От редакции: Большинство публикаций РНЛ сегодня посвящены теме коронавируса, причинам и последствиям распространения болезни, что не удивительно. Эта проблема находится сегодня в центре общественного внимания. По вопросу отношения к коронавирусу нет единомыслия даже среди православных. Поэтому неудивительно, что РНЛ публикует разные мнения, разные оценки. Мы не раз обращали внимание, что позицию «Русской народной линии» по тому или иному вопросу может высказывать только редакция, а не авторы РНЛ. Сегодня приходится это особо подчёркивать, поскольку нередко приходится слышать: вот на РНЛ опубликовано то-то и то-то. Редакция может разделять, а может и не разделять позицию того или иного автора.
Публикация «Читаем новости и делаем выводы» вызвала достаточно много комментариев и упрёков в мой адрес. Так мой старый оппонент Сергей Абачиев и др. обвинили меня в нарушении церковной дисциплины, состоящей, якобы, в невыполнении призыва Святейшего Патриарха Кирилла к пастве на период эпидемии пока воздерживаться от посещения храмов Божиих.
Отвечаю. Во-первых, я, хотя и священнослужитель Русской Православной Церкви, но конкретно служу в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. А там отношение к запретам украинских мирских властей на совершение богослужений несколько иное, что можно видеть из соответствующих документов Украинской Православной Церкви, опубликованных и на РНЛ.
В частности, ответственными представителями УПЦ МП указывалось, что совершать причащения мирян, так сказать, «онлайн» невозможно. Также юридически оспаривается решение мирских властей отменить для верующих праздник Святой Пасхи… Так что, как видим, позиция нашего священноначалия на этот счет несколько иная, на что оно имеет полное каноническое право.
И действительно, хотя наша УПЦ не автокефальная, но она обладает правом широкой автономии. Поэтому в таком вопросе благочестия (в сущности второстепенном - это же не догматический или канонический вопрос), как совершение богослужений во время сей эпидемии, учитывая наши местные условия и степень гонения от мирских властей, канонически у нас вполне допустимо иметь на сей счёт несколько иное суждение.
Тем более, что и все Поместные Православные Церкви реагируют на эту эпидемию по разному, и никакого нарушения православных канонов или единства Православия здесь нет. Но каждая Церковь, исходя из условий своего служения, действует так или иначе. Ну а я, как смиренный и дисциплинированный клирик УПЦ МП, соответственно подчиняюсь указам и воле своего священноначалия.
Во-вторых, не соответствует действительности и мнение ряда моих оппонентов, что в критикуемой ими моей публикации я призываю верующих не подчиняться призыву Святейшего Патриарха. В действительности, на вопрос конкретной прихожанки (Светланы Ч.), как быть в условиях фактически гонения устроенного местными мирскими властями, я лишь адаптировал к нынешней ситуации учение святых отцов, как поступать православным во время гонения. Там есть ряд пунктов, из которых лишь первый формально противоречит призыву Патриарха.
Но совершенно очевидно, что многогрешный и ничтожный прот. Г.Городенцев здесь ни при чем, ибо не я это придумал, я святые отцы учили, и, главное, в учении об исповедничестве есть разные пункты и возможности. А уже каждый по призыву не того или иного священнослужителя, а своей христианской совести волен поступать и действительно поступает так или иначе. Что, кстати говоря, легко и сосчитать. Ведь с момента опубликования той моей статьи сотни тысяч или, скорее, даже миллионы русских православных молились, исповедовались и причащались за теми или иными богослужениями. И вы что, серьезно считаете, что все они делали это «по призыву той моей публикации», рейтинг которой даже на сей момент менее двух тысяч?!
В-третьих, если вы, мои оппоненты, умеете внимательно читать, то обратите внимание на последний и самый лёгкий путь исповедничества, который я предлагаю в той своей публикации для особо слабых христиан: «Наконец, была ещё одна, самая легкая форма исповедничества. Когда христиане, бывало даже царедворцы, идолам не служили, но и до времени явно свою христианскую веру перед гонителями не исповедовали. Но тайно служили Христу в своих домах и палатах, скрытно имея там «порочащие» их (в случае обнаружения) перед язычниками предметы христианского богослужения и быта: иконы, изображения креста, святые книги и тому подобное. Вот тут для нас может быть примером следующее. Если Светлана Ч. или кто-то другой боится по указанным ею причинам идти в храм, то пусть остаётся дома, плачет из-за этого перед иконами (а не перед телевизором), и пишет соответствующие плачевные посты, как написала (согласно вышеуказаному) и сама Света Ч., хоть в РНЛ, хоть на другой православный сайт. Это тоже своего рода исповедничество».
Как видим, этот пункт точно и уже даже буквально соответствует призыву Святейшего Патриарха Кирилла оставаться дома и молиться там. Но, повторяю, каждый наш православный волен поступать и действительно поступает так или иначе, т.е. выбирает ту или иную форму исповедничества, как подсказывает ему его христианская совесть. И смешно, очень смешно думать, что какой-то ничтожный, более того, такой мало рейтинговый (!) прот. Георгий может как-то существенно на это повлиять!
Зато он может осмыслить это волеизлияние, эти формы исповедничества нашего православного народа в данных тяжких условиях. И это делает отнюдь не один прот. Георгий, а вся наша Русская народная линия. Я имею в виду не только Редакцию РНЛ, которая вполне может иметь своё отдельное мнение, как они и высказались в предисловии к предыдущей моей статье и продолжают высказываться к другим, подобным. Но имею в виду и этот самый мыслящий русский православный народ, который на просторах самой РНЛ (на то она и Русская, и Народная) и осмысливает происходящее. И в этом смысле в предыдущей публикации было сказано, что первая линия в этом осмыслении побеждает.
Ранее я уже говорил, что РНЛ – это своего рода лаборатория русской православно-патриотической мысли, хочет этого кто-то или нет. И не исключено, что с помощью Божией и Божией Матери именно эта лаборатория выработает столь желанную для всего мира вакцину против коронавируса – если уж не биологическую, то, может быть, по крайней мере, духовно-психологическую?!
Напоследок вскользь пройду и мимо дискриминационно-географического (поскольку живу я на Украине) обвинения (п.4 той оспариваемой публикации) меня неким «Анонимом» в, якобы, «провокационной приверженности к украинским националистам и бандеровцам». Аноним в упор не заметил, что призывая украинских православных проявить исповедничество, в частности, прийти в храмы Божии, я тем самым выступаю против намерения наших украинских властей под предлогом эпидемии закрыть церкви, особенно на Пасху. А вот Аноним, выступая против меня, таким образом, льёт воду именно на мельницу сих властей. Отсюда можно подумать, что он поэтому и есть какой-то, вольный или невольный, «бандеровский (по его же выражению) провокатор»; хотя, надеюсь, что это не так.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
15. Ответ на 13, Сергей Абачиев:
14. Ответ на 12, Сергей Абачиев:
13. Ответ на 11, Апографъ:
12. Ответ на 11, Апографъ:
11. Ответ на 10, Сергей Абачиев:
10. Ответ на 9, Апографъ:
9. Ответ на 8, Сергей Абачиев:
8. Ответ на 5, Аноним:
7. Ответ на 5, Аноним:
6. ничего личного,