающие качества.
Уже из-за пандемии не пройдут сейчас в Брянске иные памятные мероприятия из подготовленных накануне. Но живущие в виртуальном пространстве интернета песни Максима Трошина лучше любого постановочного приема раскрывают перед нами его образ, талант и духовный мир. Надо согласиться с Тамарой Рудневой, которая высоко ценит новую реальность: «Как мало Господь посылает на русскую землю такую россыпь талантов. И счастье, и божье просветление тем, кто их услышит».
Согласимся и помолчим. Кто готов к молитве, помолится…
Николай Петрович Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени, Брянск
Фотография сверху: Максим Трошин. Эскиз постера Ольги Петрухиной, Москва.