Нужно ли было идти в храм на Пасху?

Или почему при одинаковых рисках заражения магазины посещать разрешено, а двери храма для прихожан закрыты

Сергей Халин 
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия? 
0
29.04.2020 2608

Никогда в прежние годы, ни даже этим Великим Постом в нашем братстве этот вопрос в принципе не поднимался - считался давно решённым. Тем не менее, в этот год на Пасху в храм пошли не все. И причина «в общем» извинительная, пандемическая: «мы не должны подвергать опасности других… поступил по принципу: сделай всё возможное, а невозможное сделает Бог… я не святой, чтобы просто перекреститься и войти в горящую избу». Что тут скажешь? Каждый в своём праве.

Только вот просидеть Пасху у телевизора - это считается «сделать ли всё возможное» или нет? Тут как посмотреть. Если с точки зрения светского гражданского долга, наверно – да. А вот с точки зрения гражданства Небесного – вопрос. Вопрос этот у нас особенно обострился после просмотра ролика проповеди греческого протопресвитера Василия в Страстную Пятницу. Дискуссия в группе (разумеется, удалённо) продолжилась далеко за полночь.

Что есть угроза заражения вирусом для верующего человека? Как и любая иная скорбь – Божие наказание (попущение). В сущности, ведь абсолютной самоизоляции всё равно нет – мы все, как минимум, посещаем продуктовые магазины и не только. Если так, то глупо бояться вируса в храме более, нежели в магазине, банке, салоне сотовой связи и т.п. В этом смысле, храмы опасны не больше супермаркетов. Кто-то считает: сравнение не корректно. Без продуктов не обойтись, поэтому поход в магазин - это оправданный риск, а молиться можно и дома – бережённого Бог бережет. Опять же священноначалие благословляет. Не буду спорить. Только, на мой взгляд, это каждый должен для себя решить сам. Но прошу понять и тех, кто не может отказаться от похода в храм.

Дело тут вовсе не в пренебрежении гражданским долгом, неповиновении священноначалию, безответственном отношении к окружающим или браваде перед вирусом. И уж тем более не в том, что кто-то хочет показаться «святее папы римского». Попробую объяснить. Однажды (давно), в Пасхальную ночь, на улице у полуразрушенного храма, случайно услышал разговор двух старушек: «кто Поста не держал, тот Пасхальной радости и не испытывал». Как-то «запали» мне те слова и в следующий Великий Пост впервые начал поститься. И – да! Я понял, о чём они говорили. Понял, что значит Церковь Воинствующая. Понял, что каждый наш Пост – это битва, Великий Пост – это наше ежегодное генеральное сражение, а Пасха – это Вселенская Победа Бога. И наша – Христова Воинства – Победа тоже. К Победе этой, мало кто приходит без кровоточащих ран. Многим важно, чтобы Господь прежде эти раны очистил на Исповеди, омыл Своею Кровью и уврачевал Своим Телом в Причастии. Для христианина невозможно остаться безучастным в этой главной сорокадневной битве, молитвах Страстной Седмицы, физическом ощущении сердцем предательства, мук и смерти Христа и, наконец, Победе. Нельзя лишить христианина доли в этой Победе. Она важнее всей земной жизни, сильнее страха перед любой пандемией.

Допустим, что верующий христианин еще не бывал на передовой и таковой потребности не чувствует. К сожалению, и здесь не оправдаться. Напомню неприятную многим неизбежность: мы все обязательно умрём. Очень часто это случается много раньше, чем человек ожидает. Еще напомню, что дату окончания нашей временной жизни и обстоятельства, к тому приводящие, устанавливает только Бог. Если принять это во внимание, то важным становится не столько вопрос «когда», сколько «ради Кого\чего». Если нам «за продуктами» можно, а в храм нельзя, то выходит, что при одинаковых рисках между «Иисусом и хлеба кусом» нам предлагается выбирать «хлеба кус». Но если такой – не в пользу Бога – выбор делается, то это самый страшный, самый невозможный, самый трагический выбор для верующего человека. Остаётся лишь надеяться, что Милостивый Бог даст время в этом покаяться. А если под это прямое предательство еще и какая-нибудь лукавая теория подводится, то и эта надежда тает: тех, кто лукавит с Богом, ждёт нечаянная смерть. Смерть без покаяния, без возможности привести свои земные дела в порядок.

И так, нужно ли было идти в храм на Пасху? – каждый решает сам. Возможно ли было попасть на службу? У нас – да. Все, кто хотел, встречали Воскресшего Христа в храмах. Были ли соблюдены нормы? Раз предписано, мы надели маски, запаслись разовыми салфетками, соблюли «социальную дистанцию», и с чувством исполненного гражданского долга, доверились Отцу. Никто из моих знакомых богомольцев пока вирусом не поражён. Но если всё же Господь решит иначе, и кто-нибудь заразится именно в храме и даже умрёт – христианину это не страшно: кому жизнь – Христос, тому и смерть – приобретение.

Наши местные власти разрешили Пасхальные службы. Говорят, что это решение не было простым. За это им искренняя благодарность и Богу нашему Слава. Слава за дарование Им мудрости и решительности нашим региональным властям и архиереям митрополии. Слава за то, что верным не пришлось уходить в подполье. Слава за то, что Он поставил эти вопросы перед нами. Слава за то, что Он дал увидеть примеры ответов. Слава за то, что Он даёт время всё осмыслить. Слава Богу за всё. Христос Воскресе!

Сергей Иванович Халин, помощник атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16, Сергей иванович:

Христос Воскресе! Вы Горном с Ракитиными или Кудрявцевыми не знакомы?

Воистину воскресе Христос! Напишите мне на почту Lepta.ra@yandex.ru, уточните, кто именно Вас интересует. Кудрявцевых знаю несколько, Ракитиных одних.

16. Ответ на 6, Ксения Балакина:

Христос Воскресе! Вы Горном с Ракитиными или Кудрявцевыми не знакомы?

15. участникам дискуссии

Христос Воскресе! Вижу, дискуссия продолжилась. Признаюсь: сам был бы рад лучше разобраться в решении этой задачки. Но, к сожалению – пока, не случилось. Тем не мене, считаю необходимым дать пару важных пояснений. Во-первых, напомню главное из того, что нужно знать при чтении Св.Писания: оно написано не для моего ближнего, а для меня - нельзя им бить ближнего по голове. Например, я не могу ни от кого требовать, что бы он любил Христа более своих близких (Мф.10: 37). Во-вторых: нет ни каких шаблонов, которые были бы универсальны для всех ситуаций. Всегда и во всём с рассуждением. Даже убийство в одном случае – преступление, в другом – подвиг. Исходя из этих двух утверждений, очень не хотел бы, чтобы сказанное мною в статье кто-либо использовал как трафарет и, накладывая его на свои или чужие поступки, делал бы оргвыводы о том, как нужно или не нужно поступать. На самом деле я не знаю, как нужно было поступать каждому конкретно, ни тем более всем. Не знаю даже за себя, прав ли был, когда в условиях пандемии не только сам поехал в храм, но и взял собой еще семерых домочадцев. Имел ли я на это право? Не знаю. Это честно. Но поступить иначе не мог – это тоже честно. Наплевал ли я на здоровье, а возможно и жизнь, своих близких? Точно нет. Их жизни мне дороже собственной. Может, это потому, что мне плевать и на жизнь собственную? Тоже, поверьте, нет. Может быть, у меня такая сильная вера, что я уверен, что зараза к нам не пристанет? Конечно же, нет. Наоборот, допускаю, что это вполне может случиться. И если на то будет Божья воля – значит и это, если достанет сил, постараюсь принять с благодарностью. Считаю ли я, что так же должны чувствовать и поступать каждый или вообще все – нет, не считаю. Но поступить иначе не мог. Не мог не прийти к Тому, кто за меня лютую смерть принял. Ни на похороны, ни тем более на Воскресение. Не мог не привести к Нему своих детей. Материалисты скажут: глупость, пафос, фанатизм. Считайте, как хотите – эта статья не для вас. С уважением, С.И.Халин

14. Ответ на 7, поп Андрей:

Наш храм был полон на Пасху, единственный на всю область, никто не заболел ( до сего дня.) Я не считаю , что в храме нельзя заболеть, но лучше умереть со Христом, чем делать вид что со Христом живёшь. Страшно не малодушие, страшно когда малодушные начинают уничтожать тех, кто самим существованием осуждает их отступление. Если ты не пришёл в храм, чем ты лучше того кто пришёл не смотря на угрозы и преследования? Почему тебе так не нравятся те , кто не испугался за свою жизнь? Почему самоизолянтам так нужно порадоваться наложенным на верных христиан штрафам и прещениям? Ни слова не прочитал в осуждение от людей пришедших в храм на Пасху в сторону сидевших онлайн, за то в обратную сторону не переслушать. Почему бы это?

Верно,отче.
электрик / 01.05.2020 09:47

13. Ответ на 7, поп Андрей:

Наш храм был полон на Пасху, единственный на всю область, никто не заболел ( до сего дня.) Я не считаю , что в храме нельзя заболеть, но лучше умереть со Христом, чем делать вид что со Христом живёшь. Страшно не малодушие, страшно когда малодушные начинают уничтожать тех, кто самим существованием осуждает их отступление. Если ты не пришёл в храм, чем ты лучше того кто пришёл не смотря на угрозы и преследования? Почему тебе так не нравятся те , кто не испугался за свою жизнь? Почему самоизолянтам так нужно порадоваться наложенным на верных христиан штрафам и прещениям? Ни слова не прочитал в осуждение от людей пришедших в храм на Пасху в сторону сидевших онлайн, за то в обратную сторону не переслушать. Почему бы это?

Из-за зависти.
Апографъ / 01.05.2020 08:56

12. Не торопитесь рассуждать на эту тему

Ещё раз. Для кого открыты храмы? Для кого? Для тех кто туда желает идти по своей воле. Никто туда никого силком не тащит. Говорите, что те, кто ходит на службы плюют якобы на жизни священнослужителей певчих хора? Так вы тогда примите следующую логическую цепочку. Священник служит не один, но сослужит таковым же или с диаконом. Так тогда, как они смеют сослужить, ибо друг друга могут заразить, а значит следуя вашей логике "плюют на жизни друг друга"? Ведь они же одновременно перемещаются вне храма и посещают магазины. Не уподобляйтесь унтерофицерской вдове. Во всех этих рассуждениях проглядывает только одно - боязнь уйти из земной жизни. Так все боятся. А я более всех вас. Но разве этому учит нас евангельский дух? Апостол Павел говорил, что смерть для него приобретение. Конечно это не оправдывает безрассудное поведение. Необходимо носить маски? Пожалуйста, носим. Дезифицировать руки? Пожалуйста. Соблюдать дистанцию меж собой? Пожалуйста. У нас в храмах нанесли на полу разметку. Соблюдаем. Но только не отнимайте от нас Литургию! А если желаете отнять, или считаете, что на это есть воля Божия по грехам нашим, ТО ЗАКРОЙТЕ ХРАМЫ! Как поступил владыка Тихон. Это будет честно и без двусмысленности. И это будет ваше решение и на вашей совести..
Kiram / 29.04.2020 21:16

11. Ответ на 8, _Ольга_:

Аналогично тому, как Вы "плюёте на чужую жизнь" приходя в магазин за хлебушком. А?
Kiram / 29.04.2020 20:59

10. Ответ на 7, поп Андрей:

Ни слова не прочитал в осуждение от людей пришедших в храм на Пасху в сторону сидевших онлайн

Да и ходить далеко не надо, я вот только что прочитал - в Вашем сообщении.

"Вид, будто живешь со Христом", "их отступление"...

Али это у Вас "не осуждение, а рассуждение"?

Сергей / 29.04.2020 19:57

9. Он трудился пономарем в подмосковном храме, где и причастился в Светлое Христово Воскресенье.

https://pravoslavie.ru/130732.html Вечная память.
_Ольга_ / 29.04.2020 18:18

8. Ответ на 7, поп Андрей:

Почему тебе так не нравятся те , кто не испугался за свою жизнь?

И при этом наплевал на чужую жизнь.
_Ольга_ / 29.04.2020 18:16
Сергей Халин
«Никогда такого не было и вот опять!»
Кто мы? И куда идем? Продолжение
02.04.2021
Кто мы? И куда идем?
Для формирования культуры нужно время, а для формирования нравственности нужна идеология
27.03.2021
Нужно ли было идти в храм на Пасху?
Или почему при одинаковых рисках заражения магазины посещать разрешено, а двери храма для прихожан закрыты
29.04.2020
Не надо спасать деревню – это утопия!
Отклик на доклад Павла Тихомирова «Я против разговоров о необходимости возрождения деревни»
19.02.2020
Форум отцов. Критический взгляд
В вопросах укрепления семьи, ответственного отцовства и ответственного материнства полумерами не обойтись
05.07.2019
Все статьи Сергей Халин
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?
«Российская экономика восстановилась»
По словам Владимира Путина, по итогам семи месяцев текущего года ВВП страны вышел на докризисный уровень
21.09.2021
В новой Думе «новые люди»?
Нет, всё старое, настолько старое, что вспоминаются СПС и «Яблоко»
20.09.2021
Сколько нужно еще смертей?
Нужен сталинский подход к вакцинации – привить всех и без спроса
20.09.2021
«После того, как закроют крышку гроба, ничего не заканчивается»
Певица МакSим рассказала о своих ощущениях во время пребывания в искусственной коме
18.09.2021
«Во время пандемии тема служения больным в Москве получила свое развитие»
В Калининграде открылся Межрегиональный съезд сестер милосердия
18.09.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09