Никогда в прежние годы, ни даже этим Великим Постом в нашем братстве этот вопрос в принципе не поднимался - считался давно решённым. Тем не менее, в этот год на Пасху в храм пошли не все. И причина «в общем» извинительная, пандемическая: «мы не должны подвергать опасности других… поступил по принципу: сделай всё возможное, а невозможное сделает Бог… я не святой, чтобы просто перекреститься и войти в горящую избу». Что тут скажешь? Каждый в своём праве.
Только вот просидеть Пасху у телевизора - это считается «сделать ли всё возможное» или нет? Тут как посмотреть. Если с точки зрения светского гражданского долга, наверно – да. А вот с точки зрения гражданства Небесного – вопрос. Вопрос этот у нас особенно обострился после просмотра ролика проповеди греческого протопресвитера Василия в Страстную Пятницу. Дискуссия в группе (разумеется, удалённо) продолжилась далеко за полночь.
Что есть угроза заражения вирусом для верующего человека? Как и любая иная скорбь – Божие наказание (попущение). В сущности, ведь абсолютной самоизоляции всё равно нет – мы все, как минимум, посещаем продуктовые магазины и не только. Если так, то глупо бояться вируса в храме более, нежели в магазине, банке, салоне сотовой связи и т.п. В этом смысле, храмы опасны не больше супермаркетов. Кто-то считает: сравнение не корректно. Без продуктов не обойтись, поэтому поход в магазин - это оправданный риск, а молиться можно и дома – бережённого Бог бережет. Опять же священноначалие благословляет. Не буду спорить. Только, на мой взгляд, это каждый должен для себя решить сам. Но прошу понять и тех, кто не может отказаться от похода в храм.
Дело тут вовсе не в пренебрежении гражданским долгом, неповиновении священноначалию, безответственном отношении к окружающим или браваде перед вирусом. И уж тем более не в том, что кто-то хочет показаться «святее папы римского». Попробую объяснить. Однажды (давно), в Пасхальную ночь, на улице у полуразрушенного храма, случайно услышал разговор двух старушек: «кто Поста не держал, тот Пасхальной радости и не испытывал». Как-то «запали» мне те слова и в следующий Великий Пост впервые начал поститься. И – да! Я понял, о чём они говорили. Понял, что значит Церковь Воинствующая. Понял, что каждый наш Пост – это битва, Великий Пост – это наше ежегодное генеральное сражение, а Пасха – это Вселенская Победа Бога. И наша – Христова Воинства – Победа тоже. К Победе этой, мало кто приходит без кровоточащих ран. Многим важно, чтобы Господь прежде эти раны очистил на Исповеди, омыл Своею Кровью и уврачевал Своим Телом в Причастии. Для христианина невозможно остаться безучастным в этой главной сорокадневной битве, молитвах Страстной Седмицы, физическом ощущении сердцем предательства, мук и смерти Христа и, наконец, Победе. Нельзя лишить христианина доли в этой Победе. Она важнее всей земной жизни, сильнее страха перед любой пандемией.
Допустим, что верующий христианин еще не бывал на передовой и таковой потребности не чувствует. К сожалению, и здесь не оправдаться. Напомню неприятную многим неизбежность: мы все обязательно умрём. Очень часто это случается много раньше, чем человек ожидает. Еще напомню, что дату окончания нашей временной жизни и обстоятельства, к тому приводящие, устанавливает только Бог. Если принять это во внимание, то важным становится не столько вопрос «когда», сколько «ради Кого\чего». Если нам «за продуктами» можно, а в храм нельзя, то выходит, что при одинаковых рисках между «Иисусом и хлеба кусом» нам предлагается выбирать «хлеба кус». Но если такой – не в пользу Бога – выбор делается, то это самый страшный, самый невозможный, самый трагический выбор для верующего человека. Остаётся лишь надеяться, что Милостивый Бог даст время в этом покаяться. А если под это прямое предательство еще и какая-нибудь лукавая теория подводится, то и эта надежда тает: тех, кто лукавит с Богом, ждёт нечаянная смерть. Смерть без покаяния, без возможности привести свои земные дела в порядок.
И так, нужно ли было идти в храм на Пасху? – каждый решает сам. Возможно ли было попасть на службу? У нас – да. Все, кто хотел, встречали Воскресшего Христа в храмах. Были ли соблюдены нормы? Раз предписано, мы надели маски, запаслись разовыми салфетками, соблюли «социальную дистанцию», и с чувством исполненного гражданского долга, доверились Отцу. Никто из моих знакомых богомольцев пока вирусом не поражён. Но если всё же Господь решит иначе, и кто-нибудь заразится именно в храме и даже умрёт – христианину это не страшно: кому жизнь – Христос, тому и смерть – приобретение.
Наши местные власти разрешили Пасхальные службы. Говорят, что это решение не было простым. За это им искренняя благодарность и Богу нашему Слава. Слава за дарование Им мудрости и решительности нашим региональным властям и архиереям митрополии. Слава за то, что верным не пришлось уходить в подполье. Слава за то, что Он поставил эти вопросы перед нами. Слава за то, что Он дал увидеть примеры ответов. Слава за то, что Он даёт время всё осмыслить. Слава Богу за всё. Христос Воскресе!
Сергей Иванович Халин, помощник атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область
14. Ответ на 16, Сергей иванович:
13. Ответ на 7, поп Андрей:
12. Ответ на 7, поп Андрей:
11. Не торопитесь рассуждать на эту тему
10. Ответ на 8, _Ольга_:
9. Он трудился пономарем в подмосковном храме, где и причастился в Светлое Христово Воскресенье.
8. Ответ на 7, поп Андрей:
7. Мы выбрали
6. Нужно ли было идти в храм на Пасху?
5. К размышлению