Православная медицина исцеления

В условиях перманентной пандемии, конца и края которой пока не предвидится, необходимо обращение к медицинскому наследию священномученика Серафима (Чичагова)

Между первой волной и второй. Не успела пройти первая волна пандемии, как нас уже готовят ко второй, осенней. Чтобы это могло означать? – Маски предлагают носить до осени, а там, глядишь, опять карантин объявят и пошло-поехало по второму кругу. Тут тебе и самоизоляция, и дистанционка, и вся семья в сборе в четырех стенах… Похоже, этот вирус с нами надолго со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и с пагубными осложнениями для переболевших. А кто-нибудь взял на себя труд оценить последствия карантинных мер в плане неоказания медицинской помощи по другим симптомам отличным от коронавирусных, не говоря о социально-экономическом аспекте? – Потери по совокупности скорее всего будут настолько ужасающими, что вряд ли кто станет их озвучивать. В то же время и маски не спасают от вируса, особенно если её одну единственную носить на всё время эпидемии, поскольку цена у этой фиговой бумажки на веревочках дороже батона хлеба. Так что носить её будем и в зной, и в дождь, и в снег одну единственную родимую пока веревочки не истлеют. Да и от мытья рук антисептиками и перчаток в жару у народа уже экзема пошла; а с продуктов ну как ты этот вирус смоешь водой, в которой как будто и вирусов не бывает.

Между первой и второй волной пандемии пора бы уже подвести итоги соответствующей Санитарной структурой, обличенной государственной властью, которая взяла бы на себя обязанность объяснить всему народу, как нам вести себя во время эпидемий, читай: «биологической войны», объявленной всему человечеству. Объяснение это только тогда будет принято гражданами страны в качестве рекомендаций неукоснительного поведения, когда они будут опираться на отечественные научные исследования солидных институтов, которые своей «головой и карьерой» должны отвечать за всё, что они предлагают. Как можно оставлять простого человека один на один с интернетовскими фейками (т.е. ложью и дезинформацией), с хаотическими рекомендациями ВОЗ (т.е. Всемирной организации здравоохранения с штаб-квартирой в Женеве), ежедневными выступлениями бравых «специалистов» по ТВ, которые все вместе и по отдельности противоречат друг другу.

Задача организации информационного поля потребует не таких уж больших затрат, поскольку речь идёт всего-навсего об Информационной службе по связи с общественностью соответствующего министерства, которая давала бы не только рекомендации и указания к обязательному исполнению, но и их обоснования со ссылкой на исследования, проведённые в конкретных отечественных институтах и лабораториях. Но пока народ остается в полном неведении, радуясь, что хотя бы погулять на улицу «выпустили», приходится опираться на собственные домыслы, поскольку единственный урок, который может извлечь каждый «квартирный сиделец», что в целом толком никто ничего не понимает, хотя может быть что-то знает… В период всеобщего смятения мы вынуждены вновь и вновь обращаться к опыту преодоления «поветрий», т.е. то, что приносит ветер, или эпидемий, вырабатываемому каждой национальной культурой в соответствии с неповторимым своеобразием только ей присущей.

Принадлежа по своей культуре к семье европейских христианских народов, русская культура по своим духовным основаниям также восходит к «религиозному культу», как почитанию, поклонению высшей реальности, вокруг которого оформляется религиозная обрядность, искусство, культура, но в его Восточно-Христианском своеобразии. В Православной культуре соответственно сосуществуют и отдельные её проявления, выраженные в философии, науке, архитектуре, живописи, музыке, поэзии и т.д., поэтому вряд ли надо удивляться, что речь может идти о Православной науке, и в частности о Православной медицинской науке.

Религия как основание всякой науки. Потомственный военный, получивший первоклассное образование в Пажеском корпусе, а затем и Михайловской военной артиллерийской академии, Леонид Михайлович Чичагов (1856-1937), пройдя испытания военными действиями на Балканах и оказавшись свидетелем страданий тысячи раненных, всё свое внимание переносит с наук военно-артиллерийских на медицинско-богословские. Немалую роль в таком обращении сыграла его встреча со светильником земли Русской отцом Иоанном Кронштадтским, под духовным окормлением которого блестящий офицер на взлёте карьеры оставляет службу в армии и принимает священство, а со временем и иночество, чтобы на смертном одре принять и мученический венец безвинно осужденного и расстрелянного богоборческой властью.

Перед умственным взором православного офицера, прежде всего, встал вопрос о том «Что служит основанием каждой науки?», поиски ответа на который оформились в пространное сочинение с одноименным названием и стали первыми шагами на пути размышлений о том, что «основой» всякой науки, а тем более медицинской науки, является религия. «Медицина, как наука, пишет Л.М.Чичагов – более других необходима для людей как помощь и облегчение в их страданиях, должна и более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека». Результатом всех размышлений стал двухтомный труд, вышедший под заглавием «Медицинские беседы» (1892), который в наше время можно рассматривать не столько в плане конкретных медицинских рекомендаций, сколько как некую установку на понимание того, чем является современная медицина и её методы, и какую медицину Православный христианин вправе ожидать от этого «искусства излечения» как врачевательницы души и тела.

Философия медицины, т.е. общие представления о медицине как таковой, её основании, методах и значении, становится всё более актуальной темой в нашем мире всеобщей «пандемийной» растерянности, когда медицина сверхтехнологичного века столкнулась с неспособностью противостоять очередной вирусной инфекции. Вслед за митрополитом Серафимом (Чичаговым), который своё видение медицинских проблем хотя и выработал до принятия священнического сана, но оставался ему верен в течение всей жизни, что даёт и нам основания надеяться, что в понимании того, что такое «Православная медицинская наука», мы окажемся на верном пути. Не имея нужды обращаться к конкретным методам практикующей медицины, поскольку они являются по сути следствием более общих установок, речь пойдёт именно об общих принципах исцеления характерных для отечественной философской традиции Православного миропостижения, о философии Православной медицинской науки. Митрополит Серафим пишет о том, что «служа науке, в основе которой лежит религия, и взяв в помощницу природу», он поставил перед собой цель: «общую пользу страждущего человечества», в устройстве которого помимо телесной стороны есть и духовная, которая и должна владычествовать над плотью, в противном случае «неестественное человеку» состояние приводит к болезням как духовным, так и телесным.

Медицина, как и наука в целом, частью которой медицина является, может рассматриваться в трех аспектах: медицинских знаний, врачебной практики медицинского работника и социальной организации здравоохранения. Медицина, как знание о человеке, его недугах и способах их излечения, существовала с незапамятных времен и наследовалась из поколения в поколение, накапливая поразительный опыт преодоления различных хворей. Соответственно и врачебная практика тех, кто являлся носителем медицинских знаний, практика «искусства исцеления» испокон веков существовала для сохранности здоровья вне зависимости от уровня социальной организации человеческого сообщества. Медицина, как и наука в целом, в её современном виде стала оформляться вместе со становлением современной материально-технологической европейской цивилизации и насчитывает, условно говоря, три столетия. Потому первое разделение, которое характерно только для медицинской науки, это наличие «традиционной» медицины и современной «высокопрофессиональной», но крайне дифференцированной, разделенной в зависимости от специализации, и в то же время носящей универсальный характер вне зависимости от социокультурных различий. Пандемия XXI века бросила вызов именно современной медицине, которая пока терпит полное фиаско, полный провал, разогнав всех «по домам» до тех пор, пока медики не найдут эффективного способа профилактики и лечения.

С современной медициной каждый человек рано или поздно сталкивается, когда он впервые с детских времён (кроме, конечно, так называемой обязательной профессиональной диспансеризации, когда у тебя берут все «анализы», которые потом оказываются в качестве «биологического материала» в заграничных «исследовательских» биологических лабораториях), сознательно вынужден обратиться к врачу при симптомах какого-то заболевания. Первое, что поражает при посещении поликлиники, это оказывается время приема врача расписано по минутам и для тебя у него в лучшем случае 15 минут, из которых две трети уйдет на заполнение электронной карточки, оставшееся время, конечно, он поинтересуется «с чем пожаловал», запишет симптомы, поищет в интернетовском поисковике, какой болезни они соответствуют, а заодно и список медикаментов, которые в этом случае рекомендуется применять, быть может, пошлет «на анализы» к ещё паре таких же специалистов. Быть может, ещё посмотрит на тебя опытным взглядом и посоветует что-то из своей врачебной практики. Однако любое современное «эффективное» медикаментозное лекарство помимо «показаний» имеет длинный список «противопоказаний», перед которыми меркнут все его лечебные свойства. В результате такого лечения страховой медициной симптомы то сняты, но болезнь без устранения причин переходит в хроническую форму.

Конечно, есть и платная медицина, для которой пациент – это способ получения дохода, поэтому посещение всех врачей подряд вам обеспечено, быть может, какой-то из них признает вашу хворь за свою и докопается до причин, но прежде вам придётся избавиться от значительных средств в пользу «прогрессивной» медицины. Но и здесь никто не гарантирует, что лечение только симптомов телесных недугов устранит корень всех ваших недомоганий и не приведёт к ещё худшим последствиям. Православный человек порой обращается к батюшке с просьбой посоветовать «православного врача», но если такой и найдётся, то образование он получает из того же разряда современной, «симптоматийной» медицины, и средствами он будет пользоваться соответствующими.

Традиционная медицина. Помимо современной медицины, которая бьёт по симптомам, и задолго до неё на протяжении тысячелетий существовала «традиционная медицина», которая рассматривала человека в его целостности. Под традиционной медициной, чтобы не возникало некоей двусмысленности, будем понимать искусство исцеления, вырабатываемое в рамках традиционных социокультурных образований, которое имеет определенную национальную специфику. Так существует, например, традиционная китайская медицина, индийская и, соответственно, русская, достигшие впечатляющих результатов излечения человека, живущего в определенных климатических условиях и включённых в своеобразную национальную культуру. Каждый народ вырабатывает свои собственные методы лечения, подходящие именно ему и не дающие никакого результата для тех, кто живёт, трудится и питается в иных условиях: оленеводы Русского севера традиционно лечились совсем иными средствами и способам, чем жители Среднерусской равнины или Кавказские горцы.

О своеобразии традиционной китайской медицины, так или иначе, наслышаны все и первое, что приходит на ум это «иглоукалывание, или акупунктура, т.е. воздействие на некие «активные точки» с помощью специальных иголок, а также прижигание, массаж и т.д. В основе всех этих методов лежит убеждение в том, что человеческий организм является единым взаимосвязанным целым, поддерживаемым циркуляцией «жизненной энергии», обеспечивающий баланс двух противоположных начал, нарушение которого ведет к болезни. Поэтому лечение предполагает, прежде всего, поиск причины приведшей к нарушению равновесия, вывод о которой делается на основании состояния всего организма, пищевых пристрастий, душевного состояния и отношения с близкими, а затем даются сугубо индивидуальные рекомендации по восстановлению гармонии организма соответствующими природными средствами, будь то: травы, металлы, яды и т.д.

Столь же древней и несущей в себе столь же развитое философское миропонимание является индийская медицинская традиция «аюрведы», т.е. ведения или знания, науки «жизни», целью которой является достижение гармонии человека, как внутренней душевно-телесной, так и внешней со всем миром, Вселенной. Не только восточная медицина, но и, условно говоря, древне-западная, древнегреческая медицина демонстрирует тот же целостный подход к лечению человека. Древнегреческий целитель, врач и философ Гиппократ, которого считают «отцом» европейской медицины», пишет, что в «искусстве» медицины существует «главный вопрос, что именно является причиной болезней, и из какого начала или источника возникают в теле недостатки, ибо кто знает причины болезней, тот, конечно, сможет доставить всё, что полезно для тела, заключая о лечебных средствах на основании противоположности».

Очевидная для традиционного искусства исцеления «сообразность с природой» перестаёт приниматься во внимание современной унифицированной медициной, приведенной к единому стандарту, хотя во времена Гиппократа в V веке до н.э. было ясно, что как здоровье, так и болезни человека зависят от множества природных факторов. В сочинении «О воздухах, водах и местностях» из обширнейшего корпуса Гиппократа мы читаем, что тот, кто захочет «исследовать медицинское искусство правильным образом» должен принять в рассмотрение «времена года, в чём каждое из них имеет силу», принимать в расчет и своеобразие «ветров», и качество «вод», и особенности климата и «местности». Гиппократ поучает: «кто своим умом всё это обнимет и обозрит, тот на основании перемен и будет предвидеть весьма многое из того, что имеет произойти», так чтобы в неподходящие сроки «ни лекарства не прописывать», ни резать, ни прижигать. Более того, «для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения», т.е. предузнавать у больных и «настоящее, и прошедшее, и будущее, и всё то, что больные опускают при своем рассказе». – Современные выпускники медицинских вузов при получении диплома дают «клятву Гиппократа», которая, к слову, имеет мало общего с текстом подлинника, исполнять свой врачебный долг, но помимо чисто внешнего подражания неплохо было бы обратиться и к самой сути традиционной европейской медицины, восходящей в своих истоках к эллинской цивилизации.

В рамках традиционной медицины существует, так называемая, «народная медицина», которая представляет собой конкретные рекомендации по излечению различных телесных недугов подручными природными средствами: травами, деревьями, продуктами животного происхождения, характерными для данной местности. Популярные в центральной России в качестве целебных трав зверобой, пустырник или девясил, в лечебниках поморов Русского севера будут заменены на мхи, хвою или северные ягоды, произрастающие именно в данном месте. Как правило, русские народные лечебники носят рецептурный характер, не давая развернутое миропредставление, характерное для трактатов традиционной медицины, но приводя примеры эффективного излечения посредством травяных сборов, не преминут сделать пояснение, что подобный результат характерен всё-таки для православного человека, строго соблюдающего многодневные, а также и еженедельные посты.

Православная русская медицина, как и даосская или исламская, или любая другая традиционная медицина, помимо национальной специфики включает в себя, в качестве определяющей характеристики и религиозный аспект, который тем самым организует и этнические особенности медицинских знаний. Православный человек, убежденный в истинности своей веры, вправе ожидать и от медицинских знаний соответствия этим незыблемым Православным представлениям о человеке и мире, исходя из которых может осуществляться соответствующее лечение. В былые времена носителями таких знаний были Православные подвижники, старцы, которые самой праведностью своей жизни получали дар исцеления душевных и телесных недугов, а народная молва наделяла их ореолом святости и тут же толпы страждущих устремлялись к ним, прося молитвенного заступничества в борьбе с многообразными напастями. В помощь к восстановлению телесного здоровья раскаявшемуся грешнику давались рекомендации из арсенала подручных средств народной медицины, которые становились тем более действенными, чем глубже было покаяние и молитвенное усердие верующего. Здесь духовное исцеление чудесным образом обновляло и телесность человека, принося выздоровление всему организму.

«Твои болезни телесные большей частью, писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, – плод беззаконий твоей души. А так как ты суете своей подчинил и неразумную тварь, то из-за тебя и она скоро повреждается и разрушается, и она вместе с тобою воздыхает и болезнует, желая освободиться от работы тлению». Святой пастырь, по молитвам которого были явлены многочисленные чудеса исцеления безнадежно больных, пояснял, что для освобождения от болезней необходимо уничтожить «внутреннюю причину их – грехи, тогда внешнее несчастье пройдет само собой. Будем помнить, что болезни и смерти не было бы в роде человеческом, если бы через первого человека не вошел в мир грех. Пусть другие представляют какие хотят причины болезней; но если они глубже вникнут в существо дела, то в объяснении своем придут к той же главнейшей причине их, именно – что телесная природа человека когда-то сильно повреждена и теперь повреждается какой-то внутренней, враждебной силою, и потому-то она так чувствительна к малейшим стихийным переменам, потому-то она стала так слаба и удоборазрушима».

Православная медицина в своих письменных источниках, в отличие от индийской или китайской, как правило не представляет из себя собрание трактатов с описанием многочисленных болезней и различных способов восстановления равновесия телесного организма, это скорее «житийная литература» молитвенных праведников Земли Русской. Житийный характер корпуса произведений традиционной Православной медицины, равно как литературность, жизненная конкретность Русской философии, порой дают повод незнакомых с сущностью традиционной отечественной культуры отрицать самобытность и русской философии, и фундаментальность книг по традиционной православной медицине, за исключением, быть может, лечебников народной медицины, возводящих свою практику к временам славянского поклонения матери-природе. «Медицинские беседы» митр. Серафима, сохраняя свойственную отечественной традиции установку на поиск коренной причины телесных недомоганий в болезни духа, также входят в сокровищницу письменных источников Православной медицины, как и труд хирурга, ученого, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело», носящий явно апологетический, вероучительный характер.

В условиях перманентной пандемии, конца и края которой пока не предвидится, несмотря на бравые рапорты об очередном лечебном препарате или испытаниях супервакцины, обращение к медицинскому наследию митр. Серафима становится тем более оправданным, что уже тогда он столкнулся с неэффективностью современной медицины, носящий всё более унифицированный характер. Не удивительно, что православный человек в подкрепление собственного разумения, вслед за священномучеником, будет искать прежде всего причину болезни, затем не находя помощи в официальной медицине обратиться к народным средствам, а наконец начнет думать и об изменении всего образа жизни.

Мегаполис не лучшее место для тех, что желает пережить эпидемию и не потерять остатки иммунитета сидя на карантине. Индивидуальный подход к лечению, который предполагает учитывать такое множество факторов, которое в силах постичь только сам человек, должен стать дополнительным подспорьем на пути к исцелению. В то же время надо учитывать и то, что телесность современного русского человека существенно отличается от той, которую имели наши предки даже сто лет назад, когда об экологической проблеме ещё и не помышляли, и наши тела стали более уязвимыми, а природные сборы из-за всеобщего загрязнения изменили свои лечебные свойства. Иногда возникает соблазн обратиться к методам традиционной медицины других народов, но и они формировались не только в рамках иных идеологических традиций, но имели в виду другую телесность, которую предопределяли иные пищевые предпочтения. Более того, в традиционной китайской или индийской медицине, призванной восстанавливать равновесие, гармонию между человеком и Вселенной, микрокосмической частью которой человек является, между «микрокосмосом» и «макрокосмосом», достижение гармонии требует неукоснительного выполнения многочисленных предписаний, которые ставят человека в полную зависимость от природы, которую призвано было преодолеть христианство.

Первый шаг во время эпидемии – это обращение к современной медицине, поскольку со всех сторон предупреждают «не занимайтесь самолечением», ибо этот вирус настолько опасен, что не поддаётся лечению вашими обычными домашними средствами. Однако современная медицина, казалось бы, имеющая в виду нашу нынешнюю телесность, рассчитана на усредненного, унифицированного человека, включенного в ритм современной жизни, и под этот ритм подстроила медикаментозные методы, которые одним приносят облегчение, а для других становятся роковыми. Последствия такого лечения пока не просчитаны, поскольку на первых порах для такой медицины главной задачей является переломление ситуации с неспособностью противостоять новейшей заразе. А что делать тем, кому это лечение просто не помогает? остается обратиться к опыту тех, кому вопреки всему удалось выкарабкаться, несмотря ни на что, прямо как в случаях житийной медицинской литературы.

Вот случай из житейской практики преодоления болезни православным человеком, находящегося в «зоне риска» и по возрасту, и по сопутствующим заболеваниям. – Удаленная от городских удобств станица, куда автобус из города ходит три раза в неделю, до которого по буреломам ещё добраться нужно. У местного батюшки в чести только три лекарства от всех болезней: настойка чеснока на водке, пустырник и зверобой. Злополучный вирус сюда ещё не добрался, но из города приезжают на машине родственники, привозят маме в деревню на выращивание цыплят. Один цыплёнок оказался таким дохленьким, что ему пришлось делать «искусственное дыхание», как обычно это делалось. А через неделю р.Б. Надежда заболела, то ли от птичьего гриппа от цыплят, то ли от ковида от городских родственников, но все симптомы были последнего. Врач из соседнего села прописала рекомендованные всем лекарства, но толку от их приема целую неделю не было никакого. Если и были в этой деревни молитвенники, то р.Б. Надежда была среди них первой: в Церковь за семь километров в зной и холод ходила, и постилась, и причащалась, и домашнее правило каждый день вычитывала. Понимая, что не помогут ей прописанные лекарства, стала она «слушаться себя». Первым делом отказалась от «чужих лекарств», от которых становилось только хуже, благо в домашней аптечке сохранились свои, которые обычно помогали, и на них перешла: сразу стало немного легче. Среди православных книг и народных лечебников оказался толстенный доперестроечный «Справочник терапевта», пожертвованный дачниками, по нему и начала себя лечить. Для укрепления стала покупать у соседей сметану и сливочное масло, своя коровка молока давала немного на сметану не хватало. В огороде пошла первая ягода клубники, зелень, на полях зацвели лечебные травы. Хотели было сделать тест на ковид, но поселковая врач отговорила: «А если обнаружат, то сразу в город в больницу отвезут, а кто за вашим хозяйством будет смотреть». Через месяц болезнь отступила, но уж такая тяжелая была, какой ни разу не приходилось переживать…

Воспитанные на Православных житиях подвижников Земли Русской, полных чудесных исцелений, современный человек в самом начале эпидемии ещё тешил себя надеждой, что православных этот мор не коснётся, отсюда и скепсис по отношению к существованию и эпидемии, и самого вируса. Традиционная Православная медицина все свои упования возлагает на милость Божию, на богослужение в храме, на молитвенное служение, но, когда под нажимом властей на карантин распорядились закрывать от прихожан храмы, ничего кроме ропота это вызвать не могло. Особенно ретивые стали помещать свои обличения в интернет, смущая прихожан и призывая к непослушанию священноначалию, что кроме раскола вряд ли к чему хорошему может привести. Но в какой мере современный человек, будь то: мирянин, или священнослужитель, или насельник монастыря, может равнять себя по своему духовному и телесному состоянию с этими подвижниками?

Для особо ретивых, если уж они чувствуют в себе такие силы целительства, можно предложить посетить ковид-больных в любой ближайшей больнице. Ещё лучше ковид-диссидентам отправиться прямо в Коммунарку, провести там пару деньков, «помолиться» об исцелении всех пациентов, «наложить руки» на безнадежных, и глядишь на третий день можно приглашать телевидение, чтобы сообщить всему миру о «чудесах» новоявленных целителей. Да что там, когда можно за всю страну «помолиться» и спокойно снимать со всех карантин… Но на деле оказалось, что и среди православных оказалось много заболевших и невылечившихся, а тут еще и «раскольники» подвизаются, когда для исцеления требуется всеобщее покаяние и соборная молитва.

В былые времена несогласные по каким-то причинам с нестроениями в монастырском общежитии уходили в «пустыню», знакомство с которыми так задушевно описал известный православный писатель Валентин Павлович Свенцицкий (1881-1931) в своей книге «Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор» (1915). Приводя слова одного из пустынников, на себе испытавшего особенности такого нестроения, он поясняет, что между монастырем и миром связь гораздо более тесная, чем принято думать, ибо «каков мир – таков и монастырь». Если в миру всё ослабло, всё в расстройстве, все души в упадке, ни веры, ни подвига, то и монастырь в упадке; духовная слабость в миру – духовная слабость и в монастырях. Но более всего пустынники сокрушаются о том, что порой «вся монастырская жизнь превращена в послушание или, другими словами, в хозяйственные заботы, в мирские дела», послушание превращается в ту или иную «должность, которую необходимо исполнять в сложном монастырском хозяйстве», если послушание даётся не сообразно с душевным состоянием послушника, а сообразно с «хозяйственной надобностью монастыря», то человек естественно уходит «спасаться в пустыню».

Не нам судить, что происходит за монастырской оградой, но кто не согласен с распоряжением начальства, то почему бы не уйти в «пустыню»? На Урале или Алтае до сих пор не меньше глухих мест, чем в горах Кавказа, где можно построить храм и создать не одну прихрамовую общину, где в безмолвии молитвенного подвига можно обрести такое духовное величие, которому будут подвластны и другие вирусные инфекции, которых нам обещают ещё ни одну, как будто у них всё готово для очередной пандемии. Если облеченный саном дошел до того, что «проповедь» читает по бумажке, спотыкаясь на каждом незнакомом слове, – интересно, кто ему всё это пишет и на чьи деньги размещает видеоролики в интернете, – сыплет «проклятьями» направо и налево, то, быть может, всем им соблазнённым стоит отойти в сторонку, подальше от духовной болезни, когда с телесной-то не можем справиться.

Вся жизнь протоиерея Валентина Свенцицкого являет нам в этом пример того, как в поисках истинной христианской жизни, он в год революционного лихолетья принимает священнический сан и становится пламенным проповедником, наделенным необыкновенно проникновенным даром слова. Призывая к «монастырю в миру», он выделяет приход, прихрамовую общину, как «нравственный фундамент», на который «будет опираться грядущий правопорядок» возрожденной Православной России. В своих проповедях он наставляет нас и тому, как относиться к болезни, которая охватила ныне всё человечество и заставляет задуматься о его дальнейшей судьбе: «Болезни заставляют просматривать жизнь, заставляют дать отчёт в том, как прожита жизнь. Ставят перед человеком, когда он выздоравливает, новые задачи, как бы поднимая его на некую новую ступень внутреннего духовного бытия. Они приучают его к терпению, они научают его уповать на Господа, они раскрывают ему, как и сама смерть, истинный смысл жизни».

Ольга Даниловна Куракина, Информационно-Аналитический Центр «Ноосферная Синархия», доктор философских наук

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир. (Ин.16.33)

Замечательная статья! Спаси Вас, Христос! А кто-нибудь из форумчан пробовал на себе систему оздоровления по Серафиму Чичагову? Серафим Чичагов: "...Время взяло свое. Теперь я в ином положении. Окруженный тысячами людей, испытавшими на себе мой метод лечения, я ныне очень легко могу объяснить мою систему, которую весьма немногие могли уразуметь несколько лет тому назад. Опыт будет руководителем моих собеседников. И если представлялись ранее затруднения в понимании этой системы, то отнюдь не потому, что она трудна или сложна, но лишь оттого, что она чересчур проста. Истина всегда проста и не может быть иной…." Изучая историю медицины и предметы в семинарии, он говорил, что «даже царь Соломон, предвидевший по мудрости своей, что люди склонны лекарствам придавать слишком большое значение, завещал (как говорит предание) спрятать свою книгу лекарств, дабы народ не уверовал в целебные свойства лекарств более, чем в Бога». «Кровь служит для питания всех частей тела, и есть источник животной теплоты, причина здоровья и хорошего цвета тела. Здоровье зависит от равномерного смешения веществ и от гармонии присущих…, ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца. И каждая часть тесно связана с остальными ее частями».«Болезнь есть нарушение обмена веществ или равновесия в организме, то есть нарушение правильности кровообращения вследствие болезненного состояния крови».Это основная мысль Серафима Чичагова, его принцип. Нарушение системы обращения и качества крови – главная причина медицинских проблем. https://www.youtube.com/watch?v=FapLxKUrSRI&feature=emb_logo Видео: Оздоровление по системе Чичагова 1 ч., Ксения Кравченко, оздоровление организма, лечение онкологии. Видео:https://www.youtube.com/watch?v=wYBQGBeejN4&feature=emb_logo Оздоровление по системе Чичагова 2 ч. Весь этот метод проверял на себе лично. Эффект потрясающий, сбросил лишние кг, по утрам на молитву не встаешь, а вскакиваешь. Обязательно нужно взять благословение у своего духовника. У кого имеются хронические заболевания, рекомендую сначала посоветоваться с лечащим врачом. ГЛАВНОЕ НЕ НАВРЕДИТЬ! С НАМИ БОГ!

Валерий / 14.07.2020

1. Замечательная статья!

Автору - низкий поклон и ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Ольга Куракина:
Православная медицина исцеления
В условиях перманентной пандемии, конца и края которой пока не предвидится, необходимо обращение к медицинскому наследию священномученика Серафима (Чичагова)
13.07.2020
Православная организационная наука созидания
На фоне пандемии, когда весь мир повёлся на китайскую карантинную уловку, мы вновь приходим к необходимости Православного жизнедействия
17.06.2020
Православное социальное хозяйство
Если мировое производство будет восстановлено на прежних докоронавирусных основаниях, мир рискует погрязнуть в пандемии на долгие годы
01.06.2020
Православное образование
О контурах грядущей Православной Державы России в разгар пандемии
18.05.2020
Контуры грядущей Православной Державы России в разгар пандемии
Преамбула: о востребованности идеологии Православной Соборности
07.05.2020
Все статьи автора
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Кировский тупик
Митрополита Вятского Марка вынуждают запретить Великорецкий крестный ход
29.05.2020
Дерзость московских властей
Не кажется ли Президенту России, что нужно заканчивать с такими проявлениями?
03.08.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Дерзость московских властей
Новый комментарий от Брат
2020-08-03 23:29
Ковид-кризис, мир и мы
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-03 21:14
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от В.Р.
2020-08-03 20:26
Лукашенко столкнулся с серьёзными угрозами
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-03 20:11