10 апреля 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о введении особых цифровых пропусков для жителей города. С 13 апреля 2020 года люди будут получать электронные документы для выхода из своих домов. Пропускной режим будет вводиться поэтапно. Первый этап - для поездок на работу. Второй - для поездок в других целях. Третий этап - передвижение внутри района (!)
Ранее «Коммерсантъ» («Ъ») в статье «Для выхода из дома москвичам понадобится QR-код» с выразительным подзаголовком - «Контролировать нарушителей будут с помощью камер, телефонного биллинга и банковских трансакций» - сообщал подробности введения новой пропускной системы: «Москвичам в условиях карантина потребуется получать на сайте мэрии QR-код для каждого выхода из дома, будь то “срочный выход по базовым потребностям” в магазин, выброс мусора, прогулка с собакой или выезд на дачу...
При отсутствии кодов полицейским патрулям может быть предписано доставлять граждан домой. Для контроля также задействуют уличные и подъездные камеры, данные сотовых операторов о появлении абонентов вдали от дома и даже информацию об оплате товаров банковскими картами. При этом штрафы с использованием камер могут выписываться автоматически.
В служебной презентации столичной мэрии, распространенной в Telegram-каналах, говорится о разделении всех находящихся в карантине жителей столицы на несколько групп.
1) “Работающие” граждане смогут перемещаться без ограничений из своих квартир до офисов (только с QR-кодом по строго оговоренному маршруту).
2) “Длительные разовые / периодические поездки по городу или за город” (например, в поликлиники, на дачу, в суды и “по семейным обстоятельствам”) предполагается осуществлять “только по заявке в заранее заданный адрес назначения”.
3) Такую же заявку предполагается подавать и при “срочном выходе по базовым потребностям”, в том числе в магазин за продуктами, на прогулку с собакой в пределах 100 метрах от дома или даже на вынос мусора (!)
4) Без ограничений передвигаться по городу смогут лишь обладатели “заданных групп удостоверений” в том числе силовых ведомств, правительства, столичной мэрии, Госдумы и Совета Федерации.
Процесс получения заявки в документе описан так. Все три группы граждан, за исключением обладателей удостоверений, должны зарегистрироваться на сайте правительства Москвы, получив доступ к “личному кабинету». В нем надлежит ввести “фактическое место жительства”, определить “домашний район” и прикрепить собственное фото. После этого в кабинете можно оставлять “заявки”. При этом, к примеру, при выходе из дома по “базовым потребностям” пользователь сайта мэрии должен выбрать причину такого действия: в документе в пример приводится “магазин”, “аптека” и “другое”. После “верификации” на ресурсах столичного департамента информационных технологий (ДИТ) гражданину выдадут уникальный QR-код на одну операцию. Лишь после его получения с кодом на смартфоне (или распечаткой) гражданин может, собственно, выходить из дома... При этом предполагается, что верификацию помимо сервера ДИТ этот запрос должен пройти в других ведомствах, например, в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС)».
Сии красноречивые положения вызывают множество вопросов. Например, адвокат юридической компании ЮСТ Александр Боломатов называет разработанную чиновниками схему контроля «абсолютно беспрецедентной, на которую никто не знает, как реагировать»: «“Одна из проблем - невозможность выйти из дома без кода. Ведь иметь смартфон, компьютер или принтер - это не конституционная обязанность, однако право выхода из дома у человека есть”, - недоумевает эксперт, напоминая, что суды в столице также перешли на карантинный режим. “По сути дела некуда обращаться за защитой своих прав”, - рассуждает господин Боломатов», - омечает «Ъ».
В приведённом документе детально описывается, как будут проверятся и контролироваться перемещения граждан в столице. Кроме патрульных полицейских и бойцов Росгвардии могут быть задействованы данные биллинга сотовых операторов (показывающие выход граждан за пределы своего района), камеры в подъездах домов, дворах, на улицах и в транспорте (система объединяет 175 тысяч устройств), а также финансовая информация о банковских трансакциях “вне своего района”. В документе также говорится, что «патрули в случае отсутствия у граждан QR-кодов должны штрафовать их или доставлять домой». «Ранее господин Боломатов пояснял, что указ столичного мэра о введении жесткого карантина с предписанием гражданам не покидать свои квартиры “носит характер рекомендаций”, поскольку на федеральном уровне нет ответственности за несоблюдение этого документа. Адвокат “Правозащиты Открытки” Сергей Бадамшин указывал, что “отдельные ограничения прав и свобод” могут быть установлены “в условиях чрезвычайного положения”: “Нет ЧП - нет запрета на передвижение”. Вводить режим ЧП с ограничением свободы передвижения может только Президент и Совет Федерации, - напоминал зампред коллегии адвокатов “Де-юре” Антон Пуляев», - отмечает «Ъ».
Остаётся напомнить, что QR-код (англ. Quick Response Code - код быстрого распознавания) - это двухмерный штрих-код. Считываемая машиной метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. Может использоваться для отслеживания продукции и идентификации предметов и товаров (в описываемом случае в качестве объекта, предмета или товара выступает человек - высшее творение Божие!) Основное «достоинство» QR-кода - это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием. QR-код – это личный код гражданина. Унижающее человеческое достоинство средство автоматической идентификации, заменяющее имя и другие персональные данные человека. Принятие этого атрибута неприемлемо для верующего человека!
Кроме того, передавая на сайт мэра Москвы своё фото в электронном виде, гражданин фактически сдаёт биометрические параметры своего лица. Это противоречит положениям Конституции РФ, которые никто не имеет права нарушать даже в условиях ЧП. Для чего предлагается сдать фото? Для того, чтобы поместить его в Единую биометрическую систему, а затем иметь возможность отслеживать перемещения гражданина в режиме реального времени.
«Мировой опыт показывает, что такие меры, как тотальное видеонаблюдение, вводятся только после широкой общественной дискуссии. Использовать видеослежку - значит нарушить Конституцию... Мы не должны стать страной цифрового тоталитаризма», - заявил депутат Максим Круглов на заседании Московской городской думы.
«При советской власти были побеждены многие заболевания, включая чуму, сибирскую язву и оспу. Коронавирус очень опасен, разумеется, мы должны поддерживать все меры, направленные на борьбу с этой инфекцией. Но сегодня этих мер явно недостаточно, а те, которые предлагаются законопроектом, направлены лишь на установление тотального электронного контроля над гражданами... Ужесточать карантинные меры нужно, но без введения диктатуры и нарушения конституционных прав граждан», - поддержал Круглова депутат Николай Зубрилин.
Наконец, 10 апреля 2020 года Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич в своем выступлении в онлайн формате на специальном Петербургском международном юридическом форуме «Законы коронавируса» предостерегла от ограничения прав и свобод под предлогом коронавируса: «Отступления от основных прав, определенных Европейской конвенцией по правам человека, никоим образом не может быть... Эпидемия не должна привести к ослаблению основ демократии, гражданских и политических прав и свобод». Среди них, по словам Марии Пейчинович-Бурич, особенно актуальными являются в настоящее время право на высказывания, свободы совести и собраний, подчёркивается в сообщении «Мирового обозрения».
Российская Федерация вступила в Совет Европы ещё 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Неплохо было бы вспомнить об этом московскому градоначальнику и всем москвичам. Тоталитаризм оправдывать коронавирусом нельзя!
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
10. Ответ на 14, Сергей:
9. Ответ на 14, Сергей:
8. Ответ на 8, Полтораки:
7. Ответ на 9, София7:
6. Ответ на 3, Денис:
5. Дан приказ:оставайся человеком.
4. Ответ на 2, София7:
3. Ответ на 1, _Ольга_:
2. .