Одна за другой появляются на Русской народной линии статьи отца Георгия Городенцева и публикации ряда других авторов, посвящённые апокалиптической тематике. Как правило, они имеют целый ряд неправильных мнений, которые, по моему мнению, могут принести вред делу спасения.
«Начало зол - ложная мысль!» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своём творении «О прелести». Многие ложные рассуждения и выводы авторов проистекают от использования ошибочного термина «печать антихриста». Его появление, по всей видимости, связано с когда-то сделанным неверным переводом, вошедшим затем во всеобщее употребление.
В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова такого термина нет. Тайнозритель использует понятие «начертание» [греч. - χάραγμα; русск. - ха́рагма], которое употребляется в Откровении 8 раз (Откр. 13: 16-17; 14: 9; 14: 11; 15: 2; 16: 2; 19: 20; 20; 4), причем это понятие несет в себе сугубо отрицательный смысл. Принятие «начертания» непосредственно связано с «поклонением зверю» и вечными мучениями принявших «начертание» (Откр. 14: 9-11; 16: 2; 19: 20).
В случаях использования слова «печать» используется другой термин - [греч. - σφραγίς; русск. - сфраги́с] (отсюда сфрагистика - историческая дисциплина, изучающая печати). Но «печать» в Откровении как раз-то связывается не со зверем-антихристом, а с Богом Вседержителем!
«Начертание зверя» - принадлежность «поклоняющихся зверю».
«Печать Бога Живаго», «печать Божия» - принадлежность верных рабов Божиих, «не поклонившихся зверю и не принявших начертание его». Таково словоупотребление книги Откровение. Именно о печати Божией повествует пророческая книга Нового Завета: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7: 2-4);
«И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9: 3-4);
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14: 1) - вот о какой печати идёт речь в Откровении!
А «начертание - имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17) - также понятие абсолютно конкретное, функции и свойства которого четко описал Тайнозритель. Это атрибут, который предлагается принять «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» (Откр. 13: 16), иначе «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Откр. 13: 17). Все сказано четко и конкретно. Также совершенно очевидно, что «начертание», «имя зверя», и «число имени его» - это понятия эквивалентные, обозначающие один и тот же атрибут.
Дословный перевод с греческого 16-18 стихов 13-й главы Откровения, сделанный, по моей просьбе ещё в 2003 году, специалистом в области греческого языка, профессором протодиаконом Владимиром Владимировичем Василиком, гласит: «И заставляет всех, малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов, да дадут им начертание на руку их правую или на лоб их, и да не сможет никто купить или продать, кроме имеющего начертание - имя зверя, или число имени его. Здесь премудрость есть. Имеющий ум да сосчитает число зверя. Ведь число человека есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» («Но избави нас от лукавого», СПб, 2003, С. 321).
Выдающийся русский богослов, профессор Николай Никанорович Глубоковский пишет о стихах 16-18 тринадцатой главы Откровения: «Составилось большое количество разнообразнейших толкований, из коих каждое в одинаковой степени и вероятно (для изобретателей), и сомнительно (для читателей). Между тем автор (святой апостол Иоанн Богослов) внушает с решительностью, что его слова всем доставляют потребное по их восприятию разъяснение. Следовательно, обязательное экзегетическое правило вынуждает всецело сосредоточиться на самом таинственном тексте и не выходить за его пределы в тёмную область туманных мечтаний».
Использование термина «печать антихриста» сразу уводит авторов в «тёмную область туманных мечтаний», ибо это абсолютно отвлеченное - абстрактное понятие. Абстракция (лат. abstractio) - неясное, неконкретное, туманное выражение мысли; нечто оторванное от реальности, отвлекающее от сути, ведущее к заблуждениям.
Поэтому все дальнейшие рассуждения использующих термин «печать антихриста» авторов идут по ложному пути. «Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели - ложная мысль!» - предупреждает святитель Игнатий.
Остаётся напомнить о вечной участи принимающих «начертание - имя зверя, или число имени его»:
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9-11).
Но будут и не изменившие Богу:
«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15: 2-3).
Эти победители и будут иметь на челах своих печать Господа Бога Вседержителя!
Отец Георгий Городенцев опубликовал немало душеполезных работ, за что ему низкий поклон. Но есть вещи, в которых ошибки не допустимы. Заранее прошу прощения у почтенного протоиерея и прошу принять во внимание приведённые мною доказательства, а о проистекающих от использования ложного термина опасных последствиях и других неточностях и заблуждениях современных авторов необходимо будет написать отдельную статью.
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств
4. Ответ на 2, Игорь Бондарев:
3. .
2. Логистика
1. Насчет числа.