itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православное социальное хозяйство

Если мировое производство будет восстановлено на прежних докоронавирусных основаниях, мир рискует погрязнуть в пандемии на долгие годы

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Бывший СССР  Коронавирус в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Православный социализм  Мировой экономический кризис 
0
1304
Время на чтение 20 минут

Экономика вступает в свои права. Несмотря на предупреждения вирусологов о том, что хроника пандемии еще не снята с повестки дня, экономика начинает вступать в свои права, перевешивая любые иные аргументы и возражения. Образованнейшие люди страны предлагают свои рецепты выхода страны из кризиса, возникшего отнюдь не вчера, исходя из своей профессиональной специфики: эпидемиологической, экономической и, даже, социоповеденческой. На дилемму, возникшую перед правительством любого подверженного пандемии государства, кого поддерживать в первую очередь: человека или бизнес, производство, – одни предлагают решение в пользу экономики, другие - человека. В нашей стране речь идёт пока о спасении человека, в той степени в какой понимается эта стратегия спасения через механизмы самоизоляции. Но отложенные на время проблемы экономики дают о себе знать с той большей силой, с какой общество будет вынуждено задержаться на этапе самоизоляции. И тут возможны по сути два пути: «восстановления былого» или «творчество нового». Восстановление экономики в том виде, в котором она существовала до пандемии, предоставляя различные меры поддержки существующим структурам бизнеса, либо… заняться пересмотром того, что было, и того, что имеет смысл быть в мире вынужденных перемен. Запуская былое, мы рискуем оказаться в самом конце исторического развития мира, который уже начинает меняться и приобретать черты, альтернативные существующей потребительской цивилизации.

Прежде всего необходимо. Философ и правовед Павел Иванович Новгородцев (1866-1924), размышлявший в начале прошлого века «Об общественном идеале», в одном из последних своих выступлений «перед лицом будущего» писал о том, что, прежде всего, нам необходимо: «Русский народ не встанет с своего одра, если не пробудятся в нём силы религиозные и национальные», ибо задача государственного строительства состоит не в чисто «внешнем устроении человеческой жизни, а возвышении его до степени Божьего дела», чтобы власть взирала на свою задачу, как «на дело Божие, и чтобы народ принимал её, как благословенную Богом на подвиг государственного служения». Следуя этим заветам русских мыслителей, перед каждым, естественно, встаёт вопрос о том, как возможно участие православного человека в хозяйственной жизни безрелигиозного государства, власти которого сами оказались в полной растерянности перед лицом новых вызовов, обусловленных всеобщей пандемией.

Православное социальное хозяйство - тема не новая в русской религиозной философии, ибо религия, господствующее мировоззрение, всегда и во все времена влияла на жизнь человека, обуславливая организацию всего хозяйственного уклада. В христианстве Человек выше природы и, вместе с тем, он природное существо, отношение которого к миру строится в принятии его как творения Божия, но и с независимостью от него, свойственному существу, сознающему свою духовность. К теме «Православие и социализм» не раз обращался на протяжении всей своей жизни русский философ, экономист, богослов и православный священник Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), который всем своим жизненным путем продемонстрировал саму возможность на профессиональном уровне обсуждения этой темы. Сын бедного сельского священника, который за время обучения в Орловской духовной семинарии окончательно утратил Православную веру и, нарушая семейную традицию, превратился в безрелигиозного специалиста по политической экономии, правда, известного далеко за пределами России, стал своеобразным символом перехода «от марксизма к идеализму», а затем и к Христианскому социализму. В своей работе «Православие» в разделе, посвященном хозяйственной жизни, С.Н.Булгаков пишет, что наилучшей из хозяйственных форм является та, «которая наиболее обеспечивает для данного состояния личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи», поэтому понимая социализм в самом общем смысле, как «отрицание системы эксплуатации, спекуляции и корысти», можно говорить о «положительном отношении» христианства к социализму.

Прот. Сергий Булгаков, обращаясь к нам, наследникам «после-большевистской России», пишет далее о ещё не открытой стороне христианства, раскрытие которой «принадлежит будущему». Для христианства недостаточно только приспосабливаться к происходящим независимым от него изменениям, христианство «призвано вести народы, пробуждать их совесть и напрягать их волю к новым целям, которые объемлются в его безмерности». Булгаков пишет о «пробуждении нового пророческого духа в христианстве», о неизмеримо большем, нежели «христианский социализм» в разных его видах, как он существует во всех странах. «Речь идет о новом лике христианства общественного, о новом образе церковности и творчества церковного социального; то, что ныне называется социализмом, есть только один из внешних прообразов того изобилия даров, которые содержит в себе Церковь».

Православный Социализм объединяет в себе, казалось бы, несовместимые положения, но лишь только потому, что в истории государственного строительства эти составляющие проявляли себя по отдельности. Ничто не мешает Христианскому государству быть социальным по своим социально-экономическим гарантиям для любого гражданина и, наоборот, социальному государству – основываться на высших духовных, религиозных ценностях, в частности, христианских. В рамках исламского мира периодически возникали государства, лидеры которых провозглашали свою идеологию «исламского социализма», с тем большим основанием, чем большими нефтяными ресурсами они располагали. Любая православная семья для своих домочадцев является малой ячейкой и наглядным образом воплощения Христианского социального государства, равно как: и монастырское общежитие, и различные дореволюционные «Православные артели», и удаленные старообрядческие поселения в Сибирской глубинке.

Проблема Христианского отношения к собственности стала темой подробного обсуждения в работах В.С. Соловьева, В.Ф. Эрна, о. Павла Флоренского, прот. Валентина Свенцицкого и др. Со времён изгнания после «октябрьского переворота» в начале XX века видных деятелей науки, философии и культуры, несогласных с методами искоренения традиционных высших духовных ценностей и структур государственного управления, идеи православного социализма можно было встретить только в эмигрантской публицистике. В наше время призывы умнейших людей страны по организации всей жизни общества на духовных основаниях, на короткий миг прозвучав в средствах массовой информации, бесследно исчезают, вытесненные очередной порцией несущественной информационной шелухи. При этом каждый из нас, сидящий по эту сторону экрана, прекрасно понимает всю тщетность предлагаемых мер, не имея при этом никаких рычагов влияния на происходящее. Первый вопрос, который здесь напрашивается: «Как организовать самодеятельное творчество инициативных людей на местах, гораздо более понимающих непосредственную ситуацию, чем любые принимающие решения дипломированные специалисты, отягощенные устаревшими модельными представлениями, заученными когда-то в институте много лет назад?»

Элементы Православного социализма. В настоящее время православный интернет пестрит замечательными идеями Христианского, Православного социализма, одна из которых звучит как создание «Православных трудовых братств», соединяющих в себе «православный приход и производственное предприятие», но до широкого воплощения их ещё далеко, хотя есть и положительные примеры. Наиболее интересным является кооператив «Воскресение» в Рязанской области во главе с его председателем, тогда архимандритом Тихоном (Шевкуновым). В уставе Православного хозяйства, образованного как кооперация бывших работников колхоза «Восход» деревни Слобода и монашеского скита Сретенского монастыря, были записаны христианские «принципы работы и жизни», суть которых заключалась в традиционных заветах «ведения русского крестьянского хозяйства, основанных на православной вере, общей ответственности, и искреннем, доброжелательном отношении между людьми». В одночасье жизнь людей преобразилась, и в духовном, и в отношении материального достатка, но что стало с этим хозяйством после назначения митрополита Тихона на Псковскую кафедру, особых сведений найти не удаётся, хотя монастырские сельхоз-подворья потихоньку начинают набирать силу по всей стране, обеспечивая своих прихожан экологически чистыми продуктами.

Со времён «перестройки», и ранее, об экологических проблемах постоянно говорил Михаил Яковлевич Лемешев, депутат Государственной думы первого созыва от фракции ЛДПР. Подводя некоторый итог своей непрестанной деятельности, в докладе Изборскому клубу он предложил «социально-экологическую теорию расселения людей», суть которой заключалась в повсеместном создании современных «экологических деревень». «Экологическая деревня», или любое малое сельхозпоселение, рассматривается как «модель расселения миллионов людей», которая предусматривает воспроизведение «традиционного уклада сельской жизни, обеспечивающая здоровые условия труда, отдыха и быта их обитателей. Поселения, образованные многодетными семьями, построившими для своего проживания благоустроенные дома усадебного типа на личных земельных участках от 30 соток до гектара для ведения огородно-плодового и животноводческого хозяйства, могли бы полностью обеспечить себя полноценными продуктами питания. Не вдаваясь в дальнейшую детализацию проекта «Радикального спасения России», предложенного десятилетие назад, можно с уверенностью утверждать, что при его даже частичной реализации, всеобщая пандемия обошла бы нас стороной.

За пределами экономики. Идеи эти столь очевидны, что различные партии, так или иначе, используют их в своих предвыборных программах. Партия «Яблоко» предлагала в своей программе реализовать эту идею в соответствующем разделе «Земля – Дома – Дороги», с бесплатной раздачей гектара земли под строительство дома и приусадебного хозяйства, однако, несмотря на казалось бы правильные инициативы, партия не преодолела заявленный процентный барьер, поскольку мало кто поверил лидерам партии и жизненности идеи автоматического расселения из городов в сельскую местность. «Дальневосточный гектар» из той же серии. Но без реальной поддержки государства и духовного окормления Церкви эти прожекты как-то не приняли повсеместного характера. Коммунисты постоянно проводят идею «народных предприятий», но, когда «красные» директора побеждают где-то на выборах, на них обрушиваются такие тонны компромата, что им впору снимать с себя последнюю рубашку. А между тем несметные богатства, принадлежащие всему народу, вывозятся вагонами из страны, так называемыми, олигархами, чтобы в условиях повсеместной вирусной истерии не «чемоданами», а «контейнерами» завозить в бывшую родину «смертельную заразу», по-видимому, в благодарность за несметное обогащение.

Вне зависимости от исповедания многие известные экономисты, политологи и публицисты на своих персональных сайтах, в выступлениях на различных телевизионных каналах, в печати пытаются донести до общественности идеи и предложения, которые идут вразрез с экономической стратегией докоронавирусного мира. Хотя бы частичная реализация предложений, таких экономистов как: С.Ю. Глазьев, М.Г. Делягин, В.Ю. Катасонов, В.М. Симчера, М.Л. Хазин и др., могла бы войти в обновлённую программу стратегии развития России. Получается, что проблема состоит не в недостатке идей (или идеологии), стратегий, программ, предложений, а в отсутствии в структуре управления механизмов влияния этих идей на принятие решений, иногда говорят о недостатке «обратной связи».

В век интернета, когда малейшие шаги правительства вызывают шквал комментариев, как положительных, так и крайне негативных, расшатывающих национальное единство, быть может, имеет смысл направить интеллектуальное творчество широких масс в созидательное русло. Речь может идти о создании дистанционного аналитического центра, принимающего конструктивные заявки и предложения, направленные на решение обозначенных проблем, как технического, так и социального характера. Более того, необходимо создание надежного Православного интернета, как такового, на базе отечественного программного обеспечения с размещением на домене первого уровня, с использованием лучших информационных и образовательных платформ, с православными сайтами различного содержания и направленности, ограждённого от любых попыток информационного вторжения и рекламных вставок, бесплатного для православных пользователей, принимающего разве что пожертвования в благодарность за высокопрофессиональное содержание, доверие к которому не будет вызывать сомнений.

Организация Социального хозяйства. Множество организаций, казалось бы, предлагают различные программы обновления, но никто не готов создать единый центр по аккумулированию всех здравых идей и предложений в единое консолидированное целое с учетом мнения всего народа. Причина здесь не в том, что программы эти хороши или плохи, а в том, что только в управляющих структурах государства может быть осуществлена подобная организация, отражающая соборное миропонимание, но это скорее в идеале, а до той поры реализация Православного интернета может стать тем первым шагом, за которым от согласия, симфонии, естественным образом можно перейти к синергии, со-действию, совместному действию. Более всего угнетает каждого гражданина, от учёного-академика до простого земледельца, что его голос, его мнение «власти» не слышат и нет никакого механизма для реализации такой «обратной связи». До смешного доходит, когда, например, на телеканале ОТР, проводят опрос, что мешает российскому фермеру на местах реализовать свою свежую сельхозпродукцию, а громадные городские магазины (супермаркеты) торгуют заграничными отбросами и псевдоедой из пальмового масла. Конечно, лучше хоть какое-то обсуждение проблемы, чем его полное отсутствие, в надежде, что власть предержащие услышат глас народа, но для жизнедеятельности государства в современной информационной среде такие формы организации общества безнадежно устарели.

«Бич Божий» или напасть. Как ни странно, всё более начинают раздаваться голоса о «положительном эффекте» коронавируса в связи с остановкой промышленности, основанной на грязных технологиях, продлении отсрочки включения этих производств и перепрофилировании их на «зеленые технологии». Но эпидемия ещё не кончилась и возможность второй волны заболеваний не отменяется. Для православного христианина возникновение такого ряда событий зависит не только от человеческих поступков, но и от «кары Господней» за грехи всего человечества. Коронавирус – это «Бич Божий», который бьет «негодного раба» вплоть до того, пока он не принесёт достойные «плоды покаяния». Восстанавливая всё мировое производство на прежних основаниях, которое в том числе подрывает естественный иммунитет, мы рискуем погрязнуть в пандемии на долгие годы, а наши вакцины не будут успевать за экстраординарной изменчивостью вируса, которой при случае могут помогать и биолаборатории выстроившиеся вдоль всего периметра наших границ.

Мы рискуем, в ожидании спасительной вакцины, продлевать снова и снова режимы самоизоляции пока к жертвам пресловутого вируса не начнут присоединяться и квартирные сидельцы больших городов – те самые пожилые люди, которым в приказном порядке запрещено выходить на улицу. Вспомним, как повлияло подобное заточение на облик основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, который укрываясь в замкнутом пространстве небольшого помещения посольства Эквадора, будучи энергичным молодым человеком, при отказе в убежище не мог уже сам передвигаться. Вакцина – это всего лишь один из способов решения проблемы, вышедших из-под контроля враждебных болезнетворных сил природы, – механический способ, не для всех пригодный, поэтому так много в стране противников прививок. Если молитвы наши тщетны и среди православных христиан, в том числе и среди церковных иерархов, оказалось немало жертв эпидемии, а действия властей в своей непоследовательности бессмысленны, то, что делать простому человеку, с которого снимают карантин, но ничего не предлагают для изменения ситуации в целом?

Спонтанный отток населения из городов, где эпидемиологические требования по соблюдению дистанции практически невыполнимы, невольно заставляет вспомнить о подвижниках земли русской, которые, ища молитвенного уединения, осваивали всё более глухие и заброшенные земли, преображая и всю природу вокруг себя. Естественное бегство из зачумленных городов на дачи, садовые участки, в сельскую местность, при частичном снятии карантина и окончании учебного года у школьников и студентов, становится первым шагом в исполнении тех самых благих пожеланий экологов по расселению мегаполисов, которые в иных условиях в широком масштабе невозможно было даже начать. Но переезд на летнее время «зачумлённых» и «зачумлённеньких» (новый слоган) из больших городов, точная копия того, как везли заразу в Москву наши праздношатающиеся во время итальянской вспышки заграничные путешественники. Что делать местным жителям, когда к ним двинется этот стихийный поток, если у них давно «оптимизирована» всяческая медицинская помощь? Самоизоляция всей семьёй на даче или у сельских родственников и знакомых – это ещё не то, к чему нас призывают русские мыслители, которые учат о создании Православных социальных хозяйств, о «Православии как русском социализме».

Православная экономическая стратегия. Необходимо расставить приоритеты и те немногие имеющиеся средства направить на развитие насущно необходимых сфер производства, минимизируя бессмысленные траты на поддержку отраслей и бизнеса, которые не служат первейшей цели: сохранения жизни и здоровья нации в условиях «биологической войны». Повсеместное создание под эгидой Церкви православных общин для многодетных семей, готовых сменить свой городской образ жизни на сельский для обеспечения себя и окружающих местными экологически чистыми продуктами питания, станет той спасительной основой, на которой может быть выстроено всё здание социального хозяйствования. Прихрамовые поселения, возрождая православные сельские общины, призваны возродить не только производственные артели и кооперативы, особенно популярные в дореволюционной России, а сам дух Православного хозяйственного земледелия. В землеустроении, хозяйственном труде, поучает прот. Сергий Булгаков, творится «общее дело всего человечества», раскрывается «космизм человека», его призвание и мощь в качестве космического деятеля. В самом хозяйственном действе «заключается свой положительный, Богом вложенный установленный смысл, очеловечения самого человека чрез очеловечение природы, участие человека в делах Божиих, в преображении мира».

Народосбережение как стратегия. Если бы реальная цель народосбережения была поставлена во главу угла, то и государственная стратегия в плане экономического развития, быть может, исходила бы из этой центральной цели. В условиях полной неопределённости с развитием пандемии, необходимы не только механические, односторонние способы преодоления, подобно вакцинации или лечению медикаментами с массой побочных эффектов, а упование на здоровые силы организма как духовные, так и телесные. На медицинском языке это означает выработку иммунитета, от латинского слова «освобождение» от вредоносных сил – способность живого организма поддерживать свою целостность путём распознавания и удаления чужеродных микроорганизмов. Если в качестве стратегической цели государством, население которого подверглось биологическому нападению, будет провозглашено «Народосбережение», понимаемое на данном этапе через выработку естественного Иммунитета, то такая цель будет понятна всем, и для реализации её люди сами будут подсказывать, какие меры стоит принимать правительству, а какие городские графики в распорядке прогулок приведут к жертвам «подъездного коронавируса».

Следствием государственной стратегии народосбережения могли бы стать соответствующие пошаговые действия: беспроцентные кредиты, дороги и коммуникации, строительные технологии и материалы, машиностроение, малая сельхоз-механизация, бытовая техника. Покупка заводских производств по выпуску хозяйственных товаров – вместо закупки самих товаров; обеспечение промышленности отечественными комплектующими; недопущение вывоза из страны сырьевых ресурсов; развитие перспективных технологий: информационных, безотходных, энергосберегающих и т.д. Нефть и газ, запасов которых «вдруг» оказалось хватит от силы на полстолетия, не могут быть более средством для пополнения бюджета, а стать тем стратегическим сырьем, который используется только внутри страны для глубокой переработки. Переход к природным возобновляемым источникам энергии и поиск новых технологий получения энергии может стать базисом для создания автономных хозяйств, способных пережить любые пандемии.

Социальные перспективы между Востоком и Западом. Опыт взрывного экономического развития Китая за те тридцать лет, за которые от социально-технологического лидерства Советского Союза не осталось и следа, до конца прошлого года в наших СМИ даже не упоминался, за исключением редких ссылок партии коммунистов, на эффективность управления соратников из Поднебесной. Передачи в прямом эфире из Китая о борьбе с пандемией высветили и тот немаловажный факт, который у нас деликатно замалчивали, что наш юго-восточный сосед давно превратился в лидера мирового производства с современными благоустроенными городами и развитой высокотехнологичной промышленностью, сырьевой базой для которой служит чуть ли не половина Сибири. Можно ли по-прежнему под видом импортозамещения оставаться сборочным цехом китайских комплектующих? – вопрос отнюдь не праздный. Соглашаясь на это, придётся быть готовыми к тому, что не одни аппараты ИВЛ «Авента-М» Уральского приборостроительного завода могут в критический момент отказать и на земле, и в космосе, а во всех наших электронных устройствах окажутся вирусно-компьютерные закладки неизвестного назначения. Самое время прислушаться и к альтернативным (безудержному росту потребительской цивилизации) подходам, проявившимся в общественном мнении, которые в чрезвычайной ситуации могут дать более плодотворные результаты, чем рецепты, вырабатываемые в рамках иных цивилизационно-культурных традиций. На Востоке у нас опыт успешного государственного строительства Китая, на западе – опыт социального государства в Швеции, Финляндии, Белоруссии и т.д., базирующийся на выверенной системе налогообложения на сверхприбыль.

Успешность развития Китая может и быть принята во внимание, но только в той мере, в какой этот успех основан на многотысячелетних традициях жестко регламентированного морального поведения, превратившихся в своего рода религию централизованного управления, на фоне которого компартия страны, по образцу СССР, сумела взять все рычаги руководства в свои руки. Несмотря на ностальгию по временам порядка и всеобщей материальной обеспеченности всем жизненно необходимым, Советский Союз пал не только из-за «происков империалистов», но из-за того что «диктатура пролетариата» была выстроена на костях миллионов православных мучеников за веру Христову. Какие бы прекрасные специалисты из разряда «красных директоров» не выступали на «Красной линии» партии Г.А. Зюганова, этот путь и программа «оппозиционной» партии могут быть приняты на вооружение только в одном – социальном смысле. В годы перестройки безрелигиозное (антихристианское), но социалистическое, государство могло бы эволюционным образом перестроиться в Союз Советских Синархических Республик, где вместо «бездуховного социализма» стоит термин, означающий со-властие Бога и человека, но время было упущено и вместо духовного возрастания государство покатилось в пропасть «дикого капитализма»: обнищания народа, отторжения территорий, распродажи стратегических ресурсов, уничтожения высокотехнологичного производства и т.д. «Европейский социализм» при всей его привлекательности страдает теми же пороками бездуховности, что и «советский социализм» только без фанатичного истребления собственного населения.

Переход на новый высокотехнологичный уклад изменит отношение и к двум нерешённым проблемам, идущим вразрез с современными перспективными разработками: увеличение пенсионного возраста и использование труда приглашённых неквалифицированных рабочих. Пенсионный возраст во всех странах, стремящихся к внедрению новых информационных технологий, имеет тенденцию к снижению, а его повышение при призрачной экономии средств пенсионного фонда грозит существенно замедлить этот процесс обновления. Имея возможность, при желании, раньше выходить на пенсию, многие могут найти себя в том творческом труде в сфере воспитания, образования, общения с природой, который может принести гораздо больше для их собственного духовного возрастания.

Особенно нелепо выглядит, в связи с перестройкой производства и соответствующим увеличением числа потерявших работу, приглашение зарубежных трудовых мигрантов. Гастарбайтеры, или приглашённые рабочие, в том числе в условиях растущей безработицы коренного населения должны постепенно быть возвращены в свои страны. Это работодателю трудовой мигрант обходится дешевле, чем коренной житель посредством определенных недоплат как самому гастарбайтеру, так и в госбюджет. Фактически беря на себя полное обеспечение трудовых мигрантов в плане медицинского обслуживания, правопорядка, социальных страховок, государство спонсирует фирмы, которые строят на этом свой бизнес. При повышении соответствующего налога на использование трудовых мигрантов, который будет покрывать эти государственные расходы, гастарбайтеры сразу с большей для себя пользой смогут трудиться у себя на родине. Достаточно просто ввести налог на работодателя за каждого приглашенного зарубежного рабочего в размере десятикратной годовой страховки (за проживание, лечение, антисоциальное поведение, возвращение на родину и т.д.), аналогичной выплатам, которые производят местных рабочие, десятилетиями пополняющие соответствующие фонды.

Вместо собирания православной общины на восстановление Церкви как духовной, так и физической, порой мы видим объявления с просьбой о помощи на восстановление храма с указанием сметы, реквизитов и т.д. Но кто будет допущен для строительства, не получится ли, приглашая на строительство наиболее дешевые фирмы с иноверными рабочими, вместо храма мы получим «мечеть», ибо Церковь это духоматериальный организм и храмовые постройки всего лишь его внешнее проявление.

Стратегия Православной экономики. Руководствуюсь призывом русских мыслителей заменить всё бессознательное – сознательным, неправедно нажитое и дармовое – трудовым, искусственное – природным, можно, не дожидаясь окончания изоляции, начать дистанционно разрабатывать Соборную стратегию Православной экономики. Аналитические центры, создаваемые под общие и самые конкретные проблемы, могут уже сейчас начать выработку моделей и рекомендаций дальнейшего экономического развития, с привлечением всех граждан страны и использования уже существующего опыта православных общин, приходов, кадетских школ и т.д. В условиях продолжающейся эпидемии, которая даже при затухании может возобновиться в любой момент с ещё более коварным вирусом, стратегией развития должно стать обеспечение самым насущным, а именно: местным продовольствием, расселением городских агломераций, безотходной переработкой природных ресурсов, полной утилизацией бытовых отходов и т.д. и т.п., и конечно, медициной, лечащей не отдельную болезнь, а исцеляющей всего человека.

Стратегия государства на увеличение благосостояния народа и создание комфортной среды обитания предполагает равномерное расселение Православного люда по всей территории страны с использованием веками накопленного опыта ведения хозяйства при монастырях, например таких как Соловецкий, и современных попыток возрождения церковных приходов и хозяйственных общин при них, а также привлечения на родину некогда вынужденных переселенцев русских старобрядческих общин, рассеянных по всему миру, но сохранивших древние традиции Православной Руси. В былые времена Российской империи с весны и до осени жители покидали города для повсеместного ведения сельского хозяйства, а в случае эпидемии оставались в своих загородных домах, что, быть может, придётся и в наше время воплощать в жизнь, но на более высоком технологическом уровне.

Живописным образом того нового отношения к природе, которое от нас требует время перемен, может послужить картина «Юность преподобного Сергия» Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), православного художника живописных лиц и ликов Святой Руси. Примечательно и понимание глубинного смысла этой картины близким другом и собеседником художника С.Н. Дурылиным, который в книге о жизни и творчестве Нестерова попытался выразить своё видение:

«Тот русский человек, кто, как Сергий из Радонежа, шёл жить в лес в XIII–XIV столетиях, не так смотрел на его темную чащобу и глухие пущи. Он шёл туда "спасаться" – от злых вихрей татарских междоусобиц, от суровой жестокости всего жизненного уклада, непереносного для людей с чистой душой и мягким сердцем. В лесной тишине такой человек с "тихостью" (древнерусское слово) в душе – искал не только уединения и спокойствия среди мирной цветущей природы и дружбы с её тварями, но прежде всего искал он внутреннего просветления, освобождения сердца для любви милующей, искал встречи с Богом в молитве и природе, в бодрствовании и труде».

Ольга Даниловна Куракина, доктор философских наук, информационно-аналитический Центр «Ноосферная Синархия»

Вознесение Господне, 28 мая 2020

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Хороший материал

Хорошая статья, спасибо автору. Только замечу, что не обязательно уходить в леса. Например, святой митрополит Алексий (Бяконт), современник святого преподобного Сергия Радонежского, будучи монахом, всю жизнь провёл в миру, и при этом внёс не меньший вклад в дело духовно-нравственного и политического возрождения Руси после полуторавекового ордынского ига, чем игумен Земли Русской. Подвиг преподобного Сергия, и подвиг святителя Алексия- это две стороны одной медали.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Куракина
Победить, или предать Христа. Православная Держава Россия
Россия может победить только как самобытная Русская цивилизация
12.04.2023
Православная политика Невозможного
Об идейных контурах Руси грядущей
14.05.2022
Последний великий русский философ Императорской России
К 150-летию со дня рождения Н.О. Лосского (1870-1965)
22.03.2021
Православная медицина исцеления
В условиях перманентной пандемии, конца и края которой пока не предвидится, необходимо обращение к медицинскому наследию священномученика Серафима (Чичагова)
13.07.2020
Православная организационная наука созидания
На фоне пандемии, когда весь мир повёлся на китайскую карантинную уловку, мы вновь приходим к необходимости Православного жизнедействия
17.06.2020
Все статьи Ольга Куракина
Коронавирус
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Антиутопии становятся явью?
На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки»
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
«Если и война нас не изменит, то дело „швах“»
Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат»
03.02.2024
The Guardian: пять страхов современной Европы
Исход грядущих выборов определит противостояние антимигрантов против экологистов
23.01.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Враги человечества готовят нам новый смертельный вирус
Основная повестка Всемирного экономического форума в Давосе – грядущая пандемия
15.01.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
Кто виноват и что делать русским?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 10:06
Трагедия или промысл Божий?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 09:59
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 09:23
Превратить поражение в победу
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.03.2024 09:16
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
29.03.2024 08:54