Послевирусный мир. Один из самых обсуждаемых вопросов после сводки с полей коронавируса – это вопрос о том, «что будет после пандемии»? Каждый готов строить прогнозы, исходя из личных предпочтений или озвучивая мнение определённых заинтересованных групп. В преддверье Нового високосного 2020 года никому и в голову не могла прийти мысль о реальном претворении в жизнь Православной идеологии – Идеологии Православной Соборности – за исключением, быть может, в качестве религиозного идеала, выходящего за пределы нашего грешного мира.
Для русского человека в широком смысле, как представителя русской нации, единство издревле строилось на духовных основаниях. Духовные основания – это вера Русского народа, избравшего для себя более тысячелетия назад Православную веру и всё это время неизменно её исповедующего. На основании Христианства восточных Отцов Церкви в обществе вырабатывались идеалы, или высшие ценности, которые со временем оформились в Христианскую идеологию, целостное Христианское учение о мире.
Выразителем христианской, православной идеологии в понятийно-концептуальном аспекте стали русские философы, писатели и мыслители, которые на протяжении почти целого столетия создавали самобытную философию. Самобытная отечественная философия – это русская религиозная философия XIX-XX вв., естественное развитие которой было трагически прервано катастрофой 1917 года, вплоть до полного запрета её публичного упоминания в стране возникновения. Русскую философию, благодаря Соборному единодушию, можно рассматривать как симфонию, совместное звучание множества голосов, многоаспектного понятийного изложения единых Православных ценностей.
В государстве, в котором на протяжении почти семидесяти лет его исторического развития русская религиозная философия была под запретом, а за перепечатку и распространение книг по русской философии грозило семилетнее заключение (порой большее, чем за убийство), рассчитывать на единодушие не приходится. Тем более, что при современной информационной инженерии, делается всё, чтобы в государственных образованиях, которые строят свою идентичность на идеальных основаниях, такого единства не возникло бы никогда. Личина этой антигосударственной инженерии многообразна и вездесуща: пошлейшие сериалы изо дня в день подспудно формирующие стереотипы антиобщественного поведения; разлагающие душу телевизионные программы, неизвестно кем спонсируемые; культивирование потребительских инстинктов; пропаганда экономического неравенства; внушение естественности бедственного состояния русского народа в богатейшей по ресурсам стране мира и т.д. Нелишне вспомнить о последнем скандале, высвеченном пандемией, связанным с негласным вывозом перспективных школьников из глубинки за границу, в США для «обучения и воспитания», т.е. формирования из аборигенов местной администрации для управления некогда высокотехнологичной страной, ныне превратившейся в сырьевую колонию западного мира.
Идеология Православной Соборности в эпоху кризисных перемен в расколотом обществе вряд ли может рассчитывать на сиюминутное понимание. Однако на то и существует кризис (от греческого слова «поворотный пункт»), чтобы время начало сжиматься настолько быстро, что осознание происходящего в широких народных массах возникало бы за существенно более короткий срок, чем это могло бы происходить в других, мирных условиях. Никто не мешает нам, сидя на карантине, помечтать о том, чего никогда не было, но что может быть, более того, должно было бы быть.
У Господа Бога всё возможно и лишь наше неверие может быть тому преградой.
Как возможна Православная Соборная Держава в нашей стране? Вопрос риторический (не требующий по сути ответа), но в разгар пандемии не появляются ли буквально на наших глазах Контуры нового послекоронавирусного мира? Контур – это лишь первый набросок будущей картины, которой ещё нет, но очертания её уже существуют. О характерных чертах этого идеального миропорядка, ради которого и создавалась изначально Православная Русь, неустанно писали русские мыслители, правоведы и публицисты. А саму возможность существования такого идеального государства пророчески предвидели русские философы в надежде, что рано ли поздно человечество, первоначально в своей малой части из среды русского народа, осознает своё предназначение на земле в согласии с Божественным замыслом.
В день праздника Радоницы, совместной Пасхальной радости о Христе Воскресшем всех почивших и ныне живущих, вспомянем имена тех, чей жизненный подвиг был посвящён Православному будущему России.
Русские мыслители о Православной Державе. О Грядущей Православной России радел философ Иван Александрович Ильин, в многочисленных философских проповедях призывая осознать «идею великодержавной России, воздвигнутой на основах подлинно христианской, волевой и благородной государственности». В журнале волевой идеи «Русский колокол» И.А. Ильин писал о том, что Россия должна наконец обрести глубокие и животворящие «основы своей веры и освятить ими свое земное бытие», раскрыть «мироприемлющие силы православного христианства, освещающие и природу, и труд, и искусство, и науку, и государственность, - и освятить ими себя».
Вместе с И.А. Ильиным будем надеяться и мы, что «Россия восстановится на путях религиозного очищения и самобытного творчества… Да поможет нам Господь!»
В фундаментальной работе «Русский народ и государство» философ-правовед Николай Николаевич Алексеев выделяет в «структуре совершенного государства» несколько благоприятных моментов для развития государственной жизни, которые присутствуют в нашем отечестве и дают надежду на будущее процветание. – Во-первых, природные возможности евразийского месторазвития, «государства-мира», которое, заполняя собою «часть света», сплоченное в своем пространстве, «представляет единое территориальное целое, могущее жить самодостаточной жизнью и развиваться путем использования своих внутренних потенций». Во-вторых, природное «психофизическое единство», единство нации или единство культурной личности «государства-мира», объединяющей собой многие различные национальности в одно культурное целое. «Многонациональное целое на сверхнациональной основе единой культуры — вот формула, которая лучше всего выражает особенности человеческого материала, обладающего максимумом возможностей для образования совершенного государства».
Пафосный защитник идеи Монархической государственности», раскаявшийся некогда революционер, Лев Александрович Тихомиров свой фундаментальный труд посвящает «принципу Монархической власти», его сущности и условия действия, как идеального типа государственного устройства. – «Монархия основана на верховной власти идеального объединяющего принципа… она требует присутствия в нации живого и общеразделяемого нравственного идеала». Государство тем совершеннее, согласно Л.А. Тихомирову, чем более оно допускает в общем творчестве существование и действие сил частных, составляющих нацию; более совершенным принципом верховной власти является тот, который в наибольшей степени допускает в коллективном единстве существование и жизнедеятельность сил частных.
О «Народной монархии», первоначально задуманной под названием «Белая Империя», как исконно русском идеале народно-монархического или народно-имперского движения, писал Иван Лукьянович Солоневич. – «Отличительная черта русской монархии, данная уже при ее рождении, заключается в том, что русская монархия выражает волю не сильнейшего, а волю всей нации, религиозно оформленную в православии и политически оформленную в Империи. Воля нации, религиозно оформленная в православии, и будет "диктатурой совести"». Наибольшее приближение к идеалу монархии вообще он видел в русской монархии времен Московской Руси, которая осознавала себя «орудием Господа Бога, сосудом, избранным для хранения истинной веры до скончания веков для всех народов и людей мира», что придавало высший смысл существованию нации. Государственное оформление монархических принципов он рассматривал через реализацию народного представительства. «Настоящее народное представительство должно будет состоять из комбинации территориального (области, земства, города) и корпоративного (научные, инженерные, рабочие и прочие профессиональные организации) представительства с непременным участием представительства всех признанных в России Церквей, конечно, с преобладающей ролью Православной Церкви».
В небольшом очерке нет возможности изложить всё многообразие мнений, остается только поименно перечислить наиболее ярких мыслителей, потрудившихся на ниве построения идеала государственного устройства. Вспомним: христианского мыслителя Константина Петровича Победоносцева и его духовное завещание «Государство и Церковь», правоведа Павла Ивановича Новгородцева с его классическим трудом «Об общественном идеале», «философа права» Бориса Николаевича Чичерина, Евгения Васильевича Спекторского с его работой «Христианство и культура», Георгия Петровича Федотова – три статьи «Проблемы будущей России», и многих других идеологов Православной державности.
Для всех них, тружеников на ниве просвещения, характерен и единый язык, восходящий к архетипам, первообразам Державного сознания, в котором категории, основные понятия-символы, являются одновременно и действенными принципами. Категориальный ряд этого языка составляют такие понятия: Православие, Христианство, Соборность, Теократия, Богочеловечество, Державность, Синархия, Православная идеология, Теономная этика, Синергия, Евразийское единство, Симфония.
Контуры Православного государства, унаследовавшего тысячелетние традиции построения Русского мира на бескрайних просторах евразийского континента,все более проступают в наше время как Держава (владычество, могущество), самостоятельное независимое государство. Православная Держава, создаваемая в веках для защиты высших духовных ценностей Православия, как чистоты и полноты Христианства, со временем может обрести имя - Православная Держава Россия. Следуя заветам сонма русских философов и мыслителей, многие православные соотечественники в том или ином виде говорят и пишут о Православной державе, о Православной России, о сверхдержаве Россия…
Наши современные православные мыслители, порой не называя имен своих великих предшественников, также являются носителями духа Православной идеологии и её выразителями в современной катастрофической ситуации, требующей для выхода из кризиса Соборного единодушия. Примечательно приглашение после Пасхи православного политолога Сергея Михеева к обсуждению самых животрепещущих проблем сразу на несколько центральных телеканалов в качестве эксперта, к мнению которого также следует прислушаться. Публицистический характер формата телевизионных диалогов, как правило, не позволяет выразить вся полноту Православного соборногосознания, но если говорить о неких контурах, то их можно услышать в ряде высказываний публициста. – Несмотря на безбожный характер государства, «Россия – это ковчег Православной веры», а «Православные христиане основная опора государственности». В условиях всеобщей изоляции хотелось бы видеть территориальное единство России «от Санкт-Франциско до Хельсинки», в качестве государственной модели, подходящей для России, хотелось бы «монарха, как отца народа», который обеспечивал бы «консенсус» различных общественных групп и интересов, и т.д. Более всего эта позиция напоминает «Народную монархию» Солоневича, которая предполагает, как выше было сказано: «конечно, с преобладающей ролью Православной Церкви».
Русский мир, в отличие от европейской колониальной системы, воздвигался путём присоединения малых этносов к единому полиэтническому целому на добровольных началах, обеспечивая им тем самым защиту и сохранение от посягательства агрессивных соседей и приобщая их к более высокой христианской культуре. Никого не смущает названия «китайский мир» или «Исламская республика Иран», так почему вдруг возникают возражения против «Православной Державы Россия»? – на это ответьте, господа хорошие, получившие своё образование, где-то там, где свирепствует коронавирус обновления. Как ни странно, на просторах бывшего Союза можно насчитать несколько государственных образований, построенных по теократическому принципу главенства религиозных установлений.Там, где религиозное начало, задающее высшие принципы единства народа, не поддерживается или даже всячески подавляется, там единство приходится обеспечивать принудительными полицейскими мерами, на которые пошли буквально все государства в условиях пандемии. вплоть до диктатурычрезвычайного положения.
Организация общества как живого социального организма предполагает сообщество свободных личностей, собранных под водительством Церкви для выполнения богоданных установлений по исполнению предназначения человека на земле. В условиях кризисных перемен организация православного общества требует для принятия стратегических решений союза, собора, синархии, со-властия Бога и человека. Политика государства в условиях пандемии могла бы наконец стать христианской политикой, служащей соборным целям грядущей Православной Державы Россия.
Ольга Даниловна Куракина, доктор философских наук, профессор МФТИ
1. Кабы