Приведёт ли коронавирус к революции в Церкви?

О современных событиях в контексте церковной истории

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Бывший СССР  Коронавирус в России  Проблемы церковной жизни 
0
1371
Время на чтение 7 минут

Реформация – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви. С ортодоксально-православной точки зрения, ориентирующей на незыблемое стояние в Истине, – это уступка духу времени, приспособление к меняющемуся миру, а потом и преклонение перед ним. Зачастую сопровождается революцией в Церкви.

Такая революция свершилась на излете Средневековья в Европе, результатом которой были религиозные войны, охватившие этот континент. Итогом их был Аугсбургский мир 1555 г., провозгласивший принцип «Чья власть – того и вера», ослабивший Римо-католическую церковь, которой перестали подчиняться ряд европейских монархов, выбравших протестантизм.

Православие же Реформации не знало, если не считать реформ патриарха Никона, имеющих целью «исправить» богослужебные книги и внести изменения в церковные обряды для их унификации с греческими. Но с Реформацией они ничего не имели общего, так как фигура Никона «символизирует проект модернизации России на основе православной традиции и собственный геополитический проект лидерства Москвы в восточнохристианской цивилизации» (Фролов К. «Как преодолеть разделения со старообрядчеством?»). Отрешение Никона от патриаршества, которое произошло не без интриг со стороны иезуитов и восточных патриархов, подосланных турецким султаном, привело к нарушению принципа Симфонии между предстоятелями Церкви и монархами с последующим заключением Церкви в «удушающие объятия» государства и к усилению церковного раскола, который тот не успел уврачевать. Не говоря уже об отказе от того, что патриарх Никон не завершил свой проект признания Москвы как центра Мирового Православия наравне с Константинополем, Иерусалимом, Александрией и Антиохией…

К концу Петербургского периода по мере смягчения режима самодержавия в Православной Российской Церкви шли различные богословские споры, активно дискутировался вопрос о ее социальной роли, усиления значимости приходской жизни. Шел также процесс включения духовного сословия (Чернышевский, Добролюбов и т.д.) и семинаристов (Джугашвили, Микоян, Преображенский и т.п.) в революционный процесс. После отречения Николая II от престола Православная Российская Церковь оказала горячую поддержку Временному правительству. Так 9 (22 марта) 1917 Святейший Синод ПРЦ обратился к русскому народу с призывом признать и поддержать Временное правительство, которое «вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту»: «Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой на ее новом пути» («Свершилась воля Божья»: РПЦ благословила февральскую революцию и отречение царя. Обзор прессы 100-летней давности // Новый день. 2017. 10 марта).

Чем это закончилось  – мы знаем. Кровавыми революционными потрясениями и лишением Православной Российской Церкви даже статуса юридического лица… Хотя Поместный собор 1917-1918 гг., восстановивший патриаршество, упраздненное Петром I, и выдвинул ряд требований, которые позволяли бы ей вновь занять «первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство»:

- Православная Церковь в вопросах внутреннего церковного управления, богослужения и внешних контактов должна получить независимость от государственной власти;

- государство обязано не только официально признать православный календарь  и «двунадесятые праздники», но также осуществлять правотворческую деятельность, образовательный и воспитательный процесс (в учебных, пенитенциарных учреждениях и в вооруженных силах) в тесном сотрудничестве с ПРЦ;

- глава государства, «министр исповеданий» и «министр народного просвещения» и их заместители («товарищи») должны были быть православными (Цыпин В., прот. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность // Исторический вестник, №5-6 (9-10). 2000. Ч.1. С.59-60).

Но большевики, придя к власти, жестко подавили Церковь, видя в ней основного идеологического конкурента, лишая ее не только ценностей, но и имущества. Тысячи священников подверглись репрессиям, в том числе и принявшие советскую власть «обновленцы», даже несмотря на Декларацию патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия 1927 года, основным лейтмотивом которой был тезис «Ваши радости – наши радости»…

Правда, Великая Отечественная война заставила советское руководство пересмотреть свое отношение к Церкви: началось возрождение церковной жизни, на Соборе русских епископов митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и Всея Руси. В 1943 году Православная Российская Церковь стала Русской Православной Церковью. В 1948 г. в Москве состоялись Всеправославное совещание глав и представителей автокефальных Православных церквей, являющееся попыткой советского руководства восстановить систему мирового Православия, пришедшую в упадок после крушения Российской Империи и использовать ее, как и РПЦ, в собственных геополитических целях.

Потом после смерти И.В. Сталина начался период хрущевских гонений. Правда они были слабее тех, что были в 20-30-е годы – сказались «хрущевская оттепель» и стремление доказать «мировому сообществу», что в СССР дела со свободой совести обстоят нормально. Эта миссия была возложена на ОВЦС, ставший кузницей кадров для руководства РПЦ.

Эта модель управления Церковью дожила до Перестройки и распада СССР. Новая российская власть нуждалась в союзнике. РПЦ стали возвращать ранее отторгнутое имущество, стали восстанавливаться и строиться новые храмы и монастыри, открываться духовные школы, возрождаться богословие и приходская жизнь. Церковь, выйдя из подполья, стала активно воздействовать на общество и государство. Проповеди митрополитов Кирилла (Гундяева) и Иоанна (Снычева), священников Александра Шаргунова, Артемия Владимирова, Владислава Свешникова, Даниила Сысоева и многих других чад Церкви, активно работающих в публичном и медиа пространстве, способствовали свершению «консервативной революции», способствующей возвращению России на историческую стезю.

Правда, уже к середине 90-х годов среди церковных интеллектуалов возникли серьезные трения, вызванные влиянием различных богословских школ и традиций: либерально-экуменическим и модернистским «парижским богословием», призывающим порвать с «историческим православием», и  консерваторами-антиэкуменистами, идейно питаемыми «джорданвильской школой», связанной с РПЦЗ и отрицательно относящейся к советскому периоду и «сергианству». Это в значительной степени помешало заполнить Православием тот духовный вакуум, что образовался после крушения коммунистической идеологии…

Во время патриаршества Патриарха Кирилла (Гундяева) – прекрасного богослова и организатора, взявшего курс на соединение катехонической миссии Москвы – III Рима с мировым опытом защиты религиозными организациями своих законных прав, были предприняты попытки не допустить раскола Церкви по наметившейся в 90-е годы линии. Церковь активно работала как сила, консолидирующая общество. Но поддержка Константинопольским Патриархатом, претендующим на статус Вселенского, раскольничьих церквей в Абхазии и на Украине, приведшая к расколу православного мира, обострила затихшие было противоречия в Русской Православной Церкви. Срединный «царский путь» патриарха стал критиковаться и слева (церковными либералами, симпатизирующими Фанару), и консерваторами (за  недостаточно жесткую позицию по очищению Церкви от экуменистов и модернистов). Стал подвергаться во внутрицерковной критике и курс на выстраивание Симфонии с возвращающимся к исторической традиции Российским государством… А ради достижения согласия с обществом РПЦ даже готова была признать и достижения советского периода, особенно, победу советского народа в Великой Отечественной войне, духовно преобразившую страну… Торжества, посвященные 75-летию Победы и принятие поправок к Конституции, в одной из которых утверждалось, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», должны были это единство символизировать…

Но вмешался коронавирус, опасность которого митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) сравнил с мировой войной. Не берусь судить о его происхождении, отмечу лишь то, что к эпидемии оказались не готовы ни светские, ни церковные власти, ни рядовые граждане и прихожане.

Под доводами медиков и воздействием СМИ власти приняли решение о массовой самоизоляции россиян и ограничении их доступа в места массового скопления людей, в т.ч. и в храмы. Церковные власти пошли им навстречу, даже несмотря на то, что эпидемия пришлась на пасхальные дни. Это вызвало негативную реакцию среди верующих.

Традиционалисты, рупором которых выступил схиигумен Сергий (Романов), расценили действия властей как гонения, а недостаточное сопротивление церковного руководства этому как малодушие.

Церковные либералы (игумен Петр (Мещеринов), свящ. Никита Бадмаев, свящ. Павел Великанов, блогер Виктор Судариков и др.) восприняли пришествие коронавируса и смерть от него священников как «Божье наказание и великий  знак свыше». По их мнению, Бог с помощью вируса выгнал из храмов прихожан, поскольку прогневался. Его не устраивает наше маловерие и неверное понимание назначения Церкви. Значит неугодны Ему такие  молитвы, не хочет Он видеть нас в золоченых и великолепных храмах. Бог готовится к некоей «великой битве». Он решил отбросить «застывшую» Церковь, а взамен принять и возвысить другую,  «живую», обновленную, реформированную Церковь – децентрализованную, не связанную с нашей исторической традицией, лишенную катехонических задач… (А.Щипков «Пандемия и новая сакральность»).

Известно, что войны, эпидемии и прочие катаклизмы являются «акселераторами» (ускорителями) революций. Ведь именно о возможности новой церковной революции (Реформации) идёт речь. И плохо если религиозные власти не сумеют противопоставить ей Контрреформацию, а светские власти окажут ей свою поддержку. Но хочется надеяться, что наш президент В.В. Путин, формулируя  национальную идею России, видя ее в патриотизме, заключающемся в том, «чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед» (ТАСС: «Путин рассказал о национальной идее России»), не сделает выбор в пользу «обновленцев» и сохранит верность катехоническому пути Третьего Рима, призванному стоять до скончания века. И тогда отступят и коронавирус, и сатанинский миропорядок, приходящий под его прикрытием.

Сальников Вячеслав Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Воронеж

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вячеслав Иванович Сальников
Бог поругаем не бывает
О принятии на Украине закона «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»
03.09.2024
От спецоперации к войне
От РФ к Великой России
16.09.2022
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Денис Олегович, Вы не правы!
О высказываниях политолога Денисова о форуме «Русский Донбасс»
01.02.2021
Все статьи Вячеслав Иванович Сальников
Коронавирус
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Два клоуна предопределили кровавый путь Украины
Мемуары Бориса Джонсона свидетельствуют о его подлой сущности и примитивных подходах к решению конфликтов
03.10.2024
О вакцинах и вражеском коварстве
«Борцы с вакцинами» по сути стали участниками мероприятий по выполнению планов и задач пентагоновских деятелей
02.09.2024
«Души прекрасные порывы...»
Памяти Германа Владимировича Смирнова
31.07.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Бдительные граждане о Бильдерберге 2024
Краткий обзор пресс-релиза «встречи представителей теневого правительства»
07.06.2024
О трагедии в Крокусе: «Четырёх таджиков
вытащили не случайно...»
04.04.2024
Politico: страны ЕС уничтожили более 215 млн доз вакцин от COVID-19 на €4 млрд
По информации газеты, "попытки передать излишки доз вакцин третьим странам были проблематичными из-за падения спроса и проблем с логистикой"
18.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 12:26
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 12:19