Как мы видим, на Русской народной линии, да и не только на ней, но и вообще в христианстве сейчас существуют две «линии». Согласно одной, нынешнее моровое поветрие – это проявление гнева Божия. От коего нас может спасти лишь покаяние, т.е. Таинство Покаяния, совершаемое в православных храмах на исповеди, и причащение там святых Таин Христовых.
Согласно другому мнению, наоборот, из-за того же мора, «храм посещать опасно – можно заразиться; а особую опасность представляет причащение из общей чаши. Поэтому необходимо всячески соблюдать карантин, сидеть дома, а богослужение можно просматривать онлайн – по телевизору». Ну, и продолжим мысль этих лиц, каяться и причащаться, наверное, надо тоже онлайн, так сказать, «в уме».
Обе эти линии имеют своих многочисленных сторонников, и как читатель, думаю, знает, я строго придерживаюсь первой линии. И выскажу свое, достаточно аргументированное мнение.
Святейший Патриарх в проповеди в 4-ю Неделю Великого поста зачитал письмо из Италии, где православная женщина пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь».
Ну, во-первых, комментируя начало сего письма, следует заметить, что как раз наоборот: еще недавно всем казалось, что после Китая эта зараза вовсю хлынет в Российскую Федерацию, имеющую с Поднебесной громадную границу. Но она почему-то преимущественно и с избытком пока посетила не Россию, а далекие Европу (особенно Италию) и США. Вопрос, почему?
Следующий вопрос: если вы так уповаете на карантин, что ради него даже верующих призываете не ходить в церковь, то тогда объясните, почему же в Италии, где, как видим из письма этой женщины, да и не только из него, введён жесточайший карантин, люди, однако, всё равно там мрут тысячами, а в России, да и на моей Украине, где такой жестокости пока ещё нет, нет и таких жертв?
Далее, как видно из письма той же женщины, итальянцы в равной степени страдают и от болезни, и от этого тоталитарного карантина. Как она пишет: «Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь».
Любители карантина, вы хотите, чтобы и у нас была введена такая же тоталитарная система, под видом «борьбы с болезнью»? От которой люди страдают больше, чем от самой болезни. Например, на Украине из-за этого уже закрыты многие обычные больницы. К примеру, у нашей знакомой отнялась щека от болезни зубов, но она нигде не может полечиться, поскольку зубные клиники закрыты.
Но ведь и от зубной болезни можно умереть, если не лечиться, как и от других (не коронавирусных болезней). Как многие и умирают сейчас от сердечных заболеваний, например, старики, которых не пускают в городской транспорт. Так я недавно наблюдал такую жуткую картину: щуплая, пожилая женщина лет 65-70 ехала к больному сыну и не могла ни к нему добраться, ни обратно уехать, ибо её с полицией не пускали в трамвай; но по её телосложению видно, что пешком она ни туда, ни сюда не доберется!
И, наконец, уповающие на карантин, объясните мне, «профану», а в чем его сила в борьбе с нынешним мором? Думаю, вам поможет разобраться в этом вопросе глава ВОЗ, который на днях вполне основательно заявил, что сами по себе карантинные мероприятия победить эпидемию не смогут. Они лишь помогут отсрочить ее пик с тем, чтобы лучше к нему подготовиться.
И в самом деле, ну не будете же вы вечно держать почти всех людей под домашним арестом! Рано или поздно карантин придётся прекратить, и тогда болезнь, которая никуда не делась, вспыхнет с новой силой. И если государство к ней за это время подготовится, то эта вспышка обойдётся в минимальное количество жертв, а если нет, то…
Но зная известную «проворность» наших чиновников, особенно на Украине, я что-то очень сильно сомневаюсь, что они вообще способны к чему-то серьезно подготовиться. Поэтому думаю, что для них все эти показушные и, зачастую, придурковатые мероприятия не более, чем поза страуса, засунувшего голову в песок. На самом деле они не только толком не знают, что делать, но и не хотят ничего толком делать, как всегда, выходя из положения за счет жестокой эксплуатации простых людей.
Так что не надо делать из карантина какого-то идола, которому следует поклоняться столь больше, чем Христу, что ради этого идола уже и в храм не ходить! А то выходит прямо по Апокалипсису: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откр. 9: 20). А из всего вышесказанного как раз и следует, что тотальный карантин, который некоторым кажется таким золотым, на самом деле не более чем деревянный идол, мало способный нас защитить, зато готовый создать нам массу проблем.
И над всем этим, я, как православный христианин, в любом случае предпочитаю прийти в храм Божий, исповедаться, причаститься. И даже если правы мои оппоненты, и в результате сего я заражусь и умру (во что я, однако, не верю), то умру как настоящий православный христианин, исповедавший перед смертью свои грехи и напутствуемый святыми Тайнами Христовыми, поэтому имеющий надежду по смерти войти в Царство Небесное.
Что-то, наверное, моя православная вера подсказывает мне, что это гораздо лучше, чем умереть от коронавируса, другой какой-то болезни или вообще от старости (ведь мы все рано или поздно всё равно умрём), умереть во время онлайн просмотра какого-нибудь, даже самого святого богослужения!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
20. Ответ на 23, София7:
19. Ответ на 20, София7:
18. Ответ на 20, София7:
17. Две линии
16. Ответ на 16, Андрей Карпов:
15. Ответ на 15, Андрей Карпов:
14. Ответ на 14, Ксения Балакина:
13. Ответ на 12, Аноним:
12. Ответ на 11, Андрей Карпов:
11. Ответ на 8, Ксения Балакина: